В каких случаях употребление буквы ё все же необходимо? Напишите, что вам известно из истории этой буквы.




Классы

Имя и фамилия участника___________ ______________________________

Класс ______________________________

Найдите в каждом предложении слово, использованное в переносном значении, и придумайте предложение, в котором это же слово использовалось бы в прямом значении.

1. Крепость, к которой мы направлялись, находилась в самом сердце города.

2. Он всегда начинал свою речь тихим, мягким голосом.

3. Газета в нашей школе выходит раз в месяц.

4. В этом году морозы ударили совершенно внезапно.

 

2. Разберите слова по составу с современной и исторической точек зрения. Производя исторический морфемный анализ, укажите, с какими современными словами данные слова имели ощутимую связь: печать, союз, вкус.

Например: В слове врач с точки зрения современного языка выделяются нулевое окончание и основа врач -. С точки зрения истории русского языка три части слова: вр – – корень, - ач – суффикс и нулевое окончание. Слово по происхождению связано с врать (когда-то означало «говорить»).

 

3. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

1. Звезды сверкали еще ярче, как будто обрадовались первому морозцу.

2. Куда еще забросит меня судьба!

3. Согласно расписанию поезд должен прибыть через двадцать минут.

4. Собрание согласно с решением директора.

5. Сестры жили дружно и согласно уже много лет.

 

4. Для каждого из следующих слов объясните значение и придумайте в качестве примера предложение, включающее это слово: анонс, лицемер, чопорный.

5. Каково значение фразеологизма танталовы муки? Опишите его происхождение.

Прочитайте внимательно отрывок из произведения xIx века. Постарайтесь определить автора. Напишите то, что вам о нем известно. Найдите в отрывке диалектные, устаревшие и просторечные слова. Подберите к ним синонимы в литературном языке.

– По таким своим ласковым поступкам и начала она, эта англичанка, говорить что-то такое своему мужу по-ихнему, нам непонятно, но только слышно по голосу, что, верно, за нас просит. И англичанин – знать, приятна ему эта доброта в жене – глядит на нее, ажно весь гордостию сияет, и все жену по головке гладит, да этак, как голубь, гурчит по-своему: "гут, гут", или как там по-ихнему иначе говорится, но только видно, что он ее хвалит и в чем-то утверждает, и потом подошел к бюру, вынул две сотенных бумажки и говорит:

"Вот тебе, Лука, деньги: ступай ищи, где знаешь, какого вам нужно по вашей части искусного изографа, пусть он и вам что нужно сделает, и жене моей в вашем роде напишет – она хочет такую икону сыну дать, а на все хлопоты и расходы вот это вам моя жена деньги дает".

А она сквозь слезы улыбается и частит:

"Ни-ни-ни: это он, а я особая", – да с этим словом порх за дверь и несет оттуда в руках третью сотенную.

"Муж, – говорит, – мне на платье дарил, а я платья не хочу, а вам жертвую".

Мы, разумеется, стали отказываться, но она о том и слышать не хочет и сама убежала, а он говорит:

"Нет, – говорит, – не смейте ей отказывать и берите, что она дает, – и сам отвернулся и говорит: – и ступайте, чудаки, вон!"

Но мы этим изгнанием, разумеется, нимало не обиделись, потому что хоть он, этот англичанин, от нас отвернулся, но видели мы, что он это сделал ради того, дабы скрыть, что он сам растрогался.

Так-то нас, милостивые государи, свои притоманные люди обессудили, а аглицкая национальность утешила и дала в душу рвение, как бы точно мы баню пакибытия восприяли!

Теперь далее отсюда, милостивые государи, зачинается преполовение моей повести, и я вам вкратце изложу: как я, взяв своего среброуздого Левонтия, пошел по изографа, и какие мы места исходили, каких людей видели, какие новые дивеса нам объявились, и что, наконец, мы нашли, и что потеряли, и с чем возвратилися.

 

Подберите соответствия, установив закономерность соотношения между тремя славянскими языками – русским, сербским и македонским.

Русский язык Сербский язык Македонский язык
Путь   Пат
  Руце Раце
Свеча Свећа  
Ночь   Ноќ
  Дан Ден

 

8. Проследите закономерность между употреблением в именах собственных дублетных церковнославянских букв ферт ( ф ) и фита ( f ) и правописанием тех же имен в других языках. Опишите это соответствие. Соотнесите церковнославянский вариант имени и его западноевропейский аналог.

Philipp, Martha, Thomas, Mathew, Bartholomew, Theodore, Sofia, Seraphim, Athanasios / варfоломeй, серафjмъ, філjппъ, софi1а, а3fанaсій, fе0дwръ, ма1рfа, матfе1й, fwма2.

(будьте внимательны: для этого задания нужен шрифт “Triodion”)

Выделите в сложных предлжениях все грамматические основы (подлежащее – одной чертой, сказуемое – двумя) и расставьте на границах частей цифры, означающие конец одной части, пронумерованной по порядку, и начало следующей части (см. образец). Нарисуйте развернутую схему предложения, на которой равноправные части находились бы на одном уровне по отношению друг к другу, а придаточные части располагались бы ниже подчиняющих их главных (см. образец).

Образец: Граф же Растопчин 1, 2 который то стыдил тех 2, 3 которые уезжали 3, 2 то… на ста тридцати шести подводах увозил делаемый Леппихом воздушный шар, то намекал на то 2, 4 что он сожжет Москву 4, 2 то рассказывал 2, 5 как он сжег свой дом и написал прокламацию французам 5, 6 где торжественно упрекал их 6, 7 что они разорили его детский приют 7 … – 1 этот человек не понимал значения совершающегося события (Л. Толстой).

1) Он нарочно пошел к берегу Ладожского озера, чтобы посмотреть на пароходы, хотя это было очень далеко от той деревни, где он обосновался (К. Паустовский).

2) Разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильней (А. Куприн).

 

Л.В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв буква ё – буква «необязательная к употреблению».

В каких случаях употребление буквы ё все же необходимо? Напишите, что вам известно из истории этой буквы.

11. Метаграмма – это слово, отличающееся от другого слова только одной буквой. Используя цепочку метаграмм, решите лингвистическую загадку: заменяя в каждом следующем слове только одну букву, превратите муху в слона, а слово друг – в враг, использовав как можно меньше промежуточных «звеньев».

Пример цепочки метаграмм «ночь – день»: ночь → ноль → соль → сель → сень → день.

 

Важно: в каждом следующем слове должно быть столько же букв, сколько и в предыдущем, нельзя увеличивать или уменьшать количество букв при преобразованиях; все слова используются в начальной форме (в единственном числе и в именительном падеже).

 

12. Ниже приведен отрывок из древнерусского текста. Прочитайте его и переведите на современный русский язык. Напишите, в каком значении употребляется в тексте слово худый, а также укажите, какие еще значения оно может иметь в русском языке.

Аз худый, дедом своим ярославом, благословенным, славным, нареченый в крещении василий, русьскым именем володимир, отцем возлюбленным и матерью своею… и хрестьяных людий деля, колико бо соблюд по милости своей и по отни молитве от всех бед… помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сих днев грешнаго допровади. да дети мои, или ин кто, слышав сю грамотицю, не посмейтеся, но ему же люба детий моих, а приметь е в сердце свое, и не ленитися начнеть, тако же и тружатися.

 

Для того чтобы отправить работу, надо:

1. Выполнить работу.

Внимание: имя Вашего файла должно содержать название предмета, Вашу фамилию, имя и класс. Например:

Рус-Сидоров-Петр-7.doc.

2. Зарегистрироваться на сайте православных олимпиад по ссылке https://aksios.pravolimp.ru/

3. Загрузить файл с работой.

Желаем успеха!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: