Общая характеристика форм воспитательной работы




 

Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитательной работы. По классификации Е. В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры (рис. 71).

Рис. 71. Классификация форм воспитательной работы (по Е. В. Титовой)

 

По количеству участников формы воспитания подразделяются на индивидуальные, групповые, массовые (рис. 72).

Рис. 72. Классификация форм воспитательной работы по количеству участников

Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) следующие формы воспитательной работы:

· по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

· по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

· по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

· по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;

· по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами учащиеся;

· по результату:формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.

Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников. Вместе с тем использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы.

Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и учащихся, а в ряде случаев и родителей. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Другой способ построения формы: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Определите понятие «метод воспитания». Как оно соотносится с понятием «метод педагогического воздействия»?

2. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?

3. Что понимают под средствами воспитания?

4. Охарактеризуйте убеждение, внушение, положительный пример как методы (приемы) формирования сознания личности.

5. Раскройте сущность и назначение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

6. Назовите методы воспитания, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и поведения учащихся. Дайте краткую характеристику этих методов.

7. Каковы функции методов контроля и самоконтроля в воспитании?

8. Определите понятие «форма воспитания (воспитательной работы)». Осуществите классификацию форм воспитательной работы по разным основаниям.

9. Назовите формы воспитательной работы, которые традиционно реализуются в учреждениях общего среднего образования.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Азбука форм идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью: метод. рекомендации / Н. Н. Шацкая, И. Г. Матыцина, З. С. Левчук, О. А. Иванова. – Брест: Изд-во БрГУ, 2007. – 46 с.

2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко [и др.]. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 336 с.

3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 310–346.

4. Основы педагогики: электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / О.Л. Жук, А.И. Жук, С.Н. Сиренко, А.П. Богомазов, С.А. Пуйман, С.Н. Захарова, И.И. Казимирская, Е.А. Коновальчик; под общ. ред. О.Л. Жук. – URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/2859 (дата обращения: 09.11.2017).

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – С. 94-36; 146-77.

6. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – С. 111-164.

7. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – Гл. VI, XI, XII.

8. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 496 с.

9. Харламов, И. Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – Минск: Універсітэцкае, 2000. – С. 327–348.

 

Глоссарий

 

Метод воспитания способ упорядоченной совместной деятельности (взаимодействия) педагога и воспитанников, направленный на решение определенных воспитательных задач.

Метод педагогического воздействия способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с учащимися, их деятельности.

Средства воспитания (в узком смысле) – совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

Средства воспитания (в широком смысле) – все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т.п.

Форма воспитательной работы выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: