Перспективы создания панафриканской зоны свободной торговли.




Стремление к объединению африканских стран берет начало с рубежа 1950-1960-х гг., периода получения политической независимости. Именно в этот период стали создаваться первые интеграционные группировки, которые рассматривались как ключевое направление экономического развития освободившихся от колониальной зависимости стран, инструмент реформирования и интеграции национальных экономик в мировое хозяйство. Важную роль в инициировании интеграционных соглашений сыграла Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА), призвавшая страны проводить политику импортозамещения в целях сокращения зависимости от внешнего мира и "опоры на собственные силы", ускорения экономического развития. С учетом рекомендаций ЭКА в основу Устава Организации африканского единства (1963 г.) был положен принцип регионализма и определена стратегическая цель создания общего африканского союза. Следующим этапом можно считать Лагосский план действий (1980г.) по формированию Панафриканского общего рынка к 2000 г. на основе постепенного перехода от зоны свободной торговли, общего рынка к экономическому союзу в трех субрегионах в Восточной и Южной Африке, Центральной Африке и Западной Африке. В качестве стержней объединения были избраны ведущие группировки Общий рынок стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА),Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) и Экономическое сообщество стран Центральной Африки (ЭККАС). 1 1 В 1991 г. главы африканских государств подписали Договор Абуджа о создании Панафриканского экономического сообщества (Рan African Economic Community - PAEC) за счет активизации интеграционных проектов на субрегиональной основе как более легкого пути торговой и инвестиционной либерализации в регионе. Панафриканское экономическое сообщество должно быть создано в течение 34 лет, начиная с 1994 г. на основе реализации таких мер, как • Ликвидация таможенных пошлин во взаимной торговле и формирование зоны свободной торговли; • Устранение или гармонизация нетарифных барьеров и введение общего таможенного тарифа в рамках таможенного союза; • Достижение свободного перемещения товаров и факторов производства в рамках общего рынка; • Гармонизация экономической, социальной и экологической политики и создание экономического союза или сообщества. Один из последних африканских планов экономического развития - Новое партнерство для развития Африки - НЕПАД (New Partnership for Africa's Development - NEPAD), нацеленное на содействие взаимным торговым и инвестиционным связям, на координацию национальной экономической политики. Основу НЕПАД составляют две программы – Программа партнерства по оживлению экономического развития Африки в новом столетии (Millennium Partnership for the African Recovery Programe – MAP) и План Омега (Omega Plan). Первая упомянутая программа нацелена на разрешение межафриканских конфликтов, привлечение инвестиций, финансовой помощи и решение проблемы внешнего долга. План Омега исходит из приоритета развития сельского хозяйства, образования, здравоохранения и инфраструктуры. Слияние двух программ привело к разработке единой программы под названием Новая Африканская Инициатива (New African Initiative – NAI), одобренной в июле 2 2 2001г. на саммите глав государств и правительств стран-членов Организации африканского единства. Окончательный вариант Новой Африканской Инициативы появился в октябре 2001г. и получил новое название НЕПАД. В основу программы положены такие принципы, как лидерство, широкое участие всех слоев общества, национальных и зарубежных предпринимателей. Ее цели к 2015 году: • Сокращение в два раза численности населения, живущего за чертой бедности (менее 1 долл.США в день); • Обучение в начальной школе всех детей школьного возраста; • Достижение равенства между полами в прохождении начального и среднего общего образования; • Сокращение уровня детской смертности на 2/3; • Разработка национальных стратегий устойчивого развития с сохранением сложившихся экосистем и имеющихся экологических ресурсов. Для реализации этих стратегических целей необходим экономический рост в среднем ежегодно в 7% в течение 15 лет, а также такие меры, как поддержание мира и безопасности на континенте, сокращение разрыва в уровнях развития инфраструктуры, развитие людских ресурсов, сельского хозяйства и экологии, привлечение зарубежных инвестиций и обеспечение доступа на рынки. Институтом, ответственным за реализацию целей и определение конкретных мер по их достижению в рамках Программы «Нового партнерства по развитию Африки», являются саммиты глав государств и правительств Африканского Союза (новое название Организации Африканского единства). В период между саммитами действует Исполнительный комитет глав государств и правительств, состоящий из 20 членов (по 4 представителя от каждого из пяти субрегионов Африки). Административные и координационные функции 3 3 возложены на Секретариат НЕПАД, штаб-квартира которого находится в Южной Африке. Секретариат отвечает за координацию проектов и мер, определенных в рамках саммитов стран-членов, за полную интеграцию НЕПАД в структуры и процесс формирования Африканского союза.


26. Развитие интеграции в Северо-Восточной Азии.

К региону Северо-Восточной Азии (СВА) относятся три крупных и наиболее развитых государства - Япония, Китай и Республика Корея, а также Тайвань, Гонконг и Макао как специальные административные районы КНР, Монголия и КНДР. Китай, Япония и Корея проводили изоляционистскую политику с середины XIX века и следующие 100 лет их отношения были отмечены колониальными вой-нами и агрессиями. После второй мировой войны разразилась корейская война, сохранились конфликты и территориальные споры. Первая концепция формирования региональной зоны свободной торговли была выдвинута известным японским аналитиком К.Кодзима еще в 1965 г., но объективные предпосылки отсутствовали. Тем не менее, она положила начало образованию региональных организаций неправительственного характера. В течение нескольких десятилетий в регионе СВА развивалась рыночная интеграция, но не институциональная. Проекты последней стали разрабатываться с конца 1990-х гг. Этому содействовали изменения в торговой политике трех стран, нацеленные на подписание соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ).
Интеграционным процессам в СВА содействуют центростремительные факторы, как: (1) географическая близость; (2) экономическая взаимозависимость и взаимодополняемость между странами; (3) проведение экспортноориентированной политики; (4) открытость национальных экономик и их высокая зависимость от внешних связей.

В то же время сохраняется значение и центробежных факторов, затрудняющих экономическую интеграцию в регионе. Из их числа следует выделить: (1) разные уровни экономического развития: более развита японская экономика, к ней близка южнокорейская экономика и менее развита, но динамично растущая китайская экономика; (2) дифференциация в среднедушевых доходах: в Японии - 36426,3 долл., в Республике Корея - 34355,7 долл. и в Китае - 13216,5 долл. в 2014 г.1; (3) политические разногласия между тремя основными государствами СВА; (4) борьба за экономическое и политическое лидерство между Японией и Китаем; (5) исторические причины; (6) территориальные споры.

Рамочное соглашение между Китаем и Тайванем (2010 г.), которое де-факто является соглашением о зоне свободной торговли. По Рамочному соглашению предусмотрено устранить таможенные пошлины в отношении 59 товарных групп в КНР и 267 товарных групп на Тайване. Определена таможенная либерализация ввоза химической продукции, автомобилей и компонентов, текстильной продукции. Подписание этого соглашения вызвало озабоченность правительственных и бизнес-кругов Японии и Республики Корея, т.к. оно ставило их ТНК в менее благоприятные экономические условия по сравнению с тайваньскими корпорациями на китайском рынке. Данный факт стал одним из стимулов в продвижении проекта трехсторонней Северо-Восточноазиатской зоны свободной торговли (СВАЗСТ).
Китайско-южнокорейская зона свободной торговли охватывает сферу услуг, в отношении которых установлен национальный режим. РНБ не включен в данное соглашение, что, например, отличает интеграционную практику Республики Корея, но не Китая. Исключения из национального режима составляют позитивный список. Либерализация охватывает небольшой перечень услуг, как юридические, инжиниринговые, экологические и развлекательные. Регулирование прав интеллектуальной собственности (ИПС) касается типов ИПС, продолжительности их защиты до 20-50 лет для копирайта, авторских работ, музыкальных продюсеров, радиовещательных организаций, а также включает штрафные санкции за нарушения и уголовные преступления. В целом, нормы соответствуют положениям Соглашения ТРИПс в рамках ВТО5.

Соглашение о ЗСТ Китая и Республики Корея включает вопросы экологии, которые определены в самостоятельном разделе. Для КНР это - второй опыт после соглашения о ЗСТ с Новой Зеландией. Определено развитие экологического сотрудничества, необходимость подписания и выполнения многосторонних экологических соглашений, выполнение обязательств с учетом действующих соглашений, проведение консультаций по спорным вопросам без создания соответствующего механизма разрешения споров, формирование двустороннего экологического комитета. Применение штрафных санкций за нарушение норм соглашения не предусмотрено. Перечисленные нормы в целом соответствуют интеграционной практике двух государств6. Соглашение о китайско-южнокорейской зоне свободной торговли не включает вопросы регулирования трудовых отношений, что стало характерно для международной практики РТС в последние несколько лет. Вместе с тем, в трудовом законодательстве двух стран есть пробелы, а также существуют проблемы в трудовой миграции между КНР и Республикой Корея7. Отличительной чертой рассматриваемой ЗСТ является подписание отдельного соглашения между странами по отчислениям на социальное страхование, в соответствии с которым граждане одной стороны, работающие на территории другого договаривающегося государства, освобождаются от подобных отчислений.

ПРОЕКТ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ЗОНЫСВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Несмотря на исторически сложившийся невысокий уровень взаимных торгово-экономических связей, который повысился в последнее десятилетие, в СевероВосточной Азии растет интерес к углублению сотрудничества и приданию ему качественно нового формата - общерегионального интеграционного объединения. Концепция трехстороннего сотрудничества в Северо-Восточной Азии была предложена в 1998 г. премьером Японии К.Обучи. В спустя два года в конце 2000 г. президент Республики Корея Ким Дэ Джун инициировал создание зоны свободной торговли в формате АСЕАН+3, т.е. 10 стран-участниц АСЕАН, Японии, Китая и Республики Корея.


27. Влияние АСЕАН на интеграционные процессы в АТР.

Особенностью интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является форми­рование субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых очень различ­на и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных зон из двух или нескольких стран. На основе развития региональной торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.

АСЕАН - это объединение десяти стран Юго-Восточной Азии: Брунея, Вьетнама, Индонезии, Камбоджи, Лаоса, Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Таиланда и Филиппи н, занимающих почти четыре с половиной милиона квадратных километров в стратегически важном перекрестке мировых коммуника­ций. Там сходятся Азия и Океания, Индийский и Тихий океаны. Население входящих в Ассоциацию государств уже составляет порядка 500 млн. человек.

Первый документ - Декларация АСЕАН, или Бангкокская декларация, зафиксировавший появление на международной арене новой региональной организации, был принят 8 августа 1967 г. на учредительной встрече министров иностранных дел 5 стран ЮВА: Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура и Малайзии.

Основными целями этой организиции провозглашались следующие:

· ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посред­ством совместных действий в духе равноправия и партнерства;

· укрепление мира и региональной стабильности, соблюдение принципа справедливости в междуна­родных отношениях и Устава ООН.

· После окончательного формирования «АСЕАН 10» Ассоциация государств Юго-Восточной Азии достигла полного соответствия своему названию, став подлинно региональной организацией. Она получила право выступать от лица всей ЮВА и претендовать на более прочное место в системе современных международных отношений.

· В настоящее время АСЕАН представляет собой региональную организацию, которую характеризуют динамичное развитие и позитивный вклад в упрочение мира, стабильности и сотрудничества в ЮВА, АТР и во всем мире.

Именно с этой организации начался интеграционный процесс в АТР и именно в ней объединены наиболее динамичные новые индустриальные страны Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН. Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встреча­ми с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступа­ют ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономи­ки и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностран­ных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секрета­риат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. - бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Интеграционный процесс в рамках АСЕАН включает в себя:

· в соответствии с Соглашением о создании зоны преференциальной торговли (1977 г.) предоставле­ние торговых льгот странам-участницам;

· в соответствии с Соглашением АФТА (ASEANFreeTradeArrangment) - создание зоны свобод­ной торговли. Соглашение вступило в силу с 1 января 2002 г.; схемы промышленного сотрудниче­ства АСЕАН;

· в соответствии с рамочным соглашением о зоне инвестиций АСЕАН (АИА) либерализацию движе­ния капитала.

Таким образом, современная динамика развития АСЕАН происходит в русле тенденций «нового регионализма»[2], который, во-первых, охватывает гораздо большее число областей жизнедеятельности (торговля, экономическое развитие, окружающая среда, новые процессы в области безопасности и т.д.), во-вторых, связан с взаимодействием не только государств, но и негосударственных факторов, в-третьих, тесным образом связан с процессами глобализации, развивается в глобальной среде, учитывает трансна­циональные и межрегиональные процессы.


28. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

В начале 2012 г. стартовал важный интеграционный проект - Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Начало пути к этому проекту положено двадцать лет назад, когда после распада СССР было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), опыт которого позволил затем образовать такие формы интеграции постсоветских стран, как ЕврАзЭС и Таможенный союз. Единое экономическое пространство должно стать отправной точкой объединения стран на качественно новом уровне, речь идет о формировании Евразийского союза. Эта структура, вобрав в себя опыт многолетнего межгосударственного сотрудничества на постсоветском пространстве, позволит модернизировать принципы партнерства в соответствии с новыми экономическими реалиями.

Содружество Независимых Государств. Оценка результатов деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ) и в самих странах СНГ, и за их пределами неоднозначна. Анализ эффективности достигнутого и упущенных возможностей за 20 лет существования Содружества дается в статье помощника заместителя председателя Исполнительного комитета - исполнительного секретаря СНГ Н.Н. Шуйского [1]. Автор отмечает, что среди экспертов «преобладает мнение, что СНГ создавалось как инструмент "цивилизованного развода" бывших республик Советского Союза, а сейчас существует только как полезный форум для встреч и консультаций на различных уровнях». Можно согласиться с такой точкой зрения.

Говоря о просчетах в деятельности СНГ, надо отметить, что не были своевременно выработаны и приняты базовые соглашения, которые бы определили принципы, отражающие единство общих экономических интересов стран Содружества. Большинство соглашений носило двусторонний характер, касалось национальных интересов отдельных государств, при этом организационно-правовой системный механизм, регулирующий межгосударственные экономические отношения, отсутствовал. В соответствии со сложившимся механизмом регулирования экономические отношения носили в основном консультативный характер, а обязательства сторон зачастую не выполнялись. Формированию зоны свободной торговли, общего рынка нередко препятствовали имеющиеся между отдельными странами СНГ исторически сложившиеся межнациональные и межрегиональные проблемы, пограничные споры, иные нерешенные вопросы, которые актуальны до настоящего времени.

Однако следует отметить, что СНГ сыграло и положительную роль в укреплении национального суверенитета новых государств на постсоветском пространстве, в развитии экономических реформ, формировании рыночной экономики, создании зоны свободной торговли, реализации национальных антикризисных программ, а отчасти и в деле развития некоторых институтов межгосударственных отношений. Сейчас наступили новые времена, возникли новые проблемы, требующие разработки иных подходов и решений.

Отметила свое 20-летие и Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ (МПА). Несомненно, МПА принимала активное участие в создании нормативно-правовой базы Содружества, которая применялась в различных формах и степени в странах СНГ. Но сегодня другое время, перед странами СНГ стоят более сложные задачи; они прошли этап так называемого «цивилизованного развода» в период распада СССР, теперь же возникла необходимость их активной интеграции во всех сферах деятельности - экономической, политической и социально-гуманитарной. Это, несомненно, требует нового формата нормативно-правовой базы, иного механизма действия соответствующих инструментов. Пока же интеграция на постсоветском пространстве происходит на «малых оборотах», если не сказать «буксует». Одной из причин является отставание темпов законотворческой деятельности, разработки нормативных документов от темпов самих интеграционных процессов в масштабах Содружества. В результате часто возникает или недоверие по отношению к новым межгосударственным (наднациональным) институтам управления, или просто недопонимание их роли и функций. Очевидно, что нормативно-правовая, законотворческая деятельность в рамках ЕврАзЭС должна развиваться синхронно с организационной деятельностью по формированию институтов ЕврАзЭС, а во многих случаях даже с опережением. Сегодня от идей создания Зоны свободной торговли, Единого экономического пространства, Таможенного союза надо переходить к практическим шагам, к созданию правовых основ Евразийского экономического сообщества, к законодательной деятельности. Здесь уместно отметить, что на конференции Межпарламентской ассамблеи в Санкт-Петербурге председатель Государственной думы С.Е. Нарышкин говорил о необходимости создания Евразийского парламента, в работе которого могли бы принять участие представители всех парламентов Союза.

Евразийский союз - новый центр взаимовыгодной интеграции на постсоветском пространстве. Участники ЕврАзЭС неоднократно подтверждали намерение сохранить организацию, но уже в обновленном виде. В марте 2012 г. состоялся саммит участников ЕврАзЭС, где было отмечено, что с 1 января 2012 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном действует качественно новая интеграционная структура - Единое экономическое пространство, единый рынок товаров, услуг и рабочей силы. На этой основе и будет происходить трансформация ЕврАзЭС в Евразийский союз (ЕАС), который должен начать реально функционировать в 2015 г.

Для мирового сообщества на современном этапе характерны интенсивные интеграционные процессы. В основе различных союзов лежат как политические, так и экономические мотивы и, несомненно, вопросы национальной безопасности. Очевидно, что превалируют экономические интересы, экономические выгоды, а политические мотивы выступают как средство для реализации данной цели. Сегодня можно выделить три основных центра притяжения - это США, Китай, Евросоюз. Как правило, вокруг крупных, сильных центров интегрируются более слабые сателлиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: