Заключение по
Результатам исследования
Психологической готовности учащихся 4- кл.
к обучению в среднем звене
Актуальность исследования. При переходе со ступени начального общего образования - на основную, необходимо выявить детей составляющих «группу риска», учащихся, которые с наибольшей вероятностью столкнутся при обучении в 5 классе с трудностями в освоении образовательной программы. Следствия несформированности готовности к обучению в 5 классе -снижение успеваемости, падение интереса к учебе, нарастание тревожности, рост депрессивных состояний у учащихся, снижение самооценки, резкое нарастание дисциплинарных трудностей.
Основные цели исследования: изучение уровня и структуры психологической готовности уч-ся 4-х кл. МАОУ №67 к обучению в 5 кл; контроль за эффективностью школьного обучения; выявление причин школьной неуспеваемости, профилактика дезадаптации в 5 классе.
Под психологической готовностью к обучению понимается уровень психического развития ребенка необходимый для успешного освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Основными компонентами психологической готовности являются мотивационный и интеллектуальный:
1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и желание учиться, сформированность познавательной мотивации и мотивации достижения;
2) интеллектуальная или познавательная готовность — связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Выборку исследования составили уч-ся 4а, 4б, 4в классов в количестве 82 человек. Гендерную структуру выборки обследуемых характеризуют следующие показатели:
Класс Пол | Общая выборка | юноши | девушки | |||
ч-к | % | ч-к | % | ч-к | % | |
4а | 31,7 | 24,4 | 7,3 | |||
4б | 35,3 | 19,5 | 15,8 | |||
4в | 32,9 | |||||
Всего | 65,9 | 34,1 |
Анализ результатов исследования:
Исследование уровня школьной мотивации уч-ся 4-кл(2010- 2011уч.г.)
4а | 4в | 4б | ||||||
ч-к | % | ч-к | % | ч-к | % | |||
Выс. ур.шк. мотив. | 38,5% | 21,4% | 7,7% | |||||
Хорошая шк. мотив.(норма) | 42,3% | 35,7% | 23,1% | |||||
Положительн. внешн. мотив | 3.8% | 28,6% | 23,1% | |||||
Низкая школьная мотивация | 11.5% | 10,7% | 27,0% | |||||
Негативное отношение к школе | 3.8% | 3,6% | 19,0% | |||||
Полученные результаты исследования уровня школьной мотивации выпускников начальной школы позволяют резюмировать, что преобладающее большинство учащихся характеризует доминирование положительной мотивации обучения. Отрицательный полюс мотивационной направленности выражен у 23% испытуемых, выражающейся низкой школьной мотивации, негативном отношении к школе.
Результаты исследования уровня и структуры интеллекта.
Для выполнения теста учащиеся должны владеть определенным кругом терминов и понятий, уметь совершать с ними логические операции, сравнивать слова, устанавливать их сходство и различие, находить аналогии, выявлять математические отношения и пр.
По результатам тестирования выявлены следующие тенденции:
1. Интеллектуальное развитие уч-ся 4-х классов соответствует уровню возрастной нормы российских школьников и средне статистической, возрастной региональной норме. Получено следующее распределение учащихся по уровням интеллектуального развития:
Уровень интел. Развития | 4а | 4б | 4в | |||||
ч-к | % | ч-к | % | ч-к | % | ч-к | ||
Выше нормы | 20% | 45% | 27% | |||||
Возрастная норма | 64% | 38% | 38% | |||||
Ниже нормы | 8% | 17% | 27% | |||||
Низкий | 8% | 0% | 8% | |||||
Очень низкий | 0% | 0% | 0% |
2. Изучение структуры профиля интеллекта учащихся 4 -х классов дает возможность отметить следующие особенности их интеллектуального развития:
Наиболее выражены способности к сосредоточению внимания, пониманию различий между понятиями, сформированность математических навыков, умения выносить суждения от частного факта к общей закономерности. Выпускниам НШ свойственна достаточная сформированность умения устанавливать различного рода взаимосвязи между понятиями, сложность вызвало выделение логических отношений “противоположность” и “часть-целое”. Основная часть учащихся характеризуется хорошей работоспособностью, а также достаточной логичностью мышления. Дети неплохо справляются с дополнением простых предложений, особенно если пропущенными являются самостоятельные части речи. Ошибки чаще возникают при дополнении пропущенных понятий в сложных предложениях, особенно если они имеют вероятностный характер, или если пропущенными являются служебные части речи.
3) Уровень психологической готовности выпускников начальной школы (2011-12 уч.г) имеют
Заключение:
1) Уровень мотивационной и интеллектуальной готовности у 90% учащихся 4-х классов, соответствует образовательно-возрастной региональной норме. В тоже время необходимо отметить высокий уровень успешности выполнения субтестов, определяющих развитие способностей к выявлению аналогий, пониманию инструкций, а также достаточный уровень сформированности умения выносить суждения и активного словаря учащихся. Выпускников начальной школы характеризует высокая познавательная активность и устойчивый познавательный интерес;
2) Выявлена группа учащихся имеющих признаки несформированности основных показателей психологической готовности к обучению в среднем звене.
В группу «риска» по мотивационному показателю входят:
4а- | 4б | 4в |
1) К. Тамерлан | 1) Б. Мария | 1) Б. Анастасия |
2) М. Максим | 2) К.Ангелина | 2) Г. Даниил |
3) А. Михаил | 3)Т. Арина | 3) Д. Тенгиз |
4)Ю. Андрей | 4) Е.Марк | |
5) И. Полина | ||
6) М.в Вадим | ||
7) О. Влада | ||
8) Р.Кирилл | ||
9) П.Владимир | ||
10) П. Иван | ||
11) С. Глеб | ||
12) Т. Ростислав |
В группу «риска» интеллектуальному показателю входят:
4а- | 4б | |
1) М. Матвей | 1) Ф. Екатерина |
Следует заметить, что дети имеющие низкие показатели затрудняются адекватно реагировать на систему требований (правил), имеют низкая скорость протекания мыслительных процессов, что вызывает трудности в овладении понятиями и умственными действиями. У таких детей недостаточно развито умение анализировать условия задания, наблюдается ригидность, стереотипность подходов к решению заданий, недостаточное владение умственными операциями по установлению некоторых логико-функциональных отношений между понятиями.
Рекомендации:
1) Учитывать психологические особенности детей при обучении в 5-кл;
2) Организовать постепенный, плавный переход от начальной к основной ступени образования, в том числе изменение содержания и форм обучения.
3) Найти время, место, средства и способы учебной работы школьников 5-х классов, качественно отличной от работы учеников 1-4х классов и отвечающей возрастным новообразованиям 10-12 летних учащихся
4) Развернуть содержание учебных дисциплин и воспитательную работу через анализ результатов психодиагностических исследований реализованных в НШ;
5) Развивать самостоятельность школьников как необходимое условие для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся в основной школе;
6) На период перехода целесообразно сохранить основной уклад жизни, систему контроля и оценки со стороны учителя и учащихся в режиме начальной школы;
7) Усиление роли групповых (коллективных) форм обучения в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной).
Приложение
Сводный протокол | |||||||||||||
результатов выполнения ГИТ (Группового интеллектуального теста) | |||||||||||||
учащимися | 4 а | класса | |||||||||||
МБОУ №67 | |||||||||||||
МАЙ 2012 ГОДА | |||||||||||||
№ | Фамилия, имя | 1. Инструкции | 2. Арифметика | 3. Предложения | 4. Различия | 5. Числовые ряды | 6. Аналогии | 7. Символы | Сумма | Уровень умственного развития | |||
Близкий к норме | |||||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
Низкий | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Высокий уровень | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Возрастная норма | |||||||||||||
Близкий к норме | |||||||||||||
Среднее по группе | 7,9 | 6,84 | 7,7 | 80,6 | |||||||||
Стандартное отклонение | 2,72 | 2,25 | 2,61 | 4,86 | 2,22 | 4,8 | 4,03 | 19,779 | |||||
% | 40% | 34% | 39% | 43% | 53% | 27% | 49% | 40% | |||||
Сводный протокол | |||||||||||||
результатов исследования уровня школьной мотивации | |||||||||||||
учащимися 4а класса | |||||||||||||
фамилия, имя | Сумма | Уровень мотивации | |||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
V | |||||||||||||
III | |||||||||||||
II | |||||||||||||
IV | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
IV | |||||||||||||
IV | |||||||||||||
IV | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
II | |||||||||||||
V | |||||||||||||
IV | |||||||||||||
III | |||||||||||||
IV | |||||||||||||
III | |||||||||||||
III | |||||||||||||
V | |||||||||||||