Многообразие определений культуры. Структура культуры.




Предмет: ОСНОВЫФИЛОСОФИИ

ТЕМА 5.2. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

УРОК № 41 «КУЛЬТУРА. ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ».

Многообразие определений культуры. Структура культуры.

Понятие культуры существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах. Возрастание в XX в. роли культуры как фактора социального развития повлекло за собой усиление исследовательского интереса к культурной проблематике. Понятие «культура» относится к числу наиболее употребляемых. В узком смысле слова культуру понимают как дух, богатство, образность. В широком смысле этим термином обозначают совокупность всех проявлений человеческой жизнедеятельности, направленность на преобразование окружающей среды с целью господства над ней. В науке понятие культуры остается самой широкой, открытой категорией. Оно играет такую же ключевую роль в социальном знании как «организм» в биологии и «вещество» в химии. Пытаясь отразить сущность культуры, исследователи предложили много определений, но во всех вариантах культура предстает как отличительный признак, разделяющий человека и животный мир, как противопоставление природному, естественному состоянию человека, как его внебиологический организм, так как она не наследуется, а предполагает обучение и воспитание. Культура (лат. cultura) – это основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Этим определением фиксируются внешние границы культуры и ее источник – целесообразная деятельность. Во-вторых, в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.

Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает и главным субъектом и главным объектом культуры. Исходя из этого, субъектами и соответственно объектами культуры могут быть:

• личность (культура личности);

• социальная группа (молодежная культура и т. п.);

• социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);

• социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.);

• классы (пролетарская культура, буржуазная культура);

• этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);

• региональные сообщества (культура Запада и Востока);

• человечество в целом (общечеловеческая культура). В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры.

По мнению американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, к 1950 г. в мире насчитывалось более 150 определений понятия «культура». На сегодняшний момент их около 500. Самое короткое и емкое определение культуры предложи американский ученый М. Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Определение данного понятия может также меняться в зависимости от подходов, реализуемых тем или иным исследователем.

Основные подходы к определению культуры:

1. Этнографический: культура – это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества (Э.Б. Тайлор).

2. Деятельностный: культура – это специфически человеческий способ деятельности (Э. Маркарян).

3. Аксиологический (ценностный): культура – система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за всю свою историю, а также «система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).

4. Социологический: культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Культура – это «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер).

5. Психоаналитический: культура – это узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы (З. Фрейд).

6. Идеалистический: культура – это высшее проявление человеческого духа, «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер).

Этот ряд подходов к определению культуры можно продолжать достаточно долго, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеются в виду совершенно разные явления.

Культура представляет собой сложноорганизованную, иерархичную многоуровневую систему. Для удобства научного анализа культуру традиционно делят на материальную и духовную. В некоторых областях науки это оправдано, например, в этнографии и археологии. Однако деление это весьма условно. В любом процессе материального производства всегда присутствует в той или иной форме духовное начало, а все и предметные и чисто словесные проявления духовной культуры материальны, так как материален язык. Ярким примером тому могут служить памятники архитектуры и прикладного искусства. Здесь, употребляя традиционную терминологию, материальная и духовная культура настолько переплетаются, что трудно со всей определенностью отнести их только к той или другой категории. Например, храм – безусловно материальный объект, но его форма, назначение и сам факт его постройки обусловлены религией, культом, который в нем отправляется. Другой пример – телепередача. Что это – явление духовной культуры или материальной? Безусловно, телепередачу невозможно потрогать. Но существование ее немыслимо без чисто технических средств, без телевизора, передатчика и пр. В современной культурологии выделяются два аспекта рассмотрения культуры: личностно-деятельностный и предметный.

Личностно-деятельностный аспект культуры – это передача от поколения к поколению через воспитание форм деятельности, систем ценностей, привычек сознания, идеологии и пр.

Предметный – нечто материализованное, имеющее предметное воплощение. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др. В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные. Компонентами культуры являются:

средства и орудия труда;

язык;

религия;

этика, нравственность;

социальное устройство;

нормы, законы;

искусство;

наука;

философия;

техника и предметы быта.

 

Происхождение культуры

Единственным субъектом культуры, создающим для себя особую жизненную среду и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимодействия биологической и социальной эволюции. Таким образом, истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. С этим утверждением согласны абсолютно все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого произошел этот переход, они выдвигают самые разные гипотезы о его причинах, создавая самые разные версии культурогенеза.

Культурогенез – процесс зарождения и развития материальной и духовной культуры человечества, происходящей в тесной связи со становлением и развитием орудий труда, материально технической деятельности и социальных закономерностей. Первые попытки ответить на вопрос о причинах культурогенеза можно найти в древних мифах, а также в религии. С точки зрения креационистской концепции (от латинского слова creatio — творение), человек был создан Богом (или богами), и все человеческие качества, в том числе и умение создавать культуру, были получены им свыше. Поэтому в мифологии многих народов существует понятие Бога-просветителя, обучающего людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни (титан Прометей в греческой мифологии). К этой концепции близки трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, а с импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ В. С. Соловьев (1853 – 1900). Он говорил, что человеку следует жить лишь для идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу. Своеобразным вариантом трансцендентальной теории является гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза, ярким представителем которой был Н. А. Бердяев (1874 – 1948). Бог – это Творец, создавший мир и человека всего за семь дней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на земле, создавая свой, человеческий мир. Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения. Представителями космологических теорий культурогенеза являются сторонники космизма – В. И. Вернадский, П. А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л. Н. Гумилев и др. Они находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, для появления особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л. Н. Гумилев одну из причин развития человечества (этносов) и культуры связывал с пассионарными толчками, происходящими под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие нового этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности. Иной подход демонстрируют натуралистические концепции происхождения культуры, считающие ее возникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественного результата его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных. Подобных взглядов придерживаются многие ученыеестествоиспытатели – Ч. Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологических концепций культуры (К. Лоренц, Н. Тинберген, К. фон Фриш). Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, содержатся и в поведении животных. Своеобразным вариантом этого подхода являются игровые концепции культурогенеза. Среди их сторонников – Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Поэтому вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, философия, искусство, религия и другие сферы культуры, бывшие вначале игрой. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Другой ракурс проблемы раскрывается в психоаналитической теории культурогенеза, созданной 3. Фрейдом. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов с помощью норм и запретов. Так происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их предков. Таким образом, культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы – искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности. Широко известна орудийно-трудовая теория происхождения культуры, изложенная в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». В ней утверждается, что мышление, речь, знания – все это появляется в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно знаменитое заявление Энгельса о том, что «труд создал человека». Это связано с тем, что в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средствах общения. Таким образом, труд породил культуру. Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и рост его производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Появившийся досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых – потребность в прекрасном. Постепенно выделился целый ряд «творческих» профессий – художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры таких людей, создателей духовных ценностей, становилось все больше – появились философы, ученые и т.д. Данную теорию дополняет близкая ей социальная концепция культурогенеза. Одним из ее авторов может быть назван Б. Малиновский, основоположник функционализма в культурологии. В концепции подчеркивается не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилища и т.п. Таким образом, на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений. Под иным углом зрения рассматривает социальные отношения и проблему культурогенеза магическая теория. Ее сторонниками являются Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали ряд других символических действий. При этом они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура. Следующий шаг в развитии этих идей делает символическая концепция культурогенеза. Ее основные положения представлены в работах Э. Кассирера, К. Г. Юнга, М. Хайдеггера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к значению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям может только человек. Через символ происходит одухотворение вещи, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры – нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Многие исследователи отмечают не случайность, а объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разные времена. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться как для художественного отображения мира, так и служить своеобразной формой его познания. Существуют и достаточно «экзотические» концепции культурогенеза. Так, существует концепция И. Ачильдиева о рождении человека и его культуры из «пратолпы». В своей книге «Власть предыстории» (1990) он отмечает загадки морфологии и общественного развития человека, которые не находят своего разрешения в существующих теориях антропосоциогенеза. Поэтому он предлагает свою версию антропосоциогенеза, считая базовой структурой этого процесса пратолпу – объединение предков современного человека на основе имитативности в случае любого стресса. При этом пралюди (числом до 50 человек) собирались в одном месте, сбивались в плотную группу и начинали действовать как единый организм, способный к агрессивным и разрушительным действиям. Отдельные пралюди при этом теряют свою индивидуальность, впадая в состояние, схожее с гипнозом. Но постепенно в ходе эволюции пратолпа распалась, стало появляться все больше людей, не обладающих способностью сливаться в пратолпу. Первые признаки очеловечивания появились у поздних неандертальцев, когда некоторые особи овладели речью. Эти особи уже не могли быть частью пратолпы. Поэтому они были вынуждены учиться выживать самостоятельно, сосуществуя с пратолпой и конкурируя с ней. Именно тогда, по мнению Ачильдиева, зародилась религия и искусство. Постепенно произошло отделение ритуала от пратолпового действия, он начал наполняться смысловым содержанием. Так возникло искусство синкретического типа. Итак, концепции культурогенеза во многом пересекаются, но и дополняют друг друга. Поэтому некоторые философы и культурологи одновременно являются представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины ее возникновения носят комплексный характер.

 

Функции культуры

Сложная структура культуры определяет разнообразие ее функций в жизни общества и человека.

Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей. В вопросе о количестве функций культуры среди исследователей нет полного согласия. Тем не менее, все они соглашаются с идеей полифункциональности культуры, с тем, что каждый ее компонент может выполнять разные функции. Можно выделить следующие наиболее главные функции культуры:

• гуманистическая (человекотворческая) – формирование нравственного облика личности (культура как способ социализации человека, способ развития человека, его способностей, умений, его физических и духовных качеств). Данная функция является основополагающей.

• преобразовательная – культура побуждает человека создавать свой мир, вооружает человека навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества, самого себя. Освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.

• трансляции социального опыта (информационная) – культура выступает способом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего опыта, который накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

• коммуникативная – культура дает людям средства общения. В свою очередь, общаясь, люди создают, сохраняют и развивают культуру. Коммуникация – это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек, как существо социальное, для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Усиление коммуникативных возможностей приводит к стиранию национальных особенностей и способствует процессам глобализации.

• интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства, т.е. любые социальные общности. Основой единства таких групп являются: общий язык, единая система ценностей и идеалов, а также общие нормы, которые регулируют поведение людей в обществе.

• познавательная (гносеологическая) – культура концентрирует в себе опыт и навыки множества поколений людей, накапливает знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности.

• информационная – накопление, хранение и систематизация информации, что обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. В качестве средств хранения, накопления и передачи информации выступают естественная память индивида; коллективная память народа, которая закреплена в языке и духовной культуре; символические и вещественные средства хранения информации (книги, произведения искусства, любые предметы, созданные человеком). Для выполнения данной функции в обществе созданы специальные учреждения для сбора и обработки информации (библиотеки, учреждения образования, архивы и т.д.).

• регулятивная (нормативная) – проявляется как система норм и требования общества ко всем областям человеческой жизнедеятельности. Посредством этих норм культура регулирует, координирует действия отдельных людей и человеческих групп, вырабатывает оптимальные пути решения конфликтных ситуаций, дает рекомендации при решении жизненно важных вопросов.

• ценностная (аксиологическая) – определяется способностью культуры формировать определенные ценностные потребности и ориентации. Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека.

• семиотическая (знаковая) – культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным.

Особое внимание следует обратить на то, что каждому элементу культуры (науке, искусству, морали, праву, экономике и др.) могут быть свойственны различные функции. Так, мораль, регулируя человеческое поведение, пронизывает практически все сферы жизнедеятельности человека, нравственный аспект присутствует в каждом элементе культуры. Например, искусство наряду с художественно-эстетической выполняет и духовно-нравственную, воспитательную роль. Однако не все в культуре может быть объяснено с помощью функционального анализа. Наряду с функциональным, существует и феноменологическое описание культуры, которое признает самостоятельную ценность как культуры в целом, так и отдельных ее феноменов.

 

Контрольные вопросы

1. Что может выступать в качестве субъекта культуры?

2. Назовите компоненты культуры.

3. Назовите основные подходы к определению культуры. В чем они заключаются?

4. Дайте определению понятию функции культуры. Назовите основные функции.

5. Дайте определению понятию культурогенез.

6. Назовите основных философов античного времени.

7. Как происходило развитие культуры в средние века?

8. Назовите основных философов эпохи Возрождения и Нового времени.

9. Расскажите о концепции культуры Карла Маркса и Фридриха Энг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: