Лингвистический эксперимент.




ХОД УРОКА

Организационный момент. Введение в тему урока.

- Поднимите руки, кому нравится читать красивые стихи? А фантастические повести?

- Кто создает художественные произведения? (Писатели, поэты)

- Что нужно поэту, писателю, чтобы написать стихотворение, прозу? (Воображение, желание, вдохновение, наблюдательность, внимание, средства художественной выразительности)

- Сегодня мы будем художниками, но писать картину мы будем кисточкой из слов.

СЛАЙД № 1. Сочинение-миниатюра. Вид из окна

Напишем сочинение-миниатюру “Вид из окна”.

- Что такое сочинение-миниатюра? (Маленький текст из 5-6 предложений)

- Постарайтесь увидеть необычное в обычном. Подойдите к окну. Смотрите…

(Дети становятся у окна, наблюдают вид из окна на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года”)

2. Актуализация знаний. Восприятие. Орфографическая подготовка.

- Напишите на черновике то, что увидели.

(Дети пишут в течение 1/2 минуты)

- Прочитайте.

- Слов, какой части речи встретилось больше всего? (Имен существительных)

(Открываю свои слова с пропущенными орфограммами, записанные на доске)

Заблудилась, гонит, подкралась, з и ма холодная, седая,

не уходит, стережет владения о с е нь поздняя, упрямая, рыжая

стоит п о года ненастная моросит, идет, накрапывает до ждь мелкий, сплошной

повисло, опустилось неб о свинцовое

ползут обл а ка серые, седые

прижались д о ма угрюмые

качаются д е рев ь я голые

улетают, машут птиц ы черные, крикливые, суетливые

наступил, грядет ден ь ветреный, прохладный, туманный

проснулось, улыбнулось, пришло утр о туманное, прохладное, сонное

блестит озер о блестящее, гладкое, рябое

дует, воет, несется вет е р колючий, холодный,

пробивается, прячется, улыбается со л нце доброе, теплое

спешат, идут люди веселые, задумчивые

стоит, дышит воздух чистый, свежий

лёг, опустился, накрыл туман молочный, сплошной, густой

ждёт гор о д сонный, уставший

- Объясните правописание орфограмм

(Вставляю буквы, дети по цепочке объясняют, называют проверочные слова)

Роль имен существительных в предложении, в речи.

СЛАЙД № 2. Устный рассказ об имени существительном

- Тренируем устную речь. По алгоритму составьте устный рассказ об имени существительном.

Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам). В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).

- Итак, какую роль в речи играют имена существительные? (Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь)

Признаки текста-описания. Учебная задача.

· Как должны быть построены предложения в сочинении – миниатюре? (Связаны друг с другом)

СЛАЙД № 3. Сочинение “Вид из окна”

Тип текста

- Выберите тип сочинения (повествование, описание, рассуждение).

- Почему? (Будем описывать увиденное)

Тема текста

- Какая тема текста? (Ответ детей: Природа за окном)

Учебная задача

- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответ детей: использовать средства художественной выразительности)

5. Включите воображение!

- Послушайте стихотворение И.А. Бунина. Обратите внимание на образные выражения поэта.

СЛАЙД № 4. 1-я строфа. Бунин. Кедр (Наизусть 3 человека)

Из окна.

Ветви кедра – вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом –
Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:

СЛАЙД № 5. 2-я строфа. Бунин. Сережки березы

Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах – серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,

СЛАЙД № 6. 3-я строфа. Бунин. Клён

А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.

СЛАЙД № 7. Бунин. Облака – горы

“В глубоком океане небосклона как снеговые горы облака” (И.Бунин)

СЛАЙД № 8. “И мглой волнистою…” (А.С.Пушкин)

СЛАЙД № 9. “И туман и непогоды…” (А.С.Пушкин)

СЛАЙД № 10. “Под низким небом…” (Д.Самойлов)

СЛАЙД № 11. “Улетели…” (Е.Благинина)

СЛАЙД № 12. “Снег имеет вкус и запах, первый снег…” (Яков Аким)

СЛАЙД № 13. Первый снег в городе

СЛАЙД № 14. С.Есенин. Рябина

“Костёр рябины красной” (С.Есенин)

Какие яркие метафоры, сравнения можно придумать для сочинения, создавая образ предзимья

СЛАЙД № 15. Картина. Ветка с каплями дождя

– Картина = Ветка с каплями дождя = Бриллиант

– Картина = Ветка с каплями дождя = Алмазные слёзы

· Картина = Ветка с каплями дождя = Хрустальная капель

СЛАЙД № 16. Картина. Паутина

– Картина = Стеклянные бусы

– Картина = Жемчужная россыпь

СЛАЙД № 17. Картина = Голые ветви деревьев

– Картина = Голые ветви деревьев = Паутина ветвей

– Картина = Голые ветви деревьев = Кружево ветвей

– Картина = Голые ветви деревьев = Сплетение рук

6. “…словам просторно”.

СЛАЙД № 18. Метафоры. Сравнения. Эпитеты

Зима - Зимушка, Снежная Королева, хозяйка, волшебница

Природа - художник

Ветер - разбойник, ветрило, ветродуй

Облака - странники, путешественники, пуховые подушки

Небо - одеяло, рогожа, океан, ситец

Озеро - зеркало, расплавленное стекло, серебро

Лингвистический эксперимент.

- Для существительных, записанных на доске, придумайте синонимические ряды. Сначала – эпитеты (прилагательные), такие, которые наиболее точно подходят к сегодняшнему виду из окна. Затем – глаголы.

(По цепочке учащиеся называют, я записываю на доске 1-2 наиболее подходящих слова)

8. Самостоятельная работа детей. Детям выдаются карточки-помощники. Работают в течение 5-7-и минут. (Гости урока выполняют те же задания на листах-путеводителях)

Презентация работ.

Редактирование текстов.

Итог урока.

А) Попс-формула (выслушать две точки зрения на проблему)

П “позиция” - Я считаю, что…

О “обоснование” - “…потому, что…”

П “пример” - “например, …”

С “следстие” - “…, потому, …”

- Нужно ли учащимся развивать свою речь?

Б) Палитра умений. Самооценка.

- Мы были художниками слова. Если у вас получилось быть им, закрасьте палитру зеленым цветом, если старались, но не все получилось – желтым, если не получилось ничего – красным. (Палитра на доске. Учащиеся приклеивают на палитру разноцветные кружочки)

СЛАЙД № 19

12. Вывод. “Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык” (К.Г. Паустовский)

13. Домашняя работа.

- Отредактированные сочинения переписать в тетради по развитию речи.

- Спасибо всем!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: