О всевластии большинства в Соединенных Штатах Америки и о его последствиях




Основой демократических форм правления является безраздельная власть большинства, так как, кроме нее, в демократических государствах нет ничего постоянного. <...> Из всех видов политической власти законодательная власть лучше всего подчиняется воле большинства. По во­ле американцев ее представители избираются непосредст­венно народом и на очень короткий срок. Это принуждает их выражать не только основополагающие взгляды своих избирателей, но также их преходящие страсти. Членами обеих палат могут стать представители одних и тех же классов, процедура их избрания одинакова. В связи с этим законодательный корпус подвержен таким же быст­рым и неотвратимым изменениям, как и одна отдельно взятая ассамблея. Придав законодательной власти такую структуру, американцы отдали в ее руки почти все функ­ции управления. <...> Представителям исполнительной власти закон не обеспечивал ни стабильности, ни незави­симости, он полностью подчинял их капризам законодате­лей. Во многих штатах формирование судебной власти также отдавалось на волю большинства, поскольку она из­биралась, и во всех штатах судебная власть зависела от законодательной: народные представители имели право ежегодно назначать зарплату судьям. <...> В Соеди­ненных Штатах все больше и больше распространяется обыкновение, которое в конце концов может свести на нет возможности представительной формы правления. Очень

часто избиратели, выбирая депутата, намечают ему план действий и дают некоторые конкретные поручения, кото­рые он обязан выполнить.

Алексис де Токвиль

А. Какие три ветви власти называет автор?

Б. Какими словами автор характеризует связь законода­тельной и исполнительной власти, а какими — законода­тельной и судебной?

В. Автор пишет, что лучше всего подчиняется воле боль­шинства законодательная власть. Опираясь на текст и зна­ние курса, приведите три аргумента, которыми можно под­твердить точку зрения автора.

Г. Сформулируйте любые три принципа политической власти, которая охарактеризована в тексте.

 

Тест № 2.

1. Характерной чертой эволюционных процессов в общественной жизни является:

А) скачкообразность перемен;

Б) революционный характер изменений;

В) постепенность процессов;

Г) необратимость процессов.

2. Человек от животного отличается тем, что он:

А) имеет природные инстинкты;

Б) обладает большим размером мозга;

В) не зависит от природных условий;

Г) обладает членораздельной речью.

3. К формам чувственного познания относится:

А) суждение; Б) наблюдение;

В) ощущение; Г) умозаключение

4. Общепринятое средство платежа, которое потребитель может обменивать на любые товары и услуги, - это:

А) дисконтная карта; Б) товарный чек;

В) деньги; Г) облигация.

5. Что из перечисленного относится к природным ресурсам:

А) сырье, не включенное в производство;

Б) действующие на производстве машины;

В) квалифицированная рабочая сила;

Г) топливо, стоящее на подъездных путях.

6. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:

А) использует эксперимент; В) развивает свои интеллектуальные возможности;

Б) подходит к работе творчески; Г) добывает знание, новое для всего человечества.

7. Наиболее полное значение понятия «гуманизация образования» - это

А) демократическое самоуправление в школе;

Б) обязательное среднее образование;

В) учет потребностей и интересов учащихся;

Г) бесплатное обучение в любых образовательных учреждениях.

8. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

9. Право как социальный регулятор обладает следующим особенным признаком:

А) соответствует общепринятым представлениям о добре и зле;

Б) является воплощением идеала справедливости;

В) характеризуется особым порядком разработки и принятия;

Г) обеспечивается силой общественного мнения.

10. Направлением политики государства является политика:

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

11. Верны ли следующие суждения?

А. Традиционное общество выше всего ценит свободу личности, права отдельного человека.

Б. В индустриальном обществе традиции и обычаи сохраняют значение норм, регулирующих общественную жизнь.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения? Уголовная ответственность наступает за:

А. Хулиганство Б. Мелкое хулиганство.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

 

:

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

I II

1) Индивид А) Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий

2) Индивидуальность природу, общество и самого себя;

3) Личность Б) Отдельно взятый представитель всего человеческого рода

В) Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

     
     

14. Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «Человек - существо не только _________________, но и _________________. Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом».

15. Распределите перечисленные ниже позиции в две группы следующим образом: 1 гр. – должны характеризовать мажоритарную (одномандатную) систему выборов, 2 гр. – пропорциональную избирательную систему. Буквы в каждой группе запишите в алфавитном порядке следования.

А) голосование осуществляется по партийным спискам;

Б) победителем считается тот кандитат, который набрал большее по сравнению с соперниками число голосов;

В) распределение мест между партиями в парламене осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов;

Г) голосование осуществляется по избирательным округам за одгного из нескольких кандидатов.

I гр. - ……………; II гр. - ………….

16. Запишите слово пропущенное в схеме:

« Система образования в Российской Федерации».

Дошкольные образовательные учреждения   Общеобразователь-ные учреждения   Средние специальные учебные учреждения (училища, техникумы, колледжи)   ……………… учебные заведения

17. Вставьте пропущенное слово: Многие ученые считают ____________ типом этноса, сформировавшимся в условиях капитализма.

18. Закончите фразу. Основная политическая организация общества, осуществляющая управление и обеспечивающая охрану и стабильную структуру общества, называется _____________________.

 

19. Назовите основные социальные роли, являющиеся наиболее типичными для большинства людей (выполнить схемой)

20. Выполните схему «Сферы жизни общества».

.

21. Заполните пробел в схеме.

 

 

 

22. Какое слово пропущено в следующей фразе?

«Цель________ — получение знаний о реальном мире, в котором живет человечество».

 

 

23. Установите соответствие между факторами производ­ства и их примерами; к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Примеры Факторы

производства

1) подъемный кран А) земля

2) лес Б) капитал

3) пашня В) труд

4) фермер

5) здание завода

 

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

         
         

24. Найдите в приведенном ниже списке основные направ­ления социальной политики. Обведите цифры, под которы­ми они указаны.

1) выплата государственных пенсий и социальных пособий

2) охрана природных ресурсов

3) воспитание подрастающего поколения в духе офици­альной идеологии

4) создание службы занятости населения

5) управление государственными предприятиями

6) установление гарантированного минимума заработ­ной платы

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

В _________ (1) обществе партии должны бороться за власть легальными парламентскими методами. Предпола­гается, что между ними должно устанавливаться согласие относительно того, какие средства борьбы могут быть ис­пользованы, а какие недопустимы. Партия, находящаяся у ______________ (2), следуя общепринятым нормам, предпочитает отказываться от применения к соперникам способов наси­лия и подавления, признает право других.___________ (3) отстаивать свои экономические и политические програм­мы. В случае потери поддержки ________________ (4) на очеред­ных выборах правящая партия мирным путем передает власть партии, набравшей большинство голосов, и перехо­дит в ________________ (5).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые сле­дует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именитель­ном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пробел.

 

  А избиратели Д демократическое
  Б власть Е партия
  В цели Ж оппозиция
  Г политика   устав

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

         
         

 

26. Назовите две черты, отличающие конституцию от всех других законов.

 

27. В чем может проявляться социальная природа челове­ка? Приведите три примера.

 

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.

 

Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Действительно, в чем состоит критерий (основание) «глобальности»? Если вдуматься, дело не только в том, что есть вопросы, посто­янно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят... такие, к решению которых требует­ся приступать безотлагательно и от решения которых за­висит судьба человечества... К таковым относится пробле­ма предотвращения мировой войны и экологическая про­блема...

Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного при­нятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культур­ный разрыв между развитыми и развивающимися страна­ми, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напо­минающее наивное неведение тех, кто сразу после Черно­быльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в зараженной, смертельно опасной для человека местности по видимости все остава­лось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежествен­ного, не вооруженного наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются уже доступными для зрения и ума профана, то предпринимать эффективные ме­ры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных ».

М. Р. Радовель

А. Какие два критерия выделения глобальных проблем предложил автор?

Б. Какие две очевидные глобальные проблемы в качест­ве примера называет автор?

В. Какие, по мнению автора, не вполне осознанные об­ществом глобальные проблемы названы в тексте?

Г. Выберите из авторского перечня любую глобальную проблему и приведите три аргумента в подтверждение ее глобального характера.

 

Тест № 3.

1. Человека как личность характеризует:

А) особенности строения тела;

Б) общественная активность;

В) особенности темперамента;

Г) состояние здоровья

2. К демократическим ценностям относится:

А) национализм; Б) милитаризм;

В) монополизм; Г) плюрализм

3. Новым видом денежных расчетов в современной России является:

А) бартерная сделка; Б) оплата с помощью векселя;

В) платеж при помощи кредитной карты; Г) платеж наличными;

4. Направлением политики государства является политика:

А) демографическая; Б) творческая;

В) деятельная; Г) гуманная.

5. Дефицит государственного бюджета – это:

А) уменьшение налоговых поступлений;

Б) превышение расходов над доходами;

В) увеличение государственного долга;

Г) сокращение финансирования социальных программ.

6. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является:

А) обобщенное суждение о предмете; В) понятие о предмете;

Б) конкретный образ предмета; Г) объяснение причин изменения предмета.

7. И религиозному, и научному знанию свойственно то, что они:

А) носят объективный характер;

Б) предполагают доказательства;

В) могут передаваться из поколения в поколение;

Г) необходимы человеку для рациональной деятельности.

8. Природа:

А) является частью общества;

Б) определяет развитие общества;

В) оказывает влияние на общество;

Г) не зависит от общества.

9. На каких предприятиях выдаются дивиденды:

А) на государственных; Б) на частных (индивидуальных);

В) на акционерных; Г) на муниципальных.

10. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе:

А) социология; Б) политология;

В) правоведение; Г) этика.

11. Верны ли следующие суждения? Человека от животного отличает способность:

А. Создавать социокультурную среду.

Б. Трудиться сообща.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения?

А. Каждый предмет материальной культуры – это результат работы не только «исполняющей руки», но и «мыслящей головы».

Б. Каждый продукт духовной культуры может существовать лишь в материальной форме.

а) верно только А; в) верно и А, и Б;

б) верно только Б; г) оба суждения неверны.

13. Установите соответствие: к каждому понятию первого столбца подберите соответствующее определение из второго. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.

I II

1) Что производить? А) определение круга потребителей, пользующихся товарами и

2) Как производить? услугами;

3) Для кого производить? Б) определение товаров и услуг, предлагаемых потребителю;

В) определение способов получения необходимого результата.

 

     
     

14. Запишите слова пропущенные в следующей фразе: «В условиях демократического правового государства для того, чтобы исключить концентрацию власти в одних руках, осуществляется принцип _____________________ на ____________, ___________, ________________.

15. Распределите перечисленное ниже следующим образом: 3 первые позиции должны представлять демографические социальные группы, 3 последующие– этнические социальные

группы. Буквы в каждой тройке записать в алфавитном порядке следования.

1 гр.-…, …, …; 2гр.- …, …, ….

а) мужчины, б) нации, в) племена, г) народности, д) женщины, е) молодежь.

16. Запишите слово, пропущенное в схеме:

«Структурные элементы политической системы».

    Политические отношения   Политическая культура   Политические нормы

17. Вставьте пропущенное слово: Международный правовой акт, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., в котором впервые сформулированы все основные гражданские, политические и социальные права человека, - это _________________________________.

18. Закончите фразу. Действующая Конституция РФ была принята в _____________г.

19. Заполните схему территориально- государственного устройства

 
 

 

         

20. Выполните схему «Ступени основных видов деятельности и овладение опытом в ходе жизни человека».

 

21. Какое слово пропущено в схеме?

22. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.

«________ — это общепринятое средство платежа, ко­торое может обмениваться на любые товары и услуги».

23. Установите соответствие между основами брака и се­мьи и их проявлениями; к каждой позиции из первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Проявления Основы брака

и семьи

1) взаимное уважение супругов А) нравственные

2) достижение брачного возраста Б) правовые

3) регистрация брака

4) соблюдение семейных тради­ций

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем полу­чившуюся последовательность букв перенесите в бланк от­ветов (без пробелов и других символов).

 

       
       

 

24. Найдите в приведенном ниже списке признаки, свойст­венные любому государству. Обведите цифры, под которы­ми они указаны.

 

1) наличие парламента

2) наличие территории

3) наличие законов

4) наличие политической власти

5) наличие монарха

6) наличие силовых структур

7) наличие конституции.

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

 

25. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

Существуют две формы вины: умысел и____________ (1).

Если правонарушение совершается умышленно, это зна­чит, что правонарушитель понимает __________________________________________________ (2) своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят. Кража является (3) потому, что вор сознательно стремится присвоить чужую вещь. Такой умысел называ­ется прямым. Но может быть и по-другому. Убийство во время драки часто совершается по косвенному умыслу: убийца не стремился причинить смерть противнику, но понимает и допускает, что его удар может быть смертельным. Неосторожность также проявляется двояко. Право­ нарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет ее избежать. Все знают, что, выходя из дома, нельзя оставлять включенными электронагревательные приборы. На­пример, многие оставляют их и возвращаются к пепели­щу. Эта форма неосторожности называется _____________ (4). В другом случае неосторожности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обя­зан их предвидеть. Это —________________________________ ________________(5).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочета­ния), которые следует вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать. Выбирайте последо­вательно одно слово за другим, мысленно заполняя каж­дый пробел.

 

А неосторожность Д озорство
Б вредительство Е опасный характер
В небрежность Ж легкомысленность
Г умышленное преступление   тяжелый проступок

 

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запиши­те под каждым номером букву, обозначающую в списке вы­бранное вами слово

(словосочетание). Получившуюся по­следовательность букв перенесите в бланк ответов.

 

         
         

26. Укажите любые три существенные отличия человека от животного.

27. Приведите три примера негативного влияния общества на состояние природной среды.

 

28. Составное задание. Прочитайте текст и выполните за­дания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: