Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
ФИО: учителя: Сабитова Лия Игоревна
Класс: 3
Программа: «Школа России». Учебник «Русский язык 3 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий 1 часть М: Просвещение-2019
Тип урока: Урок систематизации знаний
Форма проведения урока: комбинированный
Тема урока: Правописание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова
Цель урока: Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, проверять умение обозначать буквой безударный гласный звук в корне
Формируемые УУД:
1. Планируемые результаты (предметные):
· Умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
· Подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
· Расширять словарный запас учащихся.
2. Личностные результаты:
· Проявляют интерес к познанию русского языка, способность к самооценке на основе критерия успешности
в учебной деятельности;
· Ориентируются на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.
3. Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Познавательные:
· Анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
· Составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
- Регулятивные:
· Овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
· Планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи.
- Коммуникативные:
· Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
· Учитывают разные мнения и интересы и высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.
Основное содержание темы, понятия и термины:
· Корень слова;
· Орфограмма-гласная, ударный и безударный звук;
· Однокоренные слова, формы одного и того же слова;
· Орфографический словарь;
· Лексическое значение;
Оборудование:
· Бортовой журнал с заданиями;
· Учебник;
· Презентация к уроку;
· Сигнальные карточки с результатами;
· Сигнальные карточки настроения;
· Звезды для оценивания.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |||
Организационный момент. Цель: проверка готовности учащихся; организация внимания | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! - Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем им внимание. Повернитесь, пожалуйста, лицом к нашим гостям и поприветствуйте их своей улыбкой. - Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. - Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю, в вас и знаю - у вас все получится! Садитесь, пожалуйста. | - Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, Возможно, есть классы и лучше, и краше, Но пусть в нашем классе Вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко. | Л.- умение организовать свое рабочее место, умение сосредоточить внимание |
Мотивация к учебной деятельности. Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 5 мин. | - Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить космическое путешествие на замечательную и великую планету русского языка, которая называлась Азбуковедение. И отправимся мы с вами в гости к старому и мудрому дедушке Корню в город Гласных. - Совершить полет нам предстоит на космическом корабле. Походу нашего движения нам необходимо справиться с препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету. - Итак, давайте дадим обратный отсчет нашему старту. - Ребята, мы как настоящие космонавты должны будем походу нашего полета выполнять записи об увиденном. Для этого у каждого из вас на краю парты лежит бортовой журнал космонавта. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений и операций. - Наше путешествие начинается. Давайте сделаем первую запись в нашем бортовом журнале. Но прежде нам необходимо вспомнить правила посадки при письме. - Хорошо, соблюдая эти правила, приступите к работе. - Возьмите в руки ручки и аккуратно запишите дату и место нашего путешествия. Обратите внимание при письме на места ловушки. - Вспомните, а сколько гласных букв в русском языке? - Давайте их назовем. Молодцы. - Ребята, но однажды в этой стране случилась беда. Как-то в страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими. Буква О стала походить на А, А на О, И на Е., Е на Я. Колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Дедушка Корень очень расстроился, такого беспорядка он ещё не видел. Но тут появилось доброе Ударениеи стало помогать буквам. Достаточно было ему ударить над гласной в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. - Вспомните, как она называется? - А вот те гласные, которых ударение ещё не коснулось, называют? -Действительно они ещё заколдованы и ждут своего часа. Мы им должны помочь, и тогда дедушка Корень не будет расстроен и огорчен. | -10,9,8,7,6,5,4,3, 2,1… Пуск, полетели! - Я тетрадочку открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою – Ручку правильно держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я примусь! Делают запись в бортовом журнале. - Двадцать пятое ноября. Классная работа. - В русском языке 10 гласных букв. - А, я, о, е, у, ю, ы, и, э, е. - Называется она ударная гласная. -Называются безударнымигласными. | Л. - проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
Минутка чистописания Цель: Выработка навыка каллиграфического письма. | 1 мин. | - Ребята, вспомните, а какие гласные нужно проверять? - Давайте пропишем по 3 буквы на строке. - Справились? Молодцы. А теперь оцените свою работу. Возьмите в руки простой карандаш и подчерните ту гласную, которая у вас получилась на ваш взгляд лучше всех. | - а, о, е, и, я. -Дети находят и подчеркивают лучшую букву на каждой строке. | Пр. - вырабатывают каллиграфический почерк |
Постановка учебной задачи, темы и целей урока. Цель: мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений. | 1 мин. | - Ребята, а кто из вас догадался какая же тема нашего урока? - Молодцы! А как вы можете помочь безударным гласным? Что вам может помочь в проверке? - Давайте его повторим. Ребята, а кто сможет его нам рассказать наизусть? - Хорошо. | -Написание безударной проверяемой гласной в корне слова. - Проверить их. В этом нам поможет правило. | П. - планируют деятельность на уроке в соответствии с заданной темой. Р.- принимают учебную задачу. К. - высказывают обоснованное суждение. |
Актуализация знаний. Цель: организовать выполнение учащимися заданий по пройденному материалу | 5 мин. | 1. Повторение гласных букв. - Вот мы с вами и прилетели в город Гласных. Но ворота закрыты. А открыть их нам помогут ваши знания. Откройте вторую страницу вашего бортового журнала и найдите задание 1. Нам предстоит разгадать кроссворд и понять какое же слово в нем зашифровано. Я буду вам читать загадки, а вы будите записывать ответы самостоятельно на них, затем мы с вами выполним проверку. - Ребята, я вам напомню, то ответы вы должны записать печатными буквами. 1. Круглая, большая, с грядки, Белая, со вкусом сладким, Щей наваристых душа И в салате хороша! 2. Этот овощ - генерал, Овощам всем командир. Если вы его сварили, Не забудьте снять мундир… 3. Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. 4. Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. 5. С ним сдружились мы давно, Дарит он крупу, и толокно, И муку, и кашу, и печенье… Поблагодарим его за угощенье. - Давайте выполним проверку. Будем с вами по очереди озвучивать ответы. - Что можно сказать о словах - отгадках? | - Учащиеся отгадывают и записывают отгадки в кроссворд. - капуста - картофель - малина - морковь - овес - Это словарные слова. | Р. - принимают учебную задачу, оценивают качество имеющихся знаний П. – применяют полученные знания в решении практической учебной задачи. Р.– принимают учебную задачу. |
3 мин. | 2. Создание проблемной ситуации. - Молодцы ребята. А какое слово было зашифровано? - Данное слово будет являться словарным? - А почему? - Запишите это слово в свой бортовой журнал и выполните проверку. - К доске идет записывать, Елизавета. - Лиза запиши, пожалуйста, зашифрованное слово и объяснити, как проверить его написание. - Ребята, вы рассказали волшебное правило, и ворота открылись, но перед тем, как двигаться вперед я вас попрошу оценить свою работу и работу Елизаветы у доски. Какую вы бы оценку ей бы поставили? Отвечает Алиса. - Алиса, аргументируй свое решение, основываясь на критериях оценивания. - Молодец, Алиса. Молодец Елизавета. Лиза садись, спасибо за ответ. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, внизу каждой страницы у вас есть синий прямоугольник. Нашли? - Это не простой прямоугольник. В нем вы будете себе ставить оценки, но урок у нас сегодня необычный и вместо оценок мы будем получать звезды. - Попрошу вас оценить себя. Кто разгадал кроссворд и расшифровал загаданное слово, нарисуйте себе 2 звезды. А у кого были допущены ошибки, тот себе нарисует одну звезду. Алиса, Елизавета, Ксения, Игорь, Давид, Ольга нарисуйте себе еще по одной звезде дополнительно за ответ. | - Зашифровано было слово колос. - Данное слово не является словарным. - В нем присутствует орфограмма безударная проверяемая гласная в корне слова. -Работа детей по алгоритму. -Чтобы проверить написание безударной проверяемой гласной в корне слова нужно: изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный гласный стал ударным. Записываю слово колос. Ставлю ударение. Ударение падает на первый слог, на гласный звук о. А мне нужно проверить гласный звук, который стоит во втором слоге. Подчеркну безударную гласную. Зная правило, подберу проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударная. Подходит слово колосья. Поставлю ударение и подчеркну проверенную гласную букву. Выделю корень в обоих словах. - Алиса, оценивает ответ Лизы по алгоритму. - Я, Лизе поставила бы оценку 5. - Объсняю: Лиза подробно излагала изученный материал, последовательно и правильно. Она умеет применять изученное правило на практике. Смогла объяснить свои суждения. Привела примеры. Не допустила ошибок. - Самооценка. | Пр.- отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово) П. – извлекают необходимую информацию из текста, воспроизводят устно теоретическую информацию. Р.– принимают учебную задачу, сформированную вместе с учителем. | |
Закрепление знаний и способов действий. Цель: систематизировать знания, организовать самостоятельную работу | 13 мин. | - А мы продолжаем наше путешествие дальше. Ребята, посмотрите, какой чудесный перед нами яблоневый сад. Но в этом саду растут необычные яблоки. На них написаны буквы. Сорвать яблоко сможет тот, кто найдёт слово, которое подходит к правилу: правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Откройте, пожалуйста, следующую страницу вашего бортового журнала и найдите задание 2. Перед вами записан столбик слов и рядом волшебные яблочки с гласными буквами. Ваша задача вставить нужное яблочко с гласной буквой в слово, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную, подобрать проверочные слова. к…рмушка ст…рик р…ка з…ма в…зание - Кто будет готов, ручку поставьте на локоток. Это будет для меня сигналом, что вы с заданием справились. - Давайте, выполним с вами проверку. Поменяйтесь своим бортовым журналом с соседом по парте. Если вы нашли ошибку, то ваша задача исправить ее. - В слове «кормушка» вы вставили, какую букву? Почему? - Хорошо. В слове «старик» вы вставили букву… - В слове «река» пропущена букву… - В слове вязание вы поставили букву… - Какой вывод мы можем с вами сделать? - Молодцы ребята. Оцените свою работу. Тот, кто справился безошибочно, тот рисует себе 2 звезды. У кого были допущены ошибки, тот рисует себе одну звезду. Мариам, Кирилл, Дарина, Тимур нарисуйте себе еще по одной звезде дополнительно за ответ. - А мы продолжаем свой путь дальше. Переверните свой бортовой журнал на следующую страницу. Перед вами задание 3. Посмотрите, перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить. Будьте очень внимательны! - Давайте, сначала познакомимся с текстом. Прочитает нам текст Алиса. У книг своя жизнь. Книги тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги. - Ребята, а что необычного вы встретили в тексте. - А на какую орфограмму они допущены? - Сейчас вы будете работать самостоятельно. Возьмите в руки простой карандаш и найдите допущенные ошибки в словах. На работу вам одна минута. - Ребята, теперь мы с вами будем работать вместе. Давайте еще раз найдем слова с ошибками и объясним их правописание. Игорь, прочитай нам первое предложение. В данном предложении допущены ошибки? - Софья, прочитай следующее предложение. Какие ошибки вы встретили? - Мариам, прочитай третье предложение. В этом предложение допущены ошибки? - Молодцы, вы успешно справился с этим нелегким заданием. - А теперь перепишите исправленный текст в бортовой журнал. - Проверьте еще раз, написанный вами текст. –Ребята, а как вы считаете какая главная мысль этого текста? - Хорошо и с этим трудным заданием вы справились. Оцените свою работу. Если вы не допустили ошибок при списывании текста, то вы заслужили две звезды. Если допущены ошибки - то одну. Даниил, Даниил, Алиса, Иван нарисуйте себе еще по одной звезде дополнительно за ответ. | - Дети работают самостоятельно. - Проверяют выполненную работу. - Я вставил букву «О», потому что проверочное слово – корм. Ударение падает на «О». - Я вставила букву «А», потому, что это слово подходит под правило. Проверочное слово - старый. Ударение падает на «А». - «Е». Это слово подходит под правило. Чтобы проверить безударную гласную в этом слове нужно подобрать проверочное слово - реки. Ударение падает на букву «Е». - «Я». Проверочное слово – вяжет. Ударение падает на «Я». - Дети делают выводы. - Для того, что проверить проверяемый безударный гласный звук нужно подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной. - Самооценка. - Алиса читает текст. - В тесте мы встретили ошибки. - Ошибки допущены на орфограмму проверяемая безударная гласная в корне слова. - Дети самостоятельно находят ошибки. - В первом предложение отсутствуют ошибки. - В слове с «гадами» допущена ошибка. Проверочное слово – годы. В слове «балеть» допущена ошибка. Проверочное слово – боль. В слове «содиржать» допущена ошибка. Проверочное слово – содержит. В слове «честоте» допущена ошибка. Проверочное слово – чисто. В слове «типле» допущена ошибка. Проверочное слово – теплый. - В этом предложение не допущены ошибки. - Дети переписывают текст самостоятельно. - Нужно относиться к книгам бережно! - Самооценка. | Пр. - применяют изученные правила на практике. К. – аргументируют ответ, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи. П. - применяют полученные знания в нестандартной ситуации. Р. -учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Физминутка Цель: организовать условия для сохранения здоровья | 2 мин. | - Ребята, чтобы продолжить наше увлекательное путешествие нам нужно немного отдохнуть и набраться сил. Не зевай по сторонам Ты сегодня космонавт. Начинаем тренировку Чтобы сильным быть и ловким. Руки в сторону поставим, Правой левую достанем. А потом на оборот Будет вправо поворот. Раз хлопок, два хлопок, Повернись еще разок. Опускаем руки вниз И за парты вновь садись. | - Выполняют движения под музыку. | Л.- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, активно участвуют в физкультминутке. |
Самостоятельная дифференцированная работа (разноуровневые задания). | 7 мин. | - И вот, тропинка привела нас на разноцветную полянку.
- Ребята, дедушка Корень приготовил для вас разные задания. Откройте следующую страницу бортового журнала и найдите задание 4. У каждого это задание выделено своим цветом. Оно индивидуально. Выполните его самостоятельно, а затем мы с вами выполним проверку.
Карточка (ЗЕЛЕНОГО цвета)
Вставь пропущенные буквы в слова с безударной гласной, укажи стрелочками соответствие проверочных слов.
|