Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
ФИО: учителя: Сабитова Лия Игоревна
Класс: 3
Программа: «Школа России». Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 часть М: Просвещение-2019
Тип урока: Урок систематизации знаний
Форма проведения урока: комбинированный
Тема урока: Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова
Цель урока: Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне
Формируемые УУД:
1. Планируемые результаты (предметные):
· Умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
· Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
· Расширять словарный запас учащихся.
2. Личностные результаты:
· Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности
в учебной деятельности;
· Ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
3. Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Познавательные:
· Анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
· Составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
- Регулятивные:
· Овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
· Планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.
- Коммуникативные:
· Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
· Учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
Основное содержание темы, понятия и термины:
· Корень слова;
· Орфограмма-гласная, ударный и безударный звук;
· Однокоренные слова, формы одного и того же слова;
· Орфографический словарь;
· Лексическое значение;
Оборудование:
· Бортовой журнал с заданиями;
· Учебник;
· Презентация к уроку;
· Сигнальные карточки с результатами;
· Сигнальные карточки настроения;
· Звезды для оценивания.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
Организационный момент. Цель: проверка готовности учащихся; организация внимания | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята!
- Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Повернитесь, пожалуйста, лицом к нашим гостям и поприветствуйте их своей улыбкой.
![]() | - Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. | Л.- умение организовать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 5 мин. | - Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить космическое путешествие на замечательную и великую планету русского языка, которая называлась Азбуковедение. И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню в город Гласных.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | -10,9,8,7,6,5,4,3, 2,1… Пуск, полетели! - Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я примусь! Делают запись в бортовом журнале. - Двадцать пятое ноября. Классная работа. - В русском языке 10 гласных букв. - А, я, о, е, у, ю, ы, и, э, е. - Называется она ударная гласная. -Называются безударнымигласными. | Л. - проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Минутка чистописания Цель: Выработка навыка каллиграфического письма. | 1 мин. | - Ребята, вспомните, а какие гласные нужно проверять?
- Давайте пропишем по 3 буквы на строке.
- Справились? Молодцы. А теперь оцените свою работу. Возьмите в руки простой карандаш и подчерните ту гласную, которая у вас получилась на ваш взгляд лучше всех.
![]() | - а, о, е, и, я. -Дети находят и подчеркивают лучшую букву на каждой строке. | Пр. - вырабатывают каллиграфический почерк |
Постановка учебной задачи, темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. | 1 мин. | - Ребята, а кто из вас догадался какая же тема нашего урока? - Молодцы! А как вы можете помочь безударным гласным? Что вам может помочь в проверке? - Давайте его повторим. Ребята, а кто сможет его нам рассказать наизусть? - Хорошо. | -Написание безударной проверяемой гласной в корне слова. - Проверить их. В этом нам поможет правило. | П. - планируют деятельность на уроке в соответствии с заданной темой. Р.- принимают учебную задачу. К. - высказывают обоснованное суждение. |
Актуализация знаний. Цель: организовать выполнение учащимися заданий по пройденному материалу | 5 мин. | 1. Повторение гласных букв.
- Вот мы с вами и прилетели в город Гласных. Но ворота закрыты. А открыть их нам помогут ваши знания. Откройте вторую страницу вашего бортового журнала и найдите задание 1. Нам предстоит разгадать кроссворд и понять какое же слово в нем зашифровано. Я буду вам читать загадки, а вы будите записывать ответы самостоятельно на них, затем мы с вами выполним проверку.
- Ребята, я вам напомню, то ответы вы должны записать печатными буквами.
![]() | - Учащиеся отгадывают и записывают отгадки в кроссворд. - капуста - картофель - малина - морковь - овес - Это словарные слова. | Р. - принимают учебную задачу, оценивают качество имеющихся знаний П. – применяют полученные знания в решении практической учебной задачи. Р.– принимают учебную задачу. |
3 мин. | 2. Создание проблемной ситуации.
- Молодцы ребята. А какое слово было зашифровано?
- Данное слово будет являться словарным?
- А почему?
- Запишите это слово в свой бортовой журнал и выполните проверку.
- К доске идет записывать, Елизавета.
- Лиза запиши, пожалуйста, зашифрованное слово и объяснити, как проверить его написание.
- Ребята, вы рассказали волшебное правило, и ворота открылись, но перед тем, как двигаться вперед я вас попрошу оценить свою работу и работу Елизаветы у доски. Какую вы бы оценку ей бы поставили? Отвечает Алиса.
- Алиса, аргументируй свое решение, основываясь на критериях оценивания.
![]() | - Зашифровано было слово колос.
- Данное слово не является словарным.
- В нем присутствует орфограмма безударная проверяемая гласная в корне слова.
-Работа детей по алгоритму.
-Чтобы проверить написание безударной проверяемой гласной в корне слова нужно: изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным.
Записываю слово колос. Ставлю ударение. Ударение падает на первый слог, на гласный звук о. А мне нужно проверить гласный звук, который стоит во втором слоге. Подчеркну безударную гласную. Зная правило, подберу проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударная. Подходит слово колосья. Поставлю ударение и подчеркну проверенную гласную букву. Выделю корень в обоих словах.
![]() | Пр.- отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово) П. – извлекают необходимую информацию из текста, воспроизводят устно теоретическую информацию. Р.– принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем. | |
Закрепление знаний и способов действий. Цель: систематизировать знания, организовать самостоятельную работу | 13 мин. | - А мы продолжаем наше путешествие дальше. Ребята, посмотрите, какой чудесный перед нами яблоневый сад. Но в этом саду растут необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Откройте, пожалуйста, следующую страницу вашего бортового журнала и найдите задание 2. Перед вами записан столбик слов и рядом волшебные яблочки с гласными буквами. Ваша задача вставить нужное яблочко с гласной буквой в слово, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, подобрать проверочные слова.
к…рмушка
ст…рик
р…ка
з…ма
в…зание
- Кто будет готов, ручку поставьте на локоток. Это будет для меня сигналом, что вы с заданием справились.
- Давайте, выполним с вами проверку. Поменяйтесь своим бортовым журналом с соседом по парте. Если вы нашли ошибку, то ваша задача исправить ее.
- В слове «кормушка» вы вставили, какую букву? Почему?
- Хорошо. В слове «старик» вы вставили букву…
- В слове «река» пропущена букву…
- В слове вязание вы поставили букву…
- Какой вывод мы можем с вами сделать?
![]() ![]() | - Дети работают самостоятельно. - Проверяют выполненную работу. - Я вставил букву «О», потому что проверочное слово – корм. Ударение падает на «О». - Я вставила букву «А», потому, что это слово подходит под правило. Проверочное слово - старый. Ударение падает на «А». - «Е». Это слово подходит под правило. Чтобы проверить безударную гласную в этом слове нужно подобрать проверочное слово - реки. Ударение падает на букву «Е». - «Я». Проверочное слово – вяжет. Ударение падает на «Я». - Дети делают выводы. - Для того, что проверить проверяемый безударный гласный звук нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. - Самооценка. - Алиса читает текст. - В тесте мы встретили ошибки. - Ошибки допущены на орфограмму проверяемая безударная гласная в корне слова. - Дети самостоятельно находят ошибки. - В первом предложение отсутствуют ошибки. - В слове с «гадами» допущена ошибка. Проверочное слово – годы. В слове «балеть» допущена ошибка. Проверочное слово – боль. В слове «содиржать» допущена ошибка. Проверочное слово – содержит. В слове «честоте» допущена ошибка. Проверочное слово – чисто. В слове «типле» допущена ошибка. Проверочное слово – теплый. - В этом предложение не допущены ошибки. - Дети переписывают текст самостоятельно. - Нужно относиться к книгам бережно! - Самооценка. | Пр. - применяют изученные правила на практике. К. – аргументируют ответ, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи. П. - применяют полученные знания в нестандартной ситуации. Р. -учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Физминутка Цель: организовать условия для сохранения здоровья | 2 мин. | - Ребята, чтобы продолжить наше увлекательное путешествие нам нужно немного отдохнуть и набраться сил. Не зевай по сторонам Ты сегодня космонавт. Начинаем тренировку Чтобы сильным быть и ловким. Руки в сторону поставим, Правой левую достанем. А потом на оборот Будет вправо поворот. Раз хлопок, два хлопок, Повернись еще разок. Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. | - Выполняют движения под музыку. | Л.- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. |
Самостоятельная дифференцированная работа (разноуровневые задания). | 7 мин. | - И вот, тропинка привела нас на разноцветную полянку.
- Ребята, дедушка Корень приготовил для вас разные задания. Откройте следующую страницу бортового журнала и найдите задание 4. У каждого это задание выделено своим цветом. Оно индивидуально. Выполните его самостоятельно, а затем мы с вами выполним проверку.
Карточка (ЗЕЛЕНОГО цвета)
Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов.
|