Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии.




Современные дидактика и теория воспитания пытаются ответить на вопросы: «Как обучать результативно?», «При каких условиях педагогический процесс приобретает черты педагогической технологии?». Технология (от греческих слов techne — «искусство», «мастерство», «умение» и logos — «учение», «наука») — учение об умении, мастерстве что-то делать. Понятие технологии широко используется в производстве, строительстве, различных видах научно-производственной деятельности. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, технология — это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства. Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Стремление людей достичь запланированных результатов с наименьшими затратами интеллектуальных, сырьевых, энергетических, временных ресурсов ведет их к технологизации производственных процессов. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение.

Указанные преимущества технологий привели к тому, что они стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину, образование. Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XX века в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс с помощью технических средств, а затем реализовать идеи программированного обучения. В 70-е годы XX века педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.

В настоящее время в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций (по Г. К. Селевко) (табл. 1).

В целом понятие «педагогическая технология» представлено научным, процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами. Научная отрасль «педагогическая технология» изучает закономерности технологизации системы образования в целом и ее отдельных подсистем (М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, Г. К. Селевко), занимается исследованием наиболее рациональных путей обучения и воспитания, проектированием и конструированием педагогических процессов.

В педагогике термин «технология» интерпретируется по-разному в зависимости от научно-педагогического контекста. Исследователями рассматриваются понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания», «технология проектирования педагогического процесса», «технология осуществления педагогического процесса» и др. Первые два из вышеназванных терминов употребляются большинством педагогов как синонимы. Вместе с тем, существует подход к интерпретации этих понятий, при котором они соотносятся как род и вид (С. Н. Северин). При использовании терминов «технология обучения» и «технология воспитания» подчеркивается специфика процессов обучения и воспитания.

Исследователи оперируют также понятиями «технологический подход к обучению», «технологический подход к воспитанию», обозначающими конструирование в самом общем виде соответственно процессов обучения и воспитания, представление их в форме алгоритмов, без учета специфики отдельных шагов. В другом контексте технологический подход к обучению есть точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Для иллюстрации разнообразия подходов к определению понятия «технология» в педагогике приведем его трактовки отдельными исследователями данной проблемы (рис. 6).

Общепринятым является следующее определение: педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата. В соответствии с этим определяются (И. И. Прокопьев и другие) характерные черты или признаки педагогических технологий (рис. 7).

 

Один полный цикл педагогической технологии (педагогического взаимодействия) включает: педагогическое диагностирование; постановку диагностируемых целей и задач; проектирование, конструирование педагогического взаимодействия субъектов между собой и со средствами обучения и воспитания; реализацию спроектированного педагогического взаимодействия; управление (анализ, оценка, сравнение результата с целью, корригирование).

Все эти процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии. Ученые-педагоги изучают состав и структуру педагогической технологии (В. В. Гузеев, И. А. Колесникова, Г. Н. Петровский и другие). В самом общем виде структура педагогической технологии может быть представлена как единство содержательного и процессуального компонентов (рис. 8) [4].

 

Для педагога-практика представляет интерес структурная схема описания педагогических технологий, предлагаемая отечественным ученым Г. Н. Петровским (табл. 2).

 

Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично, операционально. Вот почему некоторые исследователи указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметно ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся к сфере психического развития, универсальных способностей учащихся.

Аналогичные рассуждения можно провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: