Команды и используемые слова во время тренировок.
Рей - этикет. Поклон. Бывает трёх основных видов: оппоненту, инструктору и залу.
Соретсу - общее построение.
Сейдза - положение сидя.
Киотсуке - Внимание.
Мокусо - медитация до и после тренировки.
Щёмен-ни-рей - поклон символу школы, а также залу (додзё).
Сенсей-ни-рей - поклон сенсею.
Отогай-ни-рей - поклон своим товарищам. В конце тренировки сопровождается словами: «Домо аригато годзаимащита».
Тайсо - разминка.
Хаджимэ - команда к началу упражнения.
Ямэ - команда к окончанию упражнения.
Котай - смена партнёра.
Камаэ - стойка. Полная готовность реагировать на действия оппонента.
Камаэте - принять стойку.
Чудан-но-камаэ - основная, стандартная стойка в кендо. «Средняя стойка», «Стойка Воды». Наиболее сбалансирована и универсальна, позволяет эффективно атаковать и контратаковать, обеспечивая полную возможность реагировать на действия оппонента и оказывать давление.
Сагето - обычное положение. Ровная осанка, меч в левой руке, пятки вместе, носки врозь.
Тайто - положение «готовности». Меч у пояса под ровным, перпендикулярным углом.
Осамэто - команда убрать меч к поясу.
Сонкё - «боевое» положение сидя. Принимается перед началом упражнений, а также перед началом учебных и соревновательных поединков.
Онегай щимас - дословно: «Пожалуйста». «Пожалуйста поработайте со мной». Вежливое обращение к партнеру перед началом упражнения.
Домо аригато годзаимащита - «Большое спасибо». «Спасибо, что поработали со мной». Произносится обязательно после «отогай-ни-рей» в конце тренировки.
Кейко - тренировка.
Мавари-гейко - общая тренировка.
Ойкоми-гейко - нанесение ударов по непрерывно отступающему противнику.
|
Учикоми-гейко - непрерывное нанесение ударов по указываемым мотодачи местам.
Джи-гейко - свободная тренировка, чаще – тренировочный поединок без каких-либо установок.
Какаритэ - выполняющий упражнение в паре с мотодачи.
Мотодачи - помогающий какаритэ выполнить упражнение, принимая удары.
Учидачи - «учитель». Ведущий форму в ката.
Щидачи - «ученик». Следующий за ведущим форму в ката.
Общие термины в кендо.
Шинай - бамбуковый меч для тренировок.
Боккен (бокуто) - деревянный меч, макет катаны. Используется для кендо ката.
Ма (маай) - дистанция.
Чика-ма - короткая дистанция.
То-ма - длинная дистанция.
Иссоку-итто-но-маай - средняя, стандартная дистанция. Удар проводится одним шагов вперёд.
Кендо ката - парные формы, выполняемые с боккенами.
Кенсен - кончик меча.
Киай - сила духа.
Какэгоэ - непосредственно крик, выражающий силу духа.
Кигурай - достоинство, внутренняя сила.
Кихон - база. Базовые упражнения.
Ки-кен-тай-но-ичи - единство духа, меча и тела. Основополагающий принцип нанесения ударов в кендо, выраженный в синхронизации движения ног, меча и крика.
Чушин - центр.
Хасуджи - линия нанесения удара.
Иппон (юко датоцу) - эффективный удар. (Удар, нанесённый с ки-кен-тай-но-ичи, правильной стороной меча, под правильным углом и по правильному месту)
Дзанщин - общее, телесное и духовное состояние собранности и готовности к следующим действиям после выполнения техники.
Тандэн - точка на три пальца ниже пупка, центр тяжести тела. Центр концентрации энергии.
Сэмэ - оказание психологического, духовного давления на противника. Обычно – движение вперёд, демонстрирующее готовность атаковать.
|
Шисэй - осанка, внешний вид, состояние и положение тела.
С у ки – «открытость», уязвимое место.
Сутеми - полное отрешение от чувства страха, уверенность в себе и своей технике.
Мунэн-мусо - идеальное психологическое и духовное состояние в кендо, позволяющее правильно «видеть» оппонента и реагировать на его действия. В Японии максимально точно перевели фразу на русский язык: «Смотреть вблизи и видеть далеко, одновременно смотря далеко и видя вблизи» что означает способность кендока сосредотачивать внимание на всем противнике в целом, а не какой-либо отдельной его частью.
Наименования техник и упражнений.
Мен - голова, шлем-маска в кендо. Так же, название удара по этой части.
· Различают «сё-мен-учи», а также «миги\хидари-мен-учи». То есть удар по центру, а также с уклоном вправо и влево.
Котэ - предплечье, защитные рукавицы. Также название удара по этой части.
До - корпус, защитная кираса. Название удара по этой части.
· Существуют только варианты «миги\хидари-до». Причем, удар по правой части До считается более валидным, правильным. Достаточно спорный момент в современном кендо.
Цки - удар в горло, щиток, что прикрывает это место называется «цки-дарэ». Самая опасная техника в кендо, разрешена к практике как правило с официального 1-го дана или же, в любом случае с разрешения сенсея.
Аши-сабаки - работа ног.
Сури-аши - скользящие шаги. Кендо ката состоят только из сури-аши.
Аюми-аши - скользящие шаги со сменой ног. Наиболее приближенно к обычному, повседневному шагу.
|
Фумикоми - быстрое смещение вперёд с правильной постановкой ног. Иначе – выпад.
Субури - отработка махов или же ударов мечом без партнёра.
Дзёге-субури - большие замахи, при которых кончик меча опускается вниз до уровня колена.
Менучи-субури - отработка ударов мен с синхронизированными шагами вперёд и назад. (Аналогично: котеучи-субури и доучи-субури)
Чиаки-субури, или же хаяку-субури - удары мен с замахом при шаге назад и ударом при шаге вперёд в заметно ускоренном темпе. Оканчивается двумя завершающими ударами мен с проходом.
Кирикаэши - упражнение, в котором выполняется серия ударов, как прямых, так и боковых, а также тай-атари. Классический вариант: удар мен, тай-атари, затем 4 последовательных ударов миги\хидари-мен вперёд и 5 назад, затем завершающий удар мен с проходом.
Тай-атари - столкновение тел после удара.
Цуба-зериай - положение, в котором противники стоят в упор друг другу, соприкасаясь цубами (гардами). В японском языке также является метафорой, обозначающей крайне плотную и упорную борьбу.
Вадза - техника. Определенные приёмы со своими характерными особенностями и назначением.
Щикакэ-вадза - техники атаки. Включают в себя проявление инициативы в бою.
Хараи-вадза - техника «поддевания» меча оппонента и последующее нанесение удара. (мен или же коте)
Учиотощи-вадза - техника сбивания меча оппонента и последующее нанесение удара (мен или же коте. Не стоит путать с «поддеванием» в хараи-вадза)
Дэбана-вадза - техника, строящаяся на опережении удара противника. Удар наносится ещё до того момента, как удар оппонента настигает выполняющего технику.
Кацуги-вадза - техника проведения ударов от плеча. Как правило используется для элемента внезапности. (в частности коте и мен, проведение до – крайне непросто из-за траектории удара)
Ни-бан-вадза - техника проведения двойных ударов, в любом сочетании.
Сан-бан-вадза - техника проведения тройных ударов, в любом сочетании.
Рензоку - серия ударов, «связки». Общее название таковых техник.
Оджи-вадза - техники контратаки. Проведение тех или иных действий в полной зависимости от действия, совершенного оппонентом.
Суриаге-вадза - схожее «поддевание» меча оппонента с хараи-вадза. Главное отличие – техника проводится в момент проведения удара противника, а не до него. (либо суриаге-мен, либо суриаге-коте)
Каэщи-вадза - парирование удара оппонента и нанесение ответного с разворотом кистей. (наиболее удобный вариант – каэщи-до, но так же существуют варианты мен и коте)
Нуки-вадза - уклонение от удара оппонента и нанесение ответного. Как правило – небольшой шаг в сторону или же назад. (включает все возможные типы ударов)
Комбинация ударов - комплекс последовательных, непрерывных ударов по заданному порядку. (Основная, используемая в «Сейшикан додзё»: мен с проходом; связка коте-мен с проходом; мен – тай-атари – мен; мен – тай-атари – коте; мен - тай-атари – до; мен с проходом).