Методы формирования сознания личности




Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания

 

Под методами воспитания понимают способы упорядоченной совместной деятельности (взаимодействия) педагога и учащихся, направленные на решение определенных воспитательных задач. В теории и методике воспитания помимо термина «метод воспитания» употребляется термин «метод педагогического воздействия». Соотношение этих понятий определяется соотношением понятий «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие» (см. тему о педагогическом процессе).

Метод педагогического воздействия можно охарактеризовать как способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности. Метод воздействия, согласно Л. И. Маленковой, рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика и состоит из трех частей: предписывающей («Что надо сделать?»), аргументирующей («Зачем надо сделать?»), методической («Как лучше сделать?»).

Существуют различные подходы к классификации методов воспитания. В общепризнанной классификации, предложенной Г. И. Щукиной, все многообразие методов воспитания представлено тремя группами(табл. 25).

Таблица 25

Классификация методов воспитания

Методы воспитания
I группа II группа III группа
Методы формирования сознания личности Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения
Убеждение, внушение, объяснение, рассказ, инструктаж, беседа, лекция, диспут, метод примера и др. Упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций, общественное мнение и др. Создание ситуаций успеха, эмоционально-нравственных переживаний, поощрение, порицание, соревнование, сюжетно-ролевые игры и др.

 

Данная классификация методов в настоящее время дополнена группой методов контроля и самоконтроля в воспитании.

Представляет интерес классификация методов воспитания, в основу которой положена структура личностных качеств(И. Ф. Харламов). В данной классификации выделяют:

 Методы, направленные на формирование взглядов, убеждений, чувств, потребностно-мотивационной сферы, навыков и привычек поведения. Это группа основных методов, которые играют определяющую роль в развитии и формировании личности. К ним относятся методы убеждения, положительного примера, упражнения (приучения).

 Методы, которые используются для коррекции и совершенствования структурных компонентов личности. Это группа вспомогательных методов, выполняющих регулятивно-коррекционную роль. К ним причисляют методы одобрения, осуждения, переключения учащихся на другие виды деятельности, требования и контроля.

Методы воспитания применяются в единстве со средствами воспитания. Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса. Средствами воспитания (в широком смысле) является все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т. п. Вся совокупность средств воспитания находится либо в природе, либо в сфере культуры. К ним, в частности, относятся наука, мораль, искусство, персоналии, материальные предметы, а также речь, отражающая в знаковой устной и письменной форме достижения культуры (по Н.Е. Щурковой).

Особой проблемой в теории и методике воспитания является выбор методов и средств воспитания. Решая эту проблему, педагог учитывает цели и задачи воспитания, возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их воспитанности, уровень развития детского коллектива, ценности и нормы отношений, складывающиеся в семье и ближайшем окружении учащихся. Следует учесть и уровень квалификации самого педагога, его методическое мастерство.

 

Методы формирования сознания личности

 

Методы убеждения, внушения, объяснения, рассказа, беседы, лекции, диспута, примера используются в процессе формирования сознания личности, ее чувств, взглядов (представлений, понятий), убеждений. Это методы воздействия прежде всего на интеллектуальную сферу личности. Ранее (см. тему 12)была дана общая характеристика этих методов и раскрыта их специфика как методов обучения. Охарактеризуем основные из данных методов с учетом их воспитательной специфики.

Убеждение – процесс логического обоснования (доказательства) какого-либо суждения или умозаключения. Этот метод предполагает наличие определенной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней учащихся. Убеждение как словесное воздействие опирается на интеллект слушающего, апеллирует к его знаниям, жизненному опыту. Данный метод способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их готовности защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Используя убеждение как метод воспитания, педагог, например, разъясняет учащимся сущность социальных и духовных отношений, норм и правил поведения. Учащиеся при этом осмысливают, оценивают и усваивают их, утверждаются в своих взглядах, позициях или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного педагогом, воспитанники формируют свою систему взглядов на окружающий мир и человека. Самоубеждение – метод самовоспитания, в основе которого лежат логические выводы, сделанные самим учеником. Используется им в процессе осознанного самостоятельного формирования взглядов на мир и самого себя.

В процессе воспитания убеждение обычно дополняется таким методом, как внушение, так как всякий говорящий обычно внушает. Внушение – метод воздействия на эмоциональную составляющую сознания, то есть на чувства, а через них — на ум и волю воспитанника. Внушение осуществляется как вербальными, так и невербальными средствами (интонация, мимика, жесты и т.п.). В основе внушения лежит доверие и снижение критичного отношения человека к поступающей информации. Поэтому слова говорящего с необходимостью вызывают у слушающего те представления, образы, чувства и

т. п., которые изначально имелись в виду. Использование метода внушения способствует переживанию детьми своих поступков и эмоциональных состояний. Процесс внушения сопровождается или может иметь результатом самовнушение: воспитанник внушает сам себе ту или иную эмоциональную оценку своего поведения. Следует учитывать, что внушенная информация прочно входит в сознание человека, отказаться потом от сложившейся точки зрения ему трудно. Поэтому злоупотреблять внушением нельзя. Кроме того, при весьма настойчивом воздействии может последовать обратная реакция.

Большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения, деятельности других людей. Метод положительного примера используется в первую очередь для возбуждения у школьников потребности к развитию и совершенствованию своих личностных качеств и свойств. В процессе воспитания педагог опирается на положительные примеры жизнедеятельности ученых, писателей, общественных деятелей, людей, совершивших ратный или трудовой подвиг. На языке факта и события персоналия выдающейся личности открывает воспитанникам пласты культуры(Н.Е. Щуркова), вызывая у них интерес. Учащиеся с помощью педагога пытаются понять мотивы поступков известных личностей. Воспитательное влияние оказывает также пример самого учителя (его эрудиция, нравственный культура, отношение к своей работе и т.п.), а также положительный пример сверстников. Действие метода положительного примера основано на механизме подражания. Опираясь на идеал, примеры, достойные подражания, педагог создает условия, при которых у воспитанника формируются умения анализировать жизненные ситуации, свое поведение и поведение других людей. В результате он может сам изменить свое поведение, регулировать свои поступки.

Методы убеждения, внушения и положительного примера могут применяться как самостоятельные методы, но чаще всего они реализуются как приемы в рамках других методов формирования сознания: рассказа, беседы, лекции, диспута.

Рассказ – монологический метод изложения преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. Большое значение этот метод имеет при организации ценностно-ориентационной деятельности детей, особенно в младшем школьном и подростковом возрасте. Широко применяется рассказ при изложении биографического материала, описании предметов, художественных образов, природных явлений, событий общественной жизни. С помощью рассказа можно вызвать положительные нравственные (сопереживание, сочувствие, радость, гордость и т. д.) или отрицательные (негодование и т. п.) чувства по поводу негативных действий или поступков героев рассказа, раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения, вызвать желание подражать положительному примеру и т.п.

Беседа – диалогический (вопросно-ответный) метод воспитания. При всем богатстве и разнообразии содержания беседы имеют целью привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них положительное отношение к тем или иным объектам действительности, к себе и другим людям. Важно, чтобы содержание беседы было связано с личным опытом ребенка, с его практической деятельностью. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое подводит учащихся к предстоящему обсуждению как к личностно значимому, а не надуманному делу. Затем педагог предоставляет материал для обсуждения и ставит вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительной части беседы педагог подытоживает все высказывания, формулирует выводы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой нормы в практике поведения.

Помимо бесед с группой учащихся (классом) проводятся и индивидуальные беседы. Ошибочно проводить их только в связи с нарушениями дисциплины. Индивидуальные беседы правильнее проводить по плану, в определенной системе, тогда они носят профилактический, упреждающий характер.

Метод лекции как монологический словесный метод изложения материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений, также широко используется в воспитательной работе. С его помощью излагается сущность той или иной проблемы социально-политического, нравственного, эстетического и другого содержания.

Дискуссия и ее разновидность – диспут – в процессе воспитания применяются как методы формирования суждений, оценок, убеждений. Обязательным их условием является наличие двух или более противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Но в отличие от дискуссии, где все-таки должно быть принято устоявшееся и принимаемое учеными решение, диспут не требует определенных и окончательных решений. Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды,

убеждать в них других людей.

Дискуссия и диспут в большей степени соответствуют возрастным особенностям старших подростков и старшеклассников, для которых свойственны поиски смысла жизни, стремление ничего не принимать на веру. Важно, чтобы вопросы, намеченные к обсуждению, содержали проблему, значимую, жизненно важную для учащихся. Тему дискуссии или диспута могут подсказать сами школьники, они же могут участвовать и в разработке вопросов, выносимых на обсуждение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: