Оценка результативности труда руководителей и специалистов.




 

На основе оценки трудовой деятельности руководство организации получает персонифицированную информацию о ходе запланированных процессов, разрабатывает меры по проведению необходимых корректировок, определяет ресурсный потенциал преобразований. Её стандарты встраиваются в систему стратегического планирования, а результаты служат информационной базой для системы контроля.

Оценка трудовой деятельности персонала – это процесс определения вклада работников (или группы) в достижении целей организации, обеспечивающие получение информации для принятия решений и проведение корректировок по оптимизации функционирования трудового коллектива. Результативность оценки определяется грамотным дизайном и качеством ее проведения для этого все менеджеры организации должны быть обучены эффективным методам оценки и соответвсующим образом для этого мотивироваться. Часть организационных задач, решаемых на основе оценки связано с обеспечением потребности в персонале. На ее основе осуществляют внутреннее горизонтальное и вертикальное перемещение работников, достигая оптимального использования кадрового потенциала. По её результатам принимают решение по обучению, развитию, переподготовке, повышению квалификации работников с целью повышения качества выполнения установленных функций и перспективных задач в рамках определенной должности. Оценка обеспечивает информационную поддержку решения вопросов, связанных с использованием методов дисциплинарного воздействия (меры принуждения к работникам, неисполнением своих обязанностей надлежащим образом) т.к. на ее основе принимаются решения о дисциплинарных взысканиях. По результатам принимают решение по выбору стимулов для оказания наиболее сильного воздействия на поведение конкретного работника, группы или всего коллектива. Оценка позволяет индивидуализировать вознаграждение, обеспечив тем самым его справедливость, учесть реальный вклад работников в достижение целей. Высокая оценка одобрение результатов труда со стороны начальства и всего трудового коллектива является самым сильным стимулом трудового поведения работников.

 

Вопросы к экзамену по дисциплине Менеджмент

1. Сущность, содержание и специфика управления.

2. Ключевые категории концепции управления.

3. Проблемы организации управления в современных экономических условиях.

4. Сущность и особенности управленческой деятельности.

5. Менеджмент: тип управления.

6. Особенности российского менеджмента.

7. Типы моделей и организаций менеджмента.

8. Общие подходы в теории управления.

9. Предыстория науки управления.

10. Основные школы науки управления.

11. Развитие управленческой мысли в России.

12. Принципы управления.

13. Организация как объект управления.

14. Миссия организации.

15. Цели организации.

16. Стратегия и тактика управления.

17. Сущность и классификация функций управления.

18. Планирование и организация как функции управления.

19. Функция контроля.

20. Технология контроля.

21. Требования – критерии контроля.

22. Контроллинг как управленческая технология.

23. Конкретные функции управления.

24. Матричное распределение функций управления.

25. Система управления. Основные ее элементы и подсистемы.

26. Оценка эффективности системы управления. Надежность системы управления.

27. Структура управления и ее основные элементы.

28. Основные типы структур управления.

29. Линейная, функциональная, линейно – функциональная структуры управления, их достоинства и недостатки.

30. Матричная и дивизиональная структура управления. Их достоинства и недостатки.

31. Механизмы управления: средства и методы управления.

32. Экономический механизм управления.

33. Административные методы управления.

34. Регламентация управления.

35. Положение о структурном подразделении и должностная инструкция.

36. Социально – психологические методы управления.

37. Классификация и характеристика элементов социологического механизма управления.

38. Социометрический анализ группы.

39. Классификация и характеристика элементов психологического механизма управления.

40. Процессы управления: понятие, свойства, основные этапы осуществления.

41. Типы процессов управления.

42. Управленческие решения: понятие, классификация.

43. Процесс принятия управленческих решений.

44. Модели и методы принятия управленческих решений.

45. Управление рисками.

46. Сущность власти.

47. Управляемость как фактор власти.

48. Типология власти.

49. Природа и причины конфликтов.

50. Типы конфликтов. Методы управления конфликтом.

51. Стили разрешения межличностных конфликтов.

52. Стресс и управление им в деятельности руководителя.

53. Лидерство. Типы отношений лидерства.

54. Концепции лидерства. Теории лидерских качеств.

55. Концепции лидерского поведения.

56. Мотивация деятельности человека.

57. Содержательные теории мотивации.

58. Процессуальные теории мотивации.

59. Коммуникации в управлении.

60. Типы организационных коммуникаций.

61. Коммуникационные стили в управлении. Невербальная коммуникация.

62. Коммуникативный процесс в управлении.

63. Виды сетей коммуникаций.

64. Типы «барьеров» коммуникаций в управлении и общие правила построения эффективных коммуникаций.

65. Система управления персоналом.

66. Особенности и культура управленческого труда, основные направления рациональной его организации.

67. Оценка результативности труда руководителей и специалистов.

68. Время руководителя и эффективность его использования.

69. Менеджер – профессиональный управляющий.

 

44.Модели и методы принятия управленческих решений. Модели процесса принятия решений в организации Модель - это упорядоченный набор предположений о сложной системе. Основные концептуальные модели:1.Модель "организация-машина". Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами. Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и "бюрократическая модель" организации.2. Модель "естественной организации" предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения. 3. Модель "организация- община". В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.4. Социотехническая модель. Согласно этой модели, особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи. 5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации. 6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций — традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации. 7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции. Методы принятия управленческих решений — это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например: декомпозиция — представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов; диагностика — поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах. Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах. Методы принятия управленческих решений: - Метод Дельфи- Метод характеризуется тремя основными чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса. Результаты каждого тура обрабатываются с помощью статистических методов и сообщаются экспертам. Результатом обработки индивидуальных оценок являются групповые оценки. - Метод теории вероятности — иеэкспертный метод - метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности. Это означает наличие таких условий, при котором процесс выполнения операции является неопределенным или противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их люден, но и от решений или действий других людей. Метод аналогий — поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления. - Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления: метод «Мозговой атаки» заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без их оценки или выбора. - метод «Синек-тика». При этом методе, схожем с предыдущим, проблема рассматривается группой примерно из 9 чел. «Клиент», он же менеджер-инструктор, выдвигает проблему, объясняет ее, а «ученики» предлагают вариант ее решения. -Метод «Разложение на части». При этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета и рассматривается каждая из них с целью усовершенствования. Метод «Дневных грез». Если длительная интенсивная работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому озарению. Метод «Группового гения». Позволяет собрать в одной группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого мышления, образуя группу, способную сочетать разные методы. 48. 48.Типология власти. Власть в организации м.б. в 2-х формах: - формальная (власть должности)- она обусловлена офиц. местом лица в организации и измеряется числом подчиненных обязаны подчиняться его распоряжениям или объемам материальных ресурсов, которыми данное лицо может распоряжаться без согласия с др. - реальная – власть должности так и авторитета, чаще всего она измеряется числом людей, которые добровольно готовы подчиняться этому лицу. Власть может относиться как к отд.человеку, к группе, так и к организации в целом. В зависимости от того на какие источники опирается власть выдел. след. ее типы: 1. экспертная – способность руководителя влиять на подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, умения и навыков, опыта и таланта, а также наличия специализированных знаний. Экспертная связь жестко не связана с определенной должностью. 2. власть примера (эталонная) связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности и наличия у него харизмы. Власть примера часто формируется по мере отождествленного подчинения себя вплоть до подражания ему во всем. 3.власть информации – базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умения использовать ее для влияния на подчиненных. Полученная информация позволит ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. 4. власть, основанная на вознаграждении. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации подчиненные прилагают те или иные усилия для выполнения указаний или распоряжений. 5. власть, основанная на принуждении. В основе лежит страх. Строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговора, штрафа и т.п. 6. власть ресурсов. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти, т.е. руководители особенно высшего звена м. сознательно создать дефицит ресурсов. 7. власть связи. Строится на способности человека воздействовать на др.людей ч/з воспринятую ими ассоциацию. 8. власть группового давления. Действие профсоюзов. 52. Стресс и управление им в деятельности руководителя. Стресс - широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на различные экстремальные воздействия — стрессоры. Количество стрессоров в управленческой деятельности очень велико, они специфичны по своему содержанию. Причины стресса могут комбинироваться различным способом, быть острыми для руководителей. Стресс, наряду с негативным, может осуществлять и положительное влияние (способствует мобилизации усилий человека для выполнения работы). Поскольку стрессы неизбежны, менеджер должен учиться у управлять ими. Управление стрессами - это процесс целенаправленного воздействия на человека в целях его адаптации к стрессовой ситуации, устранение источников стресса и овладение методами их нейтрализации. Необходимо учиться управлять стрессом и использовать для этого следующие способы:   · разработать систему приоритетов в своей работе; · объективно смотреть на то, что можете достичь и сделать; · четко определить конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных задач; · использовать стиль лидерства зависимости от конкретной ситуации; · научиться говорить "нет", когда достигнут предел напряжения, после которой невозможно брать дополнительную нагрузку; · найти время каждый день для отключения и отдыха, время для расслабления, когда Вы находитесь под убыточным давлением; · следовать режима питания и заниматься физкультурой.   Одной из приоритетных задач современного менеджмента является поиск путей повышения стрессоустойчивости человека. Стрессоустойчивость - это способность сознательно противостоять длительному стрессу. Известно, что при длительном пребывании в состоянии даже слабого стресса создается серьезная опасность для психического состояния менеджера и его здоровья.   56.Мотивация деятельности человека. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации, т.е. осознанное побуждение человека к какому-либо действию. Направления мотивации: Увеличение уровня удовлетворенности трудом Развитие творческого потенциала персонала Увеличение заинтересованности персонала в достижении общих целей организации Принципы мотивации: Потребность Поведение Вознаграждение Обратная связь Мотив: Потребность Благо Трудовое действие Цена К мотиваторам относятся: Достижения Признание Ответственность Продвижение Личностный рост Работа сама по себе К внешним факторам относятся: Условия труда Оплата труда Безопасность на рабочем месте Правила, распорядок и режим работы Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с коллективом Аспекты мотивации: Партисипативный менеджмент Автономные рабочие группы Периодические профессиональные перемещения Ротация Гибкий рабочий график Расширение должностных обязанностей и ответственности Совмещение смежных профессий Современная теория мотивации подразделяется на содержательную и процессуальную теории; концепцию партисипативного управления; теорию подкрепления. 58.Процессуальные теории мотивации. 1.Теория справедливости С. Адамса (1963) Акцентирует внимание на восприятии людьми справедливости своего вознаграждения по сравнению с другими людьми. Сущность: сотрудники сравнивают свои усилия (затраты труда, вклады) и вознаграждения с усилиями и вознаграждениями других лиц, находящихся в схожих рабочих ситуациях. 2.Теория ожиданий Врума (1964) Определил мотивацию как процесс, управляющий выбором из альтернативных форм волевой активности. Большая часть типов поведения находится под волевым контролем личности, следовательно мотивирована. 3.Модель-теория мотивации Портера- Лоулера (1968) Разработали комплексную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. Вывод – результативный труд ведет к удовлетворению. 4.Концепция партисипативного управления. Человек в организации проявляет себя не только как исполнитель. Он стремится участвовать в протекающих в организации процессах, связанных с его деятельностью, но выходящих за рамки его компетенции, работы, функций и тд. Если человек заинтересованно принимает участие в различной корпоративной деятельности, то он получает удовлетворение, работает с большей отдачей, более качественно и результативно.     63.Виды сетей коммуникация: Коммуникационный процесс – это обмен информацией между 2мя или более людьми. Основная цель комм-го процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения. Процесс коммуникаций включает 2 аспекта: 1)Структурный аспект: отправитель, получатель, сообщения, каналы коммуникаций, обратная связь, шум и коррекции. 2)Процессуальный аспект:формулировка идеи, кодирование и выбор канала информации, передача информации и декодирование. Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между 2мя или более индивидами. Структура сети коммуникаций влияет на точность посланий, функционирование группы. Виды сетей коммуникации: 1) «Круг»- члены группы могут общаться только с теми, кто расположен рядом с ними. Сеть активная без лидера. Скорость передачи информации низкая, точность низкая. удовлетворенность высокая. 2) «Колесо»-характеризуется формальной централизованной иерархией власти, при которой подчиненные коммуникатируют друг с другом через своего начальника. Скорость передачи информации высокая, точность высокая, удовлетворенность низкая. 3) «У»-такие сети называются централизованными и могут быть эффективны, если решаются простые проблемы. Скорость передачи информации и удовлетворённость средняя, точность высокая. 4) «Цепь» - информация передается с одного конца на другой, становится известной всем исполнителям и всеми обсуждается. В данной иерархии появляется горизонтальная связь. Скорость средняя, точность высокая, удовлетворенность средняя. 5) «Всеканальная»-полностью децентрализованная группа. Используется в случае, когда необходимо участие всех в решении сложных проблем. Это тип открытых коммуникаций. Скорость передачи информации высокая, точность средняя, удовлетворенность высокая. 69. Менеджер – профессиональный управляющий. Содержание самого понятия «управленческий персонал» трактуется довольно широко и неоднозначно. Международная организация труда (МОТ), например, рассматривает управленческий персонал как часть более широкой категории работников, в которую кроме менеджеров входят и другие специалисты-профессионалы. Основанием для этого считается тесная связь в работе менеджеров и специалистов. Они зависят друг от друга и, работая в постоянном контакте, обеспечивают запланированное развитие организации. Требования к профессиональной компетенции менеджеров 1. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента 2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации 3. Умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе 4. Владение искусством управления человеческими ресурсами 5. Владение искусством налаживания внешних связей 6. Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения согласовывать свои временные планы с планами других людей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь