Цели выполнения контрольной работы
Входя в целостный и последовательный цикл подготовки бакалавров в области психолого-педагогического образования, дисциплина «Психология отклоняющегося поведения» предполагает следующие цели ее освоения.
Учебная цель: повышение психолого-педагогической компетентности будущих бакалавров психолого-педагогического образования в сфере оказания психолого-педагогической помощи лицам, имеющим отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей.
Воспитательная цель: формированиеу будущих бакалавров психолого-педагогического образования гуманистической направленности и умений, необходимых для оказания помощи лицам, имеющим различные отклонения в поведении, с учетом их психологических особенностей для успешной социализации, адаптации и интеграции в социум.
Профессионально-корпоративная цель: формирование профессиональной психолого-педагогической позиции и привитие корпоративной этики.
2. Содержание контрольной работы
и требования к ее оформлению
Контрольная работа включает в себя следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, библиографический список. К элементам содержания контрольной работы предъявляются определенные требования.
Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении (пример оформления титульного листа контрольной работы приведен в приложении 1).
Введение предполагает обозначение актуальности рассматриваемых вопросов в образовательном пространстве и необходимости применения формируемых в ходе выполнения контрольной работы компетенций.
|
Основная часть работы включает 3 задания. Первое и третье задания выполняются по вариантам, предложенным в таблице ниже.
Распределение вариантов в соответствии с последней цифрой зачетной книжки студента:
Последняя цифра в зачетной книжке | Вариант |
0, 5 | |
1, 6 | |
2, 7 | |
3, 8 | |
4, 9 |
Первое задание основной части контрольной работы представляет собой работу с библиографическими источниками и теоретический анализ изучаемой проблемы отклоняющегося поведения.
Данное задание выполняется по вариантам индивидуально каждым студентом. В каждом варианте можно выбрать одну из предложенных тем.
Вариант 1.
Тема 1. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение», социальная норма и социальные отклонения.
Тема 2. Социологические, биологические и психологические теории девиаций.
Вариант 2.
Тема 1. Основные виды отклоняющегося поведения: делинквентное, аддиктивное, суицидальное, агрессивное поведение; позитивные девиации.
Тема 2. Влияние среды на формирование девиантного поведения.
Вариант 3.
Тема 1. Методы диагностики девиаций.
Тема 2. Социальная среда как фактор профилактики девиаций.
Вариант 4.
Тема 1. Направления и формы профилактической работы.
Тема 2. Активное социальное обучение социально важным навыкам как способ профилактики отклоняющегося поведения.
Вариант 5.
Тема 1. Система социальных и психолого-педагогических воздействий на девиантное поведение.
Тема 2. Педагогическая коррекция девиантного поведения личности в рамках образовательных учреждений.
|
Второе задание контрольной работы предполагает составление набора диагностических методик (2-3 методики) и осуществление диагностики для выявления склонности к отклоняющемуся поведению у учащегося подросткового возраста. Обращаем Ваше внимание, что на диагностику учащихся, не достигших 14 лет, требуется согласие родителей.
По результатам диагностики должно быть составлено психологическое заключение, содержащее анализ результатов диагностики и рекомендации по работе с учащимся.
Третье задание предполагает разработку занятия по профилактике одного из видов девиантного поведения: делинквентное, аддиктивное, суицидальное, агрессивное (на Ваш выбор) для учащихся младшей, средней или старшей школы. Задание выполняется по предложенному плану.
План занятия
1) тема, цель, задачи занятия;
2) целевая аудитория;
3) длительность занятия, необходимые материалы;
4) содержание занятия.
В заключение контрольной работы студент должен сделать выводы о проделанной им работе, показать насколько достигнута поставленная цель и решены задачи.
Библиографический список к контрольной работе включает только ту литературу, которая была проработана студентом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная литература:
1. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: учеб. пособие для вузов / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 349 с.
2. Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация: [учеб.-метод. пособие] / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2010. - 285 с.
|
3. Лебединский В. В.Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. В. Лебединский. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. – 140 с.
4. Орлова Е. А. Патопсихология: учебник для бакалавров [Гриф Минобразования РФ] / Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. С. Козьякова. - М.: Юрайт, 2012. - 235 с.
5. Погодин И. А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие для вузов [Гриф РАО] / И. А. Погодин; Моск. психолог.-соц. ин-т. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта: Издательство МПСИ, 2011. - 330 с.
б) дополнительная литература:
1. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика: учеб.-метод. пособие / А. В. Гоголева. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2002. - 238 с.
2. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Е. В. Змановская. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2006. - 288 с.
3. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов вузов [Гриф УМО] / Е. В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.
4. Лозовой В. В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики: монография / В. В. Лозовой, О. В. Кремлева, Т. В. Лозовая. - М.: АльянсПринт, 2011. - 448 с.
5. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005. - 444 с.
6. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе / Т. А. Бондарь [и др.]. - 2-е изд. - М.: Теревинф, 2012. - 279 с.
7. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития: пособие для педагогов-психологов / [Е. А. Савина и др.; под ред. Е. А. Савиной, О. В. Максименко]. - М.: Владос, 2008. - 223 с.
8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста = The Adolescent Development, Relationships, and Culture: [учеб. пособие] / Филип Райс, Ким Долджин; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. - 12-е изд. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 812 с.
9. Савина Н. Н. Креативная педагогика для "трудных": монография / Н.Н. Савина. - 2-е изд. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2009. - 378 с.
10. Фурманов И. А. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов, Наталья Викторовна Фурманова. - М.: Владос, 2009. - 319 с.
11. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. - М.: Владос, 2010. - 351 с.
Приложение 1
Образец оформления титульного листа к контрольной работе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт психологии
Кафедра психологии образования
Контрольная работа по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Выполнил:
Студент группы ЗПП – 102И.И. Иванов
Проверил:
доцент кафедры ПО В.А. Лебедева
Екатеринбург
Задания и методические указания К ВЫПОЛНЕНИЮ контрольнЫХ работ по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.