Осмотр и оценка состояния конструкции




Практическая работа № 39

«Осмотр и оценка состояния надземной части конструкции на всех участках. Железобетонные конструкции»

 

Цель работы: приобрести навыки при проведении осмотра и оценки состояния надземной части железобетонных конструкций.

 

Краткие теоретические сведения

Проверка состояния металлических конструкций

Светофорных мостиков и консолей

Поднимаясь по лестнице на консоль и перемещаясь вдоль консоли (мостика) по настилу, внимательно осмотреть состояние всех элементов, узлов крепления на опоре, состояние смотровой люльки и узлов её крепления на мостике (консоли) и других устройств.

Оценить состояние защитного покрытия. Признаками разрушения защитного покрытия являются: местные изменения цвета покрытия и присутствие бурых пятен на окрасочном слое, наличие пузырей, вспучивания, сетки трещин, окисления и шелушения.

Обратить особое внимание на места, расположенные над осями путей (в зоне выхлопных газов тепловозов).

Определить толщину полок конструктивных элементов, подвергшихся коррозии, используя штангенциркуль с игольчатыми губками.

Тщательно осмотреть все элементы конструкции и их соединения, выявляя наличие трещин. Косвенными признаками присутствия трещин могут служить выступающие на поверхности окраски полосы ржавчины, разрушения слоя краски или глухой звук при простукивании молотком.

При обнаружении трещины удалить слой окраски, измерить ширину (с помощью лупы) и длину (с помощью линейки) трещины.

Осмотреть и оценить состояние сварных, болтовых и заклёпочных соединений, обратив особое внимание на наличие щелевой коррозии под накладками в местах соединений из-за неплотного их прилегания к поясным уголкам.

Состояние болтов и заклёпок проверить простукиванием молотком, а также по наличию подтёков ржавчины вокруг их головок.

Внешним осмотром проверить прямоугольность элементов конструкции. При наличии изгиба оценить величину кривизны элемента, натянув вдоль него шнур или положив линейку (брусок).

Предельно допустимые размеры повреждений металлических опорных и поддерживающих конструкций приведены в таблице 1.

 

Таблица № 1

№ п/п Наименование повреждения Характеристика повреждения Размеры повреждений
дефектные остродефектные
1. защитного покрытия наличие не нормируется не нормируется
2. Поверхностная коррозия основных несущих элементов уменьшение площади сечения до 20% более 20%
Местная коррозия:
3. пятнами, язвами, точками, сквозная уменьшение площади сечения до 20% более 20%
4. нитевидная наличие не допускается не допускается
5. расслоение металла наличие не допускается не допускается
Трещины:
6. в конструктивных элементах наличие не допускается не допускается
7. в накладках, косынках наличие не допускается не допускается
8. в сварных швах наличие не допускается не допускается
9. в болтах, заклёпках наличие не допускается не допускается
Погнутость:
10. растянутых конструктивных элементов отношение стрелы провеса к расстоянию между центрами до 10% более 10%
11. сжатых конструктивных элементов отношение стрелы провеса к расстоянию между центрами 1% 1%
12. Щелевая коррозия наличие допускается при отсутствии обрывов сварных швов, болтов и заклёпок не допускается при отсутствии обрывов сварных швов, болтов и заклёпок
13. Ослабление стяжных болтов и заклёпок наличие не допускается не допускается

 

Оценить состояние деревянного настила (визуально и с помощью стального щупа) и необходимость его ремонта или замены.

Результаты обследования занести в блокнот и, при необходимости, сделать эскизы всех повреждений, с указанием их размеров и мест расположения или цветные фотографии.

 

Осмотр и оценка состояния конструкции

Осмотр конструкции проводят с целью обнаружения трещин, определения их размеров и оценки опасности этих трещин для несущей способности конструкции, а также с целью обнаружения других видимых дефектов (отколов, отслоений раковин, ржавых пятен, повреждений защитного слоя бетона и т. п.).

Перед осмотром железобетонной светофорной мачты ее следует очистить от грязи металлической щеткой или скребком, а затем протереть техническим лоскутом или обтирочными концами. При необходимости, поверхность мачты простукивают киянкой для выявления отслоений, не имеющих явных видимых признаков.

Осмотр мачты проводят визуально с лестницы светофора по всей высоте, при необходимости с применением градуированной лупы Польди (точность измерения ±0,1 мм).

Надземную часть железобетонных фундаментов светофоров также осматривают по всей высоте с применением лупы Польди.

При оценке повреждений конструкции определяют ширину трещин с помощью лупы Польди, длину трещин с применением металлической линейки (рулетки), толщину поврежденного слоя бетона или глубину выбоин измеряют штангенциркулем. Все выявленные повреждения должны быть сфотографированы таким образом, чтобы в кадре рядом с изображением дефекта находилась линейка (рулетка).

Виды дефектов надземной части железобетонных конструкций, причины, их вызывающие, допустимые размеры повреждений и необходимые меры для обеспечения надежной работы приведены в таблице 2.

Состояние анкерных болтов железобетонного фундамента проверяется визуально на отсутствие механических повреждений, корризии. Анкерные болты (вместе с гайками) должны быть покрыты защитным слоем смазки ЦИАТИМ-221.

Аналогично проверяются другие железобетонные конструкции.

После осмотра необходимо принять меры для устранения выявленных дефектов, а также установить причины их возникновения. Например, при коррозии вследствие агрессивной окружающей среды следует нанести защитные покрытия, при электрокоррозии – принять меры по ограничению токов, стекающих с рельсов через заземления и арматуру фундаментов и железобетонных мачт светофоров (на участках железных дорог с электротягой постоянного тока) и т.п.

Требования по защите от коррозии железобетонных конструкций путевых устройств СЦБ методом окрашивания определяются технической документацией предприятия-изготовителя.

Выявленные в процессе осмотров повреждения железобетонных конструкций, которые могут привести к нарушению нормальной работы устройств СЦБ, устраняются непосредственно после осмотра. Остальные работы включаются в план проведения ремонта.

Таблица 2

 

Классификация дефекта Возможные причины возникновения дефекта Меры по обеспечению надежности конструкции
Продольные трещины в железобетонных мачтах в надземной части Воздействие окружающей среды При раскрытии трещины до 0,3 мм ремонт не требуется; при раскрытии более 0,3 мм закрасить специализированными красками или заделать полимерцементным раствором (в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя)
Поперечные трещины в железобетонных мачтах в надземной части Нагрузка на мачту выше, чем требуется, или нанесены повреждения мачте в процессе транспортирования и установки При недостаточной несущей способности мачта подлежит замене. При раскрытии трещин менее 0,3 мм ремонт не требуется, при большем раскрытии трещины заделывают полимерцементной краской или раствором (в соответствии с технической документацией предприятия- изготовителя)
Различного рода трещины в прочих конструкциях (не мачтовых) Недостатки проектирования, воздействие окружающей среды При раскрытии трещин менее 0,5 мм ремонт не требуется, при большем раскрытии трещины заделываются герметиками или полимерцементным раствором (в соответствии с технической документацией предприятия- изготовителя)
Повреждение бетона во всех конструкциях в виде сколов, выбоин, раковин, пористости и т.д. Заводские дефекты и механические повреждения Конструкции подлежат ремонту с применением полимерцементных красок, специализированных клеевых составов или герметиков (в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя)
Шершавая поверхность с отслоением защитного слоя вследствие коррозии бетона у всех конструкций в надземной части Наличие агрессивных компонентов в атмосфере     Конструкции подлежат ремонту с принятием мер по защите от атмосферной коррозии (в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя)
Разрушение конструкций с растрескиванием и выкрашиванием бетона Недостаточная морозостойкость бетона При разрушении бетона свыше 30% поперечного сечения конструкции подлежат замене

 

Порядок выполнения

1. Ознакомиться с технологической картой. При отсутствии литературы воспользуйтесь приведенными в методичке теоретическими сведениями.

2. Опишите меры безопасности при выполнении данного вида работ.

3. Составить алгоритм проведения осмотра и оценки состояния надземной части железобетонных конструкций в соответствие с ТНК.

4. Проведите осмотр и оценку состояния надземной части железобетонных конструкций на полигоне СамГУПС.

 

Содержание отчета

1) название работы;

2) цель работы;

3) опишите меры безопасности при выполнении данного вида работ;

4) запись в журнале ДУ-46 перед началом и после окончания работы;

5) алгоритмы проведения работы в соответствии с ТНК;

6) запись в журнале ШУ-2;

7) вывод о проделанной работе, список обнаруженных отклонений от норм.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные признаки разрушения защитного покрытия металлических конструкций.

2. Перечислите косвенные признаки наличия трещин в металлических конструкциях.

3. Каким образом проверить отсутствие погнутости металлических конструкций.

4. Перечислите основные признаки коррозионных повреждений арматуры.

Литература

1. Копай И. Г. Обслуживание, монтаж и наладка устройств и систем СЦБ и ЖАТ: учеб. пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2018. — 140 с. Режим доступа: https://umczdt.ru/books/41/18712/ - ЭБ «УМЦ ЖДТ»

2. Инструкция по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки. Утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 30.12.2015 № 3168р в редакции распоряжения ОАО 'РЖД' от 01.09.2016 № 1795р

3. ПОТ РЖД-4100612-ЦШ-074-2015, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» N 2765р от 26 ноября 2015 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: