ЭТО ЗАДАНИЕИ МАГИСТРАНТЫ ДЕЛАЮТ НА СЕМИНАРЕ




Задание для магистрантов: разработать структурно-логическую модель собственного исследования (таблица 5.1).

Таблица 5.1 – Структурно-логическая модель дидактического

ВЫВОД. Таким образом, методологическая культура педагога как неотъемлемая часть современного научно педагогического мышления. Методологическая культура педагога особая культура научного мышления учителя, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самопознания профессионала, пытающего понять свою деятельность). (А.С. Агафонова) Владимир Владимирович Краевский (младший) не раз отмечает, что без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое или любое другое исследование. Такую грамотность даёт овладение методологической культурой, в содержание которой входят: - методологическая рефлексия (умение анализировать собственную научную деятельность); - способность к научному обоснованию,критическому осмыслению и творческому применению определённых концепций, форм и методов познания, управления, конструирования. Методологическая культура нужна не только научному работнику. В более общем смысле можно утверждать, что методологическая культура - это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия. Такая культура нужна практике не меньше, чем науке. Мыслительный акт в педагогическом процессе направлен на решение возникающих в этом процессе проблем, и здесь нельзя обойтись без рефлексии, т.е. размышлений о собственной деятельности. Основные признаки методологической культуры: Понимание процедур, которые закреплены за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки; Осознание понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному; Установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности; Направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие свойства»; Потребность воспроизводить практику образования в понятийно терминологической системе педагогики;Стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии; Критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания; Рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса; Доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания; Понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики. 1

2 Учитель и учёный пользуются методологическими знаниями по разному. Если учитель желает настоящей исследовательской работой, то методологической культуры, о которой мы говорили ранее, для успешной работы недостаточно. Научная работа и практика обучения и воспитания это разные виды деятельности. Различие между методологической культурой учёного и учителя обусловлено тем, что первый производит научные педагогические знания, а второй их использует. Для учителя обладать методологической культурой, в первую очередь, означает методологию педагогики, и уметь применять это знание в процессе решения педагогических ситуаций. Основными составными частями культуры этого виды являются: Проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; Осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; Методическая рефлексия. Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности учителя, характеризуют его как творческую личность. Однако между учёным и учителем в этом отношении нет барьера. Общим для них является решение интеллектуальных задач в области педагогики, обоим требуются умения видеть проблему и соотносить с ней фактический материал, выдвинуть предположение и мысленно представить себе последствия его реализации: «что было бы, если бы», распределить решение задач на шаги в оптимальной последовательности и т.д. При этом самым важным признаком методологической культуры учителя остаётся умение и желание пользоваться научными педагогическими знаниями для анализа и совершенствования своей работы. Методологическая грамотность предпосылка плодотворной работы. Для учителя важно представить себе, как связаны педагогическая наука и практика, какое место занимает педагог в системе этой связи, какое применение могут найти методы исследования к его практической деятельности. По мере овладения методологией педагог начинает мыслить её принципами, его мышление в данном отношении становится «принципиальным», оно отличается надситуативной активностью. На уровне частной научной методологии особенно значимыми являются освоение принципов единства образования и социальной политики, целостного подхода, расширение совокупного субъекта образования, приоритете воспитательных целей в целостном педагогическом процессе. Освоение методологической культуры предполагает осознание будущим учителем сложного и многогранного характера взаимосвязи закономерностей, целей, принципов и правил педагогического процесса. При этом специальному анализу должны быть подвергнуты нормативная функция идеалов, целей и принципов педагогики; единство и специфика общепедагогических принципов, принципов обучения (самообразования) и воспитания (самовоспитания), норм профессиональной этики и школоведения; законы и механизмы превращения принципов педагогики в нормы педагогической деятельности (массовой педагогической практики), в установки профессиональных и непрофессиональных педагогов; реализация принципов обучения (воспитания) как проблема внутри школьного управления; отображение в принципах тенденций реформирования школы. Усвоение методологической культуры будущим педагогом опирается на понимание сущности методологии познания и преобразования педагогических процессов. На наш взгляд, в настоящее время крайне важно преодолеть ещё бытующее представление о методологии как системе принципов, которые относятся лишь к логике научного исследования, раскрыть их значение для повседневной практики обучения, воспитания и развития, совершенствования управления целостным педагогическим процессом. Диалектический подход, который ориентирован на формирование методологический культуры, включает в себя ряд последовательных этапов: побуждение к 2

3. Осознанию и разрешению заключённого в предъявленной им ситуации противоречия; обнажение непродуктивности решений, опирающихся на обыденный опыт, суждения здравого смысла, показ их односторонности, метафизичности; демонстрация путей продуктивного разрешения проблемной ситуации на основе требований диалектической логики; обобщение опыта работы над предложенным заданием и возможностей переноса усвоенной логики в различные сферы педагогической практики. Методологическая культура делает современным научно педагогическое мышление, поэтому важно осуществить анализ способности мышления учителя к опережающему отражению, которое позволяет предвидеть реакции ребёнка на планируемое педагогическое воздействие. В центре внимания оказывается проблема соотношения эмпатийных, рефлексивных и прогностических компонентов педагогического мышления, возможности их управляемого развития, связь эмпатийных установок педагога со свойственным каждому человеку стремлением вникнуть, понять, «вчувствоваться» в душевное состояние партнёра по общению. Это ещё раз подтверждает обоснованную отечественными психологами концепцию единого интеллекта. Одна из важнейших характеристик педагогически ориентированного мышления установка на моделирование предметной деятельности, включённость в неё обеспечивает формирование у школьников, проектируемых психологических новообразований. Нередко такое моделирование предполагает внесение сущностных изменений в обычную логику предметной деятельности, её подчинение требованиям педагогического процесса. Осознание указанного параметра мышления педагога привело к разработке специальных задач и упражнений, которые побуждают учителя овладеть особой педагогической логикой. Одно из свойств современного научного мышления методологичность, которая характеризуется, как осознанное отношение к средствам и предпосылкам деятельности по формированию и совершенствованию научного знания. Исследователи подчёркивают, что главную роль в методологической культуре педагога играет методологическая рефлексия, т.е. размышления учёного о собственной научной деятельности. Мы также отмечали, что методологическая культура нужна не только исследователю, но и педагогу практику. Особое значение это имеет для преподавателя педагогического вуза, т.к. какой преподаватель вуза такой и учитель; какой учитель такое и всё население. Известны пробелы и недостатки в формировании творческой позиции студентов педагогических вузов, которым предстоит работать в школе. Ориентация на усвоение «готового» знания, преобладание нормативности в подготовке будущих учителей приводят к формированию у многих из них потребительского отношения к науке, которое затем легко переходит в педагогический нигилизм. Привычка получать знания в готовом виде приводит к тому, что будущие педагоги оказываются неспособными применить их в своей профессиональной деятельности, самостоятельно ставить и решать задачи, требующие обращения к научному знанию. Методологическая культура, предполагающая владение умением рефлексии относительно собственной научной работы исследователя, не может быть передана как совокупность готовых знаний и предписаний. Средства преодоления подобных пробелов организация познавательной деятельности студентов, развитие у них самостоятельности, вовлечение в процесс поиска, формирование умения пользоваться наукой для осмысления и совершенствования практической деятельности. Переход от жёсткой нормативности к эвристичности предполагает наличие установки на проблемность обучения, научный поиск, противостоящий информационному, рецептивно отражательному подходу. Он невозможен без усиления методологического аспекта профессиональной подготовки педагога.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отечественных и зарубежных авторов, которые рассматривали

2. Кто явился одним из зачинателей исследований по логике и методологии науки в нашей стране?

3. Назовите уровни сформированности методологической культуры.

4. Дайте определение сущности методологии

5. Дайте определение методам педагогического моделирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: