АЛГОРИТМ. Подсчет критерия Q Розенбаума




Q — критерий Розенбаума

 

Назначение критерия

Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, который можем измерять количественно. В каждой выборке должно быть не менее 11 испытуемых.

 

Описание критерия

Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между 2мя выборками по какому-либо признаку. И если Q-критерий не выявляет достоверных различий, это еще не означает, что их действительно нет. В этом случае стоит применить критерий φ* Фишера.

Если же Q-критерий выявляет достоверные различия между выборками с уровнем значимости р≤ 0,01, можно ограничиться только ом и избежать трудностей применения других критериев.

Критерий применяется в тех случаях, когда данные представлены по крайней мере в порядковой шкале. Признак должен варьировать в каком-то диапазоне значений, иначе сопоставления с помощью Q-критерия просто невозможны.

Если будет только 3 значения признака 1,2,3 — очень трудно будет установить различия. Метод Розенбаума требует достаточно тонко измеренных признаков.

Начинаем с того, что упорядочиваем значения признака в обеих выборках по нарастанию (или убыванию). Сравниваем диапазоны измерений двух упорядоченных выборок.

Если он различны, то устанавливаем на сколько один ряд значений «выше» (значение = S1), а второй ниже (значение = S2).

Условимся, что первой выборкой будем считать ту, где значения выше, а 2ой выборкой — где значения ниже.

 

Выдвигаем гипотезы.

Н0 (нет различий): уровень признака в выборке 1 не превышает уровня признака в выборке 2.

Н1 (есть различия): уровень признака в выборке 1 превышает уровня признака в выборке 2.

 

Возможны 3 варианта развития сюжета:

1. Все значения 1ой выборки выше всех значений 2ой.

В этой ситуации наглядно видно, что различия достоверны при собдюдении условия, что n1 и n2 ≥ 11.

2. Значения признака в обоих выборках неходятся на одном уровне. Различий нет. Различия недостоверны.

3. Значения признаков выборок частично пересекаются. Оценим на сколько значения признака 1ой выборки выше. S1=? И на сколько значения признака 1ой выборки ниже S2 =? Нужно оценить насколько велика суммарная разница S1+ S2= Qэмп.

Критическое значение Q0,05 и Q0,01 определяются по таблице «Критические значения Q Розенбаума для уровней статистической значимости р≤ 0,05 и р≤ 0,01»

Для облегчения принятия решения вспомним ′′ось значимости′′, которая размещена в лекции на стр.10

 

 

Зона

З она неопределенности Зона

незначимости Q 0,05 Qэмп. Q0,01 значимости

▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒! ████████████! ██████! ░░░░░░░░░░░

▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒! ████████████! ██████! ░░░░░░░░░░░░░

6 8 9

 

 

Нам нужно будет выставить на этой оси значения Q0,05 и Q0,01, полученные из таблицы, и рассчитанное значение S1+ S2= Qэмп. И мы получим ответ о достоверности выдвинутых гипотез.

 

Ограничения критерия Q

1. В каждой из сопоставляемых выборок должно быть не менее 11 наблюдений. Условие: объемы выборок должны примерно совпадать.

При этом существуют следующие правила:

ñ если в обеих выборках меньше 50 наблюдений, то абсолютная величина разности между п1 и п2 не должна быть больше 10 наблюдений;

ñ если в каждой из выборок больше 51 наблюдения, но меньше 100, то абсолютная величина разности между пл и n2не должна быть больше 20 наблюдений;

ñ если в каждой из выборок больше 100 наблюдений, то допускается, чтобы одна из выборок была больше другой не более чем в 1,5—2 раза [Гублер Е.В., 1978, с.75].

 

2. Диапазоны разброса значений в двух выборках должны не совпадать между собой, в противном случае применение критерия бессмысленно. Между тем возможны случаи, когда диапазоны разброса значений совпадают, но вследствие разносторонней асимметрии двух распределений различия в средних величинах признаков существенны.

 

 

Критические значения критерия Q Розенбаума для уровней статистической значимости р <=0,05 и р <=0,01 (по Гублеру Е.В., Генкину А.А., 1973)

Различия между двумя выборками можно считать достоверными (р <=0,05), если Qэмправен или выше критического значения Q0,05,и тем более достоверными (р <=0,01), если Qэмправен или выше критического значения Q0,01.

 

Таблица 1

n                                
p=0,05
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

n                                
p=0,01
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 

 

Практическая часть

АЛГОРИТМ. Подсчет критерия Q Розенбаума

1. Проверить, выполняются ли ограничения: n1,n2>=11, n1 = n2.

2. Упорядочить значения отдельно в каждой выборке по степени возрастания признака. Считать выборкой 1 ту выборку, значения в которой предположительно выше, а выборкой 2 - ту, где значения предположительно ниже.

3. Определить самое высокое (максимальное) значение в выборке 2.

4. Подсчитать количество значений в выборке 1, которые выше максимального значения в выборке 2. Обозначить полученную величину как S1.

5. Определить самое низкое (минимальное) значение в выборке 1.

6. Подсчитать количество значений в выборке 2, которые ниже минимального значения выборки 1. Обозначить полученную величину как S2.

7. Подсчитать эмпирическое значение Q эмп. по формуле: Q эмп. =S1+S2

8. По Табл. 1. определить критические значения Q для данных n1и n2. Если Qэмп.равно Q0,05или превышает его, H0отвергается.

9. При n1,n2>26 сопоставить полученное эмпирическое значение с QKp=8 (р <=0,05) и QKp=10(р <=0,01). Если Qэмп.превышает или по крайней мере равняется Qkp=8, H0отвергается.

ЗАДАЧА 1.

У группы студентов был определен уровень эмпатии с помощью модифицированного опросника А.Меграбяна и Н.Эпштейна. Было опрошено 20 девушек и 16 юношей в возрасте от 20 до 23 лет. [3] Результаты приведены в таблице 2.

Таблица 2

Девушки Юноши
№ пп Ф.И.О. Общий бал по свойству эмпатии № пп Ф.И.О. Общий бал по свойству эмпатии
  А.Е.В. А.С.К. В.Е.К. Г.А.Ф. Е.К.В. Е.А.А. З.Н.С. К.О.Р. К.О.Н. К.И.А. Л.Л.С. Н.О.М. Н.Ж.А. П.В.Л. С.О.П. С.Н.С. Т.И.И. У.А.К. Я.Е.Л. Я.В.В.     Б.Б.А. В.Г.А. Д.А.А. Е.А.В. Ж.Е.Н. И.С.В. К.К.А. Л.Е.П. Л.А.С. М.С.С. М.А.Д. О.М.С. П.А.В. С.В.В. Т.Г.И. Т.И.В.  

 

Сформулируем гипотезы:

Н0: Девушки не превосходят парней по уровню эмпатии.

Н1: Девушки превосходят парней по уровню эмпатии.

Упорядочим по убыванию общего бала свойства эмпатии (см. таблицу 3).

Таблица 3

Девушки Юноши
1. Е.А.А. – 91 2. К.О.Н. – 89 3. Н.Ж.А. – 89 4. С.О.П. – 86 5. С.Н.С. – 83 6. Т.И.И. – 82 7. Я.В.В. – 82 8. А.Е.В. – 81   S1
9. З.Н.С. – 80 10. А.С.К. – 78 11. П.В.Л. – 78 12. У.А.К. – 78 13. Н.О.М. – 77 14. В.Е.К. – 75 15. К.О.Р. – 74 16. Я.Е.Л. – 72 17. Л.Л.С. – 70 18. Г.А.Ф. – 69 19. Е.К.В. – 67 20. К.И.А. – 65 1. Б.Б.А. – 80 2. Ж.Е.Н. – 77 3. Л.А.С. – 77 4. О.М.С. – 74 5. П.А.В. – 73 6. С.В.В. – 72 7. В.Г.А. – 70 8. Т.И.В. – 70 9. И.С.В. – 68 10. Е.А.В. – 66
S2 11. Д.А.А. – 64 12. Т.Г.И. – 64 13. Л.Е.П. – 62 14. К.К.А. – 61 15. М.С.С. – 59 16. М.А.Д. – 55

 

По таблице 3 определяем количество значений первого ряда, которые больше максимального значения второго ряда: S1=8.

Теперь определяем количество значений второго ряда, которые меньше минимального значения первого ряда: S2=6.

Вычисляем Qэмп:

Qэмп= 8+6= 14

По таблице 1 определяем критическое значение Q для n1=20, n2=16;

QKp= 7 (р <=0,05) 9 (р <=0,01)

Ясно, что чем больше расхождения между выборками, тем больше величина Qкр.

Н0 отклоняется при Qэмп.>= QKp, а при Qэмп.< QKp мы будем вынуждены принять Н0.

Построим ось значимости:

Зона Зона

З она неопределенности значимости

незначимости Q 0,05 Q0,01. Qэмп

▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒! ███████████! ░░░░░░░░░░░░! ░░░░░░░

▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒! ███████████! ░░░░░░░░░░░░! ░░░░░░░░

7 9 14

 

 

Qэмп.>= QKp, (р <=0,01)

Ответ: Н0 отклоняется. Принимается Н1: Девушки превосходят парней по уровню эмпатии (р <0,01).

ЗАДАЧА 2

В таблице 4 приведены результаты исследования тревожности по опроснику Спилбергера. В тестирование принимали участие те же респонденты, что и в предыдущем примере.

Таблица 4

Девушки Юноши
№ пп Ф.И.О. Оценки тревожности № пп Ф.И.О. Оценки тревожности
  А.Е.В. А.С.К. В.Е.К. Г.А.Ф. Е.К.В. Е.А.А. З.Н.С. К.О.Р. К.О.Н. К.И.А. Л.Л.С. Н.О.М. Н.Ж.А. П.В.Л. С.О.П. С.Н.С. Т.И.И. У.А.К. Я.Е.Л. Я.В.В.     Б.Б.А. В.Г.А. Д.А.А. Е.А.В. Ж.Е.Н. И.С.В. К.К.А. Л.Е.П. Л.А.С. М.С.С. М.А.Д. О.М.С. П.А.В. С.В.В. Т.Г.И. Т.И.В.  

Аналогично предыдущему заданию, упорядочим результаты:

Таблица 5

Девушки Юноши
1. З.Н.С. – 46 2. П.В.Л. – 46 S1
  3. С.О.П. – 44 4. Т.И.И. – 43 5. Я.В.В. – 41 6. В.Е.К. – 40 7. А.Е.В. – 37 8. Г.А.Ф. – 37 9. А.С.К. – 34 10. К.О.Р. – 34 11. К.О.Н. – 34 12. С.Н.С. – 33 13. Е.К.В. – 32 14. К.И.А. – 30 15. У.А.К. – 30 16. Е.А.А. – 28 17. Н.Ж.А. – 27 18. Л.Л.С. – 26 19. Н.О.М. – 26 20. Я.Е.Л. – 26 1. Е.А.В. – 44 2. Б.Б.А. – 41 3. И.С.В. – 39 4. Л.А.С. – 37 5. М.С.С. – 37 6. П.А.В. – 35 7. Т.Г.И. – 34 8. В.Г.А. – 32 9. С.В.В. – 32 10. Ж.Е.Н. – 30 11. Т.И.В. – 29 12. О.М.С. – 26
S2 13. Д.А.А. – 25 14. Л.Е.П. – 25 15. К.К.А. – 22 16. М.А.Д. – 22

Сформулируем гипотезы:

Н0: уровень тревожности девушек не превышает уровень тревожности парней.

Н1: уровень тревожности девушек превышает уровень тревожности парней.

S1=2, S2=4. Qэмп= 2+4= 6

По таблице 1 определяем критическое значение Q для n1=20, n2=16;

QKp= 7 (р <=0,05) 9 (р <=0,01)

Расположим полученные значения Q на оси значимости Qэмп=6 Q0,05=7 Q0,01=9

Qэмп< QKp, (р > 0,05)

Ответ: Н0 принимается: уровень тревожности девушек не превышает уровень тревожности парней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: