Историческими, то есть существовавшими главным образом в историческом прошлом, формами общности людей являются род, племя и народность.
Род был основан на принципе кровного родства. Племя – общность людей, основанная на принципе единства территории.
Род и племя были этническими формами общности людей, то есть были основаны на единстве происхождения.
Народность основана на ряде признаков, в том числе территориально-языковом, но является крайне неустойчивой формой общности. Народности возникают одновременно с первыми государствами.
Нация – устойчивая форма общности людей, возникающая в период модернизации, то есть во время рождения индустриального общества. |
Выделяют такие признаки нации как единство
· языка
· религии
· территории
· государственной принадлежности (политический признак)
· менталитета (особенностей национальной психологии)
· культуры
· экономики
· исторической судьбы.
Национальные конфликты, возникающие в современном мире как внутри многонациональных государств, так и между странами, являются одной из острейших глобальных проблем современного мира. Важнейшим направлением решения этих конфликтов являются соблюдение прав каждого гражданина вне зависимости от его национальной принадлежности.
В современном мире проходит развитие двух разнонаправленных, и, в то же время, взаимосвязанных тенденций. Это тенденция к сближению наций, глобализации, и процесс национального и конфессионального размежевания, тенденция к самостоятельному развитию наций.
Молодёжь и её особенности.
Молодёжь – большая социальная группа, выделяемая по демографическому признаку, в которую входят люди после подросткового возраста и до вступления в средний возраст. |
|
Важнейшие социальные особенности молодёжи:
- высокая социальная мобильность,
- освоение новых социальных ролей.
Важнейшим психологическим отличием молодёжи от людей любых других возрастных групп является то, что молодым людям свойственно стремление к самовыражению. Это выражается в том, что молодёжь стремиться к созданию собственной молодёжной субкультуры.
Юридический статус молодых людей определяется, прежде всего, их правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность – это наличие у человека прав человека. Она всегда наступает с момента рождения и заканчивается только в связи со смертью. Дееспособность – способность совершать поступки по реализации и защите своих прав. Различные степени ограниченной дееспособности свойственны различным возрастным группам. Так, с 6 лет можно совершать мелкие бытовые сделки с ведома и разрешения родителей, с 14 – распоряжаться своими средствами, с 16 – устраиваться на постоянную работу. С 18 лет по общему правилу гражданин обретает полную дееспособность.
Семья и её функции.
Семья – малая социальная группа, состоящая из людей, связанных узами брака (муж и жена) и близким кровным родством (родители и дети). |
Как социальный институт семья выполняет ряд важных общественных функций.
Репродуктивная функция семьи заключается в воспроизводстве потомства.
Функция социализации – в том, что именно в семье начинается процесс превращения подростка-индивида в личность.
|
Хозяйственно-бытовая – в ведении домашнего хозяйства и уходе за малолетними, престарелыми и больными членами семьи.
Экономическая – в материальной поддержке несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Социально-статусная – в том, что семья наделяет ребёнка разнообразными статусами (например, «профессорская дочка» или «мальчик из плохой семьи»).
Эмоциональная – в оказании психологической поддержки членам семьи.
Защитная – в осуществлении физической, экономической и эмоциональной защиты членов семьи.
Духовно-нравственная – в том, что в семье е только зарождается личность, но и происходит её духовно-нравственное развитие.
Досуговая – в организации рационального отдыха для членов семьи.
Классификация семей.
По родственной структуре семьи бывают неполные (мать или отец, воспитывающие ребёнка), нуклеарные (родители и их дети) и многопоколенные (к родителям и детям добавляются дедушки и бабушки, прадедушки и прабабушки и т.д.). ИХ ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТ РАСШИРЕННЫМИ.
По числу детей – бездетные, малодетные (один-два ребёнка), и многодетные (от трёх и более детей).
По распределению домашних обязанностей – традиционные (жёсткое распределение обязанностей между членами семьи, жёсткое подчинение жены мужу, детей родителям) и демократические (справедливое распределение домашних обязанностей)
По типу воспитания детей – авторитарные (родители воспитывают детей по принципу «ты будешь таким, каким мы хотим тебя видеть»), либеральные («ты можешь быть таким, каким хочешь») и демократические («ты будешь таким, каким по нашему с тобой общему мнению ты должен быть»).