Тема 1. Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания




Ключевые понятия: воспитание, особенности воспитательного процесса, закономерности и принципы воспитания, подходы к сущности и содержанию воспитательного процесса.

Содержание: сущность воспитательного процесса как подсистемы целостного педагогического процесса, его особенности, задачи и функции в общей системе образовательного процесса. Диалектика, структура воспитательного процесса. Современные подходы к организации процесса воспитания: личностный, деятельностный, ценностный, гуманистический, синергетический, аксиологический. Оценка результатов процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Их общая характеристика.

 

Тема 2. Классические и современные концепции воспитания

Ключевые понятия: концепция, воспитание, воспитательная концепция.

Содержание: сущность понятия «воспитательная концепция». Классические концепции воспитания (И.П. Иванов. Я. Корчак, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Современные концепции воспитания (Е.В Бондаревская, О. С. Газман, И.С.Гончаров; Караковский В.А., Л.И. Новикова; Н.М. Таланчук, Н.Е. Щуркова).

 

Тема 3. Воспитательные системы и их развитие

Ключевые понятия: система, воспитание, воспитательная концепция, педагогическая система, воспитательная система, компоненты воспитательной системы (цель, субъекты, деятельность, среда, материальная база, управление).

Содержание: сущность и содержание понятий «педагогическая система» и «воспитательная система» школы. Место и роль воспитательной системы школы в педагогической системе школы. Структура воспитательной системы, характеристика её компонентов. Идеи обновления воспитательных систем в свете гуманизации воспитания. Признаки развития воспитательной системы. Современные воспитательные системы, их характеристика.

 

Тема 4. Понятие педагогических технологий, научные основы и классификации. Воспитательные педагогические технологии, их общая характеристика

Ключевые понятия: технология, педагогическая технология, воспитательные педагогические технологии, функции педагогических технологий, классификация педагогических технологий, критерии педагогических технологий.

Содержание: сущность педагогической технологии. Специфика педагогической технологии. Технология и педагогическое мастерство. Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические. технологии. Различные подходы к классификации воспитательных технологий. Технологии воспитательного воздействия и технологии организации воспитательных мероприятий.

Технология КТД. Ситуация успеха, ее назначение, пути ее создания. Технология формирования коллектива.

Тема 5. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы в классе. Тьютор в современной школе

Ключевые понятия: классный руководитель, функции объекты внимания классного руководителя, план воспитательной работы, тьютор.

Содержание: роль классного руководителя в системе воспитания школьника. Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Содержание профессиональной работы классного руководителя. Принципы планирования, виды и формы планирования воспитательной работы в классе. План по целевым программам воспитания, по видам деятельности, по ключевым делам. Структура и требования к плану воспитательной работы. Понятие «тьютор». Роль тьютора в современной школе. Отличия деятельности тьютора от деятельности классного руководителя.

 

Семинарские занятия

Семинар 1. Сущность процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания

Структура занятия

1. Закономерности воспитания как его существенные, необходимые, устойчивые связи.

2. Принципы воспитания как отражение закономерностей воспитательного процесса.

3. Характеристика требований, предъявляемых к принципам.

4. Основные принципы воспитания. Единство и взаимосвязь принципов в целостном воспитательном процессе.

Рекомендуемая литература

Базовый учебник: Голованова Н.Ф. Педагогика. М., 2011. Гл. 3.

Дополнительная литература:

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с. Раздел III. Глава 1.

2. В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова / под ред. В.И. Загвязинского. Педагогика: учебник для студ. Учреждений высш. Проф. образования.- М.: Изд. центр «Академия», 2011. Гл. 4.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах и таблицах. М., 2008.

4. Педагогика: электронный учебник /под ред. Л.П. Крившенко. М.,2010.

5. Педагогика/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А И. Мищенко,Е.Н. Шиянов.- М.Школьная пресса, 2004.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2007. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с. Часть 3. Тема 1. С. 5-21.

7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с. Глава 1.

Электронные ресурсы:

1. Градусова Л.В. Гендерная педагогика М., 2011 Университетская библиотека онлайн https://www.biblioclub.ru

2. Педагогика. Учебное пособие /Ред. П.И. Пидкасистого. М., 2012 // Издательство «Лань» Электронно-библиотечная система https://www.e.lanbook.com

3. Подласый И.П. Педагогика в 3-х книгах. Кн. 3: Теории и технологии воспитания М., 2008 Университетская библиотека онлайн https://www.biblioclub.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: