Примерная шкала балловой оценки работы




 

№ задания Баллы Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант Примечание
                                      1) графика 2) орфография 3) фонетика 4) орфоэпия             1) морфология 2) этикет 3) лингвистика 4) алфавит       8баллов - «отлично»;   7 баллов – «хорошо»;   5-6 баллов – «удовлет- ворительно»    

 


Текстоведение

№ 4

  Письменный зачет   проверяет: умения анализировать текст, определять его признаки, разграничивать типы текста на основе их типового значения, составлять план к темам сочинения.

 

Вариант 1.

1. Докажите, что ниже записан текст.

 

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы. Этот дождь шел неделями. Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

(К. Паустовский.)

Свой ответ запишите так: "Это текст, потому что:

1. Все предложения в нем объединены одной темой – (назвать тему).

2. Все предложения выражают главную мысль – (какую?)

3. Предложений достаточно, чтобы выразить (что?)…

4. Предложения последовательно раскрывают (что?)…

5. Предложения … друг с другом словами: …. "

 

2. Определите тип текста и озаглавьте его.

 

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит, и закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках.

Шумит золотой дождь. (По Н. Сладкову.)

 

3*. Составьте письменное рассуждение, взяв в качестве тезиса предложение Сентябрь – первый шаг к осени.

4. Прочитайте темы. Составьте план сочинения на одну из них.

 

"Листопад", "Первый опавший листок", "Осеннее утро", "Подарки осени", "По лесам гуляет осень".

 

Примерная шкала балловой оценки работы

 

№ задания Баллы Примечание
3 *   9 баллов – "отлично" 7-8 баллов – "хорошо" 5–6 баллов – "удовлетворительно" Задание №3 оценивается отдельной отметкой. Учитывается: 1)правильность отобранного материала; 2)последовательность изложения; 3)богатство словаря, разнообразие грамматических форм; 4)отсутствие ошибок.  

 


Вариант 2.

1. Укажите, в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст.

 

1) Я проснулся серым утром.

2) За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву.

3) Она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние.

4) Комната была залита ровным желтым светом.

5) Свет шел снизу, из окна.

6) Это светили осенние листья.

7) Так началась осень.

 

А.1, 4, 5, 6, 2, 3, 7. Б. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. В. 1, 2, 3, 7, 4, 5, 6.

 

2. Прочитайте текст и выполните задания (1-4).

 

Осень пришла внезапно и завладела землей – садами и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Все сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

(По К. Паустовскому.)

1).Определите тип текста.

А. Повествование

Б. Рассуждение

В. Описание

 

2).Определите, сколько в тексте смысловых частей.

А. Одна часть

Б. Две части

В. Три части

 

3). Из предложенных образцов плана выберите тот, который соответствует тексту.

А. 1) Все стало осенним.

2) Суетятся синицы.

3) Птицы улетают на юг.

 

Б. 1) Осень пришла внезапно.

2) Суета синиц.

3) Сборы перелетных птиц и отлет их на юг.

 

В. 1) Пришла осень.

2) Все стало осенним.

3) Суматоха птиц.

4) Птицы улетают на юг.

 

4). Определите, в каком предложении выражена тема текста.

А.В первом предложении

Б. Во втором предложении

В. В восьмом предложении

 

3*. Самостоятельно придумайте задание по разделу "Текстоведение".

Запишите это задание и выполните его.

 

Примерная шкала балловой оценки работы

 

№ задания Баллы Ответы Примечание
    3*     А 2.1(Б); 2.2(В); 2.3(Б); 2.4(А)     5 баллов – "отлично" 4 балла – "хорошо" 3 балла – "удовлетворительно" Задание 3* оценивается отдельной отметкой

 


№ 5

 

  Комплексный анализ текста* проверяет: умения анализировать текст по основным его признакам, составлять собственное высказывание на заданную тему.

 

Вариант 1.

Прочитайте миниатюру М. М. Пришвина.

 

Молодой клен в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревце – и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками.

1. Определите тему текста.

2. Озаглавьте текст.

3. В какое время года автор видел эту картину?

Для правильного ответа на этот вопрос необходимо пояснение: миниатюра о молодом клене – дневниковая запись М. М. Пришвина. В дневнике ей предшествуют такие записи: «Осень проходит, большая, серая, но теплая и сухая…»; «Было, помню, в темном лесу на опушку вышла береза, вся золотая…»

4. Какую картину вы мысленно представляете, прочитав этот текст? Напишите мини-сочинение по заданному началу: «Прочитав миниатюру, мы я сно представляем нарисованную в ней картину:…

Вариант 2.

Прочитайте начало миниатюры М. М. Пришвина «Грибы тоже ходят».

 

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные шляпки грибов.

 

1. Определите тип текста.

2. Определите, в каком значении в тексте употреблено слово «продвинулась ».

3. Какое значение имеет словосочетание «еловый подрост ».

4. Какую картину вы мысленно видите, прочитав этот текст? Какие средства языка использовал автор в описании ее? Напишите мини-сочинение по началу:

«Прочитав начало миниатюры М. М. Пришвина «Гбы тоже ходят», я представил (а) такую картину: …

__________________

Использованы материалы из журнала «Русский язык в школе», 2001 г., №4

 

Примерная шкала балловой оценки работы.

№ задания Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант Баллы Примечание
    клен молодой клен   осенью   - повествование близка к концу поросль молодых елочек   -     6 баллов - "отлично" 5 баллов -"хорошо" 4 балла -"удовлетворительно"   Учитывается: - правильность отобранного материала; - последовательность изложения; - отсутствие ошибок

 


Синтаксис и пунктуация

№ 6

    Проверочная работа   проверяет умения: 1) выделять словосочетания из предложения и определять его структуру, различать именные и глагольные словосочетания; 2) находить грамматическую основу предложения; 3) опознавать в предложении дополнения, определения, обстоятельства на основе вычленения словосочетания; 4) составлять схемы предложений.

 

Прочитайте текст (знаки препинания не поставлены) и выполните задания.

1.Около Антарктиды со стороны Африки расположился маленький островок.

2. Он скалистый.

3. Только в одном месте берег низкий.

4. Это пингвиний пляж.

5. С корабля мы выгрузили свои вещи на этот пляж.

6. Пингвины вылезли из воды, столпились у ящиков, бегают по мешкам, клюют их и громко переговариваются.

7. Никогда они не видели таких удивительных вещей!

8. У нас был большой лист фанеры.

9. Он лежал на камнях, и пингвины на нем устроили танцы.

10. Пробежит пингвин по фанере, назад вернется, еще раз пробежит, да еще лапкой притопнет.

11. Один пингвин поскользнулся на гладкой фанере и на брюхе проехал.

12. Другие тоже стали падать и кататься.

13. Весь день они танцевали на фанере.

14. Я подумал: "Они, наверное, радуются, что мы приехали".

(По Г.Я. Снегиреву.)

 

Задание.

 

1. Найдите в тексте нераспространенное предложение и укажите его номер.

2. Укажите номер предложения с прямой речью и составьте его схему.

3. Укажите предложения, соответствующие схеме.

1 вариант –

2 вариант -

4. Перечислите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением

5. В каких предложениях сказуемое выражено прилагательным?

6. Выпишите из предложений словосочетания (по два примера) со значением

"предмет и его признак" ________________________________________

"действие и его место" __________________________________________

"действие и время действия" _____________________________________

7. Определите, в каком предложении употреблено вводное слово ________

Какое дополнительное значение придает вводное слово предложению? _____________________________.

8. Укажите номера предложений, осложненных однородными членами _______________________.

 

Примерная шкала балловой оценки работы.

 

№ задания Ответы Баллы Примечание
    9, 6 2, 5, 7, 9, 12, 13, 14 2,3 6, 10, 11     11 баллов – "отлично" 9 – 10 – "хорошо" 6 – 8 – "удовлетворительно"

 

№ 7

  Диктант проверяет: уровень орфографической и пунктуационной грамотности, умение анализировать синтаксический строй предложения.

 

Кот в сапогах.

 

В дозор пограничники обычно со служебными собаками ходят.

А у нас на заставе кот стал в дозор ходить.

Однажды один из бойцов принес на заставу сибирского котенка тигровой масти. Был он пушистый, с кисточками на концах ушей. Стал он подрастать, вырос и оказался умненьким и способным.

Когда бойцы на линейке построятся, он на левый фланг подходит. Стоит с места не сойдет. Они в дозор уходят, и кот за ними отправляется. Чуть что зашуршит в кустах, и у кота сразу шерстка дыбом.

Все лето кот на границе служил, а зимой пошел на пост и лапы обморозил. Предложили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах. (По А. Баркову.)

Примечание. Пимы – меховые сапоги.

 

Задание.

1. Выполните пунктуационный разбор предложений, осложненных однородными членами.

2. Проведите синтаксический разбор предложений:

1 вариант – "Все лето кот на границе служил …"

2.вариант – " Они в дозор уходят…"

3. Выполните орфографический разбор слов:

1. вариант - появился

2. вариант - отправился

4. Что означает слово линейка в данном тексте?

 

 

  Диктант проверяет: навыки правописания гласных и согласных в корнях слов, умения обнаруживать орфограммы, дифференцировать их, правильно подбирать однокоренные слова и расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях.

 

Бриз усилился, мощь ветра нарастала, и судно побежало быстрее. Казалось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда чувствует опасность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушивался. Вдруг ухо уловило необъяснимый, отдаленный шум. Шум приближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.

Резкий порыв ветра налетел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно повалился на левый борт. Ковалев не удержался на ногах и полетел в люк, увлекая за собой боцмана, на палубе что-то грохотало, звенело, трещало и стонало. Казалось, что судно разъединится надвое.

(По Б. Житкову.)

Задание.

1. Вспомните, какие виды орфограмм в корне вы знаете. Напишите по одному примеру на разные случаи (каждый пример запишите на отдельной строке).

 

2. Запишите по 2-3 примера однокоренных слов к глаголам:

повалился (1 вариант)

приближался (2 вариант).

3. Укажите (графически объясните), есть ли орфограмма в словах:

разъединится (1 вариант)

необъяснимый (2 вариант).

 

4. Выполните пунктуационный разбор

первого предложения – 1-й вариант

шестого предложения - 2-й вариант

 

5. Определите значение слова бриз.

Словообразование частей речи

№ 8

    Проверочная работа проверяет: умения разбирать слова по составу, опознавать слова, в корнях которых происходит чередование гласных; определять части речи по суффиксу и окончанию, определять способы образования слов.

 

Вариант 1.

 

1. Определите, какое слово образовано суффиксальным способом.

а) частокол

б) разглядеть

в) заготовить

г) выключатель

 

2. Каждую строчку дополните аналогичным примером. Значение приставки запишите.

а) у-: убежать, уехать, ______________, ()

б) в-: внести, влить, ________________, ()

в) недо-: недоспал, недописал, _____________, ()

г) от-: оторвать, отрубить, _________________, ()

(ото-)

 

3. Определите слова с чередующейся гласной в корне.

а) отберу

б) бирюза

в) бирка

г) избирать

 

4. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

а) отгладить

б) недруг

в) беспорядок

г) билетер

 

5. Соотнесите слова со словообразовательной моделью.

 

а) бе…заботный б) бе…шумный в) бе…жалостный г) бе…пощадный   1. …з н ый 2. …с н ый

 

1._________________, 2._________________.

 

6. Определите, к какому слову нельзя подобрать однокоренное с буквой Е.

а) ш…л

б) ш…рох

в) ч…рный

г) ш…пот

 

7* Самостоятельно придумайте задание по теме " Словообразование частей речи", запишите и выполните его.

 

 

Вариант 2.

 

1. Определите, какое слово образовано приставочным способом.

а) новостройка

б) просьба

в) переход

г) перенести

 

2. Каждую строчку дополните примером. Значение суффикса запишите.

а)-оват(ый): староватый, маловатый, _____________, ()

б)-ач(): скрипач, бородач, ________________, ()

в)-чик(): ларчик, стульчик, ________________, ()

г)-ан (ой): шерстяной, ворсяной, _____________, ()

(-ян-)

 

3. Определите слова с чередующейся гласной в корне.

а) ложный

б) сложение

в) тир

г) вытирать

 

4. Укажите слово, строение которого соответствует схеме:

а) приносить

б) разбирать

в) пригород

г) городской

 

5. Соотнесите слова со словообразовательной моделью.

а) ра…жать

б) ра…шатать 1. …с а ть

в) во…дать

г) ра…стилать 2. …з ть

 

6. Определите, к какому слову нельзя подобрать однокоренное с буквой Е.

а) ш…лк

б) ш…в

в) ш…рстка

г) ж…рдочка

 

 


Примерная шкала балловой оценки.

 

№ задания Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант Баллы Примечание
            7* Г   "удалиться"; "двигаться внутрь"; "неполнота действия"; "удалить, устранить".   А, Г   В   1 А, В 2 Б, Г;     Б   - В   " чуть-чуть, немного, слегка"; " лицо, профессия"; "уменьшительно-ласкательный"; "сделанный из…".   Б, Г   Б   1 Б, Г 2 А, В;     Б   -               -   11 баллов – "отлично";   9-10 – "хорошо";   6-8 – "удовлетворительно".   Задание №7 оценивается отдельной отметкой.

 

 

№ 9

Тест на основе орфографического минимума проверяет знания орфографических правил, регулирующих написание безударных гласных в корне слова, гласных букв о\е после шипящих, непроизносимых согласных в корне слова, -тся- и –ться- в глаголах, употребление ь и ъ знаков.

 

Вариант 1.

 

1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена

буква Е.

1)Ч…рный цвет, гладкая ш…рстка, таинственный ш…рох;

2) ч…рствый хлеб, ж…сткий взгляд, переш…л речку;

3) пш…нная каша, густая ч…лка, прожорливая саранча;

4) новые ш…рты, скоростное ш…ссе, спелый крыж…вник.

 

2.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах

пропущена согласная буква.

1) Радос…ный праз…ник, искус…ный шов, крутая лес…ница;

2) ужас…ное настроение, громоз…кая мебель, ус…ный рассказ;

3) влас…ный характер, корыс…ные цели, врожденная ак…уратность;

4) громко свис…нуть, неснос…ный характер, телевизионная антен…а.

 

3.Укажите, какой ряд словосочетаний включает слова только с буквой Ь.

1) Мощ…ный удар, оказать помощ…, полынная гореч…;

2) жареные шампин…оны, неудачная с…емка, непоседливая обез…яна;

3) об…единить молодеж…, крепление для лыж…, сердеч…ный разговор;

4) удивительный медал…он, наслаждаеш…ся тишиной, мелкая дрож….

 

4.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пишутся только непроверяемые безударные гласные корня.

1) Великолепная п…норама, гастроли т…атра, блестящий пр…дмет;

2) др…мучая ч…ща, не заж…гайте свечку, он стремится пощ…дить;

3) по…виться на заседании, безз….ботный человек, соед…нить провода;

4) расп…вать песню, ж…вительная влага, р…стительный мир.

 

5*. Дополните любое из четырех заданий своими примерами отдельной строчкой (№5).

 

Вариант 2.

1.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена

буква О.

1) Искусный ж…нглер, ж…сткие требования, незаметная ч…рточка;

2) ч…порный вид, ж…лтые листья, румяные щ…чки.

3) железная реш…тка, деш…вые игрушки, крупные ж…луди;

4) меховой капюш…н, пористый ш…колад, искусный ш…в.

 

2.Укажите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущена согласная буква.

1) Затеять опас…ную игру, античное искус…тво, скоростное шос…е.

2) плавательный бас…ейн, отдаленная мес…ность, несчас…ный случай.

3) чу…ствовать неприязнь, прекрас…ный день, вкус…ный пирог.

4) безжалос…ный поступок, чу…ства родителей, юношеский воз…раст.

 

3.Укажите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с пропущенным Ъ знаком.

1) Сверхмощ…ный двигатель, осенний пейзаж…, мелкая дрож…;

2) раз…яренная стихия, распахнуть настеж…, двух…этажный дом;

3) трех…ярусная яхта, под…езд дома, дать об…явление;

4) рез…ба по дереву, с…есть завтрак, раз…яренный зверь.

 

4.Определите, в каком ряду словосочетаний во всех словах пропущены только проверяемые гласные в корне.

1) Чайный с…рвиз, получить изв…щение, бл…гоухание трав;

2) выгодное предл…жение, предл…гать помощь, разр…дить обстановку.

3) секреты оч…рования, обн…вить гардероб, инт…нация предложения.

4) отв…рить дверь, отд…ленная местность, речной в…кзал.

 

5. Дополните любое из четырех заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№5).

 

 

Примерная шкала балловой оценки работы

 

№ задания Ответы 1 вариант Ответы 2 вариант Баллы Примечание
  - -   6 баллов - "отлично" 5 баллов - "хорошо" 4 балла - "удовлетворительно"

 


Лексика и фразеология

№ 10

    Тест проверяет: знания из области лексики; умения определять переносное значение слов, находить синонимы, омонимы, антонимы и правильно употреблять их в речи; создавать письменное высказывание на заданную тему.

 

Вариант 1.

 

1. Определите, в каком разделе лингвистики изучается словарный состав языка.

а) синтаксис

б) лексика

в) фонетика

г) морфология

2. Определите название слова по его лексическому значению.

а) Слова, одинаково звучащие, но различающиеся по значению_________

б) Слова одной части речи, которые имеют одно и то же лексическое значение_____________

в) Слова, имеющие несколько лексических значений _____________

г) Слова одной части речи с противоположным лексическим значением______

 

3. Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов, употребляемых в переносном значении.

а) Плывет по воде, волнистые волосы, веселый смех;

б) грустное лицо, золотая брошь, прямая линия;

в) хранить молчание, серебряный голос, железная энергия;

г) острое копье, горький перец, зрелый плод.

 

4. Укажите лишнее слово в каждом ряду синонимов.

а) интересный, занимательный, увлекательный, фантастичный;

б) чуткий, отзывчивый, выдающийся, душевный;

в) смелый, храбрый, сильный, отважный;

г) беззаботный, невнимательный, легкомысленный, беспечный.

а) _________, б) _______, в) _______, г) ____________.

 

5. Укажите лишнее слово в каждом ряду омонимов.

а) месяц, книжка, ключ, яма;

б) настоять, тушить, мыть, топить;

в) определение, проводник, овсянка, метро;

г) предлог, лук, лавка, витамины.

а) _______, б) ______, в) __________, г)__________.

 

6. Допишите пословицы, используя антонимы.

а) Храбрый побеждает, а трус _______________.

б) Любишь брать, люби и _______________.

в) Не спеши языком - _______________ делом.

г) Маленькое дело лучше большого ___________.

 

7. * Вспомните пословицу, которая содержит противопоставление (антонимы).

Запишите ее и раскройте смысл.

 

 

Вариант 2.

 

1. Определите, какой способ действий не может быть применен при толковании лексического значения слова.

а) подобрать однокоренные слова

б) объяснить с помощью рисунка

в) подобрать синонимы

г) объяснить орфограммы в слове

 

2. Определите название слова по его лексическому значению.

а) Слова, употребляемые в речи людьми разных профессий:________________

б) Слова, вышедшие из живого употребления:___________________________

в) Слова, употребляемые только жителями одной местности:_____________

г) Специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия:____

 

3. Определите, какой ряд словосочетаний не содержит слов, употребляемых в переносном значении.

а) Стальная воля, наряд милиции, теплая комната;

б) Острый нож, плачущий ребенок, горькое лекарство;

в) Зрелый возраст, строить планы, гибкость ума;

г) Лисий мех, карнавальный наряд, золотое сердце.

 

4. К каждому из синонимических рядов добавьте слово со значением, общим для всего ряда.

а) спешить – торопиться – лететь -………..

б) подходить – подъезжать - …………..

в) разговаривать – беседовать-……….

г) реветь – рыдать -………..

 

5. Определите, в каком ряду находятся слова общеупотребительные, диалектные, заимствованные, устаревшие. Каждый ряд дополните примером.

а) Персты, чаять, фунт, ______________.

б) Шлях, чесанки, бурак, _____________.

в) Фонарь, кекс, арбуз, ______________.

г) Огонь, дерево, ручей, ______________.

 

6. Подберите к фразеологизмам синонимы.

а) след простыл -……….

б) как снег на голову -……

в) держать язык за зубами -…….

г) водить вокруг пальца -………

 

7*. Составьте связный текст (3-4 предложения), включив в него фразеологизмы (задание №6) по выбору.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: