Тема урока: Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова




Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

ФИО: учителя: Сабитова Лия Игоревна

Класс: 3

Программа: «Школа России». Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 часть М: Просвещение-2019

Тип урока: Урок систематизации знаний

Форма проведения урока: комбинированный

Тема урока: Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова

Цель урока: Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне

Формируемые УУД:

1. Планируемые результаты (предметные):

· Умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

· Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

· Расширять словарный запас учащихся.

2. Личностные результаты:

· Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности
в учебной деятельности;

· Ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

3. Универсальные учебные действия (метапредметные):

- Познавательные:

· Анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

· Составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

- Регулятивные:

· Овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

· Планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.

- Коммуникативные:

· Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

· Учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

Основное содержание темы, понятия и термины:

· Корень слова;

· Орфограмма-гласная, ударный и безударный звук;

· Однокоренные слова, формы одного и того же слова;

· Орфографический словарь;

· Лексическое значение;

Оборудование:

· Бортовой журнал с заданиями;

· Учебник;

· Презентация к уроку;

· Сигнальные карточки с результатами;

· Сигнальные карточки настроения;

· Звезды для оценивания.

 

Этапы урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
осуществляемые действия формируемые умения
Организационный момент. Цель: проверка готовности учащихся; организация внимания   2 мин. - Здравствуйте, ребята! - Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Повернитесь, пожалуйста, лицом к нашим гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. - Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. - Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю - у вас все получится! Садитесь, пожалуйста.   - Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. Л.- умение организовать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. 5 мин. - Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить космическое путешествие на замечательную и великую планету русского языка, которая называлась Азбуковедение. И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню в город Гласных.   - Совершить полет нам предстоит на космическом корабле. Походу нашего движения нам необходимо справиться с препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету. - Итак, давайте дадим обратный отсчет нашему старту. - Ребята, мы как настоящие космонавты должны будем походу нашего полета выполнять записи об увиденном. Для этого у каждого из вас на краю парты лежит бортовой журнал космонавта. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений и операций. - Наше путешествие начинается. Давайте сделаем первую запись в нашем бортовом журнале. Но прежде нам необходимо вспомнить правила посадки при письме.   - Хорошо, соблюдая эти правила, приступите к работе. - Возьмите в руки ручки и аккуратно запишите дату и место нашего путешествия. Обратите внимание при письме на места ловушки. - Вспомните, а сколько гласных букв в русском языке? - Давайте их назовем. Молодцы. - Ребята, но однажды в этой стране случилась беда. Как-то в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О стала походить на А, А на О, И на Е., Е на Я. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Дедушка Корень очень расстроился, такого беспорядка он ещё не видел. Но тут появилось доброе Ударениеи стало помогать буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. - Вспомните, как она называется?   - А вот те гласные, которых ударение ещё не коснулось, называют? -Действительно они ещё заколдованы и ждут своего часа. Мы им должны помочь, и тогда дедушка Корень не будет расстроен и огорчен.   -10,9,8,7,6,5,4,3, 2,1… Пуск, полетели!   - Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я примусь! Делают запись в бортовом журнале. - Двадцать пятое ноября. Классная работа. - В русском языке 10 гласных букв. - А, я, о, е, у, ю, ы, и, э, е. - Называется она ударная гласная. -Называются безударнымигласными. Л. - проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Минутка чистописания Цель: Выработка навыка каллиграфического письма. 1 мин. - Ребята, вспомните, а какие гласные нужно проверять? - Давайте пропишем по 3 буквы на строке. - Справились? Молодцы. А теперь оцените свою работу. Возьмите в руки простой карандаш и подчерните ту гласную, которая у вас получилась на ваш взгляд лучше всех. - а, о, е, и, я. -Дети находят и подчеркивают лучшую букву на каждой строке. Пр. - вырабатывают каллиграфический почерк
Постановка учебной задачи, темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. 1 мин. - Ребята, а кто из вас догадался какая же тема нашего урока?   - Молодцы! А как вы можете помочь безударным гласным? Что вам может помочь в проверке? - Давайте его повторим. Ребята, а кто сможет его нам рассказать наизусть? - Хорошо. -Написание безударной проверяемой гласной в корне слова. - Проверить их. В этом нам поможет правило. П. - планируют деятельность на уроке в соответствии с заданной темой. Р.- принимают учебную задачу. К. - высказывают обоснованное суждение.
Актуализация знаний. Цель: организовать выполнение учащимися заданий по пройденному материалу   5 мин. 1. Повторение гласных букв. - Вот мы с вами и прилетели в город Гласных. Но ворота закрыты. А открыть их нам помогут ваши знания. Откройте вторую страницу вашего бортового журнала и найдите задание 1. Нам предстоит разгадать кроссворд и понять какое же слово в нем зашифровано. Я буду вам читать загадки, а вы будите записывать ответы самостоятельно на них, затем мы с вами выполним проверку. - Ребята, я вам напомню, то ответы вы должны записать печатными буквами.   1. Круглая, большая, с грядки, Белая, со вкусом сладким, Щей наваристых душа И в салате хороша!   2. Этот овощ - генерал, Овощам всем командир. Если вы его сварили, Не забудьте снять мундир…   3. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.   4. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице.   5. С ним сдружились мы давно, Дарит он крупу, и толокно, И муку, и кашу, и печенье… Поблагодарим его за угощенье. - Давайте выполним проверку. Будем с вами по очереди озвучивать ответы. - Что можно сказать о словах - отгадках? - Учащиеся отгадывают и записывают отгадки в кроссворд. - капуста - картофель - малина - морковь - овес - Это словарные слова. Р. - принимают учебную задачу, оценивают качество имеющихся знаний     П. – применяют полученные знания в решении практической учебной задачи. Р.– принимают учебную задачу.
3 мин. 2. Создание проблемной ситуации. - Молодцы ребята. А какое слово было зашифровано? - Данное слово будет являться словарным?   - А почему?     - Запишите это слово в свой бортовой журнал и выполните проверку. - К доске идет записывать, Елизавета. - Лиза запиши, пожалуйста, зашифрованное слово и объяснити, как проверить его написание.     - Ребята, вы рассказали волшебное правило, и ворота открылись, но перед тем, как двигаться вперед я вас попрошу оценить свою работу и работу Елизаветы у доски. Какую вы бы оценку ей бы поставили? Отвечает Алиса.   - Алиса, аргументируй свое решение, основываясь на критериях оценивания. - Молодец, Алиса. Молодец Елизавета. Лиза садись, спасибо за ответ. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, внизу каждой страницы у вас есть синий прямоугольник. Нашли? - Это не простой прямоугольник. В нем вы будете себе ставить оценки, но урок у нас сегодня необычный и вместо оценок мы будем получать звезды. - Попрошу вас оценить себя. Кто разгадал кроссворд и расшифровал загаданное слово, нарисуйте себе 2 звезды. А у кого были допущены ошибки, тот себе нарисует одну звезду. Алиса, Елизавета, Ксения, Игорь, Давид, Ольга нарисуйте себе еще по одной звезде дополнительно за ответ. - Зашифровано было слово колос. - Данное слово не является словарным. - В нем присутствует орфограмма безударная проверяемая гласная в корне слова. -Работа детей по алгоритму. -Чтобы проверить написание безударной проверяемой гласной в корне слова нужно: изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Записываю слово колос. Ставлю ударение. Ударение падает на первый слог, на гласный звук о. А мне нужно проверить гласный звук, который стоит во втором слоге. Подчеркну безударную гласную. Зная правило, подберу проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударная. Подходит слово колосья. Поставлю ударение и подчеркну проверенную гласную букву. Выделю корень в обоих словах.   - Алиса, оценивает ответ Лизы по алгоритму.   - Я, Лизе поставила бы оценку 5.   - Объсняю: Лиза подробно излагала изученный материал, последовательно и правильно. Она умеет применять изученное правило на практике. Смогла объяснить свои суждения. Привела примеры. Не допустила ошибок. - Самооценка. Пр.- отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово) П. – извлекают необходимую информацию из текста, воспроизводят устно теоретическую информацию. Р.– принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем.
Закрепление знаний и способов действий. Цель: систематизировать знания, организовать самостоятельную работу   13 мин. - А мы продолжаем наше путешествие дальше. Ребята, посмотрите, какой чудесный перед нами яблоневый сад. Но в этом саду растут необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Откройте, пожалуйста, следующую страницу вашего бортового журнала и найдите задание 2. Перед вами записан столбик слов и рядом волшебные яблочки с гласными буквами. Ваша задача вставить нужное яблочко с гласной буквой в слово, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, подобрать проверочные слова. к…рмушка ст…рик р…ка з…ма в…зание - Кто будет готов, ручку поставьте на локоток. Это будет для меня сигналом, что вы с заданием справились. - Давайте, выполним с вами проверку. Поменяйтесь своим бортовым журналом с соседом по парте. Если вы нашли ошибку, то ваша задача исправить ее. - В слове «кормушка» вы вставили, какую букву? Почему?   - Хорошо. В слове «старик» вы вставили букву…   - В слове «река» пропущена букву…     - В слове вязание вы поставили букву…   - Какой вывод мы можем с вами сделать?   - Молодцы ребята. Оцените свою работу. Тот, кто справился безошибочно, тот рисует себе 2 звезды. У кого были допущены ошибки, тот рисует себе одну звезду. Мариам, Кирилл, Дарина, Тимур нарисуйте себе еще по одной звезде дополнительно за ответ. - А мы продолжаем свой путь дальше. Переверните свой бортовой журнал на следующую страницу. Перед вами задание 3. Посмотрите, перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить. Будьте очень внимательны! - Давайте, сначала познакомимся с текстом. Прочитает нам текст Алиса. У книг своя жизнь. Книги тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги. - Ребята, а что необычного вы встретили в тексте. - А на какую орфограмму они допущены?   - Сейчас вы будете работать самостоятельно. Возьмите в руки простой карандаш и найдите допущенные ошибки в словах. На работу вам одна минута. - Ребята, теперь мы с вами будем работать вместе. Давайте еще раз найдем слова с ошибками и объясним их правописание. Игорь, прочитай нам первое предложение. В данном предложении допущены ошибки? - Софья, прочитай следующее предложение. Какие ошибки вы встретили?   - Мариам, прочитай третье предложение. В этом предложение допущены ошибки? - Молодцы, вы успешно справился с этим нелегким заданием. - А теперь перепишите исправленный текст в бортовой журнал. - Проверьте еще раз, написанный вами текст. –Ребята, а как вы считаете какая главная мысль этого текста? - Хорошо и с этим трудным заданием вы справились. Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок при списывании текста, то вы заслужили две звезды. Если допущены ошибки - то одну. Даниил, Даниил, Алиса, Иван нарисуйте себе еще по одной звезде дополнительно за ответ. - Дети работают самостоятельно. - Проверяют выполненную работу. - Я вставил букву «О», потому что проверочное слово – корм. Ударение падает на «О». - Я вставила букву «А», потому, что это слово подходит под правило. Проверочное слово - старый. Ударение падает на «А». - «Е». Это слово подходит под правило. Чтобы проверить безударную гласную в этом слове нужно подобрать проверочное слово - реки. Ударение падает на букву «Е». - «Я». Проверочное слово – вяжет. Ударение падает на «Я». - Дети делают выводы. - Для того, что проверить проверяемый безударный гласный звук нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. - Самооценка. - Алиса читает текст. - В тесте мы встретили ошибки. - Ошибки допущены на орфограмму проверяемая безударная гласная в корне слова. - Дети самостоятельно находят ошибки. - В первом предложение отсутствуют ошибки. - В слове с «гадами» допущена ошибка. Проверочное слово – годы. В слове «балеть» допущена ошибка. Проверочное слово – боль. В слове «содиржать» допущена ошибка. Проверочное слово – содержит. В слове «честоте» допущена ошибка. Проверочное слово – чисто. В слове «типле» допущена ошибка. Проверочное слово – теплый. - В этом предложение не допущены ошибки. - Дети переписывают текст самостоятельно. - Нужно относиться к книгам бережно! - Самооценка. Пр. - применяют изученные правила на практике. К. – аргументируют ответ, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи.     П. - применяют полученные знания в нестандартной ситуации.   Р. -учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.    
Физминутка Цель: организовать условия для сохранения здоровья 2 мин. - Ребята, чтобы продолжить наше увлекательное путешествие нам нужно немного отдохнуть и набраться сил. Не зевай по сторонам Ты сегодня космонавт. Начинаем тренировку Чтобы сильным быть и ловким. Руки в сторону поставим, Правой левую достанем. А потом на оборот Будет вправо поворот. Раз хлопок, два хлопок, Повернись еще разок. Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. - Выполняют движения под музыку. Л.- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке.
Самостоятельная дифференцированная работа (разноуровневые задания). 7 мин. - И вот, тропинка привела нас на разноцветную полянку. - Ребята, дедушка Корень приготовил для вас разные задания. Откройте следующую страницу бортового журнала и найдите задание 4. У каждого это задание выделено своим цветом. Оно индивидуально. Выполните его самостоятельно, а затем мы с вами выполним проверку.     Карточка (ЗЕЛЕНОГО цвета) Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов.
П…сьмо Пч…линый С…сна В…рить Пл…сать Пляшет Пчелы Письма Отвар Сосны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: