Иногда наши поступки могут неправильно истолковать. Надо дать об этом и дать другим правильные инструкции.
Диссонанс также появляется, когда вы думаете, что выглядите умным, а людям кажется, что вы хитрый.
Главная и единственная причина диссонанса заключается в том, что люди ведут себя наихудшим образом, когда чувствуют себя наиболее уязвимыми и беспомощными.
ругими словами, человек кричит, потому что испытывает страх (хотя те, кто его слышит, думают иначе). Кричащий чувствует себя беспомощным и маленьким
Как же мне узнать, как другие люди меня воспринимают?. Обратитесь к экспертам – вашим друзьям и родным. Если два разных человека отмечают, что вы, например, «резкий», вам придется поверить им. Если у вас хватит мужества, попросите этих же людей помочь вам избавиться от недостатков, выявлению которых они способствовали. При этом ни в коем случае не спорьте со своими помощниками и не пытайтесь обратить их слова против них.
Если противоречий не избежать, то предупредите о них (актуально во время общения на иностранном языке, погружении в другой круг или культуру).
Полезная мысль
Перефразируя Уоррена Бенниса, скажем: «Вы скорее добьетесь от людей желаемого, если будете понимать, чего они хотят, а будут знать, что их чувствуют».
Практические шаги
В следующий раз, когда ваш разговор будет скатываться в спор (особенно если спор хронический и застарелый), остановитесь и скажите своему собеседнику: «У меня сейчас такое чувство, что вы собираетесь меня атаковать, и я могу предположить, что вам кажется, будто я готовлюсь напасть на вас. Но мне думается, на самом деле мы оба хотим только защититься. Поэтому заверяю вас, я не собираюсь причинять вам вреда, и уверен, что вы тоже не хотите навредить мне. Если бы мы оба по-новому взглянули на проблему, то уверен, что смогли бы решить ее вместе». Сделав это, вы замените взаимный диссонанс («этот человек – просто свинтус») на взаимное уважение («этот человек на самом деле заинтересован в том, чтобы решить нашу проблему»).
Правило 8. Откровенность-ваше спасение
просто сказать «я боюсь» может оказаться лучшим способом установить контакт с другим человеком
Когда вы испуганы, обижены или унижены, но не признаете этого, опасаясь потерять уважение со стороны другого человека, происходит вот что:
– ваш собственный дефицит зеркальных нейронов увеличивается. Вы не можете почувствовать, что люди вас понимают;
– человек, чье уважение вы боитесь потерять (родитель, босс, ребенок, супруг), не может зеркально отразить ваш дистресс и понять его. Вместо этого он вынужден отражать то состояние, которое вы используете для маскировки вашего дистресса. Если вы прибегаете к злости для маскировки страха, в ответ получите злость.
Полезная мысль
Если вы загнаны в угол и вам кажется, что остается только огрызаться, взгляните вглубь себя, почувствуйте свой страх, осознайте его и откройтесь людям, а не показывайте зубы.
Практические шаги
В следующий раз, когда вы попадете в состояние дистресса или страха, признайтесь себе в этом честно. Подумайте, от кого вы бы хотели скрыть свои эмоции, и расскажите им о них.
А когда заподозрите, что кто-то другой находится в состоянии дистресса или страха, попросите его рассказать вам об этом. После чего дайте ему понять, что вы уважаете его за мужество признаться «я боюсь» или «я совершил ошибку».
Правило 9. Держитесь подальше от ядовитых людей.
есть люди с которыми приятно общаться, те, с которыми можно договориться, а есть те, от которых стоит бежать.
следует помнить и знать, что существуют люди, которые не хотят делать вашу жизнь лучше. Чтобы уберечь себя, нужно лишить этих людей возможности вам вредить.
Для этого есть три способа. Первый – прямая конфронтация. Второй – нейтрализация. Третий – изоляция
Основные типы и как с ними бороться:
Прилипалы - те люди, которым вы нужны для решения всех их проблем.
Как можно узнать, что вы имеете дело с патологически прилипчивым человеком? Оцените его на основании следующих вопросов по шкале от 1 до 3 (1 – совсем нет, 2 – иногда, 3 – почти всегда).
Плачется в жилетку?
Жалуется?
Выставляет себя жертвой?
Заставляет себя жалеть?
Стремится вызвать к себе сострадание?
Возмущается, когда дела идут не так, как он хочет?
Пытается заставить вас почувствовать себя виноватым?
Похож на «бездонную бочку», чьи желания никогда не могут быть удовлетворены?
Вызывает желание избегать его?
У вас все внутри холодеет, когда вы получаете SMS или email от него?
Вам хочется крикнуть ему: «Соберись, тряпка!»?
Вы чувствуете вину, когда замечаете, что выступаете против него?
Сложите выставленные балы:
12 – с этим человеком можно иметь дело;
13–24 – о продолжении отношений с человеком нужно задуматься;
25–36 – с человеком надо прекратить отношения, пока он не вытянул из вас все соки.
Разрыв – очень сильнодействующее лекарство, и решиться на это нелегко. Но на патологически прилипчивых людей действуют только самые сильнодействующие средства. Правда, даже бегство нужно подготовить и осуществить аккуратно, поскольку люди, находящиеся в пограничных состояниях, бывают очень мстительны.
Задиры - нападают, когда думают, что вы будете легкой жертвой. Откажитесь от игры по их сценарию, и они, скорее всего, сдадутся и отправятся на поиски более легкой цели. Если задира тот, кто решает вашу судьбу (например босс), то требуется с ним сократить контакты до минимума.
Когда задира пытается запугать вас, используя словесную атаку, сделайте следующее. Посмотрите ему в глаза. Ведите себя предельно вежливо, но так, как будто вам слегка скучно и вы немного рассеянны. Позвольте языку вашего тела передать то же самое сообщение: стойте прямо, расслабленно, поднимите голову, как если бы вы слушали, но не очень внимательно. Опустите руки, не скрещивайте их на груди.
Можно на них закричать в ответ и направить обвинения на них, но это рискованно.
Паразиты - те, кто каждый день просит вас о каких-то услугах и при этом, по странному совпадению, никогда не находит времени помочь вам.
Паразитов надо стараться избегать, но если это невозможно – нейтрализовать их. В следующий раз, когда паразит попросит вас об услуге, используйте такой сценарий:
Паразит: Ты не мог бы подготовить графики для моей презентации? Я знаю, что должен сделать их сам, но я буквально тону в делах.
Вы: Конечно, о чем речь! А ты не мог бы помочь мне подготовить отчет? Он нужен мне к послезавтрашнему дню.
Паразит: Ну-у…
Вы: Я правильно понял, что ты не хочешь оказать мне ответную услугу?
Сделайте так один-два раза, каждый раз настаивая на эквивалентном обмене, и паразит переключится на более легкую жертву
Нарциссы - кто любит себя больше чем всех остальных. Вреда от таких нет, но и пользы тоже.
Как понять, что вы имеете дело с нарциссом? Возьмите эту анкету и оцените человека по шкале от 1 до 3 (1 – никогда, 2 – иногда, 3 – почти всегда).
Как часто этот человек хочет оказаться правым, несмотря ни на что?
Как часто он выказывает нетерпение при общении с вами?
Как часто он вас перебивает и раздражается, когда его перебиваете вы?
Как часто человек требует бросить все и выслушать его и раздражается, когда это делаете вы?
Как часто он говорит больше, чем слушает?
Как часто этот человек говорит «Да, но…», «Это не так», «Нет», «Однако…», «Твоя проблема в том, что…»?
Как часто он отказывается сделать то, что для вас важно?
Как часто он ожидает, что вы с радостью сделаете чтото для него, как бы неудобно это для вас ни было?
Как часто он ожидает, что вы примете такое его поведение, какое он отказывается принять от вас?
Как часто этот человек забывает сказать «спасибо», «извините», «поздравляю», «мне жаль»?
Суммируйте выставленные балы:
10–16 – отзывчивый человек;
17–23 – любитель поспорить;
24–30 – нарцисс.
Нужно ли поддерживать отношения с нарциссом, если вы не можете его изменить, или отказаться от них? Это зависит от конкретной ситуации.
Психопаты - хладнокровных, безжалостных людей, у которых, как кажется, полностью отсутствуют некоторые ключевые признаки, делающие человека человеком.
Это труднее, чем вы думаете, но вот несколько подсказок. Такие люди манипулируют окружающими, как шахматисты фигурами, не обращая никакого внимания на боль, которую при этом причиняют. Они с азартом хищника охотятся за острыми ощущениями. Легко лгут и никогда не переживают, если их на этом ловят. Они харизматичны, очаровательны и могут уговорить кого угодно. Жаждут власти и делают все для того, чтобы ее получить. Они используют людей, когда те им нужны, и потом выбрасывают за ненадобностью.
Держитесь от психопатов как можно дальше. Уходите, даже если вы потеряете деньги, работу или разрушите карьеру. Вы заплатите намного больше, если останетесь рядом.
Так же не личном будет определить, может и вы ядовиты?
Полезная мысль
Если вы колеблетесь, прежде чем сказать «нет», то, возможно, вы неврастеник. Если вы по-настоящему боитесь сказать «нет», то вы, скорее всего, имеете дело с ядовитым человеком. Если никто никогда не говорит «нет» вам, то ядовитым человеком являетесь именно вы.
Практические шаги
Составьте список людей, играющих ключевую роль в вашей жизни. Возле каждого имени напишите ответы на следующие вопросы.
Могу ли я положиться на этого человека в практических вопросах?
Может ли он оказать мне эмоциональную поддержку? Финансовую поддержку? Быструю и добровольную помощь, когда у меня проблемы?
Если напротив чьего-то имени вы увидите много «нет», вам следует подумать о том, чтобы изменить отношения с этим человеком либо разорвать их.
Теперь более сложная часть. Составьте список людей, которые полагаются на вас, ответьте на эти же вопросы. Если будете честны с собой, то, вероятно, заметите некоторые моменты, которые заставят вас покраснеть. Если так, нацельте себя на то, чтобы стать положительным человеком, а не ядовитым.
Двенадцать простых и быстрых техник достижения «покупки» и убеждения
Техника 1
Неожиданный вопрос
Результат: человек перестает просто слушать и начинает думать, переходит от «да, но…» к «да, конечно!».
Два вопроса: «Есть что-то такое, что сделать невозможно?» и «Что нужно сделать, чтобы это стало возможным?».
Вот как это происходит:
Вы: Есть что-то такое, что сделать невозможно, но если бы вы сделали, то добились бы колоссального успеха?
Собеседник: Если бы только я бы мог ________________ сделать, но это невозможно.
Вы: Хорошо, что нужно сделать, чтобы это стало возможным?
Иногда первый ответ может быть враждебным: «Ну, хорошо, дайте мне бюджет в десять лимонов и штат в сотню человек, и мы без проблем уложимся в сроки». Но сохраняйте терпение, подождите некоторое время, и ваш собеседник еще раз задумается над вашим вопросом и захочет найти реалистичный ответ. Задавая такой вопрос, вы оставляете «царапину» в сознании человека, которую он инстинктивно захочет зашлифовать, а единственный способ сделать это – ответить на поставленный вопрос. И когда вы получаете ответ – вы добиваетесь своего.
Полезная мысль
Попросите людей сказать вам, что они считают невероятным, и они снизят уровень своей обороны для того, чтобы подумать о том, что возможно.
Практические шаги
Попросите кого-нибудь на работе или дома назвать невероятную цель, которой хотелось бы добиться. Откликнитесь так: «Я с вами согласен. Это представляется невозможным. Но что надо сделать, чтобы это стало возможным?». Затем помогите человеку провести мозговой штурм и выработать шаги для превращения мечты в реальность.
Техника 2
Магический парадокс
Результат: человек перестает сопротивляться и начинает слушать, переходит от «никто не понимает» к «вы понимаете…».
Эта техника позволит вам убеждать людей, находящихся в самой сложной фазе цикла убеждения – в его начале, когда вам нужно сдвинуть их от сопротивления к слушанию и затем к обдумыванию.
Необходимо восполниль дефицит зеркальных нейронов у человека, показать ему что его понимают. например:
«Могу поспорить, ты уверен, что никто из нас не знает, каково это – бояться оказаться неспособным вытянуть такой проект. А еще могу поспорить, что ты расстроен, думая, что мы считаем, будто ты тянешь всех назад. И опять-таки могу поспорить, что никто из нас не может себе представить, как трудно справиться с проблемами, которые на тебя навалились»
Отразив эмоции Арта, вы снизили имеющийся у него дефицит зеркальных нейронов и дали ему почувствовать, что понимаете его и находитесь с ним на связи. Здесь возникает первый парадокс: сказав Арту, что знаете, что он чувствует, думая, будто его никто не понимает, вы показали, что на самом деле понимаете его.
Как же работает магический парадокс? Запустив каскад «да», исходящих от вашего собеседника («Да, вы правы, у меня неприятности. Да, мне с этим трудно справляться»), вы сдвигаете его отношение – от несогласия к согласию.
Полезная мысль
Если вы начинаете разговор со слова «нет», то открываете перед собеседником возможность сказать «да».
Практические шаги
Выберите на работе человека, который упорнее всех отказывается от сотрудничества с вами и либо придумывает оправдания для того, чтобы ничего не делать, либо реагирует словами «да, но…». (Убедитесь, что он в состоянии выполнить нужную вам работу и имеет для этого достаточно времени и ресурсов.)
1. Скажите ему: «Я готов поспорить, вы чувствуете, что не существует способа сделать то, что я прошу вас сделать, не так ли?». Если вы на правильном пути, этот человек кивнет и будет озадачен и слегка обезоружен вашим пониманием.
2. Далее скажите: «И я могу поспорить, что вы не решаетесь прямо сказать мне, что не можете этого сделать. Так ли это?». Ваш собеседник, возможно, еще раз кивнет или даже скажет «да».
3. И наконец скажите: «Вы, скорее всего, думаете, что единственный способ сделать это – _______—». (Позвольте вашему собеседнику заполнить пропуск.)
4. Затем продолжите работу над тем, чтобы воплотить предложенное им решение в реальность.
Техника 3
Эмпатический удар
Результат: меняется динамика отношения, человек перестает сопротивляться и готов что-то для вас сделать.
Эмпатия – это сенсорное переживание. Она активизирует сенсорную часть нашей нервной системы, куда входят и зеркальные нейроны. В противоположность эмпатии гнев – моторное действие и обычно является реакцией на вред или ущерб со стороны другого человека. Гнев и эмпатия противоположные чувства и не могу ужиться одновременно (либо одно, либо другое).
Эмпатический удар – мощный инструмент вмешательства в ситуацию, когда два важных для вас человека конфликтуют вместо того, чтобы нормально общаться, или когда по меньшей мере один из них более заинтересован в борьбе, чем в выслушивании. Применяйте этот способ при первых признаках того, что конфликт выходит из-под контроля.
При использовании эмпатического удара вам ни в коем случае нельзя встревать в диалог со своим собственным мнением, даже если вам оно кажется крайне позитивным. Ваша цель – заставить двух людей зеркально отразить друг друга, но они не смогут этого сделать, если вы будете стоять между ними. Вам необходимо организовать не общее обсуждение проблемы, а эмпатический диалог между двумя участниками конфликта.
Если вы все сделаете правильно, у вас будет меньше проблем, потому что люди, пережившие эмпатический удар, будут впоследствии испытывать меньше желания атаковать друг друга и больше желания сотрудничать. Это произойдет потому, что несколько мгновений они «были» друг другом и теперь знают, каково это.
Часто приходится использовать эмпатический удар, чтобы заставить другого человека понять ваши чувства. Например, сказать коллеге, который часто подводит вас: «Разве не бывает обидно, когда клиент обещает прислать нам чек и не присылает, а нам приходится думать, не собирается ли он нас надуть, оставаясь при этом вежливыми, чтобы не задеть его? ».
Полезная мысль
Нельзя одновременно проявлять любопытство и агрессию.
Практические шаги
Чтобы научиться более эффективно использовать эмпатию, устраивайте себе эмпатический удар каждый день. Например, когда коллега, которого вы недолюбливаете, разговаривает по телефону с трудным клиентом, понаблюдайте за ним и спросите себя: «Что бы я чувствовал, окажись сейчас на его месте? Сделал бы меня такой разговор злым, разочарованным или несчастным?». Или если ваш босс ведет себя сегодня более грубо, чем обычно, задайте вопрос себе: «Что бы я чувствовал, если бы у меня было столько обязанностей и забот, сколько у него?». Чем чаще вы будете делать это упражнение, тем меньше разочарования будут приносить вам окружающие – и тем лучше вы будете налаживать с ними контакт и убеждать их.
Техника 4
Эмпатический удар – 2, или Обратный удар
Результат: благодаря эмпатии человек перестает сомневаться в вас, и у него появляется желание действовать.
Этот подход противоположен тому, чего люди ожидают, поэтому я называю его обратным ударом.
Я настойчиво рекомендую применять этот метод, когда вы имеете дело с человеком, который обладает всеми необходимыми навыками и способностями для выполнения работы, но не выкладывается на 100 %. Вот как это делается.
1. Скажите этому человеку, что у вас есть к нему разговор минут на десять. Найдите время, когда вы сможете полностью завладеть его вниманием. Если он готов поговорить немедленно, с уважением ответьте: «Нет, я вижу, что ты сейчас занят, а мой вопрос не срочен. Я могу подождать, пока ты не будешь совершенно свободен».
2. Подготовьтесь к разговору, припомнив три вещи, которые могут его в вас разочаровывать. При этом совершенно неважно, насколько огорчены и расстроены вы сами, – об этом необходимо забыть и полностью встать на позицию другого человека.
3. Когда придет назначенное время, человек, направляясь на встречу, будет думать, что вы начнете его критиковать и упрекать. Вместо этого вам нужно сказать три вещи, которые, по вашему мнению, задевают этого человека в вас больше всего.
4. Закончите это описание словами: «Все так? Если нет, что именно тебе во мне не нравится больше всего? ». Выслушайте все, что вам скажут, сделайте паузу, а затем спросите: «И насколько это тебя волнует?».
5. После того как вам ответят, скажите так: «На самом деле… Я об этом не знал и боюсь, что даже и не хотел знать. Прошу прощения, я приму это к сведению и постараюсь больше так не делать».
6. Больше ничего не говорите, но если вас спросят: «Что-то еще?» – скажите искренне: «Нет, это все, о чем я хотел поговорить. Для меня очень важно то, что ты мне сказал». Если этот человек будет настаивать и спрашивать, почему вы начали этот разговор, ответьте примерно так: «Я знаю, что совершаю ошибки, и думаю, что люди просто не решаются мне о них сказать. Я также знаю, что смогу работать лучше и создать более комфортную рабочую атмосферу, если буду знать, что именно я делаю неправильно».
Если сделаете то, чего от вас не ожидают – извинитесь сами, произойдет нечто необычное: вы мгновенно переключите своего собеседника из режима обороны и заставите его зеркально отразить ваше смирение и озабоченность.
Можете попробовать использовать обратный удар в качестве диагностического теста. Те, кто ответит на него увеличением продуктивности и постарается завоевать ваше уважение, для вас не потеряны. А тем, кто продолжит вас огорчать, кто не ответит на ваше смирение, можно сказать «до свидания».
Полезная мысль
Грамм извинений стоит килограмма возмущения и тонны нотаций.
Практические шаги
Вспомните о том, кто постоянно вас разочаровывает, и пригласите его на обед или на ужин. Прежде чем идти, оцените ваше разочарование по шкале от 1 до 5. Во время встречи используйте методику обратного удара, чтобы извиниться за все, что могло раздражать, расстраивать или задевать этого человека.
Через месяц вспомните его поведение за прошедшее после встречи время и оцените уровень вашего разочарования по такой же шкале. Есть заметное уменьшение? Если да, значит, техника сработала. Уровень разочарования остался прежним или даже возрос? Значит, вам следует подумать о том, как незаметно разорвать отношения с таким человеком, потому что вы, скорее всего, имеете дело с нарциссом, который в будущем не принесет ничего, кроме проблем.
Техника 5
«Вы на самом деле так думаете?»
Результат: человек, находившийся «на взводе», перестает сопротивляться и начинает слушать благодаря снижению уровня возбуждения.
Это крайне эффективный вопрос, и если вы задаете его со спокойной интонацией, он заставляет многих склонных к преувеличениям пересмотреть свою позицию. Обычно люди дают задний ход с такими примерно словами: «Ну, не буквально, конечно, но меня очень тревожит то, что происходит». Тогда вы можете сказать: «Я вас понимаю, но мне необходимо знать истинное положение вещей, ведь если то, что вы говорите, правда, – у нас серьезная проблема и нужно бросать все дела и заниматься только ею». В этот момент люди вынуждены отступить, передав вам контроль над ситуацией.
Вашей целью должна быть не конфронтация, а желание заставить человека остановиться и подумать: «А может быть, я действительно делаю из мухи слона? Похоже, что я выгляжу болтуном».
Конечно, раз в несколько лет вам, возможно, придется испытать шок, услышав в ответ на свой вопрос: «Вы на самом деле так думаете?» – твердое и уверенное: «Да». Если это случится, внимательно выслушайте, что вам скажут. Человек, достаточно отважный, чтобы ответить «да» на такой вопрос и настаивать на своем, скорее всего, имеет законное право на такой ответ и может рассказать вам о реально существующих проблемах. Так что независимо от того, какой ответ прозвучит – «да» или «нет», вы сможете с помощью одного лишь вопроса решить серьезные проблемы.
Полезная мысль
Прежде чем начать решать предложенную кем-то проблему, убедитесь, что она действительно существует.
Практические шаги
Вспомните о том, кто из ваших знакомых часто прибегает к гиперболам для доказательства своих слов, кто утомляет вас своими театрализованными представлениями и вызывает желание убежать каждый раз, когда вы его видите.
В следующий раз, когда он начнет свои пылкие излияния, сосчитайте до пяти и спросите: «Вы на самом деле так думаете?». Проследите за отступлением этого человека, а затем выясните, в чем состоит реальная проблема (если она вообще существует).
Техника 6
Сила «хм…»
Результат: расстроенный или озлобленный человек успокаивается и готов перестать сопротивляться, начать слушать и обдумывать ваши слова.
Применять технику «хм…» следует в тех случаях, когда имеете дело с раздраженным, защищающимся человеком, уверенным в том, что вы – его противник.
Дело в том, что большинство людей, противостоя разозленным или расстроенным оппонентам, совершают одну ошибку. Они произносят с самыми добрыми намерениями слова типа: «Хорошо, просто остынь» – и при этом сами начинают злиться («Ничего себе! Ты считаешь, что все мои идеи – пустая болтовня? Ты не прав, и я тебе это сейчас докажу!»). Такой подход гарантированно ведет к провалу.
«Хм…», наоборот, является мощным средством для снижения напряженности. Когда вы используете этот подход, вы не пытаетесь заставить вашего собеседниказамолчать. Наоборот, вы говорите ему: «Я тебя слушаю, ты для меня важен, как и твоя проблема». И опять в дело включаются зеркальные нейроны.
«Хм…» не единственная фраза, способная снизить накал разговора. Можно использовать и другие, например: «В самом деле?», «И что?», «Расскажите подробнее», «И что произошло потом?» и «Что еще вы можете об этом сказать?». Но моим фаворитом все-таки является «хм…», потому что застает людей врасплох. А застать человека врасплох – отличный способ для пресечения скандала.
Полезная мысль
Не уходите в оборону. Отступите в тень.
Техника 7
Признание фактов – ваше спасение
Результат: человек обдумывает ваше признание в некоторых слабостях и переходит к желанию сделать то, что нужно вам.
когда люди уже знают (или могут быстро обнаружить) вашу связь с данной проблемой, то лучшим подходом будет признаться и убрать с дороги это препятствие. И нередко, что еще лучше, можно превратить проблему в ценный актив.
Признание факта поможет вам нейтрализовать и любые другие проблемы, но его необходимо подготовить правильно. Вот три ключевых приема:
– введение (кратко и внятно опишите проблему);
– нейтрализация (объясните, как справиться с проблемой или что это вообще не проблема);
– заключение (перейдите к следующему вопросу, не вдаваясь в избыточные детали).
Если вы заранее признаете наличие потенциальной проблемы или недостатка, делайте это уверенно и спокойно. Чем более вы расслаблены, тем меньше будет поводов напрягаться вашему собеседнику и тем легче вы оба сможете сосредоточиться на том, что говорите.
Полезная мысль
Продемонстрируйте свое самообладание, открыто выразив опасения, которые люди могут иметь по отношению к вам, и они скорее вознаградят вас доброжелательным и неподдельным вниманием.
Практические шаги
Если вы знаете, что какие-то ваши черты неприятны вашим собеседникам и причиняют им неудобства, научитесь объяснять, в чем состоит проблема и как другие могут на нее реагировать. Репетируйте перед зеркалом до тех пор, пока не решите, что можете спокойно сделать это на публике.
Техника 8
От транзакции к трансформации
Результат: человек не просто обдумывает ваши слова, но и готов действовать, потому что отношения превратились из безличных в личные.
В наши дни взаимоотношений нет – есть транзакции. Супруги проводят переговоры по всем вопросам – от обеда до отпуска. Родители заняты переговорами с детьми о подготовке домашних заданий и сборе ранцев. Транзакция – замечательная вещь до тех пор, пока вашей целью является обмен информацией или подготовка контракта, но в ней нет души.
Чтобы создать событие, способное изменить жизнь, вам необходимо перейти от транзакций к отношениям. Как это сделать? Задавая вопросы, которые позволят вашему собеседнику сказать вам: «Именно об этом я и думаю», «Именно этого я и хочу добиться», «Именно вы своими действиями способны сделать мою жизнь лучше». Такая реакция - следствие уменьшения дефицита зеркальных нейронов.
Ключ к подготовке трансформационного вопроса прост – спросите сами себя: «Какой единственный вопрос покажет моему собеседнику, что мне интересны он сам, его идеи, интересы и будущий успех?».
Вот некоторые примеры.
– Если бы вы могли изменить только одну вещь в развитии вашей компании, что бы это было?
– Если есть одна вещь, которую я мог бы сделать для того, чтобы помочь вам быстрее двигаться к вашим целям, что бы это было?
– Каким своим достижением вы гордитесь больше всего?
В следующий раз, когда вы поймаете себя на том, что застряли в транзакционном беличьем колесе, попробуйте нечто новое и непривычное. Остановитесь и сядьте. Сделайте глубокий вдох. И скажите себе: «А что бы я хотел изменить в своей жизни за следующий год?», или «Чего в моей жизни должно быть больше, а чего – меньше?», или «Когда мои дети посмотрят на меня через десять лет – чем они будут гордиться?».
Задайте себе нужный, правильный вопрос – и обнаружите, что смотрите вверх, а это верный признак того, что ваше сознание открывается для обдумывания новых возможностей.
Полезная мысль
Заставьте людей поднять глаза вверх и подумать о том, о чем вы их спросили, – и когда они снова посмотрят на вас, ваш диалог уже не будет таким, как прежде. Он станет намного лучше.
Практические шаги
В следующий раз, когда вы застрянете в транзакционном споре (скажем, о том, кому мыть посуду, а кому выносить мусор), остановитесь, улыбнитесь и скажите: «Как ты думаешь, что интересного и важного мы можем сделать в ближайшие пять лет?». Затем понаблюдайте, как быстро ваш супруг перейдет от темы «посуду должен мыть ты» к новому и лучшему плану жизни.
Техника 9
Бок о бок
Результат: человек перестает относиться к вам с настороженностью и готов слушать.
техника основана на трех фактах.
1. Заставить людей сесть и выслушать лекцию можно, но ваши слова, скорее всего, до них не дойдут, потому что такая ситуация вынуждает их перейти в оборону, а защищаясь, они будут закрываться и прятать от вас свои мысли и чувства. Именно поэтому старайтесь вовлечь людей в действие, например помогите им самим поставить вопрос и ответить на него.
2. Вопросы действуют лучше, чем нотации. Не надо свысока читать натации. Надо быть бок о бок не просто физически, но и эмоционально.
3. Когда вы позволяете людям самим делать выводы из их открытий, они лучше запоминают и усваивают свой урок.
Одно из преимуществ техники «бок о бок» в том, что она не фокусируется на неправильных поступках, совершенных человеком в прошлом. Вместо того чтобы копаться в прошлых ошибках, вы даете человеку шанс избежать будущих.
Технику «бок о бок» использовать легко, но я должен предостеречь. Во-первых, когда вы вынуждаете людей снизить уровень настороженности, н е злоупотребляйте их доверием, не перегружайте его. Ни в коем случае не используйте эту технику для выуживания нелицеприятной информации, иначе люди подумают, что вы за ними шпионите или пытаетесь заманить их в ловушку. Принимайте негатив к сведению, если об этом говорят, но не проявляйте очевидной активности в его поиске.
Во-вторых, не спорьте. Если человек скажет что-то, с чем вы не согласны, потерпите и не пытайтесь убедить его в своей правоте.
Третье: когда вы задаете людям вопросы, уважайте их ответы. Если они предлагают хорошую идею, сделайте что-нибудь для ее воплощения (и сообщите им, что именно вы сделали). Если они ошибаются, выразите признательность за то, что они думают о проблемах и делятся своими мыслями: «Об этом стоит подумать» или «Я никогда не рассматривал это в таком ракурсе».
Полезная мысль
Если вы не можете установить контакт лицом к лицу, попробуйте сделать это бок о бок.
Практические шаги
Если вы являетесь руководителем, используйте подход «бок о бок», чтобы выяснить, что волнует вашего самого эффективного служащего и что вы можете сделать, чтобы ему было еще более комфортно работать у вас.
Потом начните с другого конца – используйте этот подход в отношении самого нерадивого вашего работника для выяснения причин его недостаточной эффективности.
Техника 10
Заполните пропуски
Результат: человек хочет сделать то, что нужно вам, потому что на