Определение термина «речевое воздействие».




Коммуникативно-риторические аспекты профессиональной деятельности

 

 

Определение термина «риторика».

Риторика - это наука об искусстве публичного выступления. Риторика призвана научить нас, как при помощи речи эффективно воздействовать на аудиторию.

Публичное выступление - это официальное выступление оратора (в основном - монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.

Официальное выступление означает, что выступление было заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известны тема, сведения о выступающем: кто он по профессии, какую занимает должность, откуда и т.д.

Непосредственное присутствие аудитории означает, что выступающий находится в одном помещении со слушателями или в непосредственной близости от них, видит их, они видят его, могут задать ему вопросы.

Достаточно большая аудитория начинается с 10-12 человек, а если слушателей меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора по численности аудитория - 25 - 30 человек, хотя может быть и гораздо больше.

Организованная аудитория означает, что люди пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, примерную продолжительность его выступления, располагают временем его слушать и готовы это делать.

 

2. Возникновение риторики.

 

3. Риторика в средние века

 

Риторика в XX веке.

 

Причины социально-политического характера: развитие демократии, распространение идей свободы личности, равенства людей обусловили потребность в науке, которая показала бы, как убеждать равному равного. Не случайно в античных демократиях речевое воздействие играло столь заметную роль и сошло на нет в Средневековье, когда господствовали религиозно­догматические формы правления.

В настоящее время люди «внизу» перестали трепетать перед начальством, поскольку законы стали их защищать; профсоюзы, политические партии, различные общественные организации выступают в защиту людей; права человека становятся постепенно важнейшей стороной общественной жизни развитых государств. В таких условиях людей стало нужно убеждать, причем всех (даже детей!). Стало необходимо убеждать лиц, не равных друг другу по уровню образования, культуры и т.д., но требующих равного к себе отношения. В демократических государствах убеждать стало необходимо при подготовке к выборам.

Причины психологического характера: с конца XIX в. меняется взгляд на человека в обществе. До этого считалось, что человек примитивен, ленив, ему нужны кнут и пряник, и этим можно обеспечить его адекватное «функционирование» в обществе. Развитие культуры, возникновение научной психологии привели к пониманию, что человек - это сложная, разносторонняя в психологическом плане, требующая дифференцированного подхода личность.

Кроме того, XX в. - век персонификации личности, т.е. рост индивидуальной неповторимости, увеличения непохожести каж­дого отдельного человека на других. Увеличение непохожести людей друг на друга ведет к затруднениям в общении между ними, что и обусловливает потребность в науке об общении, в обучении общению.

Есть и чисто коммуникативные причины развития науки о речевом воздействии. Для нашего времени характерны резкое расширение сфер общения людей, увеличение числа ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать друг друга. Расширяется само значение устной речи, она начинает выполнять все более разнообразные функции, играет все более существенную роль в обществе, что ведет к необходимости искать особые приемы в общении, уделять больше внимания разговорной речи.

Существуют и экономические причины, способствовавшие возникновению науки о речевом воздействии: конкуренция, кризисы перепроизводства породили необходимость в науке о рекламе, навязывании товара, завоевании покупателей. Именно коммивояжеры были первыми, кто на себе осознал необходимость науки убеждать. Кроме того, XX в. принес и изменения в отношении к труду - люди начинают больше ценить не любую, а интересную работу, что требует от менеджеров и руководителей умело организовать мотивацию подчиненных к труду. В современном западном менеджменте господствует мнение, что совершенствование техники само по себе перестает давать ожидаемый экономический эффект, больший эффект дает совершенствование управления людьми (это называют «тихой управленческой революцией»).

 

Определение термина «речевое воздействие».

 

Речевое воздействие - это воздействие на человека при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели. Способы и приемы такого воздействия изучает новая наука речевое воздействие - наука об эффективном общении.

Речевое воздействие состоит из:

Риторика - наука об эффективной публичной речи.

Межличностное общение - наука об эффективном общении в условиях прямого речевого контакта людей друг с другом в ходе диалога или полилога.

Реклама - наука об эффективном воздействии на реципиента в СМИ, публичном или прямом личном общении в целях продвижения товара или услуги на рынке.

 

6. Основные понятия науки о речевом воздействии

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: