№ задания | Ответы | Баллы | Примечание |
мчится-скачет (синонимы) хохочет-плачет (антонимы) отбрякнет – стукнет скач-ет, плач-ет, хохоч-ет, от-бряк-н-ет, за-стон-ет раздается голосисто; отбрякнет чисто; застонет глухо. | За письменное оформление диктанта выставляется отдельная отметка. Задания 1-4 оцениваются в баллах. 11 баллов – «отлично» 9 – 10 баллов – «хорошо» 6 – 8 баллов - «удовлетвор.» |
№ 17
Изложение – миниатюра | проверяет умение на основе текста-образца создавать собственное рассуждение на заданную тему. |
Муравей.
Муравей тащил ягоду. Тяжелую. Красную. Из нее капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже была видна острая крыша муравейника.
По тропинке шел человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья и щелчком сбил его на землю. «Прочь поди, привык на все готовенькое!»
И с тем засунул в рот. И пошагал дальше.
(По А. Приставкину.)
Задание.
1. Напишите изложение.
2. Выразите свое отношение к поступку человека.
№ 18
Тест на основе орфографического минимума | проверяет умения безошибочно определять орфограммы в слове |
Вариант 1.
1.Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с проверяемым безударным гласным в корне.
1) Прив…зать к ч…стоколу, к…словатая конфета, серьезный разг…вор;
2) причудливые оч…ртания, ок…меневшее лицо, выр…зительное лицо,
3) р…скошный букет, вел…колепное занятие, изв…нись перед соседями;
4) воскл…цательная интонация, б…рюзовые сережки, м…лодика речи.
2.Укажите ряд словосочетаний, состоящих только из слов с чередованием
и // е в корне.
1) Отп…рать ворота, соб…раться в путешествие, прим…рять костюм;
2) обн…мать на прощание, наст…лать паркет, изв…ниться за опоздание;
3) бл…стать на балу, расст…лить скатерть, пов…лительное наклонение;
4) пост…лить постель, зам…рать от страха, выб…рите примеры.
3.Определите, в каком ряду словосочетаний все слова с непроверяемым безударным гласным в корне.
1) Исп…щрить узорами ткань, л…гическое ударение, обог…щение речи;
2) д…алектные слова, св…нцовые тучи, гром апл…дисментов;
3) привл..кательная внешность, охр…няют леса, м…рфологические признаки;
4) гр…мматическое значение, сложное предл…жение, ср…внительная степень
4. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущен Ь знак.
1) Остав…те в покое, раз…яренная стихия, сверх…мощный раскат грома;
2) великолепный медал…он, береч…ся от простуды, надежный компан…он;
3) волч…и следы, занавес…те окна, безлич…ный глагол;
4) обжеч…ся кипятком, предложить помощ… другу, острый меч….
5.Дополните любое из 4-х заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№5).
Вариант 2.
1.Определите, какой ряд словосочетаний состоит только из слов с проверяемым безударным гласным в корне.
1) Воскл…цательная интонация, однок…ренные слова, спр…жение глагола;
2) выт…щить из болота, уст…вать от работы, нагр…дил за преданность;
3) прав…льное написание, изм…нить расписания, проб…вать отверстие;
4) не зат…пили печку, соед…ните усилия, знаки преп…нания.
2.Укажите ряд словосочетаний, состоящих только из слов с чередованием
а // о в корне.
1) Предложить изменить маршрут, русая к…са, г…рные породы;
2) придаточное предложение, ск…сить взгляд, безутешное г…ре;
3) тропическое р…стение, отл…гий спуск, стоять на л…жном пути;
4) контрольное изл…жение, юношеский возр…ст, легкое прик…сновение.
3.Определите, в каком ряду словосочетаний все слова с пропущенным непроверяемым безударным гласным в корне.
1) С…нтаксический разбор, именное словосоч…тание, спр…жение глагола;
2) не хочется призн…ваться, пов…лительное наклонение, пр…шедшее время;
3) с…креты очарования, п…лынная горечь, пан…рама города;
4) уд…вительный мир, выращивать ф…алки, тр…вожный сигнал.
4. Укажите, в каком ряду во всех словах пропущен Ъ знак.
1) Озаглав…те сочинение, не должен волноват….ся, пример…те костюм;
2) под…ехал бы к под…езду, суб…ективное мнение, кон…юнктура рынка;
3) с…экономленные ден…ги, выбежать из лис…ей норы, утеш…те родителей;
4) рез…ба по дереву, об…ездчик полей, дать об…явление.
5.Дополните любое из 4-х заданий своими примерами, записав их отдельной строчкой (№ 5).
Примерная шкала балловой оценки работы.
№ задания | Баллы | Ответы 1 вариант | Ответы 2 вариант | Примечание |
- | - | 6 баллов –"отлично" 5 баллов –"хорошо" 4 балла –"удовлетворительно" |
Повторение изученного материала в 5 классе
№ 19
Диктант | проверяет: уровень орфографической и пунктуационной грамотности, навыки лингвистических разборов разного типа, умение создавать собственное письменное высказывание. |
Что дороже?
У одной матери было два сына. Оба ее любили, но характеры у них были разные.
Наступил день рождения матери.
Первый сын встал в этот праздничный день до рассвета. Он помнил, как понравились однажды матери белые цветы – эдельвейсы.
Он забрался высоко в горы и выкопал там крохотный кустик эдельвейсов. Когда мать проснулась, она увидела горшочек с цветами у себя на рабочем столике.
Второй сын спохватился, что сегодня день рождения матери, поздно вечером, когда возвращался с работы. Он быстро забежал по пути к садовнику, купил самый красивый букет роз и преподнес матери.
Теперь попробуй ответить на вопрос: какой подарок был ей дороже – скромный кустик эдельвейсов или роскошные розы?
(По А. Дорохову.)
Задание.
1. Разберите по составу слова:
роскошные (розы), (до) рассвета (1 вариант);
праздничный, подарок (2 вариант).
2. Найдите предложение с однородными членами, графически объясните постановку знаков препинания.
3. Проведите синтаксический разбор сложного предложения (по выбору).
4. Как вы поняли смысл слова «спохватился». Запишите.
5. Ответьте письменно на вопрос, заданный в тексте.
Диктант
Эзоп – знаменитый баснописец, который жил в Древней Греции и был рабом Ксанфа.
Предание рассказывает, что однажды Ксанф решил пригласить гостей и приказал рабу приготовить самое лучшее.
Эзоп купил языки, чтобы из них приготовить несколько блюд. Удивленному Ксанфу он объяснил: «Господин, что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развиваются наука и искусство. При помощи языка люди объясняются друг с другом: приветствуют и благодарят, вдохновляют на подвиги, передают любые мысли, просьбы, чувства…»
Такое рассуждение, по-видимому, пришлось по сердцу и философу, и его гостям.
Задание.
1. Объясните графически орфограммы в словах: в Греции, (люди) объясняются.
2. Объясните графически постановку знаков препинания:
1 вариант – в 1 предложении
2 вариант – во 2 предложении
3. Как вы думаете, какова главная мысль рассуждения Эзопа? Что хотел сказать автор? Подчеркните в тексте ключевые слова, выражения, в которых выражена главная мысль.
Культура речи