На Бланке вверху укажите дату, фамилию и инициалы (по желанию), пол, место учебы (работы). Экспериментатор будет зачитывать номер пункта методики, начиная с первого, и его содержание, затем следующий номер, и т.д. Напротив номера вопроса записывайте свои ответы цифрами, обозначающими силу интереса к данному виду занятий (по шкале А) и затраты времени на эти занятия (по шкале Б).
Например, зачитывается первый пункт " Умственные интересы и занятия". Если Вы выбрали по шкале А ответ "высокий интерес" к данному виду занятий, то Вы ставите напротив пункта 1 в колонке А цифру 4; если Вам по шкале Б соответствует, например, ответ "среднее время" - Вы ставите рядом с цифрой 4, в колонке Б, цифру 3. И так далее по всем пунктам методики.
Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!
БЛАНК ИСПЫТУЕМОГО
ФИО………………………………………………….. Возраст ………. Пол ……..
Дата ……………..
Место работы (учебы) …………………………………………………
№№ пункта | Шкала А (балл) Сила интереса | Шкала Б (балл) Время на его осуществление |
Х среднее | ||
Показатель | И | З |
Уровень гармоничности | Ги | Гз |
ВИДЫИНТЕРЕСОВ И ЗАНЯТИЙ
1. Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение, фантазирование, размышление, планирование.
2. Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, оздоровительный бег, ходьба, танцы, прогулки, походы, хатха-йога и т.п.
|
3. Ситуативные - учебные, рабочие, бытовые - интересы и дела - кратковременные и конкретно направленные занятия на работе, учение в школе, бытовые и семейные заботы, гигиенические процедуры, покупки, и т.п.
4. Интерес и обращение к вечным темам жизни - смысл жизни, цели человечества, законы природы, добро-истина-красота, любовь как общее явление, Бог, единство человека и Космоса, Природа, и т.п.
5. Интересы и занятия, связанные с естественной, природной средой - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных, работа в огороде.
6. Интересы и дела, связанные с жизнью в городской среде - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др.
7. Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, способов работы, образов, сюжетов, моделей и конструкций, новых теорий, литературных произведений; открытие новых фактов, закономерностей, и т.п.
8. Нетворческие, рутинные интересы и занятия - деятельность, в которой не возникает ничего нового; привычные желания, привычные действия, способы работы, привычные отношения и мысли.
9. Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (семья, друзья, учебная или рабочая группа, группа по интересам, и др.).
10. Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любая индивидуально совершаемая деятельность.
11. Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение.
12. Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение.
|
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Определяем выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям - И - подсчитываем среднее арифметическое ответов по шкале А (сумму баллов по А делим на 12). По таблице уровней гармоничности характеристик образа жизни (таблица 1) определяем уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги.
2. Определяем выраженность осуществления адаптивно необходимых занятий – З - подсчитываем среднее арифметическое балльных ответов по шкале Б (сумму баллов по Б делим на 12, т.е. на общее число пунктов). По той же таблице 1 уровней гармоничности определяем уровень гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.
3. Наконец, определяем уровень гармоничности образа жизни - Гож - путем соотнесения уже полученных уровней гармоничности интересов и занятий Ги и Гз по специальной Шкале определения уровня Гож (таблица 2).
4. Выделяем по отдельным пунктам наиболее яркие противоречия между силой интереса (А) и его осуществлением (Б). Противоречия в 2 и более баллов говорят о внутренней дисгармонии и требуют оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью их смягчения или устранения.
Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик образа жизни
(по балльным показателям)
УРОВЕНЬ | Гармоничность силы интересов (Хср = 3,25 балла) | % | Гармоничность времени занятий и образа жизни (Хср = 3,00 балла) | % |
ВЫСОКИЙ | 3,61 – 5,00 | 65,1 - 100,0 | 3,51 - 4,50 | 62,6 - 87,5 |
ПСЕВДО- ВЫСОКИЙ | -- | -- | 4,51 - 5,00 | 87,6 - 100,0 |
СРЕДНИЙ | 2,91 - 3,60 | 47,6 - 65,0 | 2,81 - 3,50 | 45,1 - 62,5 |
НИЗКИЙ | 1,00 - 2.90 | 0,00 - 47,5 | 1,00 - 2,80 | 0,00 - 45,0 |
Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср = 3,00), чем к уровням гармоничности интересов (Хср = 3,25), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.
|
Шкала перевода в проценты любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе:
балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6
% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40
балл 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3
% 42,5 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5
балл 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 5,00.
% 85 87,5 90 92,5 95 97,5 100,0
Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности образа
жизни Гож
№№ | Уровень Ги (по шкале А) | Уровень Гз (по шкале Б) | Уровень Гож |
В | В | В | |
С | В | В | |
В | ПВ | ПВ | |
С | ПВ | ПВ | |
В | С | С | |
С | С | С | |
Н | В | С | |
Н | ПВ | С | |
Н | С | С | |
В | Н | Н | |
С | Н | Н | |
Н | Н | Н |
Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень,
С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности И, З, ОЖ
Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом. Из таблицы 2 видно, что этот уровень в большинстве случаев совпадает с уровнем гармоничности занятий Гз (кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к среднему уровню Гож).
В Шкале определения уровня Гож (таблица 2) соотносимые уровни Ги и Гз расположены в порядке предпочтения. Это сделано для облегчения последующей процедуры ранжирования полученных данных изучаемой группы испытуемых.
ПРАВИЛА РАНЖИРОВАНИЯ
- Ранг 1 присваивается лучшему результату, т.е. с В уровнем Гож, полученном из соотношения уровней Ги и Гз - "В - В" (первая строка в таблице 2). Если таких случаев "В - В" несколько, то ранг 1 присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале Б. Если обнаруживаются и такие одинаковые случаи, то присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале А. Если и здесь все оказалось одинаковым, то присваиваем каждому из них средний ранг, вычисленный по стандартным правилам любого ранжирования одинаковых данных (среднеарифметический ранг).
- После ранжирования случаев В уровня Гож с соотношением "В - В" переходим ко второму типу выраженности В уровня Гож - с соотношением "ПВ - В", и т.д. сверху вниз, вплоть до самого нижнего Н уровня Гож с соотношением уровней Ги и Гз - "Н - Н".