Встреча Сталина с митрополитами




4 сентября 1943 г. митрополиты Сергий, Алексий и Николай были приглашены в Кремль для встречи с Председателем Совнаркома И.В.Сталиным. Состоялась беседа, в которой принял участие и заместитель Главы Правительства В.М.Молотов. Беседу начал Молотов. Он сказал, что Правительство хочет знать нужды Церкви. В одной из современных публикаций воспроизводится описание этой беседы, сделанное А.Э.Красновым-Левитиным, который о содержании ее мог узнать со слов митрополита Николая. «Митрополит (Сергий - В.Ц.) заговорил спокойно, слегка заикаясь, деловым тоном человека, привыкшего говорить о серьезных вещах с самыми высокопоставленными людьми. Когда Сталин был семинаристом, митрополит Сергий был уже в сане епископа, ректором Петербургской духовной академии. Митрополит указал на необходимость широкого открытия храмов, количество которых совершенно не удовлетворяет религиозные потребности народа. Он также заявил о необходимости созыва Собора и выборов Патриарха. Наконец, он заявил о необходимости широкого открытия духовных учебных заведений, так как у Церкви отсутствуют кадры священнослужителей. Здесь Сталин неожиданно прервал молчание: «А почему у вас нет кадров?» - спросил он, вынув изо рта трубку и в упор глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились..., всем было известно, что кадры «перебиты» в лагерях. Но митрополит Сергий не смутился. Старик ответил: «Кадров у нас нет по разным причинам. Одна из них: мы готовим священника, а он становится Маршалом Советского Союза». Довольная усмешка тронула уста диктатора. Он сказал: «Да, да, как же. Я семинарист. Слышал тогда и о Вас». Затем он стал вспоминать семинарские годы... Сказал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Разговор диктатора с митрополитом принял непринужденный характер. Затем после чаепития началась деловая беседа, затянувшаяся до трех часов ночи. В ней, помимо Сталина и Молотова, участвовали также технические эксперты.

Беседу эту можно назвать в полном смысле этого слова исторической... В тот момент, после десятилетий террора, направленного против Церкви, новый порядок являлся, несомненно, прогрессивным шагом, так как означал возможность легального существования Православной Церкви. В конце беседы престарелый, больной митрополит был страшно утомлен... Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу: «Владыко! Это все, что я могу в настоящее время для Вас сделать». И с этими словами простился с иерархами.

Архиерейский Собор состоялся 4 дня спустя после беседы в Кремле – 8 сентября 1943 года. В деяниях Собора, проходившего в здании Патриархии, участвовало 19 архиереев: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы – Горьковский Сергий (Гришин), Красноярский Лука (Войно Ясенецкий), Рязанский Алексий (Сергеев), Казанский Андрей (Комаров), Ярославский Иоанн (Соколов), Уфимский Стефан (Проценко), Саратовский Григорий (Чуков), Куйбышевский Алексий (Галицын), Можайский Варфоломей (Городцев), Калининский Василий (Ратмиров), Сарагульский Иоанн (Братолюбов), епископы Калужский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ростовский Елевферий (Воронцов), Молотовский Александр (Толстопятое) и Ульяновский Димитрий (Градусов). Подавляющее большинство из них доставлены были в Москву из лагерей и ссылок.

 

8. Маршал Победы

 

Уже в самом выборе его имени сказался Промысл Божий. Будущий великий полководец родился 19 ноября (2 декабря по новому стилю; в официальной биографии неверно указывается 1 декабря, по расчету на XIX век) 1896 года в деревне Стрелковке Калужской губернии в бедной крестьянской семье Жуковых.

А 20 ноября в старинной Никольской церкви села Угодский Завод младенца крестили. Священник Василий (Всесвятский), опуская его в купель, нарек мальчика Георгием в честь святого великомученика и победоносца Георгия, память которого отмечается 26 числа того же месяца.

В 13 лет Георгий уже был готов на самоотвержение: не задумываясь, кинулся в пылающий от пожара дом, чтобы вытащить оттуда своих односельчан – больную старуху и детей.

По словам дочери полководца, ее легендарный отец был верующим, но старался этого не афишировать. Вот что написал в связи с этим в письме к Марии Георгиевне известный старец – архимандрит Кирилл (Павлов), бывший фронтовик, участник Сталинградской битвы: «Все русские люди любят Георгия Константиновича как национального героя и ставят в один ряд с Кутузовым и Суворовым... Душа его христианская... Это видно по плодам его жизни и поведения. Его порядочность, человечность, общительность, чистота жизни возвысили его, и Промысел Божий избрал его быть спасителем России в тяжелую годину испытаний».

О том, что Георгий Константинович действительно не был атеистом, а в его жизни чудесно явлена Божия помощь, свидетельствуют многочисленные факты, собранные Марией Георгиевной.

Разве не чудо, что унтер-офицер, который прошел всю Первую мировую войну, заработав два Георгиевских креста за храбрость, несколько раз раненный и контуженный (после чего одно ухо не слышало), пережив два дознания, не попал после службы в царской армии в ГУЛАГ?!

Разве не чудо, что после октябрьского переворота он почти полвека прослужил в Красной (Советской) армии, дослужившись до маршала, и многочисленные «чистки» не помешали ярко проявиться его таланту гениального военачальника?!

И как человек, который повышал голос на Сталина, не был тайно убит в каком-нибудь подъезде? Как он после окончания войны не погиб под пудом сочиненных на него доносов? Как заставил всех с ним считаться после смерти Сталина?

В книге «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души» Мария Георгиевна рассказывает о таком очень важном свидетельстве верующей души Жукова: «Лет пять назад было опубликовано мое “Письмо отцу”, в котором имелись такие строки: “Семилетней девочкой повез ты меня в Троице-Сергиеву Лавру. Из памяти стерлись подробности той поездки, но помню, что был большой церковный праздник. Так впервые я побывала у преподобного Сергия. Потом ты рассказал мне, как Дмитрий Донской сражался на Куликовом поле, а преподобный Сергий благословил его, сказав: “Ты победишь”. Я иногда задумываюсь, кто же был тем Сергием, шепнувшим тебе в страшные дни 1941-го: “Ты победишь”? Откуда ты черпал уверенность в победе? Когда многие пали духом, ты, не колеблясь, сказал: “Москву мы не сдадим. Костьми ляжем, но не сдадим”».

И вопрос: «Кто же был тем Сергием?» – не остался без ответа. Таким человеком, как стало недавно известно, был последний оптинский старец Нектарий.

В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Отец Нектарий переехал в село Холмищи в тридцати верстах от Козельска. Он жил в доме крестьянина Андрея Ефимовича Денежкина. До самой смерти старца посещали люди. Знаменательно, что патриарх Тихон многие вопросы решал, советуясь с ним.

После смерти старца в 1928 году хозяин вместе с семьей был репрессирован, дом же богоборцы сровняли с землей.

О том, как приезжал к старцу Жуков, бывший тогда командиром кавалерийского полка, рассказала дочь хозяина дома, где жил отец Нектарий, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне покойная). Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, оставался даже ночевать) для нас пока тайна. Может быть, мы когда-нибудь узнаем их, если Господу будет угодно. А пока что, по милости Божией, стало известно, что прославленный в лике святых последний оптинский старец Нектарий благословил Жукова, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет»».

А как объяснить, если не помощью Божией, недюжинные способности маршала, проявившиеся во время битвы под Москвой, когда маршал Жуков не спал одиннадцать (!) суток, но оставался бодр и решителен? Кстати, в канун этой легендарной битвы Георгий Константинович присылал в Наро-Фоминский район на армейской машине священника, окрестившего местных детей.

Во время войны несколько раз он был на грани гибели. Но милостью Божией ангел-хранитель и святой великомученик и победоносец Георгий не оставляли его.

И, конечно, Матерь Божия, Казанский образ которой маршал Жуков возил с собой по всем фронтам, помогала ему в деле защиты Отечества. Этот факт подтверждал почивший недавно старец – архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В Киеве есть чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, которую Жуков отбил у фашистов.

Целеустремленность, усердие, воинский дух даровали Георгию Константиновичу его небесным покровителем. А выбор профессии и то, что он стал великим полководцем, маршалом Победы, было, очевидно, предопределено: ведь имя таинственно связывает человека с «его» святым.

Вот что об этом совпадении думали и писали маршалу Жукову советские люди: «Дорогой Георгий Константинович! Когда Берлин взяли, недаром Георгия Победоносца день на Пасху был. День вашего ангела! Старинный русский праздник. Как бы хотелось ваши именины устроить на этот день. Георгий Победоносец дракона уничтожил, и вы, Георгий, уничтожайте драконов нашей жизни – гитлеров и разных берий, а много их еще в России... За вас мы молим Бога каждый день – да даст Он вам здоровья, мудрость, силу на радость жизни нашей, победу над врагами».

Однажды под Сталинградом, Жуков пришел в боевые порядки одного стрелкового полка. И увидел Жуков иконку на бруствере солдатской траншеи, на позиции пулеметного расчета. Солдаты в траншее готовились к бою, а Пресвятая Богородица смотрела на них с иконы, прилаженной к горке глинистой земли. Командир полка, командир дивизии кинулись было извиняться – мол, недоглядели. Замполит кинулся к брустверу.

Жуков взглянул на них, махнул рукой, как делают, когда человеку бесполезно что-то говорить: “Эх, вы...”. И пошел к солдатам, узнал, что сержант с женой, оба воронежские, из деревни Тимонинской, перед войной иконку в церкви освятили... Жуков пожал его крестьянскую руку.

А в ноябре, перед началом победного контрнаступления, когда землю сотряс первый залп мощной артподготовки, негромко сказал: “Ну, с Богом...”».

А разве не Промысел Божий в том, что почти окончательно со страшным фашистским драконом покончили 6 мая 1945 года, в день святого великомученика и победоносца Георгия? День этот совпал в том победном году с православной Пасхой, и это воочию явило торжество Жизни над смертью.

И акт о безоговорочной капитуляции Германии Господь судил подписать маршалу Георгию Жукову, и исторический парад Победы на Красной площади принимать.

Святого великомученика и победоносца Георгия на иконах изображают верхом на белом коне. И маршал Жуков, как всем известно, принимал парад Победы на белом коне. Так приказал Сталин: конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал победу и славу.


9. На параде Победы

20 июня 1945 г. Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Карпов Г. Г в докладной записке на имя заместителя председателя Совета народных комиссаров Союза ССР товарища В. М. Молотова изложил свои соображения об участии иерархов Русской Православной Церкви в параде Победы. Он пишет:

"Учитывая, что предстоящие 24 июня с. г. воинский парад и демонстрация будут являться всенародным торжеством в ознаменование одержанной победы над Германией, Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза ССР полагал бы целесообразным предоставить возможность патриарху Алексию, митрополиту Николаю, архиепископу Виталию и священникам Николаю Колчицкому и Александру Смирнову присутствовать на трибунах во время парада и демонстрации. Вместе с ними на трибуне будут находиться я и мой заместитель тов. Белышев. Присутствие руководящих лиц Русской Православной Церкви на трибуне, недалеко от дипломатов и иностранных гостей, по мнению Совета, должно произвести выгодное впечатление и в особенности для заграницы. Прошу Ваших указаний".

На что резолюция гласила: "Надо предоставить места на параде. В. Молотов".
Кто знает, может быть, это было первое и последнее присутствие православных иерархов на кремлевских трибунах в Советском Союзе.

"Война, вопреки ожиданиям многих, не испортила отношения Московской Патриархии с советским государством, - пишет в своей работе о патриотической деятельности РПЦ в годы Великой Отечественной войны Б.Мартынов. - Церковь не поддалась искушению рассчитаться за нанесенные ей жизненные удары. Патриотизм православного духовенства и мирян оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонения на религию. С первого дня Великой Отечественной войны руководство Московской Патриархии призвало к защите Родины и этим поддержало государство. Такая позиция Церкви была особенно важна в свете значительного роста религиозности в первой половине 40-х годов как среди мирного населения, так и среди военнослужащих, поддерживала, по словам митрополита Алексия, "нравственные условия победы". Религиозный фактор сыграл очень существенную роль в проведении поначалу неблагоприятного для СССР хода боевых действий. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви были очень многообразны: морально-нравственное влияние (через послание, обращение, проповеди); сбор денежных средств, драгоценностей, инструментов, одежды, продуктов в фонд обороны; служба церковных представителей в рядах действующей армии и участие в партизанском движении; помощь раненым бойцам, шефство над госпиталями и санитарными пунктами; участие в сооружении оборонительных строений, организации противовоздушной обороны и т.д. Личным примером духовенство Московской Патриархии призывало к мобилизации всех сил в помощь обороне и укреплению тыла. Все это не могло не оказать воздействия и на религиозную политику советского правительства".

 

10. Неслучайные даты

– 22 июня 1941 года Русская Православная Церковь отмечала день всех святых, в земле Российской просиявших;
– 6 декабря 1941 года в день памяти Александра Невского наши войска начали успешное контрнаступление и отбросили немцев от Москвы;
– 12 июля 1943 года в день апостолов Петра и Павла начались бои под Прохоровкой на Курской дуге;

– на празднование Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 1943 года советскими войсками был взят Киев;
– Пасха 1945 года совпала с днем памяти великомученика Георгия Победоносца, отмечаемым Церковью 6 мая. 9 мая – на Светлой седмице – к возгласам «Христос воскресе!» добавился долгожданный «С днем победы!»;
– Парад Победы на Красной площади был назначен на 24 июня – День Святой Троицы.

 

В чем сила Русских?

Отрывок из статьи, опубликованной 16 сентября 2007г. в газете Санди Таймс ("The Sunday Times"), Великобритания. «Глобальное предупреждение из уст Владимира Путина», автор Брайан Мойнан (Brian Moynahan) (https://www.inosmi.ru/inrussia/20070916/236632.html):

 

«История России - это отдельный разговор. История этой страны вообще многое объясняет. Над сибирским городом Красноярском есть холм, который практически стонет под грузом прошлого России, его величия и трагизма.

На полированном граните высечены имена сибиряков, павших в войнах за пределами страны - в Африке, Индокитае, даже Испании 30-х годов, - на которые их посылала советская империя.

Холм будто расцветает, когда в расположенную здесь же Троицкую церковь приезжают свадьбы. Православные обряды - мерцание свечей в теплой полутьме, глубокий голос церковного хора - будто возвращают верующих в атмосферу старой царской России, которую так старались убить большевики. В отличие от них, новое руководство восстановило связи с православной церковью: высшие чиновники во главе с Путиным все приехали на пасхальное богослужение в Храм Христа-Спасителя, при Сталине разрушенный, а сейчас восстановленный.

После церкви молодожены идут возлагать цветы к вечному огню - памятнику павшим в Великой Отечественной войне. На монументе стоит танк сороковых годов, на борту которого написано 'На Берлин!'. Внутри - длинный мраморный мемориал, на котором выбиты фамилии и инициалы погибших. Только здесь и только на букву 'К' - 1590 фамилий. Вот масштаб жертвы, принесенной людьми.

То, что в момент совершения брака люди вспоминают тех, кто пал в бою задолго до того, как они родились, в высшей степени похвально и уместно. И это тоже многое объясняет. Никто не заставляет их это делать, все идет изнутри - но именно эти чувства и именно это гордость объединяет всех, кто живет в России. Именно в этом их сила - а не в ядерной боеголовке и не в бочке с нефтью…»

 

По мнению наших врагов, наша сила в том, что мы молимся своему Богу и помним своих героев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: