Цикл убеждения
Трехслойный мозг
Ваш мозг имеет три слоя, которые развивались в течение миллионов лет: слой примитивной рептилии, более развитый слой млекопитающего и слой примата. Они связаны между собой, но зачастую действуют именно как три независимых мозга. Более того, зачастую они даже вступают в конфликт друг с другом. Вот как ведет себя каждый из них.
– Нижний слой – мозг рептилии – отвечает за поведение типа «укусить или убежать». Он отвечает за действия и реакции, не требующие долгих размышлений. Также он может заставить вас замереть в случае опасности
- Средний слой – мозг млекопитающего – вместилище ваших эмоций, «театр» вашей внутренней драмы. Именно он отвечает за самые мощные чувства – любовь, радость, удовольствие, печаль, злость, горе, ревность.
– Верхний слой – мозг примата – отвечает за логичную и рациональную оценку ситуации и разработку осмысленного плана действий. Этот слой мозга собирает информацию от слоев рептилии и млекопитающего, фильтрует ее, анализирует и на ее основе принимает практичные, умные и этичные решения.
Вы немногого добьетесь, если будете требовать внимания от человека, находящегося в состоянии гнева, раздражения или опасности, потому что в таких ситуациях верхний слой мозга не отвечает на вызовы
Девять главных правил, как наладить контакт с кем угодно
Правило 1. Сместите себя от "черт возьми" к "согласен"
В кризисные моменты необходимо самому держать себя спокойно, а не поддаваться панике.
Паника не позволит вам спокойно и рассудительно претворять свои действия в жизнь.
Обычно происходит примерно следующее. Через несколько минут после вызвавшего стресс столкновения вы слегка успокаиваетесь, ваш пульс и дыхание понемногу замедляются. Через несколько десятков минут вы, скорее всего, достигаете уровня самоконтроля, достаточного для того, чтобы начать обдумывать возможные варианты. А еще через несколько часов вы уже можете принимать решения.
Этапы перехода и как правильно между ними передвигаться:
Вот черт! (фаза реакции) - мы все умрем!!!
Признайте что то,что испытываете реально вас расстроило и напугало. Если можно сделать перерыв или закрыть глаза - делайте. Надо успокоиться и не разговаривать в течении первых секунд. Вам необходимо время, чтобы сфокусироваться на проблеме.
Боже мой! (фаза разблокирования) - пипец, как это решить? Почему опять я??
Признали свои проблемы? Начинаем дышать медленно через нос, успокаиваемся.
Так... (фаза перестройки) - решить можно, но всё равно ничего хорошего в этом нет.
Продолжаем немного успокаиваться, снижая градус эмоций. На этом этапе можно говорить слова в духе "черт возьми", "боже мой" и тд.
Ну, хорошо... (фаза перефокусирования) - нельзя из-за такого терять все наработки/успехи/отношения! сейчас вот только я сделаю...
Начинаем думать, что предпринять для решения проблемы.
Согласен. (фаза переподключения) - сейчас всё будет красиво.
Если глаза были закрыты - открываем. Начинаем предпринимать действия, о которых думали.
Знание этих фаз уже плюс. Предупрежден - значит вооружен.
К тому же, не лишним будет признание того, что вы в стрессе. Скажите (вслух или про себя): Вот ё-моё! мне страшно! Это помогает.
Полезная мысль
Переход от «черт возьми» к «согласен» – это переход от фиксации на требованиях к окружающему миру (к тому, каким он, по вашему мнению, должен или не должен быть, но никогда не станет) к готовности принять этот мир таким, каков он есть.
Практические шаги
Вспомните о худшем столкновении за прошедший год – с коллегой или членом вашей семьи. Мысленно пройдите через все стадии от «черт возьми» к «согласен». Опробуйте эту технику в следующий раз, когда вам придется спорить с этим же человеком.
Правило 2. Переключитесь на слух
То, что вы уже знаете о человеке, блокирует то, что вам надо.
Мы ошибочно думаем, что пользуемся логикой. На самом деле мы основываемся на осознанной и неосознанной правде, выдумках и предубеждении. Таким образом мы общаемся не с реальным человеком, а с выдуманным человеком.
Не отдавая себе в этом отчет, мы тем не менее с ходу классифицируем людей в следующей последовательности:
пол;
возраст;
национальность;
образование;
эмоциональность.
Эти категории идут именно в таком порядке, потому что первым делом мы обращаем внимание на пол (П), потом возраст (В) и национальность (Н) человека, затем из его речи делаем выводы об уровне его образования (О), а затем ощущаем уровень его эмоциональности (Э). Это хорошая базовая модель для того, чтобы помнить о подсознательных фильтрах, которые мешают нам слышать других людей и устанавливать с ними контакт.
Сталкиваясь с проблемными людьми, вы обязательно должны разобраться в причинах, по которым они так себя ведут. Это могут быть новые проблемы: здоровье, деньги или работа. Это могут быть старые страхи и заботы: боязнь оказаться не соответствующим требованиям работы, страх быть униженным или опасение, что можешь выглядеть непривлекательным или неумным. И да, они на самом деле могут оказаться рохлями (хотя это довольно редкий случай). Но откройте свое собственное сознание, ищите причины их поведения, и тогда у вас появится возможность сделать первый шаг к уничтожению барьеров и к установлению контакта с самыми невозможными, несносными людьми.
Полезная мысль
Если вы хотите проложить линию связи, не забудьте подключить контакты со своей стороны.
Практические шаги
Вспомните проблемного человека, которого вы на самом деле знаете не так хорошо, как вам кажется. Человека, который все делает не вовремя, или расстраивается без видимых причин, или настроен враждебно, или слишком чувствителен к критике. Перечислите в уме слова, которыми вы описывали этого человека: ленивый, бездельник, грубый, плакса и т. д.
А теперь придумайте пять причин, которые могут объяснить поведение этого человека, например: «у него проблемы со здоровьем», «он боится, что мы его не уважаем, потому что считаем стариком», «его крупно подставил бизнес-партнер, и поэтому он перестал доверять людям» и т. д. Представьте себе, как эти объяснения повлияют на ваше восприятие.
Проделав это упражнение, найдите возможность поговорить с этим человеком. Попытайтесь найти настоящие причины его проблемного поведения.
Правило 3. Добейтесь, чтобы ваш оппонент ощутил, что вы чувствуете
Наши слова зачастую могут сложить ложное представление о наших намерениях.
Чтобы заставить человека понять, что его чувствуют, нужно поставить себя на его место, принять его точку зрения. Одно из объяснений эффективности осознания, что тебя чувствуют, основано на зеркальных нейронах. Скажите: «Я понимаю, что вы сейчас чувствуете» – и ваш собеседник ощутит благодарность и выразит ее в виде желания понять то, что чувствуете вы.
Шаги к тому, чтобы ваш собеседник понял: его чувствуют
1. Определите, что испытывает ваш собеседник, например разочарование, злость или испуг.
2. Скажите: «Я хочу понять, что вы чувствуете. Я думаю, это…» – и назовите эту эмоцию. «Разве не так? Если нет, тогда что же вы чувствуете на самом деле?» Подождите, когда ваш собеседник согласится с вами или поправит вас.
3. Затем спросите: «Насколько вы разочарованы (злы, испуганы)?». Дайте собеседнику время на ответ. Будьте готовы, по крайней мере вначале, к настоящему потоку эмоций, особенно если они накапливались годами. Сейчас не время для борьбы с ними или для собственных жалоб и уж тем более претензий.
4. А потом скажите: «Причина вашего разочарования (озлобления, испуга) состоит в том, что…». И еще раз дайте собеседнику высказаться.
5. После этого попросите: «Объясните мне, что нужно, чтобы вы могли почувствовать себя лучше?».
6. И затем: «Что я могу сделать для этого? Что вы можете сделать, чтобы это произошло?».
Используйте эти вопросы как отправную точку и далее следуйте за развитием разговора.
каждый человек – это личность, нервная, испуганная, нуждающаяся в эмпатии точно так же, как и все остальные. Если вы проигнорируете чувства этого человека, то будете вновь и вновь пытаться пробить каменную стену злости, антагонизма или апатии. Заставьте этого человека понять, что его чувствуют, и вы превратитесь для него из незнакомца или врага в друга или союзника
Полезная мысль
Внутри каждого независимо от его статуса находится человек, который хочет, чтобы его почувствовали. Удовлетворите эту потребность, и вы превратитесь из незнакомца в союзника или даже в друга.
Практические шаги
Вспомните кого-нибудь, с кем вы долго и безуспешно пытаетесь установить контакт. Представьте себя на его месте. Спросите себя: «Что бы я почувствовал в его ситуации? Разочарование? Испуг? Злость?».
Подойдите к этому человеку и скажите: «Мне нужно поговорить с вами. У меня не было времени задуматься о том, что вы испытываете, поэтому я, возможно, раздражал и расстраивал вас. Но сейчас я попытался встать на ваше место и понимаю, что вы разочарованы (испуганы, разозлены и т. п.). Это так?».
Когда человек скажет, что он на самом деле переживает, выясните, в чем причина таких чувств и что нужно сделать, чтобы он почувствовал себя лучше.
Правило 4. Будьте заинтересованным, а не интересным
Хотят говорить не с теми кто ярко говорит, а с теми кто внимательно слушает
Чем больше вы заинтересованы в человеке, тем меньше у него дефицит зеркальных нейронов – его биологическая потребность в том, чтобы внешний мир отражал его чувства. Чем больше ваша заинтересованность, тем больше благодарности вы получите в ответ. Поэтому, чтобы быть интересным, забудьте о том, чтобы казаться интересным. Просто будьте заинтересованным.
как же можно тренировать навык заинтересованности – и быть при этом искренним? Первый ключ – рассматривать разговор как игру в детектива, цель которой – узнать о вашем собеседнике все, что только возможно. Приступайте к разговору, заранее понимая, что можете узнать о своем собеседнике что-то чрезвычайно интересное
Второй ключ к тому, чтобы быть заинтересованным, – задавать вопросы, которые демонстрируют ваше желание знать больше.
в области бизнеса лучше всего задавать примерно такие вопросы:
– «Как вы пришли к этому делу?»
– «Что вам в нем нравится больше всего?»
– «Чего бы вы хотели добиться в своей карьере (бизнесе, жизни)?»
– «Почему это так важно для вас?»
– «Что для вас значит – добиться этого? И чего позволит достичь в дальнейшем?»
В личных отношениях лучший отклик находят эти вопросы:
– «Кто повлиял на вас больше всего?»
– «Тот ли это человек, которому вы больше всего благодарны?»
– «Была ли у вас возможность поблагодарить этого человека?»
– «Я бы хотел понять, как устроена идеальная жизнь. А как вы себе это представляете?»
Другой способ продемонстрировать ваш интерес – резюмировать то, что сказал ваш собеседник
Полезная мысль
Уверенность в себе измеряется тем, насколько глубоко и искренне вы заинтересованы в других. Неуверенность в себе измеряется теми усилиями, которые вы прикладываете, чтобы произвести впечатление на других людей.
Практические шаги
Во-первых, выберите двух-трех человек, которых вы считаете непроходимо скучными, и добейтесь того, чтобы узнать о них что-то удивительное. Затем сделайте обратное: выберите человека, которого вы считаете интересным и от которого хотели бы добиться большего уважения. При любой возможности – на вечеринке или на совещании – задайте ему вопрос, который продемонстрировал бы вашу в нем заинтересованность.
Бонусный шар: если вы женаты, спросите дома вечером: «И что с твоей затеей? Получилось? (Это может быть и проект на работе, и эксперимент на кухне, и т. п.)». Ваша цель показать, что вы не только просто заботитесь о своей половине, но также искренне заинтересованы и в самом человеке, и в том, что происходит в его жизни. А задав вопрос, удивите своего партнера неподдельным интересом к ответу.
Правило 5. Сделайте так, чтобы люди чувствовали что вы их цените
Людям важно, чтобы их ценили. Будет оценка, будет мотивация, будет результат.
Надо ценить не только хороших, но и плохих. Плохие - это те кто недополучил в своё время оценки. Люди, которые постоянно жалуются и создают проблемы себе и другим, как правило, имеют существенный дефицит зеркальных нейронов, и чем больше окружающие избегают или игнорируют их, тем больше становится этот дефицит.
Вздорные соседи и капризные родственники ведут себя так же, как занудные коллеги, потому что они хотят, чтобы вы их заметили и оценили. Если они этого не получают, то делают все возможное, чтобы добиться своего. Так что лучше всего будет дать им то, что они хотят.
Хорошие люди в вашей жизни заслужили подтверждения того, что вы их цените. Раздражающие вас люди этого не заслужили, но
они тоже нуждаются в этом – и подчас намного сильнее остальных. Дайте и тем, и другим то, что они хотят, – ощущение собственной важности, и они дадут вам то, чего вы от них ждете.
Полезная мысль
Все конкурируют за время, но никто не должен конкурировать за ощущение собственной важности.
Практические шаги
У каждого из нас на работе или в личной жизни есть человек, который постоянно создает проблемы на пустом месте. И когда он начнет жаловаться в очередной раз, скажите ему: «То, что вы говорите, настолько важно, что я бы хотел поручить вам выработку правильного решения. Когда у вас появятся идеи, подойдите ко мне, и мы вместе все обсудим. Я очень ценю вашу помощь».
А потом выберите нескольких людей, которых вы цените, но не демонстрируете им этого (поэтому вполне возможно, что они испытывают недостаток внимания и интереса с вашей стороны). Напишите им, позвоните и скажите, что они делают очень важное для вас дело, или скажите им большое спасибо.
Правило 6.
Помогите людям дать выход их эмоциям и мыслям
С покойным человеком легче найти общий язык.
В состояния стрессовой ситуации человек больше сосредоточен на решении моментальных решений. Если неудачно вывести из стресса, то всё может закончится либо:
1. "Стрельбой от бедра"
2. Выпускам пара. В такие моменты лучше вообще ничего не говорить, ибо можно сделать только хуже.
3. Подавленностью. («Все нормально» – сквозь сжатые зубы.) Человек в таком состоянии может хотеть только одного – чтобы все немедленно исчезли. Ни о каком установлении контакта в этот момент не может быть и речи.
Но единственно правильным решением будет выпуск эмоций.
Как этого добиться?
Для начала нужно разжать руки. Как ментально так и физически.
Дать время. Человек должен высказаться до конца.
Ничего не оспаривать. Никаких дебат!
Молчать и ждать. После того как пар вышел не торопитесь встревать в разговор. Подождите продолжения сказав "Расскажите ещё". Не вступайте в оборонительную позицию.
Полезная мысль
Забудьте о расслабляющей музыке. Если хотите успокоить дикого зверя, дайте ему возможность найти выход его эмоциям.
Практические шаги
Если вы пытаетесь установить контакт с человеком, подавляющим свои чувства, спросите: «Я когда-нибудь давал вам почувствовать, что не уважаю вас?» или «Я когда-нибудь давал понять, что к вам не стоит прислушиваться?».
Будьте готовы к очень эмоциональной реакции на эти вопросы, не перебивайте и не становитесь в защитную позицию. Позвольте человеку выпустить пар и дать выход эмоциям. Когда это произойдет, положительные эмоции заполнят место, которое было занято отрицательными.
Правило 7.