Упражнение «Недостающий человек»




Эта замечательная психологическая техника не требует командной работы, её выполняет один человек. Для этого Вам нужно остаться в одиночестве, расслабиться, взять лист бумаги и ручку и начать вспоминать...

 

Представьте себе такую ситуацию. Маленькому мальчику всё детство запрещали есть мороженое. Прошли годы. Мальчик вырос, у него было много карьерных вариантов, но почему-то он предпочёл работать на молочном заводе, начальником цеха, выпускающего эскимо... Почему бы это? Что за странные хитросплетения судьбы...

 

Собственно, ответом на этот вопрос и послужит техника для самоанализа, которую мы предлагаем ниже.

 

Эта замечательная психологическая техника не требует командной работы, её выполняет один человек. Для этого Вам нужно остаться в одиночестве, расслабиться, взять лист бумаги и ручку и начать вспоминать...

 

Задача человека, который выполняет это упражнение такова:

 

Нужно перенестись мыслями в своё детство — в прошлое, и попытаться воссоздать атмосферу, которая Вас тогда окружала. Оказавшись в своём детстве, теперь нужно постараться ответить на вопрос: «Какого человека не хватало в моём прошлом?»

 

Запомните: не вещи, не места, а именно — человека, причём одного. Подумайте об одном главном человеке.

 

Это должен быть такой «недостающий человек», благодаря которому наша жизнь могла бы быть другой, сильно измениться, разумеется, в лучшую сторону.

 

Таким человеком может быть, навскидку:

 

мать,

отец,

бабушка,

дедушка,

брат,

сестра,

настоящий друг,

Учитель,

Тренер,

добрый сосед...

 

После того, как Вы хорошо представили себе эту ситуацию в уме, начинайте переносить свои эмоции и соображения на лист бумаги, записывая их как наброски разрозненных мыслей или эссе.

 

Постарайтесь описать:

 

внешность этого человека,

его (примерную) биографию,

ваши совместные досуги (Чем бы вы занимались вместе, если бы этот человек был в Вашей жизни?)

Постарайтесь ответить на вопросы:

 

Что бы хорошего случилось в моей жизни в присутствии этого человека?

Чего бы не случилось в моей жизни, будь этот человек рядом со мной?

Как бы по-другому я жил сейчас (вплоть до сегодняшнего дня), если бы этот человек оказал на меня своё влияние тогда, в прошлом?

Как бы мы общались сейчас?

Это упражнение — типичное для гештальт-терапии.

 

Оно призвано — вскрывать наши детские травмы и обиды, глубоко загнанные внутрь. Если прямо спросить человека (или самого себя) «Каковы твои (мои) детские травмы?», он ничего не скажет, и будет прав. Сложно ответить что-либо вразумительное на такой глупейший вопрос...

 

Но данная техника — «техника непрямого спрашивания» позволит получить самый подробный, качественный и обстоятельный ответ на такой сложный вопрос. Более того, в процессе написания этого эссе (набросков), пишущий человек испытывает психотерапевтическое освобождение от многих неосознанных проблем — переживает психотерапевтический катарсис.

 

Что даёт это упражнение для нашего бытия «здесь и сейчас»?

 

Ретроспективно взглянув на своё прошлое, мы можем с ясностью увидеть причины нашего теперешнего поведения.

 

Зададим себе следующие вопросы и ответим на них также в письменной форме:

 

Компенсировали ли мы уже на сегодняшний момент отсутствие этого «недостающего человека»?

Если Ваш ответ «Да, компенсировал», то уточните —кем, чем, когда и при каких обстоятельствах произошла эта компенсация.

Если Ваш ответ «Нет», то подумайте и напишите: актуально ли для Вас ещё и дальше всё-таки искать этой компенсации? Развейте и обоснуйте: почему это для Вас ещё актуально (или, наоборот, уже совсем неактуально). Как бы вы хотели это компенсировать? Есть ли у Вас конкретные соображения на этот счёт?

(Вернёмся к Пункту 2) Если вы уже компенсировали «недостающего человека» из Вашего детства в своей взрослой жизни, ответьте на такой вопрос: как, по Вашему, адекватна ли эта компенсация? Состоялась ли она? Или Вы компенсировали свою детскую травму «не тем», «не с теми» и «не так»? Что бы Вы сейчас могли исправить, если компенсация,по-Вашему, «не удалась»?

Выполнение этого упражнения расставляет все точки над «I». Более того, оно позволяет нам отчётливо понять:

 

- как мы оказались в том или ином месте,

- почему мы влачим ту или иную лямку,

- что делает рядом с нами тот или иной странный человек...

 

Принимать решение — что теперь со всем этим делать, будете Вы... Никакой психотерапевт (если он — нормальный специалист и дорожит своей репутацией профессионала) не будет, не имеет права давать Вам совет: как поступить со «всем обнаружившимся» в ходе этого анализа...

 

Это упражнение — лишь фонарик, который вручён Вам для того, чтобы Вы могли осветить все тёмные углы того загадочного места, куда занесла Вас Жизнь...

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: