ХОД УРОКА
Организационный момент. Введение в тему урока.
- Поднимите руки, кому нравится читать красивые стихи? А фантастические повести?
- Кто создает художественные произведения? (Писатели, поэты)
- Что нужно поэту, писателю, чтобы написать стихотворение, прозу? (Воображение, желание, вдохновение, наблюдательность, внимание, средства художественной выразительности)
- Сегодня мы будем художниками, но писать картину мы будем кисточкой из слов.
СЛАЙД № 1. Сочинение-миниатюра. Вид из окна
Напишем сочинение-миниатюру “Вид из окна”.
- Что такое сочинение-миниатюра? (Маленький текст из 5-6 предложений)
- Постарайтесь увидеть необычное в обычном. Подойдите к окну. Смотрите…
(Дети становятся у окна, наблюдают вид из окна на фоне музыки П. И. Чайковского “Времена года”)
2. Актуализация знаний. Восприятие. Орфографическая подготовка.
- Напишите на черновике то, что увидели.
(Дети пишут в течение 1/2 минуты)
- Прочитайте.
- Слов, какой части речи встретилось больше всего? (Имен существительных)
(Открываю свои слова с пропущенными орфограммами, записанные на доске)
Заблудилась, гонит, подкралась, з и ма холодная, седая,
не уходит, стережет владения о с е нь поздняя, упрямая, рыжая
стоит п о года ненастная моросит, идет, накрапывает до ждь мелкий, сплошной
повисло, опустилось неб о свинцовое
ползут обл а ка серые, седые
прижались д о ма угрюмые
качаются д е рев ь я голые
улетают, машут птиц ы черные, крикливые, суетливые
наступил, грядет ден ь ветреный, прохладный, туманный
проснулось, улыбнулось, пришло утр о туманное, прохладное, сонное
блестит озер о блестящее, гладкое, рябое
дует, воет, несется вет е р колючий, холодный,
пробивается, прячется, улыбается со л нце доброе, теплое
спешат, идут люди веселые, задумчивые
стоит, дышит воздух чистый, свежий
лёг, опустился, накрыл туман молочный, сплошной, густой
ждёт гор о д сонный, уставший
- Объясните правописание орфограмм
(Вставляю буквы, дети по цепочке объясняют, называют проверочные слова)
Роль имен существительных в предложении, в речи.
СЛАЙД № 2. Устный рассказ об имени существительном
- Тренируем устную речь. По алгоритму составьте устный рассказ об имени существительном.
Имя существительное – это … (часть речи), которая отвечает на …(вопросы кто?, что?) и обозначает…(предмет), имеет …(постоянные) и …(непостоянные) признаки. Постоянные признаки: есть … (имена собственные) и … (нарицательные); …(одушевленные) и …(неодушевленные); относятся … (к мужскому), … (женскому) и … (среднему) роду. Непостоянные признаки: изменяются по … (числам) и … (падежам). В предложении чаще всего бывают … (подлежащими), … (дополнением) или …(обстоятельством).
- Итак, какую роль в речи играют имена существительные? (Без имен существительных мы не понимали бы о чем или о ком идет речь)
Признаки текста-описания. Учебная задача.
· Как должны быть построены предложения в сочинении – миниатюре? (Связаны друг с другом)
СЛАЙД № 3. Сочинение “Вид из окна”
Тип текста
- Выберите тип сочинения (повествование, описание, рассуждение).
- Почему? (Будем описывать увиденное)
Тема текста
- Какая тема текста? (Ответ детей: Природа за окном)
Учебная задача
- Какую учебную задачу поставим перед собой? (Ответ детей: использовать средства художественной выразительности)
5. Включите воображение!
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина. Обратите внимание на образные выражения поэта.
СЛАЙД № 4. 1-я строфа. Бунин. Кедр (Наизусть 3 человека)
Из окна.
Ветви кедра – вышивки зелёным
Тёмным плюшем, свежим и густым,
А за плюшем кедра, за балконом –
Сад прозрачный, лёгкий, точно дым:
СЛАЙД № 5. 2-я строфа. Бунин. Сережки березы
Яблони и сизые дорожки,
Изумрудно-яркая трава,
На берёзах – серые серёжки
И ветвей плакучих кружева,
СЛАЙД № 6. 3-я строфа. Бунин. Клён
А на клёнах – дымчато-сквозная
С золотыми мушками вуаль,
А за ней – долинная, лесная,
Голубая, тающая даль.
СЛАЙД № 7. Бунин. Облака – горы
“В глубоком океане небосклона как снеговые горы облака” (И.Бунин)
СЛАЙД № 8. “И мглой волнистою…” (А.С.Пушкин)
СЛАЙД № 9. “И туман и непогоды…” (А.С.Пушкин)
СЛАЙД № 10. “Под низким небом…” (Д.Самойлов)
СЛАЙД № 11. “Улетели…” (Е.Благинина)
СЛАЙД № 12. “Снег имеет вкус и запах, первый снег…” (Яков Аким)
СЛАЙД № 13. Первый снег в городе
СЛАЙД № 14. С.Есенин. Рябина
“Костёр рябины красной” (С.Есенин)
Какие яркие метафоры, сравнения можно придумать для сочинения, создавая образ предзимья
СЛАЙД № 15. Картина. Ветка с каплями дождя
– Картина = Ветка с каплями дождя = Бриллиант
– Картина = Ветка с каплями дождя = Алмазные слёзы
· Картина = Ветка с каплями дождя = Хрустальная капель
СЛАЙД № 16. Картина. Паутина
– Картина = Стеклянные бусы
– Картина = Жемчужная россыпь
СЛАЙД № 17. Картина = Голые ветви деревьев
– Картина = Голые ветви деревьев = Паутина ветвей
– Картина = Голые ветви деревьев = Кружево ветвей
– Картина = Голые ветви деревьев = Сплетение рук
6. “…словам просторно”.
СЛАЙД № 18. Метафоры. Сравнения. Эпитеты
Зима - Зимушка, Снежная Королева, хозяйка, волшебница
Природа - художник
Ветер - разбойник, ветрило, ветродуй
Облака - странники, путешественники, пуховые подушки
Небо - одеяло, рогожа, океан, ситец
Озеро - зеркало, расплавленное стекло, серебро
Лингвистический эксперимент.
- Для существительных, записанных на доске, придумайте синонимические ряды. Сначала – эпитеты (прилагательные), такие, которые наиболее точно подходят к сегодняшнему виду из окна. Затем – глаголы.
(По цепочке учащиеся называют, я записываю на доске 1-2 наиболее подходящих слова)
8. Самостоятельная работа детей. Детям выдаются карточки-помощники. Работают в течение 5-7-и минут. (Гости урока выполняют те же задания на листах-путеводителях)
Презентация работ.
Редактирование текстов.
Итог урока.
А) Попс-формула (выслушать две точки зрения на проблему)
П “позиция” - Я считаю, что…
О “обоснование” - “…потому, что…”
П “пример” - “например, …”
С “следстие” - “…, потому, …”
- Нужно ли учащимся развивать свою речь?
Б) Палитра умений. Самооценка.
- Мы были художниками слова. Если у вас получилось быть им, закрасьте палитру зеленым цветом, если старались, но не все получилось – желтым, если не получилось ничего – красным. (Палитра на доске. Учащиеся приклеивают на палитру разноцветные кружочки)
СЛАЙД № 19
12. Вывод. “Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык” (К.Г. Паустовский)
13. Домашняя работа.
- Отредактированные сочинения переписать в тетради по развитию речи.
- Спасибо всем!