Язык и речевая деятельность




Симашко Т.В.

Введение в языкознание:

учебно-методическое пособие.

– Архангельск: ИПЦ САФУ,

2013. – 131 с.

Язык и речевая деятельность

Методические рекомендации, учебные материалы

(1) Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание деятельности составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Речевая деятельность – особый вид человеческой деятельности, представляющий собой процессы обработки, передачи и получения информации с помощью языка (в устной или письменной форме). Речевая деятельность психологически организована так же, как любая другая деятельность: имеет мотив, цель, средство, результат и сам процесс.

К специфическим чертам речевой деятельности относятся два момента. Первый из них состоит в том, что она включена в неречевую деятельность, развертывается ради нее и в этом отношении занимает подчиненное положение. Поэтому содержание речи и способы речевого общения (отбор языковых знаков, построение речевых высказываний, выбор стилистических ресурсов и т.д.) определяются (детерминируются) внеречевой деятельностью. Чем именно конкретно? Во-первых, характером предмета общения (совместным делом, отдыхом, учебой и т.д.). Во-вторых, жизненным опытом участников общения. В-третьих, умением оценить социальные и психологические черты собеседника. В-четвертых, способностью соотнести цели речи с местом и временем общения.

Второй специфической чертой речевой деятельности является то, что она сама по себе деятельность – сложный речемыслительный процесс порождения (создания) произносимого (или письменного) высказывания или его восприятие, понимание. Выдающийся русский ученый Л.С. Выготский определил этот процесс «как переход мысли в слово и слова в мысль» и назвал его внутренней речью. Он писал: «Внутреннюю речь следует рассматривать не как речь минус звук, а как совершенно особую и своеобразную по строению и способу функционирования речевую функцию, которая именно благодаря тому, что она организована совершенно иначе, чем внешняя речь, находится с этой последней в неразрывном динамическом единстве».

(2) Определяя особенности внутренней речи, следует помнить, что с помощью этого понятия отражается связь языка, мышления и сознания, их единство, но не тождество. Л.С. Выготский утверждал: «Единицы мысли и единицы речи не совпадают». Позже Н.И. Жинкин уточнил это суждение, введя понятие универсально-предметного кода (УПК) как базового компонента мышления и речемыслительного кода (РМК) как этапа расчленения мысли и подготовки к речевому высказыванию. Таким образом, мысль существует в пределах УПК, который имеет невербальную (несловесную) природу. Ученый называл его также предметно-изобразительным кодом, так как его знаками являются образы, схемы, осязательные и обонятельные отпечатки реальных предметов и т.д. Именно в пределах УПК осуществляется формирование замысла речи, смысла, который обусловлен личностным субъективным опытом говорящего и конкретной ситуацией. РМК отражает процесс перекодировки УПК, в ходе которой схемы, образы и т.д. трансформируются, расчленяются, приобретают значения и формы определенного национального языка. Вместе с тем и на этом этапе нельзя отождествлять внутреннюю речь с внешней речью.

Внутренняя речь, с одной стороны, связана с мыслью (УПК), с другой – с национальным языком (РМК). Эта особенность определяет и специфику внутренней речи. Мысль (замысел) заключает в себе то, о чем пойдет речь, и это не требует особого обозначения. Следовательно, во внутренней речи обозначается лишь то, что будет сказано о предмете речи, поэтому говорят, что внутренняя речь состоит из предикатов, т.е. несет актуальную информацию о предмете речи. С этим связаны ее синтаксические особенности: внутренняя речь предикативна, фрагментарна, сокращенна, бессвязна. Она обладает и семантическим своеобразием. Для понимания этого важно учесть, что внутренняя речь субъективна, и в сознании говорящего смысл речи обладает индивидуально-личностным характером. Во внутренней речи смысл преобладает над значением слов, которые сложились и функционируют в национальном языке. Но выразить смысл, чтобы он был понятен другим, можно только с помощью общепринятых значений. Наверное, поэтому нам кажется иногда, что во внешней речи что-то осталось недосказанным, невыраженным. Кроме того, слово во внутренней речи идиоматично (целостно, нерасчлененно), оно вбирает в себя смысл предшествующего и последующего, расширяя тем самым рамки своего значения. Наконец, совершенно очевидно, что для внутренней речи характерно редуцирование звуковой стороны, фонетически оформлена лишь внешняя речь.

(3) Рассматривая отношения между внутренней и внешней речью, следует различать функциональный и генетический аспекты. Функционально внешняя речь планируется во внутренней и, следовательно, зависит от нее. Генетически же внутренняя речь производна от внешней, она является результатом развития языкового сознания ребенка. Для детей в возрасте 3–5 лет характерна так называемая эгоцентрическая речь, она не обращена к другим людям, а является речью для себя, но произносимой вслух. Затем она постепенно сокращается, превращаясь в шепотную речь, а через год – два внешнее проговаривание сворачивается, это свидетельствует о завершении формирования механизма внутренней речи.

Речевая деятельность осуществляется в собственно речевых действиях, которые представляют собой сложный многоуровневый процесс. В ходе этого процесса лишь некоторые его результаты выходят «на поверхность» в виде организованного сообщения с помощью языковых знаков, которые используются по определенным правилам. О внутренних этапах действий говорящих можно судить по их внешним проявлениям, но сами они скрыты от непосредственного наблюдения.

Конкретные речевые действия – говорение, аудирование (слушание), чтение, письмо, перевод – характеризуются с учетом разных признаков: направленности речемыслительного процесса, механизма его осуществления и особенностей сигнала (кода). В зависимости от направленности процесса выделяют: 1) перцептивный процесс (от лат. perception – ‘восприятие’) – слушание, чтение, 2) продуктивный процесс – говорение, письмо и 3) перцептивно-продуктивный процесс – перевод.

Говорение и слушание – две стороны устной формы внешней речи – связаны с акустическим кодом: слушание (аудирование) предполагает переход с акустического кода на код внутренней речи; говорение – переход с мыслительного кода (кода внутренней речи) на звуковой (акустический) код.

Речевые действия, в которых реализуется письменная форма речи, опираются на графический код. Письмо – это действие, в ходе которого содержание мысли (внутренний код) фиксируется при помощи системы начертательных (графических) знаков. Чтениепредставляет собой распознавание написанного или напечатанного текста. Этот процесс складывается из нескольких этапов: 1) восприятие графических знаков; 2) кодовые переходы: а) при чтении вслух: графический → акустический → мыслительный код; б) при чтении про себя: графический → речедвигательный → мыслительный код; 3) понимание прочитанного.

(4) Необходимо уяснить различия и взаимосвязь таких понятий, как «речевая деятельность», «язык» и «речь». В научной литературе существуют разные точки зрения. И.А. Зимняя считает, что взаимоотношения между названными понятиями следует выявлять с учетом субъекта, осуществляющего деятельность, а также используемых им средств и способов. В соответствии с этим в речевой деятельности индивида выделяются средства (языковая система) и способ (речь). Средства и способ подчинены задаче формирования и формулирования мысли, выступающей в качестве предмета речевой деятельности. Таким образом, согласно определению И.А. Зимней, «речевая деятельность <…> представляет собой целенаправленный, мотивированный, активный процесс приема и (или) выдачи сообщения, организованного социально отработанными средствами (язык) и способом (речь) формирования и формулирования мысли в общении людей друг с другом».

Таким образом, речевая деятельность не отождествляется ни с языком, ни с речью, но и не отрывается от них. Речь отражает процессуальность, динамичность мышления в неразрывной связи с языком и предстает как единство социального и неповторимо индивидуального. Речь – это реализация языка, подчиненная целям, замыслу, которые имеет конкретный носитель, речь протекает во времени, пространстве и облекается в материальную форму (устную или письменную). Язык – представляет собой систему объективно существующих, социально закрепленных знаков и систему правил их употребления. Благодаря тому, что язык воплощается и реализуется в речи, он выполняет коммуникативную функцию. Можно сказать, что язык и речь образуют единый феномен, в то же время они различаются рядом существенных черт, с ними легко познакомиться по учебной литературе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: