Тема урока: Рынок и рыночные отношения
Цель урока: изучить понятия «рынок» и «рыночная экономика».
Задачи урока:
· Охарактеризовать, виды конкуренции, менеджмент;
· способствовать формированию умения анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
· формировать у учащихся ценности социально-гуманитарного знания.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности: объяснение, образное повествование.
Метод изучения: рассказ, эвристическая беседа с элементами образного повествования.
Оборудование: эвристические задания, учебник, доска, иллюстрации, карта.
Ход урока:
I. Организационно-подготовительный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания:
1. В Ветхом Завете сказано: «Не кради... и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всякого того, что есть у ближнего твоего». Каков экономический смысл этой библейской заповеди? 2. Охарактеризуйте основные формы собственности. 3. Приведите примеры отношений
владения, пользования, распоряжения, ответственности. 4. Назовите и охарактеризуйте основные виды доходов. 5. Какая форма заработной платы, на ваш взгляд, становится более распространённой в наши дни? Почему? 6. Что такое бюджет прожиточного минимума? Зачем его рассчитывают?
III. Изучение нового материала:
1. Понятие и функции рынка
2. Спрос, предложение, рыночная экономика
3. Конкуренция и её роль в развитии экономика
4. Рынок труда (с.111 з. 11)
Вспомните: с. 114 Д. Рикардо - «Начала политической экономии и налогового обложения». Труд является единственным источником стоимости товара.
1. Понятие и функции рынка (с. 96 - 99, работа с понятием, составление таблицы)
|
Беседа. Где возникают рынки? возникали вблизи городов и развивались вместе с ними. Поначалу городские рынки были открыты один-два раза в неделю. Почему? Жители деревень не были готовы каждый день поставлять товары на рынок. По мере развития товарного производства появляются новые субъекты: купцы, банки, торговые заведения. В хозяйственной жизни государств значительную роль начинает играть внешняя торговля. Картины с. 97.
Рынок представляет собой сферу экономики, в которой совершается процесс товарного обращения (с. 97, схема).
Рынок – купля-продажа товаров
Рынок – историческое место торговли
Товар у продавца превращается в деньги,
Покупатель, деньги превращаются в товар.
Рынки (по виду товара, устно) с. 97:
Рынки сырья, материалов, недвижимости, услуг, информационных и интеллектуальных продуктов, капитала, валюты, ценных бумаг, рабочей силы.
Рынки (размерам территории):
Местные, региональные и национальные, внутренние и внешние и т. д.
Рынки (по отношению к законам):
Легальные (узаконенные) и нелегальные, теневые, рынки.
Функции рынка (с. 98 - 99):
Функция | Характеристика |
Регулирующая функция (с. 98) | Реагирование на изменения в экономике. С. 98 1- ый абзац. Пример с картофелем |
Стимулирующую функцию. | Цена?на товар снижается, то его производитель стремится работать более эффективно, сокращать затраты на производство товара. Выживают только те производители, которые работают лучше, производят более качественный и дешёвый товар. |
Информационная. | Рыночную конъюнктуру —соотношение спроса и предложения.Цены растут,рыночная конъюнктура. благоприятна для продавца товара. Если цены падают,то конъюнктура благоприятна для покупателя |
Селективная функция (от лат. — отбор) | Нежизнеспособные предприятия исчезают. |
2. Характерные черты рыночной экономики (с. 99, эвристическое чтение, составление схемы с пояснением).
|
Черта | Характеристика |
Свобода хозяйственной деятельности | Заниматься любым делом, которое не запрещено законом: торговать, производить товары. |
Равноправием форм собственности | Конкуренция разных форм собственности |
Законы спроса и предложения? «Невидимая рука» | Рост цены на товар снижает спрос на него, а предложение данного товара, наоборот, увеличивается. Однако если предложение устойчиво превышает спрос, то производитель не может реализовать свою продукцию и со временем может разориться |
Свободное ценообразование | Цены формируются с учётом соотношения спроса и предложения. |
Конкуренция и её виды (с. 99 – 102, работа с понятием составление таблицы).
Конкуренция (от лат. concurentia —сталкиваться, состязаться) — это экономическое соперничество между обособленными производителями товаров за более выгодные условия производства и сбыта, за источники сырья и т. д. с целью получения более высокой прибыли.
Результаты конкуренции (с. 99 - 100):
· Регулирует объём производства продукции.
· улучшение качества,
· повышать производительность труда,
· уменьшать издержки производства.
· снижению цен,
· расширению ассортимента выпускаемых изделий и оказываемых услуг, постоянному обновлению продукции.