Классы
Часть 1
(5 заданий, максимум 40 баллов)
Задание 1. Какую команду использовали в старину, чтобы натравить охотничью собаку на дичь? За правильный ответ – 5 баллов.
(А) Тю!
(Б) Нах-нах!
(В) Усь!
(Г) Хоп!
(Д) Бырь-бырь!
Комментарий к заданию: науськивать.
Задание 2. Что значит устаревшее слово «выкуксить»? За правильный ответ – 5 баллов.
(А) наесться сладких булок
(Б) наловить рыбы в озере
(В) натереть глаза кулаками
(Г) надеть новое платье
(Д) набрать воды в колодце
Комментарий к заданию: кукситься.
Задание 3. Какое из этих слов имеет грамматическое отличие от остальных?За правильный ответ – 5 баллов.
(А) чернила
(Б) дрова
(В) прятки
(Г) ботинки
(Д) плоскогубцы
Комментарий к заданию: слово «ботинки» имеет форму единственного числа, остальные слова не имеют.
Задание 4. Найдите лишнюю группу слов. За правильный ответ – 5 баллов.
(А) рукавицы – перчатки – варежки
(Б)ошибка – погрешность – ляп
(В) поварёшка – черпак – половник
(Г) колготки – трусы – майки
Комментарий к заданию:не являются синонимами.
Задание 5. Даны в перепутанном порядке части сказки Людмилы Петрушевской «Пуськибятые»:
А. А Калуша волит:
Б. КалушатаБутявкувычучили.
В. И увазилаБутявку, и волит:
Г. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке.
Д. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
Е. Калушатаприсяпали и Бутявкустрямкали.И подудонились.
Ж. – Калушата! Калушаточки! Бутявка!
З. – Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Г | В | Ж | Е | А | З | Б | Д |
Комментарий к заданию: возможны альтернативные варианты сборки сказки, но они оцениваются как частично правильные.
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазилаБутявку, и волит:
– Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушатаприсяпали и Бутявкустрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
КалушатаБутявкувычучили.
Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
Пример «перевода»:
Бежала Утка с Утятами по опушке. И увидела Букашку, и вопит:
– Утята! Утяточки! Букашка!
Утята прибежали и Букашку скушали. И повалились.
А Утка вопит:
– Ой-ой-ой! Ой-ой-ой! Букашка-то несъедобная!
Утята Букашку выплюнули.
Букашка взъерошилась, собралась и убежала с опушки.
Часть2
(10 заданий, максимум 100 баллов)
Задание 6. Закончите шутку, в которой нарушается грамматическое правило. За правильный ответ – 10 баллов.
Богатая дама приводит сына в школу.
– Хочу, чтобы мой сын изучал иностранный язык!
– Какой язык вас интересует: английский, французский, немецкий?
– А какой из них самый _________?
Ответ: иностранный
Комментарий к заданию: относительные прилагательные не имеют превосходной степени.
Задание 7. Пятилетний мальчик спросил маму: «В Монголии живёт монгол, а в Чехии живёт… чехол?»Что ответила ему мама? Кто на самом деле живёт в Чехии? За правильный ответ – 5 баллов.
Ответ: чех.
Вспомните еще 3 любых слова (необязательно названия наций), которые заканчиваются на -ол. За правильно выполненное задание – 5 баллов.
Например: колокол, кол, стол, мол, вол, протокол, сокол, прикол, помол, посол.
Задание 8. Прочитайте стихотворение. Ученик записывал его по памяти и вместо одного слова написал другое. Найдите это слово и замените его на правильное. За правильный ответ – 10 баллов.
Разным цветом над домами
Аккуратною дугой
Снег чертил карандашами,
Уходя, рисунок свой.
Где-то в небе он повис,
А разгадка – сверху вниз.
Ответ: дождь.
Комментарий к заданию: данный текст – акростих. Из первых букв строк можно составить слово «радуга», если заменить слово «снег» на «дождь».
Задание 9. Что можно запомнить с помощью этих фраз?За правильный ответ – 10 баллов.
Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь.
Крот овце, жирафу, зайке гладил старые фуфайки.
Ответ: последовательность цветов радуги.
Комментарий к заданию: такие фразы называют мнемофразами.
Задание 10. Художника спросили, как называется его картина. Он ответил: «Витримазгор», но собеседник его не понял. Как называется картина художника? За правильный ответ – 10 баллов.
Ответ: «Вид Рима с гор».
Задание 11. Вставьте буквы в стихотворение Сергея Михалкова «Азбука». За правильный ответ – 10 баллов. За частично правильный ответ – 2 балла.
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась!<…>
Потеряла буква (1)_____
Перекладину свою!
Очутившись на полу,
Поломала хвостик (2)_____!
(3)_____, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву (4)_____ перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква (5)_____ совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого!
Ю | У | Ф | Р | С |
Комментарий к заданию: как частично правильные в № 3 оцениваются варианты Ш, Ж.
Задание 12. Даны словосочетания на языке эсперанто и их переводы на русский язык:
kokodeknabo – петух мальчика
domodereĝo – дом короля
malamimalveron – ненавидеть неправду
kokidodefilino – цыплёнок дочери
malvarmakokino – холодная курица
malbonafilo– плохой сын
Переведите на язык эсперанто. За правильный ответ – 10 баллов. За частично правильный ответ – 2 балла.
плохой король – malbonareĝo |
домдочери – domo de filino |
ненавидеть петуха – malamikoko |
холодный цыпленок – malvarmakokido |
хороший мальчик – bonaknabo |
Комментарий к заданию: слово «bona» (хороший) отсутствует в примерах, но оно восстанавливается из других форм (malami, malveron, malvarma, malbona).