Социально-психологический портрет личности
ФИО
Установочные данные:
пол, дата и место рождения, национальность, социальное и национально-этническое происхождение, гражданство, место жительство, образование, основное занятие, специальность, должность, место работы, членство в общественных организациях (клубах, секциях., партиях и др.), семейное положение, знание языков и т.п.
Особенности поведения, общения, психологические характеристики. проявляющиеся в основной деятельности.
Выделяются в первую очередь особенности поведения и общения, способности, знания, умения и навыки, а также привычки, другие психологические свойства, в учебной деятельности.
Проведение досуга.
Наличие устойчивых интересов, хобби, увлечений, характерных форм проведения досуга. Например: музыка, искусство, литература, спорт, семейный отдых, путешествия, авто-, фото-, кино-, и другие виды любительских занятий.
Общая психологическая характеристика.
Описываются основные психологические особенности, обусловливающие своеобразие индивидуального стиля поведения, общения и деятельности, включая:
-темперамент
-характер,
-способности,
-направленность личности,
-эмоционально-волевую и мотивационно-потребностную сферы.
Особенности темперамента. Определяется тип темперамента и особенности его проявления в различных ситуациях. Обращается внимание особенно на те ситуации, которые возникают при решении конкретных задач образовательной деятельности.
Характер. Определяется система свойств характера, выражающих основные виды субъективно-личностных отношений:
- к людям;
- единомышленникам;
- к самому себе;
- к труду и другим способам получения жизненных благ;
- к обществу;
- к собственности;
-к вещам;
-к государству и т.п.
Особенности мотивационно-потребностнсй сферы.
Доминирующие потребности (какой вид потребностей превалирует и их иерархия (по Маслоу):
- физиологические потребности;
- потребности в безопасности, самосохранении;
- потребности в принадлежности к социальной группе;
- потребности в уважении к своей личности, престиже;
- потребности в самовыражении, самореализации.
Ценности и установки (иерархия и степень выраженности):
- социальные и нравственные ценности (ориентация на общепринятые социальные и моральные нормы и правила поведения, обычай, обряды, табу, уважение правопорядка или наоборот - ориентация на узкогрупповые нормы и ценности, отрицание любых запретов и т.п.);
- материальные ценности (ориентация на вещи, деньги, собственность);
- политические ценности (отношение к политическим партиям, образу
жизни в стране; личные политические взгляды и т.д.);
- идейные ценности (мировоззрение, вера в бога, отношение к другим религиям и верующим, соблюдение религиозных заповедей и т.д.).
Интересы (выделяется, какой вид деятельности наиболее привлекателен, чем охотнее занимается, увлечения и хобби. Широта или узость интересов, а также степень устойчивости интересов).
Наличие или отсутствие идеалов, образцов для подражания (наличие в качестве образца для подражания конкретной или исторической личности, идеи, обобщенного образа, поступка человека, литературного или кино героя и т.д. Интенсивность следования идеалу).
Общая характеристика стиля поведения: активен, энергичен, находчив, решителен, трудолюбив, настойчив, инициативен, реалистичен, стремится к завершению начатого, аккуратен, собран, деловит, ответственен, высоко работоспособен и т.д. или противоположные свойства, например, неорганизован, безответственен, ленив, нереалистичен, не завершает начатого, нерешителен, беспринципен и т.п., проявляет склонность к лидерству – склонность к лидерству не проявляет и т.д.
Общая характеристика процесса общения: общительный, имеет широкий круг связей, стремится к общению с другими людьми, легко идет на развитие контактов (но только если инициатива исходит от него); в развитии контактов инициативы не проявляет, но и не избегает их и охотно развивает даже если инициатива исходит от партнеров; малообщителен, общается только с хорошо знакомыми людьми; необщителен, замкнут, испытывает трудности при общении и т.д.
Особенности самооценки: адекватная, завышенная, заниженная; скромен, самокритичен, объективен в оценке собственных возможностей, обладает чувством собственного достоинства и т.п. или склонен к переоценке собственных возможностей, высокомерен, эгоистичен, тщеславен, самолюбив до самовлюбленности и т.д.
Доминирующий эмоциональный тонус (преобладающее настроение: приподнятое, ровное, угнетенное, в играх азартен - неазартен; реакция на трудности: растерянность, энергичность, безразличие, и т.д.).
Осо6енности проявления эмоций и чувств (возбуждается легко, средне, быстро; подавляет раздражение легко - с трудом; переживает неудачи заметно - незаметно, долго - не долго; обиды помнит долго - не долго; в длительном ожидание спокоен - раздражен; привязанность хранит долго - не долго; расстраивается - не расстраивается по мелочам; спокойный - раздражительный; невозмутимый - ранимый; сдержанный - возбудимый; пессимистичный - оптимистичный и т.д.).
Проявление волевых качеств (дисциплинированность - недисциплинированность; самостоятельность - несамостоятельность; настойчивость - ненастойчивость; решительность - нерешительность; инициативность - безынициативность; самообладание - невыдержанность; смелость - трусость, хладнокровие, уверенность, целеустремленность, упрямство и т.д.).