Не трачу время; 2 – мало времени; 3 – среднее время; 4 – много времени; 5 – очень много времени




 

На Бланке вверху укажите дату, фамилию и инициалы (по желанию), пол, место учебы (работы). Экспериментатор будет зачитывать номер пункта методики, начиная с первого, и его содержание, затем следующий номер, и т.д. Напротив номера вопроса записывайте свои ответы цифрами, обозначающими силу интереса к данному виду занятий (по шкале А) и затраты времени на эти занятия (по шкале Б).

Например, зачитывается первый пункт " Умственные интересы и занятия". Если Вы выбрали по шкале А ответ "высокий интерес" к данному виду занятий, то Вы ставите напротив пункта 1 в колонке А цифру 4; если Вам по шкале Б соответствует, например, ответ "среднее время" - Вы ставите рядом с цифрой 4, в колонке Б, цифру 3. И так далее по всем пунктам методики.

Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!

 

БЛАНК ИСПЫТУЕМОГО

 

ФИО………………………………………………….. Возраст ………. Пол ……..

Дата ……………..

Место работы (учебы) …………………………………………………

№№ пункта Шкала А (балл) Сила интереса Шкала Б (балл) Время на его осуществление
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Х среднее    
Показатель И З
Уровень гармоничности Ги Гз

 

 

ВИДЫИНТЕРЕСОВ И ЗАНЯТИЙ

1. Умственные интересы и занятия - преимущественная работа головой, обучение наукам, решение задач, чтение, фантазирование, размышление, планирование.

2. Интересы и занятия, связанные преимущественно с физическими нагрузками - работа руками, спорт, зарядка, оздоровительный бег, ходьба, танцы, прогулки, походы, хатха-йога и т.п.

3. Ситуативные - учебные, рабочие, бытовые - интересы и дела - кратковременные и конкретно направленные занятия на работе, учение в школе, бытовые и семейные заботы, гигиенические процедуры, покупки, и т.п.

4. Интерес и обращение к вечным темам жизни - смысл жизни, цели человечества, законы природы, добро-истина-красота, любовь как общее явление, Бог, единство человека и Космоса, Природа, и т.п.

5. Интересы и занятия, связанные с естественной, природной средой - общение с природой в лесу, в поле, на воде, в горах; прогулки пешие, лыжные и др. на природе, выращивание растений и животных, работа в огороде.

6. Интересы и дела, связанные с жизнью в городской среде - учебные, рабочие, бытовые, культурные, развлекательные и др.

7. Творческие интересы и занятия - создание новых игр, способов решения задач, способов работы, образов, сюжетов, моделей и конструкций, новых теорий, литературных произведений; открытие новых фактов, закономерностей, и т.п.

8. Нетворческие, рутинные интересы и занятия - деятельность, в которой не возникает ничего нового; привычные желания, привычные действия, способы работы, привычные отношения и мысли.

9. Интересы и занятия, осуществляемые в группе людей - общение с людьми, коллективные дела (семья, друзья, учебная или рабочая группа, группа по интересам, и др.).

10. Интересы и занятия, осуществляемые в одиночку - любая индивидуально совершаемая деятельность.

11. Интерес к общению и общение с противоположным полом - деловое, дружеское (для взрослых - и интимное) общение.

12. Интерес к общению и общение с лицами своего пола - деловое, дружеское и хобби-общение.

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Определяем выраженность интересов к адаптивно необходимым занятиям - И - подсчитываем среднее арифметическое ответов по шкале А (сумму баллов по А делим на 12). По таблице уровней гармоничности характеристик образа жизни (таблица 1) определяем уровень гармоничности выраженности интересов к адаптивно необходимым занятиям Ги.

2. Определяем выраженность осуществления адаптивно необходимых занятийЗ - подсчитываем среднее арифметическое балльных ответов по шкале Б (сумму баллов по Б делим на 12, т.е. на общее число пунктов). По той же таблице 1 уровней гармоничности определяем уровень гармоничности осуществления необходимых видов занятий Гз.

3. Наконец, определяем уровень гармоничности образа жизни - Гож - путем соотнесения уже полученных уровней гармоничности интересов и занятий Ги и Гз по специальной Шкале определения уровня Гож (таблица 2).

4. Выделяем по отдельным пунктам наиболее яркие противоречия между силой интереса (А) и его осуществлением (Б). Противоречия в 2 и более баллов говорят о внутренней дисгармонии и требуют оперативных решений по гармонизации образа жизни с целью их смягчения или устранения.

 

Таблица 1. Примерные уровни гармоничности характеристик образа жизни

(по балльным показателям)

УРОВЕНЬ Гармоничность силы интересов (Хср = 3,25 балла) % Гармоничность времени занятий и образа жизни (Хср = 3,00 балла) %
ВЫСОКИЙ 3,61 – 5,00 65,1 - 100,0 3,51 - 4,50 62,6 - 87,5
ПСЕВДО- ВЫСОКИЙ -- -- 4,51 - 5,00 87,6 - 100,0
СРЕДНИЙ 2,91 - 3,60 47,6 - 65,0 2,81 - 3,50 45,1 - 62,5
НИЗКИЙ 1,00 - 2.90 0,00 - 47,5 1,00 - 2,80 0,00 - 45,0

Примечание: Как видно из таблицы, требования к уровням гармоничности занятий несколько ниже (Хср = 3,00), чем к уровням гармоничности интересов (Хср = 3,25), что соответствует средним данным большинства обследованных нами групп.

 

Шкала перевода в проценты любых балльных ответов, выбранных по 5-балльной системе:

балл 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6

% 0,0 2,5 5 7,5 10 12,5 15 17,5 20 22,5 25 27,5 30 32,5 35 37,5 40

балл 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,0 4,1 4,2 4,3

% 42,5 45 47,5 50 52,5 55 57,5 60 62,5 65 67,5 70 72,5 75 77,5 80 82,5

 

балл 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 4,9 5,00.

% 85 87,5 90 92,5 95 97,5 100,0

 

Таблица 2. Шкала определения уровня гармоничности образа

жизни Гож

№№ Уровень Ги (по шкале А) Уровень Гз (по шкале Б) Уровень Гож
  В В В
  С В В
  В ПВ ПВ
  С ПВ ПВ
  В С С
  С С С
  Н В С
  Н ПВ С
  Н С С
  В Н Н
  С Н Н
  Н Н Н

Примечание: В - высокий уровень, ПВ - псевдовысокий уровень,

С - средний уровень, Н - низкий уровень гармоничности И, З, ОЖ

 

Таким образом, уровень гармоничности образа жизни выражается только собственно уровнем, а не числом. Из таблицы 2 видно, что этот уровень в большинстве случаев совпадает с уровнем гармоничности занятий Гз (кроме случаев резкой дисгармонии соотношений "Н - В" и "Н - ПВ", которые в результате были отнесены к среднему уровню Гож).

В Шкале определения уровня Гож (таблица 2) соотносимые уровни Ги и Гз расположены в порядке предпочтения. Это сделано для облегчения последующей процедуры ранжирования полученных данных изучаемой группы испытуемых.

 

ПРАВИЛА РАНЖИРОВАНИЯ

- Ранг 1 присваивается лучшему результату, т.е. с В уровнем Гож, полученном из соотношения уровней Ги и Гз - "В - В" (первая строка в таблице 2). Если таких случаев "В - В" несколько, то ранг 1 присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале Б. Если обнаруживаются и такие одинаковые случаи, то присваиваем случаю с лучшим результатом по шкале А. Если и здесь все оказалось одинаковым, то присваиваем каждому из них средний ранг, вычисленный по стандартным правилам любого ранжирования одинаковых данных (среднеарифметический ранг).

- После ранжирования случаев В уровня Гож с соотношением "В - В" переходим ко второму типу выраженности В уровня Гож - с соотношением "ПВ - В", и т.д. сверху вниз, вплоть до самого нижнего Н уровня Гож с соотношением уровней Ги и Гз - "Н - Н".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: