Примерная шкала балловой оценки




Л. В. Прохватилина

Контрольные

И проверочные работы

По русскому языку

Класс

Под редакцией доктора педагогических наук,

профессора С.И. Львовой

 

Москва

Предисловие

 

Это учебное пособие представляет собой сборник письменных работ, составленных в соответствии с учебником Львовой С. И., Львова В. В. «Русский язык. 5 кл.  М.: Мнемозина, 2006.

Цель данного пособия – помочь учителю в подборе материалов по каждому разделу учебника для текущего и итогового контроля.

Сборник содержит диктанты, изложения, проверочные работы, зачеты, комплексный анализ текста и тесты.

В качестве диктантов предлагаются тексты для комплексной проверки речевых и языковых умений учащихся; выученный диктант, развивающий орфографическую зоркость, умение видеть орфограммы и различать их.

Другим видом работы по воспроизведению содержания текста, способствующим развитию хорошей памяти, логики мышления, языкового чутья, является изложение. Пособие включает выборочное изложение с творческим заданием и текст-миниатюру для написания сочинения в форме рассуждения.

Эффективной формой контроля является и тестовая проверка. Она позволяет увеличить объем контролируемого материала и тем самым создает предпосылки для повышения объективной оценки результатов обучения. Предлагаемые тестовые задания различаются по форме и способу предъявления их учащимся: тесты с выбором ответов, задания на установление соответствия, задания открытой формы.

Существенная особенность данных видов тестовых заданий – наличие в каждом из них двух вариантов, одинаковых или разных по степени сложности. После каждого варианта теста приведена таблица баллов, присвоенных каждому заданию, и примерная шкала балловой оценки работ учащихся. Задания повышенной сложности отмечены знаком (*). Важным обстоятельством при тестировании учащихся является время, отводимое на выполнение теста. Учитель устанавливает время по своему усмотрению с учетом подготовки класса.

Данные рекомендации примерны, в них можно вносить коррективы, руководствуясь методической целесообразностью. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определенном этапе обучения, поэтому она может носить тематический (проверка промежуточной темы) и промежуточный (проверка фрагментов темы) характер.

В пособии вы найдете задания по текстоведению: письменный зачет и комплексныйанализ текста. Для успешного их проведения необходимо сообщить пятиклассникам о времени проведения зачета и комплексного анализа текста, познакомить с требованиями, которые будут предъявлены на таком уроке, с этапами работы и формами проверки знаний, умений и навыков. Особое внимание следует уделить вопросам, связанным с созданием собственных высказываний учащихся и их письменным оформлением.

В конце учебного года целесообразно провести письменную работу по разделу «Культура речи», состоящую из трех частей. Ее можно провести по частям или как итоговую в течение одного урока.

 

 


Введение в лингвистику

(вводный курс)

№ 1

Тест проверяет умения различать звуковой и буквенный состав слова, определять мягкость и твердость согласных звуков; морфемный состав слова; синонимы и антонимы; лексическое значение слова.

Вариант 1.

Задания, проверяющие знание языковой теории

Задания по фонетике

1. Определите, в каком слове звуков больше, чем букв.

1) местность 2) природа 3) земля 4) еж

2. Определите, в каком слове согласные звуки твердые.

1) ширь 2) шоссе 3) час 4) плащ

3. Выделите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) красота 2) просьба 3) жизнь 4) чай

 

4. Выделите слово, в котором есть согласный звук [д].

1) предположил 2) молотьба 3) вперед 4) блюдце

 

5. Определите, в каком слове есть согласный звук [т.]

1) отдых 2) походка 3) понравиться 4)съездил

 

6. Определите, в каком слове есть согласный звук [о].

1) лен 2) шоссе 3) орфоэпия 4) полет

 


Задания по словообразованию

7. Определите, какое слово состоит из пяти морфем.

1) перевяжет 2) белизна 3) насытиться 4) лесной

 

8. Определите, какое слово неправильно разделено на морфемы.

1) при-мир-ять 2) флаж-ок- 3) о-слаб-е-ть 4) даль-н-ий

9. Укажите лишнее слово среди однокоренных.

1) испариться 2) парник 3) напарник 4) запариться

 

Задания по лексике

 

10. Определите, что такое синонимы.

1) одинаковые по звучанию слова

2) близкие по лексическому значению слова

3) слова с противоположным лексическим значением

4) слова, совпадающие по написанию

 

11. Выделите лишнее слово в ряду синонимов.

1) кидать 2) швырять 3) бросать 4) бросок

 

12. Укажите, значение какого слова определено неверно.

1) завистник - завистливый человек

2) жеманный - очень заметный, бросающийся в глаза

3) корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность

4) злопамятный – не забывающий, не прощающий причиненного зла

 

13*. Расположите синонимы (указав их номера) по степени возрастания качества.

1) свирепый 2) жестокий 3) злой 4) лютый

___________________________

Вариант 2.

Задания по фонетике

1. Определите, в каком слове букв больше, чем звуков.

1) фонетика 2) язык 3) копье 4) грипп

 

2. Определите, в каком слове все согласные звуки твердые.

1) бассейн 2) фанера 3) бутерброд 4) термин

3. Выделите слово, в котором все согласные звуки мягкие.

1) басня 2) чаща 3) щука 4) мышь

 

4. Выделите слово, в котором есть согласный звук [с]

1) сборный 2) сделать 3) сказать 4) просьба

 

5. Укажите слово, в котором есть согласный звук [з]

1) отказ 2) указка 3) глаз 4) сберечь

6. Определите, в каком слове есть гласный звук [а]

1) часы 2) пятый 3) щавель 4) тяжелый

Задания по словообразованию

7. Определите, какое слово состоит из пяти морфем.

1) надводный 2) набивать 3) побагроветь 4) медвежонок

 

8. Определите, какое слово неправильно разделено на морфемы.

1) вз- би-ва-ть 2) бород-ач- 3) мал-еньк-ий 4) бес-полезн-ый

9. Укажите лишнее слово среди однокоренных.

1) горевать 2) гореть 3) погоревать 4) горюшко

Задания по лексике.

10. Определите, что такое антонимы.

1) слова с противоположным лексическим значением

2) близкие по лексическому значению слова

3) одинаковые по звучанию слова

4) слова, совпадающие по написанию

11. Определите, какой антоним подобран к выделенному слову неправильно.

1) богатство 2) нищета 3) бедность 4) роскошь

 

12. Укажите, значение какого слова определено неправильно.

1) кроткий (человек) – немногословный

2) легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

3)фойе – зал в театре для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля.

4) святки – праздничные дни от Рождества Христова до Крещения

 

13*. Расположите синонимы (указав их номер) по степени уменьшения качества.

1) обидный 2) оскорбительный 3) грубый 4) резкий

_______________________

Примерная шкала балловой оценки

 

№ задания Баллы Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант Примечание
  13*     3,2,1,4   2,1,4,3   14 баллов – «отлично»   11-13 баллов – «хорошо»   8–10 баллов – «удовлетворительно»

№ 2

Диагностическая работа выявляет: степень изучения орфограмм корня, умение ставить знаки препинания в простом и сложном предложении, объяснять правописание слов и создавать собственное высказывание.

 

 

Сейчас осень, а мы вспомним весну.

Поздняя весна. Ласковое солнце согревает нас своим теплом. В свежем воздухе звенят голоса птиц. Молодые листья на сирени, березе, тополе сверкают и переливаются на солнышке.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь майское чудо. В зелени травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на маленькие колокольчики. Широкие листья охраняют стебелек. Ты вдыхаешь запах нежного цветка и слышишь звон колокольчиков весны.

Ты не знаешь это майское чудо? Это ландыш!

 

Задание.

1. Выполните орфографический разбор слов:

1 вариант – в зелени

2 вариант – на сирени

2. Выполните фонетический и орфографический разбор слова «в прохладе »

3. Ответьте на один из вопросов по выбору:

а) Какое время года ты особенно любишь и почему?

б) Как бы ты озаглавил и почему?

 

 

№ 3

Тест на основе орфографического минимума проверяет умения безошибочно определять орфограммы в словах

Вариант 1.

1. Укажите, какой ряд словосочетаний содержит слова с пропущенной буквой А.

1) Отв…рить свеклу, отв…рить дверь, отд…ленная местность, насл…диться кр…сотой природы;

2) позн…комиться с огл…влением книги, глубокое сож…ление, укр…щать животных, выр…жение глаз;

3) оп…здать на репетицию, сокр…тить выступление, обл…котиться на перила, ост…лбенеть от ужаса;

4) оливковый м…йонез, сливочный м…ргарин, красивая б…хрома, голубая кайма.

 

2. Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропуском пишется одна и та же буква.

1) Осв…щать фонарем, об…жать вокруг дома, об…жать друга, прет…рпевать невзгоды;

2) заст…клить балкон, насл…дить на паркете, прим…рять костюм, д…ликатный вопрос;

3) подать с…гнал, спрятаться на ч…рдаке, ночная т…шина, ут…шать подругу;

4) прим…рять врагов, скр…пучий пол, рассказать л…генду, разр…дить посевы.

 

3. Определите, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенной согласной буквой.

1) Вкус…ный пирог, рус…кая сказка, завис…ливый взгляд, добросовес…ный человек;

2) неснос…ный характер, незнакомая мес…ность, праз…ничный салют, страс…ный порыв;

3) бас…ейн с морской водой, крутая лес…ница, хороший ап…етит, чу…ствовать себя виноватым;

4) липовая ал…ея, чудес…ный вечер, радос…ное ожидание, ненас…ный день.

 

4. Запишите названия терминов, имеющих в своём составе:

1) греч. grapho - пишу_____________________

2) греч. orthos – правильный и grapho – пишу________________

3) греч. phone – звук _________________________

4) от греч. orthos –правильный и epos - речь_________________

 

5. Отметьте, какой ряд словосочетаний содержит только слова с буквой Ь.

1) Внутримышечная ин…екция, торговый павил…он, двух…ярусная кровать, двух…этажный дом;

2) куриный бул…он, памятный медал…он, жареные шампин…оны, кошач…и повадки;

3) об…ективный результат, сверх…мощный мотор, под…езд дома, без…ядерная зона;

4) дать об…явление, с…ежился от холода, перейти в контр…атаку, подозрительный суб…ект.

 

Вариант 2.

 

1. Укажите, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенной буквой И.

1)Ч…стота в квартире, об…жать друга, дел…катное предложение, соед…нить провода;

2) сп…шить на занятия, сп…сать текст, скр…пить листы скрепками, скр…пучий голос;

3) изучать разделы л…нгвистики, в..шневое варенье, л…гкомысленный поступок, ж…вительная влага;

4) ж…вописная местность, не чувствуй себя в…новатым, недолюбливать с…креты, серебряная ц…почка.

 

2. Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах с пропуском пишется одна и та же буква.

1) Художественные обр…зы, выр…жение мысли, к…рыстолюбивый человек, глубокое сож…ление;

2) отв…рить дверь, отд…ленная местность, оп…здывать на поезд, отв…рить к…ртофель;

3) укр…щать зверя, обл…котиться на перила, не хотел бесп…коить, г…довалый ребенок;

4) гр…мыхание гр…зы, ост…лбенеть от ужаса, сокр…щать выступление, попасть в л…вушку.

 

3. Определите, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенной согласной буквой.

1) Радос…ное ожидание, незнакомая мес…ность, чу…ствовать музыку, чудес..ный вечер;

2) праз…ничное настроение, громоз…кий шкаф, отвес..ная скала, горные пас…бища;

3) неснос…ный характер, опас…ный спуск, страс…ный порыв, больное сер…це;

4) изучить грам…атику, телевизионная антен…а, купаться в бас…ейне, гулять по ал…ее.

 

4. Запишите названия лингвистических терминов, имеющих в своем составе:

1) греч. morphe -форма и logos - учение о форме слова_________________

2) франц. еtiquette -“ярлык на чём – либо” (правила поведения)___________

3) лат. lingua –« язык » (наука о языке) _________________

4) греч. alpha и beta ___________________

 

5. Отметьте, какой ряд словосочетаний содержит только слова с пропущенным Ъ.

1) Превозмоч… усталость, суб…ективная оценка, видимый об…ект, выгодный компан…он;

2) об…ездить всю страну, необ…ятный простор, с…емки фильма, ад…ютант маршала;

3) песчаный кар…ер, дружеские об…ятия, пред…юбилейное соревнование, стрелковый батал…он;

4) новейший комп…ютер, интер…ер вестибюля, рыночная кон…юнктура, двух…ярусный подлесок.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: