Кружок «Юный исследователь. Географическое краеведение»
15.11.2021
Тема занятия: Оборудование для краеведческих исследований родного края. Обработка научной литературы.
Задание 1. Ознакомьтесь с предложенным материалом.
На заметку начинающим туристам:
Главных вещей, без которых не обойтись в походе
Итак, коротко о главном. В туристическом походе необходимо обеспечить себе хороший сон, еду, надежную защиту от погодных условий, позаботиться о своем здоровье и самочувствии. Для этого нужен базовый «туристический минимум»:
· Палатка. Она должна быть компактной, но достаточно вместительной (минимум 60 см на человека), двухслойной для защиты от дождя и ветра, и, желательно, легкой — именно палатка весит больше всего из всего снаряжения;
· Спальник. Принцип его выбора аналогичный: минимальный вес и максимальный комфорт. Температура комфорта на спальнике должна быть такой, какой она будет ночью. Помните, что для девушек этот показатель на 5 градусов ниже;
· Каремат. Легкая подстилка из полипропилена служит теплоизоляцией, на ней можно просто сидеть у костра, обязательно использовать под спальник для сна;
· Рюкзак. Выбор туристических рюкзаков настолько велик, что сложно в двух словах описать, как подобрать для себя лучший. Основные требования к нему — правильный объем (для коротких однодневных походов — 15-25л, для путешествий на 2-5 дней — 45-70л, для экспедиций — 65-90 л), анатомическая конструкция, удобство, наличие разных функциональных отделений, прочность, наличие дождевика;
· Костровые принадлежности. В минимальный комплект входят котелки (большой и маленький), огниво или специальные спички, средства для их крепления;
|
· Личная посуда. КЛМН — аббревиатура, знакомая каждому туристу: кружка-ложка-миска-нож. Можно брать и другие дополнительные аксессуары: открывалку, сковородку, доску для нарезания и т. д. Но это — не обязательные детали;
· Аптечка. Сюда следует положить средства от ушибов, ожогов, антисептические средства, обезболивающие и жаропонижающие препараты, противовоспалительное, спазмалитики, сорбенты, средства от изжоги и диареи, бинт, пластырь. Если у вас есть личные проблемы со здоровьем (например, аллергия), включите эти препараты в список;
· Фонарик. А также аккумуляторы к нему. Фонарик мощный, надежный, можно два. Это важно;
· Техника. Как правило, это фотоаппарат, средства связи, возможно, навигатор;
· Одежда и обувь.
Последнему пункту нужно уделить особое внимание, так как именно от правильно собранного туристического комплекта зависит комфорт и самочувствие в походе. Основные элементы:
· треккинговые ботинки и сандалии (или другая сменная обувь);
· легкие удобные штаны;
· две футболки или майки;
· легкая, но теплая кофта (идеальный вариант — флис);
· термобелье;
· кепка или панамка;
· куртка-ветровка (лучшее решение — мембранная одежда хорошего качества);
· для холодного времени года — теплая куртка, шапка, перчатки;
· для суровых морозов — балаклава для лица;
· носки (две пары легких и одни теплые);
· сменное белье.
Все товары желательно покупать в специализированных магазинах, но там они, как правило, стоят немалых денег. Продукция высокого качества, известных и популярных производителей туристического снаряжения представлена в интернет-магазине Фармамир. Здесь вы найдете все необходимое для яркого и увлекательного путешествия.
|
Специальное оборудование для краеведческих исследований:
- Блокнот, альбом
- планшет
- ручка, карандаши
- фотоаппарат
- видеокамера
- компас
- курвиметр
- рулетка
- бинокль
- лупа
- термометры
- анемометр динамический
- гигрометр
- секундомер
- барометр
- высотомер (альтиметр)
- саперная лопатка
- геологический молоток
- тонкая веревка
- ботаническая папка
- GPS - навигатор
Просмотрите видео: https://www.youtube.com/watch?v=vIL-gtIev9Q
Задание:
1) Ознакомьтесь с предложенным материалом.
2) Составьте презентацию Power Point по теме «Оборудование в походе».
3) Продолжите подбор литературы к своей научно-исследовательской работе.
Повторим материал о работе с научной литературой
Работа с научной литературой
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке, и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно и для учебно-исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:
1) Научить поиску научной литературы по теме исследования.
2) Сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать её, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Эти навыки важны для любого современного человека, специалиста в любой области.
Самый привычный путь поиска нужной литературы – изучение библиотечного каталога. Найти научную и научно-популярную литературу по теме можно и с помощью поисковых систем в Интернете. Предварительно нужно обсудить с руководителем отправную точку поиска: имя автора или название статьи, ключевые понятия. Ещё один способ подобрать литературу по теме (например, для тех, кто пишет работу, связанную с изучением языковых явлений) – обратиться к справочному аппарату лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, в которой надо постараться сориентироваться научному руководителю, чтобы выбрать основополагающие и при этом доступно написанные, небольшие по объёму работы. Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме. Кроме умения пользоваться каталогом, Интернетом, справочной литературой – научному руководителю в не меньшей степени необходимы коммуникативные способности. Не стоит упускать возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, бывшего одноклассника, который стал профессиональным ученым, в научно-исследовательском институте. Иными словами, следует использовать все доступные способы, чтобы получить информацию о научной литературе по теме, которая заинтересовала ученика.
|
Теперь необходимо остановиться на проблеме отбора литературы для учебно-исследовательской работы. Составление библиографии – слишком трудоемкое занятие для школьников, и оно вряд ли принесет пользу. Тем более излишне изучать все обнаруженные труды. Если вы составили с помощью справочной литературы и каталогов достаточно обширный список, его следует «сжать», оставив только наиболее доступное и необходимое для дальнейшего исследования, и прежде всего публикации, в которых доступно изложены основные положения теории.
Ещё один совет по отбору научной литературы для УИР: отдельная статья предпочтительнее, чем монография того же автора. В статье основная мысль выражена лаконично и проиллюстрирована примерами кратко.
Одну из главных трудностей, возникающих при чтении научной литературы у школьников, - непонимание специфической терминологии. Напомним, что решить эту проблему помогает правильный отбор текстов. Перед чтением статьи нужно пояснить термины: руководитель может предложить поработать со справочной литературой или даст необходимые объяснения сам.
Может возникнуть и другая трудность – в понимании целого текста, его логики, которая задана ходом авторской мысли. Тогда чтение работы рациональнее задать на дом, предварительно поставив вопросы, которые помогут сориентироваться при самостоятельной работе.
При работе с научной литературой необходимы навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику; это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема. Чаще всего прибегают к более экономичным видам конспектирования – составлению тезисного плана или выборочному конспектированию. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определения того или иного понятия, представляющие интерес для составителя.
Обратите внимание на оформление ссылок в тексте: это один из трёх принятых способов:
Подстрочные ссылки
В тексте, после цитаты, заключённой в кавычки, над строкой ставится цифра или звёздочка. На той же странице внизу под последней строкой текста проводится черта длиной 2 см., под ней повторяется цифра или звёздочка, а затем дается библиографическое описание цитируемого издания по схеме:
Фамилия И.О. автора (в том числе, второго и третьего). Основное заглавие. -Место издания, Год издания. - Номер страницы, где находится цитата.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.,1997.-С.139.
Затекстовые ссылки.
Оформляются с помощью круглых (или квадратных) скобок. В скобках после цитаты ставится арабская цифра, которая указывает порядковый номер источника цитаты в библиографическом списке, а через запятую указывается страница: (1,с.15) или (1,15).
Внутритекстовые ссылки.
В скобках после цитаты указывается автор работы, через запятую – год издания, а затем – номер страницы: (Шамова Т.И., 2001,с.321). Такой способ применяется, если библиографический список не пронумерован.
Какой из этих вариантов выбрать – вопрос личного предпочтения, однако ссылки на литературу необходимы.
При написании работы соблюдайте правила оформления библиографии. Список литературы обязательно должен быть включён в УИР.
Напомним, что он не должен быть большим. Его «ядром» должны стать:
1) научные работы по проблеме исследования;
2) справочные издания: энциклопедии и словари;
3) сборники текстов, публицистическая и художественная литература, Интернет-ресурсы и т.д.
Рассмотрим данные записи на примерах.
Статья из газеты.
Литвинова О. Радость чтения: цель простая – воспитать счастливого человека/ О.
Литвинова // Учит. газ.-2005.-14 февр.-С.11.
Статья из журнала
Чудинова Е.В.Особенности моделирования в учебной деятельности подростка/
Е.В.Чудинова // Вопр. психологии.- 2005.-№4.-С.107-117.
Книга одного автора
Максакова В.И. Педагогическая антропология: учеб. Пособие для пед. вузов /
В.И.Максакова. - М.: Академия, 2001. – 207с. – (Высшее образование).- ISBN 5-7695-0744-6.
Глава из книги одного автора
Подласый И.П. Виды и формы обучения / И.П. Подласый // Педагогика начальной
школы / И.П. Подласый.- М., 2000.- С.215-240.
Электронный ресурс локального доступа (Интернет)
Здоровье и образование [Электронный ресурс]: спец. портал системы федеральных образоват. порталов «Российское образование» /ГосНИИ информ. образоват. технологий.- Электрон. дан. – М.,2005. – Режим доступа:http//www/valeo/edu.ru /data/index.php.
Фиксируйте выходные данные книги сразу и тщательно, чтобы не приходилось уточнять их вновь.
Нужно учитывать, что работа с научной литературой связана с освоением нового функционального стиля речи – научного. Практический опыт работы с научной литературой даже у старшеклассников, как правило, незначителен и исчерпывается, чаще всего, чтением учебно-научной и научно-популярной литературы. Поэтому следующий этап УИР – написание текста УИР в научном стиле речи – для них может представлять серьезные затруднения. Последовательная работа научного руководителя (учителя) по обучению чтению научной литературы поможет снять значительную часть их.