Межгосударственный Совет ЕврАзЭС — высший орган Евразийского экономического сообщества. В его состав входят главы государств и главы правительств.
Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.
Председательство в Межгоссовете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством–членом Сообщества в течение одного года.
Межгоссовет принимает решения консенсусом.
Исполнение решений происходит путем принятия необходимых национальных нормативных правовых актов.
Межгоссовет принимает решения по вопросам:
· регулирования условий взаимной торговли между государствами Сообщества;
· гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства государств ЕврАзЭС и др.
Межгоссовет даёт поручения Интеграционному Комитету, обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС и с запросами к Суду Сообщества, а также рассматривает проекты основ законодательства в базовых сферах правоотношений и рекомендации МПА ЕврАзЭС.
Межгоссоветом ЕврАзЭС:
- утверждены межгосударственные целевые программы: «Инновационные биотехнологии», «Создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов ЕврАзЭС», «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств»;
- принята концепция межгосударственной целевой программы «Создание системы информационного и методического обеспечения реализации единого порядка экспортного контроля государств-членов ЕврАзЭС»;
- утверждены концепции: формирования общего энергетического рынка; формирования Единого транспортного пространства; агропромышленной политики; продовольственной безопасности; сотрудничества в валютной сфере; развития рынка ценных бумаг; согласованной социальной политики; создания межгосударственного банка данных о трудящихся-мигрантах; международной деятельности ЕврАзЭС.
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС
Интеграционный Комитет ЕврАзЭС – постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, подотчетный Межгосударственному Совету ЕврАзЭС.
В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств государств Сообщества.
Интеграционный Комитет рассматривает ключевые вопросы в различных областях интеграции, принимает решения в сфере своей компетенции и обеспечивает деятельность Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав правительств и глав государств.
Председательство в Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством Сообщества в течение одного года.
Председателя Интеграционного Комитета назначает Межгоссовет ЕврАзЭС.
Интеграционный Комитет:
· анализирует состояние и тенденции развития интеграционных процессов в Сообществе, вырабатывает предложения по их продвижению;
· рассматривает вопросы и вносит на Межгоссовет проекты решений по гармонизации национального законодательства, выработке правил взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными организациями; разработке и реализации межгосударственных инвестиционных проектов, экономических, социальных и других программ, планов проведения совместных мероприятий в государствах–членах ЕврАзЭС;
· поддерживает контакты с исполнительными органами других международных организаций, по поручению Межгоссовета представляет интересы Сообщества в отношениях с другими субъектами международного права;
· вносит предложения относительно предоставления государству или международной организации статуса наблюдателя при ЕврАзЭС;
· осуществляет функций депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС, и принятых решений Межгоссовета, ведёт постоянный контроль их выполнения, а также исполнения бюджета ЕврАзЭС, и др.
Комиссия Постоянных представителей при ЕврАзЭС
Комиссия Постоянных представителей государств–членов Евразийского экономического сообщества при ЕврАзЭС (Комиссия Постпредов) обеспечивает текущую работу Сообщества в период между заседаниями Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.
В состав Комиссии входят Постоянные представители стран-членов ЕврАзЭС, назначаемые главами государств Сообщества.
Функции Комиссии:
· сближение и согласование позиций государств–членов по вопросам укрепления сотрудничества и углубления интеграции в рамках ЕврАзЭС;
· осуществление взаимодействия между Сообществом и соответствующими органами, ведомствами и организациями государств–членов Сообщества;
· рассмотрение позиций, предложений государств–членов Сообщества по вопросам сотрудничества и проектам документов, вносимых на заседания Интеграционного Комитета
· ЕврАзЭС и подготовленных Секретариатом Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС, вспомогательными органами Сообщества, комиссиями и советами, созданными Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС, а также вопросов, касающихся текущей деятельности Сообщества, и принятие по ним решений;
· изучение предложений и запросов, полученных Сообществом от государств-наблюдателей, а также третьих государств и международных организаций, и др.
ЕврАзЭС — Евразийское экономическое сообщество — является предшествующей ЕАЭС интеграционной организацией, упразднённой в связи с созданием ЕАЭС.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Государства-члены: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.
Наблюдатели: Молдавия.
30. Формы деятельности региональных объединений: Таможенный союз.
Этапы международной экономической интеграции Выделяют четыре вида ( этапа ) международной экономической интеграции, зону свободной торговли, таможенный союз, единый общий рынок, экономический и валютный союз.
Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) — таможенный союз стран-участников Евразийского экономического союза(ЕАЭС). До создания ЕАЭС в 2015 году, являлся таможенным союзом только трёх стран (России, Белоруссии и Казахстана) из числа стран-участников Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) — и таким образом являлся Таможенным союзом на базе Евразийского экономического сообщества, членство в котором было необязательным для стран-участников ЕврАзЭС. ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности. Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.
Таможенный союз – один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР.
При создании ЕАЭС (в отличие от его предшественника — ЕврАзЭС), общий таможенный союз стал неотъемлемой составной частью ЕАЭС, и все страны-участники ЕАЭС автоматически входят в Таможенный союз с момента вступления в ЕАЭС. При этом страны-участники Таможенного союза применяли (до формирования ЕАЭС 1 января 2015 года) и продолжают применять единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Государства-члены: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия.
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету.