(«Дэбтэр-чжамцо», г. I, л. 49а6—61а3)
л. 49б6 С года земли — тигра (1636) многочисленные роды джунгарского Гуши-хана начали прибывать в Куку-нор и укрепились сперва в [местности] Тодле. Они назывались правофланговыми ойратов. Великий пятый [далай-лама] писал, что ныне [Куку-нор], находясь на стыке границ трех стран — Китая, Тибета и Монголии — и в непосредственной близости от последователей «желтошапочной» религии — милостынедателей северной стороны, [оказывает] значительно больше влияния, чем в эпоху Пагмадуба и Цзана.
[64]
Даян-хан от [имени] братьев и сестер да клятву перед ликом Ямараджи. Этому законному наследнику царя ойратов вручили власть над наследственными владениями [цэнпо] Сронцзан-[гампы] и [он] с величайшим почтением соблаговолил [принять правление], проповедуя, что [это] наследственные владения Чингиса Халхаского.
Установили китайско-монгольскую границу. Прекратились воровство и грабежи. Открылись торговые пути. Согласно установленному договору стали спокойно жить в своих границах.
Когда началась междоусобная борьба, [далай-лама V] отправил в Куку-нор Гоман бонлоб Приплай-Лхундуба. [Он, прибыв] в [местность] при слиянии рек Чжулаг и Шугшабад, собрав в амдоском монастыре Дагна князей, установил [их] владения, разделив на правое и левое крыло. Установились [мир] и спокойствие.
В год огня — быка (1697) двенадцатого рабчжуна Чжанчжа Агван-Лобсан Чойдан (1642—1714), направленный с «золотым письмом» к далай-ламе, на обратном пути [в Пекин] распространил весть о прибытии в город Нинся с целью объезда владений императора Канси. [Чжанчжа] побудил князей явиться по своему внутреннему убеждению па аудиенцию к императору. Князья, приняв [приглашение], пришли с визитом к императору и преподнесли [подарки]. [Последний] пожаловал младшему сыну Гуши-хана Даши-Батуру [звание] чин-вана, а другим — чжуя-вана и прочие соответствующие звания. Пожалование высокими [званиями] укрепило отношения, сложившиеся между Китаем и Куку-нором.
|
Даши-батур был сыном Гуши-хана от одной [его] служанки. Далай-лама сказал о нем куку-норским князьям так: «[Даши-батур] действительно является сыном Гуши-хана, следовательно, он будет вам дядей по отцу-Акху. Поэтому изберите его вашим правителем». // Эти слова
л. 50 Великого пятого о четвертой жопе Данцзин-Чхойчжи-чжалпы и о [ее] сыне Даши совпадают со сведениями из «Летописи Китая, Индии, Тибета и Монголии».
В год дерева — коня (1714) ван Даши-Батор преставился. Гунчжен гонма предсказал, что смерть Акху — это начало плохих предзнаменований: «Короткое время [его] правления было прекрасным для всех [куку-]норцев, и не знаю, что будет после этого с [их] счастием и спокойствием». Правителем Куку-нора стал сын Акху Данцзин-ван. Согласно завещаниям Акху правое крыло стало подчиняться князю Чжунану.
Все князья, единые в своем желании, при-
[65]
гласили благородного победоносца [далай-ламу] Галсан-чжамцо в монастырь (Гумбум) и от всего населения Куку-нора попросили императора пожаловать разрешение о выезде [Галсан-чжамцо] в Тибет, как и во времена Великого пятого.
От императора были направлены семнадцать знатных людей во главе с Чжа-Чжун-ваном с повелением, где указывалось, что необходимо единство мыслей и души Китая и Монголии для укрепления величия далай-ламы, религии желтошапочников и власти императора.//
|
л. 50а6 В год железа — курицы (1741) победоносный [далай-лама] соизволил пожаловать в Поталу в [сопровождении] многих великих (вельможных) трех [стран] Китая, Тибета и Монголии: перерожденца Тууган Ку-гонмы Чхой-чжамцо, Сэркогба Да-лама Ганчжурба Лобсан-Приплайя; от императора были отправлены два чжанчжина-командующих Югом и Севером, мудрый А-да-Лха-да, Кхошай Эцзин и другие; от Куку-нора Данцзин-чин-ван, Галдан-Эрдэни Далай-Бошог-ту, Мэргэн-Дайчин, Чин-хун-тайджи, Чжигчжид-чжаб, Гэлэг-чжунан, Галдан-Даши, Дайбун-тайджи; из Алашани Энху-бэли; из Халхи Дон-дуб-ван, гун Цэван-Норбу, тайджи Лхаван-чжам-цо и другие. Это пожалование стало известным на трех континентах, подобно землетрясению. Но однако в [то] время, когда [посадили] на трон и [началось] богослужение, китайские чиновники [заняли] почетные места, а куку-норцев [оттеснили] на задние места, и им [оказывалось] мало почтения, поклонения. Повеление дэбы сотрясало [все] живое, [подобно] рыку барса...
И так много было волнений, что клятва была нарушена. Затем, когда Данцзин-ван вернулся из Уя, объединив [под своей] властью [Куку-нор, он] завоевал много китайских селений на стороне [города] Синина. // Разрушил городок
л. 51 Санян-чжинг. Некоторые монастырские служители стали на сторону монгольских [военных] сил, и против китайцев действовало бесчисленное множество [людей]. Начались столкновения между войсками. Были сделаны различные предложения для пресечения нарушений (или неповиновений) и подавления восставших среди подданных Китая.
|
Два китайских военачальника Еи-чжан-чжун и Нян-гуи-э, командуя войсками, двинулись подобно летнему наводнению. И Данцзин-вану пришлось уйтн в Джунгарию.
Алагшаба по повелению императора в году дерева — дракона (1724) полностью восстановил [спокойствие] в Куку-норе. В девятом месяце
[66]
[того же] года снова началось [восстание]. Сно повеление всемилостивого императора было доставлено аймакам князей Куку-нора, как и прежде, была безмерна милость [его]. Это [было принято] Ра-цзе-побраном Куку-нора и другими северными [кочевниками]. [Они] были вполне довольны, слушая проповедь перед ликом Чжан-райсига. Необходимо уяснить, что, что бы ни бы-
л. 51а6 ло, правление всевышнего с пути не собьется. //
Из одной монгольской летописи. [Стало и вестно], что у царя Данцзин-Чхойчжи-чжал было от старшей жены шесть сыновей: Цэрин-Элтичи, Дорчже Далай-хун-тайджи, Хоримчи Эрдэни-дайчин, Сангарца, Гомбо-Цэван, Даши-Батур-тайджи, а от младшей [жены] Цзигшэтху Данцзин Далан-чжалбо, Азар Сэцэн хун-тайджи, Аюшэ Баян-Абагэ и Далантай.
Пишут, что потомки Цэрин-Элтичи живут на правой стороне и в низовьях озера. Но иногда говорят, что на правой стороне озера [живут] потомки старших [братьев] шестого сына.
У второго сына Чхойчжила [Гуши-хана Дорчже Далай-хун-тайджи было четверо сыновей: Батур хун-тайджи, Далай-Дайчин хун-тайджи, Бэроцзана и Галдан-дайчин. У Батур-хун-тайджи было четверо сыновей: Эркхэ-нойон, Данцзин-хун-тайджи, Галдан-Даши и Галдан-Данцзин. У первого и третьего не было сыновей. У второго был сын Данцзин Намчжал, у которого не было сына. Сын четвертого Галдан-Дайчина-бэли — Даши-Цэрин, его сын бэли Дамба-Цэрин, у него было трое сыновей: бэли Чжигмэд-Ешей, Лхамгоннам-Балдан-Абэ и лама Далай-ширэту, или Чжигмэд-Гунга. У первого был сын бэли Чжамбал-Дарчжай, у него было трое сыновей: бэли Намкха-Ванчжал, бэли Лобсан-Чжимба. У первого был сын бэли Цэрин-Норбу. Так как он умер в семилетнем возрасте, правителем стал
л. 52 Акху Лобсан-Чжимба. Его сын — Чхин-Бобо. //
Сын Лхамгона — Чжаб тайджи и так далее.
У Дайчин-хун-тайджи (Далай-Дайчин-хун тайджи) был сын Эркхэ-тайджи, у него было четверо сыновей: Чжун-ван Пунцок, засаг Долма-чжаб, Дорчже-Намчжал и Цэпэл Эрдэни-тайджи. У Пунцока было трое сыновей: Чжун ван Гончо Даши, Лобсан-Дамчжой и Галдан-Або. У первого был сын Соднам-Дорчже-ван.
Так как эти двое, отец и сын, поклонялись учению от всего сердца, [их] набожность и обе были святыми. Отец принял обет гелона от панчен Ринбоче, который дал [ему] духовное имя Лхабцзун Чжамьян-чжамцо. [Он] воздвиг монастырь Дулан вместе [со всеми] храмами.
[67]
Жена и сын вана пригласили второго перерожденца Гунчжэна, и от него приняли [ван] калачакры, дэмчога и сандуя, цеван, дуггар и многие поучения и различные руководства беспредельного учения Далай-хутогту, различные цорджи-ученые Тибета и более двух тысяч духовных и мирян.
Для их [благополучия] действовал лхарамба Содном-Даба, [который] подносил подарки всевышнему победоносному Галсан-чжамцо, точно соблюдая принятую традицию, и упражнялся в системе дуйнхор в дасане Цзэ-намчжал. В то время его и старшего настоятеля [монастыря] Дашичжил [Лаврана] Содном-Ванчжала, Содном-Дагбу [называли] тремя // Содномами (т. е.
л. 52а6 добродетелями) Куку-нора, так прославили [их] достойными титулами [прозвищами].
Прибыв в Даши-чжил, [он] начал тщательно руководить всеми церемониями монахов факультета дуйнхор.
Он по собственной инициативе воздвиг дулцан и в резиденции [ему] дал обет дуйнхор Гунчжен-чжог. Также [его] сын Содном-Дорчже-ван приглашал Гунчжен-чжога в этом и в последующем перерождении. [Он принял] большой обет майдари, обет дуйнхора и прочие; прослушал правило очищения от зла и круг наставлений одного раздела чжуда, и [его] набожность была безмерной. Хотя вскоре [он] получил титул чин вана, но достиг [этого] без [больших] усилий.
Его сын — ван Цэрин-Дондуб. У него было трое сыновей: Урчжан-чжаб, засаг Ринчин-Намдол и перерожденец Гумбум Миняга.
У [второго сына Чжун-ван Пунцока] Лобсан-Дамчоя нет сына. У [третьего сына чжун-ван Пунцока] Галдаи Рабдан-Або был сын Далай-Хутогту Галсан-Рабчжай. У [второго сына Эркхэ-тайчжи] Долма-чжаба был сын засаг Дарчжай-Намчжал. [У третьего сына Эркхэ-тайчжи] Дорчже-Намчжала не было сына. [У четвертого] сына Эркхэ-тайджи Чжамбал-Цэпэла [был сын] Лобсан-Цэрин, его сын тусалагчи Балчжор засаг, у него не было сына, поэтому засагом стал Дорчже Самдуб, брат Содпам Дорчже-вана. Его сын засаг Ванчхэн Дондуб, его сын засаг Балбар Даши-Лхундуб, у него не было сыновей, на его
л. 53 место назначили засага Ринчин-Намдола, у него было несколько сыновей. //
У Бэроцзана было трое сыновей: Рал-тайджи, Або Сэцэн-тайджи и Сунчжаб Эрдэни-тайджи, говорят, что они правили для пользы государства.
У третьего сына Чхойчжила (Гуши-хана) Хоримчи Эрдэни-Дайчина было семеро сыновей:
[68]
Тарба, Пунцок, Ванчхэн, Лхамбум, Бантхучи-Дайчин, Сэнгэ-Хатан-Батур и Балбар. Сын Тар-бы — Агван-чхоймпхэл, его сын бэси Цэрин-Дондуб, у него и у вышеупомянутого Пунцока нет сыновей. У Вачхэна (третьего сына Хоримчи) был сын [по имени] Чхойдаг, его сын Эрдэни-Бошогту и у него и Балбара нет сыновей.
У Лхамбума (четвертого сына Хоримчи) был сын Дорчже-Цхэбдун, а у него нет сына.
У Бантху-Дайчина (пятого сына Хоримчи) было двое сыновей — засаг Цхэбдан-Бошогту и Данцзин-бэси. Сын Цхэбдана — засаг Цэрин Дорчже, его сын Лобсан Цэрин, его сын Балчжор засаг, его должность занял Галдан Данчжор. У него было двое сыновей: засаг Гэлэг Рабдан и Лин-хо-бэ. У первого сын засаг Буян-далай, также говорят, у него есть один сын.
У Данцзин-бэси (второго сына Бантхучи-Дайчина) был сын Шагдор-чжаб бэси, а у него было четверо сыновей: Чжамбал-Дорчже перерожденец Сэртог Дайчина, бэси Далай-Сэцэн-Цокту-Цхочжи-Дорчже, Цэван-Ригцзин, Чжач-хун доба Шабдрун Лобсан-Ванчхуг-Чжамцо. //
л. 53а6 У Цхочжи-Дорчже, или Цэван-Дорчже, был сын бэси Радна-Сэнгэ, его сын бэси Содном Пхэлчжай, сейчас его зовут Сэртог бэси.
У Дайчин нойон Цэван Ригцзина (третьего сына Шагдор-чжаб бэси) было двое сыновей: Гумбум Монламба-Чжамба и Тхоен-Лосал, а третий — Сурбу-Тубдун-Нима.
У Сэнгэ Хатана (шестого сына Хоримчи) был сын Даши-Дондуб, у него не было сына.
У четвертого сына Чжойчжила (Гуши-хана) Сангарцы был сын Болод-Хошучи, у него было двое сыновей: Батур-бэли и Содном-Даши. У Батура был сын Ринчин-Намчжал, а у него не было сына. У Содном-Даши было трое сыновей: тусалагчи Галдан-Дондуб, Галдан-Ванчжал и бэси Минг-нээ, из троих у первого и второго нет сыновей. У Минг-нээ было четверо сыновей: бэси Лобсан-Цхэбдан, засаг Балчжид, Идам и Цхэсун. У первого было трое сыновей: Ванчжал Данцзин, гунцхог-Рабдан, Цэрин Дарчжай. Говорят, у первого был сын бэси Гэлэг-Намчжал. У Лобсан-Цхэбдана было шестеро сыновей: тусалагчи Цэрин-Дорчже, Дарчжай-Цэрин, Гончог-Рабдан, Данцзин-Ванчжал, Лхасрун-чжаб и Самдуб-чжамцо. У Балчжида был сын Лхачжаб. У двоих Идама и Цхэсуна нет сыновей. // У пятого сына
л. 54 Чхойчжила (Гуши-хана) Гомбо-Цхэвана нет сына. //
Шестой сын Акху-Даши-Батур был назначен поном Куку-нора Великим пятым (далай-ламой). У него было двое сыновей Лобсан-Данцзин-ван
[69]
и Танлха-чжаб. У Данцзин-вана было два сына: Батэ Саган и Амин-ган, [которые] находились во дворце Побран. Слышал что говорят, что в дальнейшем один старший сын и Кхачжид-Чжаб вдвоем жили [там же] во времена царя Чжалбо Чхина. У Танлха-чжаба не было сына.
У седьмого сына Чхойчжила (Гуши-хана) Данцзин-Даян-Чжалбо было пятеро сыновей: Радна-Далай-хан, Содном-Даши, Содном-Дорчже, Содном-Гомбо и Гэндун-Мэргэн-нойон. У Радны было двое сыновей: Дандзин-Ванчжал и Лхабсан, у первого не было сына. У Лхабсана было двое сыновей: Галдан-Данцзин и Сурцха, у первого Хун-тайджи был сын Додчжай. Говорят, что у Сурцхаи был сын Цхэбдан-гун, говорят, что сейчас есть один сын, который живет в Чахаре.
Сын Содном-Даши — Норбу-Пунцок, его сын Даши-Балчжор, у которого нет сына.
У Содном-Дорчжи был сын Чхойнхор, его сын Галдан-гун. У него было трое сыновей: Данцзин-гун, тусалагчи Чжалцан и гун Балчхэн, у которого не было сына,
л. 54а6 У Содном-Гомбы было двое сыновей: // Цэрин-гун и тусалагчи Чхойчжон Чжамцо. У Цэрин-гуна был сын гун Даши-чжаб, его сын гун Гэндун-Дондуб, у него было двое сыновей: Ешей-Дарчжай и тайджи Лэгшад-Дамнамчжом. У первого сын гун Чжурмэд-Тхубдан-Цэрин, его сын гун Чхойдар.
У Чхойчжон-Чжамцы (второй сын Содном-Гомбы) был сын гун Содном-Добчжай, у него не было сына, поэтому на его должность вступил его брат Радна-Сэнгэ, его сын Цхэбаг-гун.
У тайджи Лэгшада был сын тусалагчи Дамдин.
У Гэндун-Мэргэн нойона (пятый сын Данцзин-Даян-Чжалбо) было двое сыновей: Цэрин-гун и Балчжор.
У первого было двое сыновей: Цхэбдан-гун и гун Гончхог-чжаб, у первого не было сына. У Гончог-чжаба гуна было двое сыновей: гун Чхойчжон-чжаб и Агван-Лэтшад. У первого был сын Гэлэг-Рабчжай, его сын гун Дамдин-чжаб, у него было двое сыновой: Руруй и Бандэ.
У тусалагчи Балчжора (второго сына Гэндун Мэргэн-нойона) было пятеро сыновей: Гомбо-чжаб, Гунсан, Цхэбаг-Чжамцо, гэбши [монастыря] Сэры (по имени) Дампхэл Тхоен и тусалагчи Цэван Дагба.
У первого было трое сыновей: Цхэсун-чжаб, Тхоен-Чхоймпхэл и Баедаа.
У восьмого сына Чхойчжила (Гуши-хана) Ацара Сэцэн хун-тайджи было трое сыновей:
[70]
Мэргэн-хун-тайджи, Сэцэн-хун-тайджи и Чжоригту дайчин. //
л. 55 У Мэргэн-хун-тайджи было трое сыновей: Намчжал Эрдэни-хун-тайджи, Мэргэн-Дайчин и Абага-Рабдан. У Намчжала было двое сыновей: Чин-хун-тайджи и Лобсан-Цэван. У него было четверо сыновей: гун Лхачжал-Дайчин, Чжамбал-Дагба, Гэлэг-Добчжай и Дорчже-Цэрин. У Лхачжала был сын засаг Гунсан-Чхорин, у него не было сына, поэтому засагом назначили сына его дяди Ойдуб-Ванчуга, его сын нынешний засаг Дарма-шри. Сын Ойдуб-Ванчуга (по имени) Кхубо-тайджи-Санбо. Его сын Мукхэн-тайджи.
У Добчжая (третьего сына ван Лобсан-Цэ-вана) было трое сыновей: Дорчже, Тхоен-Рабчжамба и Сультим-Самбо.
У Дорчже-Цэрина (четвертого сына ван Лобсан-Цэвана) было трое сыновей: Ванчжал, Дамдин и Ешей-Ванчягал. Его сын Мэргэн-дайчин Ринчин-Даши, у него было трое сыновей: Дамдин-Цэбдан, засаг Бобо и засаг Бадма-Цэбдан. У Цэбдана было двое сыновей: Шейраб-Нима и Бобо, у второго не было сына.
У засаг Бадма Цэбдана был сын Ванчжал-засаг, его сын Гэн-дун-чжаб, его сын засаг Гонбо-чжаб, говорят, что также у него было несколько сыновей.
У Абага-Рабдана (второго сына Мэргэн-хун-тайджи) был сын засаг Гомбо-Рабдан, его сын засаг Манчжи-Бандхэ, его сын засаг // Сод-
л. 55а6 ном Минчжур, его сын засаг Дондуб-Ванчжал, у него было несколько [сыновей].
У Чжоригту Дайчина (третьего сына Апара Сэцэн-хун-тайджи) был сын Лобсан-Даши.
У Сэцэн-Дайчина (второго сына Ацара Сэцэн хун-тайджи) было двое сыновей: Чжигчжид-чжаб и засаг Цэрин-Дорчже. У последнего был сын засаг Дагба-Намчжал, его сын засаг Норбу-Ринчин, у него было двое сыновей: засаг Чжигмэд и Тхоен Гэпэл. У Чжигмэда [не было] сына, поэтому засагом был назначен Содном Ванчжал, младший брат Тоен Шираба-чжамцы сына тусалагчи по имени Донго. Его сын Тоен-чжиг и засаг Лхамгон Цхэчжал. Также у него было несколько сыновей.
У девятого сына Чхойчжила (Гуши-хана) Аюши Далай-убаши были сыновья: Эркхэ-тайджи, Санга Мэргэн-тайджи, Батур-чжунан, Бодхи-Норбу-чжамцо, Долба-Чхойчжэ, Тушэету, Этэгэл, Нигта, Бодба, Боло-Бонбо, Дорчже-чжаб и Чжаб.
У Санга-Мэргэна был сын Шарагол.
У Батур-чжунана был сын Лобсан-Дорчже — эфу-ван зять императора, правивший в Алаша-
[71]
не. Его сын Алагша Чжанчжун и другие до сих пор сохранили титулы вана.
У Бодбы было трое сыновей: Цэрин-Дондуб, Лхоншибэ, Або-нойон. У Лхоншибу был сын Литар-гун, у него было пятеро сыновей: Санч-жай, Ванчжал, Цхэкхо, Лхабум, Чжамьян-Дагба. //
л. 56 У Або-нойона (третьего сына Бодбы) был сын Цхэсун, у него было двое сыновой: тусалагчи Содном-Дарчжай и Тхубдоб.
У Чжаба был сын засаг Дакхи, его сын Санчжай Ешей, у него было трое сыновей: засаг Цэрин-Дорчжо, Тхоен-Балчжор, засаг Лхасрун. Сыновья последнего: Бандэ-чжиг и засаг Дондуб. Говорят, что его сын также был засагом, но не известно его имя. Далее потомки других подробно не известны, а достоверность всех этих [перечислений] очень трудно утверждать.
У десятого сына Чхойчжила (Гуши-хана) Далай-тайджи было два сына: Аши-Батур и Пунцок, а у последнего не было сына. Сын первого Тогтонор Эрдэни-ван, его сыновья: Тарба, Рабчжай-гун, тусалагчи Содном-Даши, чжун ван Содном-Данцзин, засаг Лобсан-чжаб и Дорчже-гун.
У Тарбы не было сына. У Рабчжай-гуна был сын тусалагчи Лхамгон, его сын тусалагчи Дондуб. У Содном-Даши был сын Гунга. У Содном-Данцзин-вана был сын Цанца ван Гончог-чжаб, у него было трое сыновей: Чжунван Дондуб-Ванчжал, Ешей-Дарчжай и Шачжин-Дэлгэр. У первого был сын Гангар-ван, у него не было сына, поэтому его дядя Ешей-Дарчжай стал ваном. У засаг Лобсан-чжаба был сын засаг Гунга-Цэбдан, его сын засаг Шагдор. У Ешей-Дарчжай не было сына, и у него освободилось место вана — засага, и поэтому объединили два аймака. Назначили Хошод-чжига, его сын (правящий сейчас правитель) Мэргэн-ван Гончог-чжигмэд, его сын Дайчин. Говорят, и в Гумбуме Тоен-Агван преподнес [подарки иерарху]. Тогда ему было
л. 56а6 шестьдесять два года. // У Дорчже-гуна (шестого сына Тогтонор Эрдэни-вана) были сыновья тусалагчи, гэлон и другие. У Чхунба Дондуба было двое сыновей, Бабэ и Бончхун, у первого был сын Гуру.
Два старших брата Гоошри Чхойчжила (Гуши-хана) — Байбагасу и Кундулун-Убаши. У первого — сын Галдама, а второго — сын Хамика, у него прерывается потомство.
Два младших брата (Гуши-хана) Доно-Засагту и Боин Одхон. Эти пять братьев стали известными как пять барсов. Из семи братьев двое Хамига-Бекту и Хайнак-Тушиету были от дру-
[72]
гой матери. [Из них] Хамига-Бекту не имел детей.
У четвертого барса Доно-Засагту есть так называемый [сын] засаг Харгэй. Его прямой наследник Цадма засаг Чхойчжон-чжаб, у него было трое сыновей — засаг Лхагон-Дорчже, лама Дамочжиг и тайджи Эркхэ-Жиргал; у Лхагона двое сыновей, // сын засаг Эркхэбаяр и Ойнзиту; у первого было четверо сыновей: засаг Чжигмэд-Ванчуг, Принлай-Намха, лама дуйнхор-дасана [монастыря] Гумбум Суртоен Чжамбал-Дарчжай, засаг Дунг-чжонг Гарбо; у первого нет сына; у Принлая трое сыновей: Тэалун, Тон-
л. 57 галаг, Даба.
Правление перешло Дун-чжонгу от засаг Чжигмэд-Ванчуга. Когда он стал засагом, сразу начал враждебные действия в Цайдаме. Также у ламы Дамо есть несколько сыновей.
Из рода Хамига-тушиету среди тайджанаров Цайдама был засаг Даши-Цэмпэл. У него двое сыновей — засаг Дондуб-Намчжал и Гунсан. У первого был сын Дэчжин-засаг, у него не было сына. Гунсан стал правителем. (Нынешний) засаг Ванчхэн-чжамцо — его ближайший родственник. Всех их называют хошутами.
Также у старшего брата пяти барсов Байба-гасу [было] двое сыновей-братьев — Очирту Сэцэн-хан и Абалай-Батур. У первого был сын по имени Галдама, этот богатырь подчинил [своей] власти большую часть Хотона, бурутов и хазагов.
Также среди тридцати трех тайчжинаров Цайдама есть потомки Бэнгаи [Байбагасу].
У второго из [пяти] барсов Кундулуна были сыновья Чин-Батур и Инаг-батур и другие. Впоследствии в Куку-норе были двое [его потомков] Данцзин-тусалагчи и Цэрин Намчжал-тусалагчи. //
л. 57а6 Затем из рода четвертого [из пяти] барса Засагту-Доно вышли Моцар, Цолон-тайджи, Харгай-засаг, засаг Чхой-чжаб.
Видел запись, где [указано], что у пятого барса Боин Одхон Хатан-Батура нет продолжения рода. В [другой] одной записи [родословных указано], что у царя религии [Чхойчжил-Туру-байху] были два младших брата — Хамика-Бекту и Хайнак-Тушиету, [имевшие] другую мать.
У первого [было] четверо сыновей: Омбо, Тхогол-Цогту, Мада-Мэргэн и Бацзар-тайджи.
У Тхогол-Цокты было четверо сыновей: Сэнгэ-Ринчин, Тарба Дамба, Дорчже и Чжамьян. У первого (Сэнгэ-Ринчина) [был] сын засаг Цэрин-Намчжал, у него [был] сын тайджи Нор-
[73]
бу, у него [были сыновья] Содном-Рабдан, Сэдсрай Шэни, Ойдуб. Из четверых у последнего был сын Рабчжай. У Шэни — сын Чжаб.
У Тарбы было двое сыновей: Ринчин Дондуб-Ашигтэ, Дамдин. У первого [было] трое сыновей: Рабчжай, Малчин и Лобсан Даши. У Рабчжая [было] трое сыновей: Гомбо-Мунхэ, Лунриг и Хамардэ. [У второго сына Тарбы] Дамдина [был] сын засаг Балдан, у него было двое сыновей — засаг Даши-Цэмпэл и Бадар Даши-Цэмпэл. У первого (Даши-Цэмпэла) [был] сын Дон-
л. 58 дуб-Намчжал, а у Бадара — сын Содном-Ванчжал. //
У [четвертого] сына Тхогол-Цокты (по имени) Чжамьяна [было] двое сыновей: Агван-Дондуб и Билиг. У первого был сын Цхэбдан, у него — сын Гэндун. У Билига было трое сыновей — Чхабуг, Шэни и Цзондуй. У Чхабуга — сын Лэгшад.
У [третьего сына Хамига-Бекту] Мала-Мэргэн-тайджи — сын тусалагчи Цэрин, у него двое сыновей — Долма-чжаб и Дандар, у Долма-чжаба было трое сыновей: Галсан, Лобсан-Даши и Хоцо. У Галсана был сын тусалагчи Анги бэху Лобсан-Даши, у него был сын Содном. У Хоцо был сын Дуба-Доруг, у него был сын Кхуг-чжукху. [У седьмого брата Гуши-хана] Хайнак-Тушиету было пятеро сыновей: Далай-убаши, Моног, Чжунаг, Чжоригту и Убаши. У Чжоригту был сын Гунгур, у него было двое сыновей Рабдан и Шэни. У Рабдана был сын Ванчжал, у него был сын Данба, у него было трое сыновей: Гунга, Галдан и Чхойдага. У Чхойдага был сын Самдуб.
У [второго сына Гунгура] Шэни был сын Цхохан, у него было двое сыновой Чжал и Цхэпэл, у первого было трое сыновей: Хошуй-чжинги Бабоцзин, Хоримтху и Алтай Боцзи, у первого было двое сыновой Батур и Чжинба, у Хоримтху — сын Хошуй-цзанги Содном, у него был сын Дондуб.
У Алтана был сын Чхойдан-Цхэбэ, у него было трое сыновей: Чхубуг, Чхойдан-гэлэн и Дамба гэлэн, у Чхубуга был сын по имени Моок-ху-бунтэ, он, по-видимому, был одним из тридцати трех тайджей Цайдама.
Другие куку-норские аймаки (роды) нойонов, не входивших в род Гуши-хана: //
л. 58а6 В Куку-нор прибыл так называемый Цхэбдан-тайджи с родами чжунгарцев в тот период, когда был нарушен мир между галгасу и чжунгар-торгоутами, поддерживавшими тесные взаимоотношения с давних времен. За оказанную по-
[74]
мощь во время воины в год воды — зайца и [за содействие] при следовании в Китай [далай-ламы] благородного победоносца Цаньян-чжамцы [Цэбдан-тайджи] был пожалован [титулом] Сэцэн-вана. Его сын — Цэрин-ван, у него было двое сыновей: Дорчже-ван и Цхэбдан-ван, у этих двоих не было сыновей, поэтому назначили правителем тайджи Чхоймнхэла из того же рода. У него — сын бэли Чхойчжон-чжаб, у него двое сыновей: бэли Принлай-Балчжор и тайд ж и Санбо, у первого сын бэли Намчжал-Даба, а у второго трое сыновей: Чжамба-тусалагчи, тайджи Цэрин-Дарчжай и Тхоен-Самдан.
У Цэрин-Дарчжай было двое сыновей: Шейраб и Унлэн-Нэнхэ.
Также у чжувтарского Эрдэни Батур-хун
л. 59 тайджи было десять сыновей, // [из них] второй Зоригту-хошучи. Его сын Бринбо Намкха-чжал-цан, у него был сын Рабдан-гун, и он стал зятем Дайчин-хун-тайджи.
Во время приезда в Куку-нор Гунчжен-гонмы [у Рабдан-гуна] родился сын, и [он] сразу же попросил [Гунчжен-гонму] оказать покровительство. Он соизволил сказать, что с его стороны будет оказано содействие, и благословил: «Пусть жизнь [твоя] будет долгой и неизмеримо прекрасной». Этот Бэту-гун Намчжал-Цэрин во время беспорядков Далай-Батура подавил беспорядки в Тибете и [тем самым] установил мир и спокойствие. За то, что командовал сомонами дамсог-монголов, [ему] пожаловали [титул] бэси. Вместе с главным титулом стали называть [его] бэси Батур-дайчин. Когда он женился на дочери Лхачжал-Дайчина, то у них не было сына, поэтому усыновили мальчика, родившегося у его брата Акху-Гэлэг-Добчжая, и [дали имя] Рабдан-Дорчже (соизволил пожаловать [ему] имя Мичжур Рабдан Дорчже), и вместе с титулом, пожалованным Гонмой, [он] стал известен [по имени] Мичжур-бэси. Его сын — бэси Радна Сэнги, а у него был сын Идам-Цэрин. Этих двоих называют чжунгар-чоросы.
Из [племени] торгоут прибыл Мэрген-чжу-нан, и [он] был зятем Акху-Батур-тайчжи. Гушри-хан назначил [его] военачальником. Его сын Эркхэ-чжунан, у него был сын Эрдэни-чжунан, его сын засаг Намсрай-Цэван. Он умер в год земли — мыши, но перед смертью сам пригласил среднего Гунчжена и сказал, что в то время, когда создавалась основа теократического
л. 59а6 правления дворца Побран, [его] дед достиг [такого // положения, что] надел мантию на богду — опору буддистов — и также подарил одеяния панчену Лобсан-Чхойчжану.
[75]
У него не было сына, и Долмачжаба из того же рода назначили правителем. У него было двое сыновей: Гэнэн, или Лобсан-Чхойдан, и Ринчин-Дава. У первого были сыновья: засаг Рабга, Чжалчхог-Чжинба, Бааба и Тхоен-Чхойбал, и у последнего было трое сыновей — Чхойчжор Рамкхайчжи, доромба Брайбуна Тхоен-Тхубдан [вместе с] перерожденцем Ариг Лхоба-цана. [Также прибыли в район Куку-нора] двое братьев-тайджи торгоуты по имени Бадан и Тарба. Сын Бадана Бобэ Содном-Дарчжай стал первым засагом. Его сын — Дунг-засаг. У него был сын Сара-засаг. У него было трое сыновей: засаг Даши-Рабдан, Чхойцад Лобсан-Хаймчог и засаг Самдуб-чжамцо.
У Тарбы был сын тусалагчи, а у него двое сыновей — Сунтар и Даба-чжиг, у первого было двое сыновей — тусалагчи Пунсок и Бубэй, у первого был сын засаг Дорчже-Ванчжал, который принял правление от Самдуб-чжамцо. Его сын засаг Дондуб-Намчжал, у него было трое сыновей Цэван-Ригцзин, Гончог-Няндаг, или Нятар, и Содном-Рабдан. Сын Бубэйя — тусалагчи Мон-толи. Засаг Дорчже-Ванчжал передал власть своему сыну.
Бонлоб, достигнув подножий Сэркхана, встретился в Лхасе с Лобсан-Чхогдубом. Сейчас в городе Донкоре есть его небольшой монас-
л. 60 тырь. //
Цэтар-бум принял звание засага от торгоута Боен-гэлона. Его сын — Урчжан-засаг, у него не было сына, поэтому правителем стал Идам-Тайчжи из того же рода. У него не было сына и [также] не было подходящей кандидатуры из рода хошутов, поэтому правителем стал тайджи Гунга из того же племени, из округа засага Самдуб-чжамцы. У него было четверо сыновей: Лугу, Чжамба, Ванчуг и Ярпхэл. У двоих — первого и последнего — не было сыновей. У Ванчуга был сын засаг Дамдин-Цэрин. У него не было сына, поэтому [он] усыновил малолетнего мальчика Содном-Рабдана — сына засага Дондуб-Намчжала и посадил на свое место.
У Чжамбы был сын тусалагчи Вандаг, у него, говорят, было несколько [детей].
Также говорят, что среди правофланговых находятся [выходцы] из рода торгоут Цэван-Рабдана, [которые] являются истинными торгоутами.
Также с прибытием Чхойчжор-тайджи в Куку-норе начались междоусобные беспорядки, тогда выбрали Уйцзин-гуна. Его сын — гун Агван-Тарба, у него было двое сыновей: гун Ванчжал-Дондуб и Бэндха-тусалагчи. У первого
[76]
было трое сыновей — Дамдин-гун, Ванчхэн и Бадма-Ригцзин. //
л. 60а6 У Дамдина был сын гун Ринчин-Ванчуг, его сын гун Дорчже-чжаб. У Ванчхэна было трое сыновей: Тхубдан-Балсан, Цэван и Гарма Даши. Падма-Цхэбдан — сын тусалагчи Бандэ. Всех их относят к хошутам.
Из Халхи прибыл в Куку-нор Гэндун-засаг, и из-за разногласий Амбань Доргэ отправил его назад на родину, а на его место назначил засагом Даши-Дондуба. Его сын — засаг Лобсан-Чхоймнхэл, а его сын — засаг Цхэтар. У него было двое сыновей: засаг Чжигчжид-чжаб и Банган. У первого был сын засаг Цэван-Дорчже, говорят, у него было трое сыновей. Их стали называть халхаснами.
Говорят, что правое и левое крыло Куку-нора делится на тридцать три больших хошуна и сто один сомон. Сейчас, во время составления этой записи, ими правят двадцать девять ван-засагов. Пять правителей правого крыла: ванн Даши-Ванчжал, временно исполняющий обязанности старшего сановника Моцар, Гомбо-Дорчже-засаг, Лумбумзасаг, засаг Торгоут. В левом крыле правят: бэли Лобсан-чжимба, Цэрин-Дондуб-ван, засаг Ринчин-Намдол, Буян-далай засаг, бэли Содном-Пхэлчжай, бэли Гэлэг-Намчжал, Чхойдар-гун, Цхэбаг-гун, гун Дамдин-чжаб, засаг Дхарма-шри, засаг Гомбо-чжаб, засаг Дондуб-Ванч-
л. 61 жал, // засаг Лхамгон-Цхэчжал, молодой засаг сын засага Дондуба, Мэргэн ван Чжигмэд, двое правителей — засаг Дунгчжон гарбо и Ванчхэн-чжамцо, Чжунгар-бэли Намчжал-Даба, бэси Идам-Цэрин, торгоут Рабга-засаг, засаг Дондуб-Намчжал, засаг Дамдин-Цэрин, засаг Содном-Рабдан, из хошутов — гун Дорчже-Чжам, Халха засаг Цэван-Дорчже.
В некоторых случаях написание имен здесь не соответствует написанию тех же [имен потомков Гуши-хана] из хроники [Сумба-хамбы], но я не стал приводить их в соответствие, ибо
л. 61а3 плохо владею [монгольским письменным] языком.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 О традиционном делении монастырей Амдо на южные и: северные см.: Востриков А. И. Тибетская историческая литература. М., 1962, с. 281—282.
2 «Цепь перерождений бодисаттвы» — название неизвестного сочинения.
3 Тишор-чжалмо (царица на престоле) — тибетское название озера Куку-нор. Согласно преданию, на месте озера бил
[77]
небольшой ключ. Жители берегли воду источника, закрывая на ночь отверстие пробкой. Но однажды женщина забыла это сделать, и вода за ночь затопила окрестности.
4 Стихотворение о Куку-норе принадлежит перу Чже-Галдан-чжамцо (1607—1677) — автору краткого очерка по истории буддизма в Амдо. См.: Дугаров Р. Н, Список тибетской исторической литературы из «Дэбтэр-чжамцо».— В кн.: Материалы по истории и филологии Центральной Азии, вып. IV. Улан-Удэ, 1969.
5 Сронцзан-гампо — тибетский цэнпо (правитель) VII в., объединивший Тибет в единое государство. Он установил дипломатические связи с Индией, Китаем и народами Центральной Азии.
6 Урчжан-Падма — индийский пандита-йог, известный в Тибете как Урчжан-Падма-Самбхава. Был приглашен из Индии в 749 г. тибетским цэнпо Тисрон-Дэбцзаном. При нем началось строительство монастыря Самья. Был изгнан из Тибета.
7 Лоб-ри — тибетское название хребта, расположенного на западе Куку-нора. Среди местного монгольского населения хребет известен под названием Амуни-нарии-тунбу. См.: Успенский В. Страна Кукэ-нор, или Цинхай, с прибавлением краткой истории ойратов и монголов, по изгнанию последних из Китая, в связи с историей Кукэ-нора.— ЗИРГО, Спб., 1880, с. 65.
8 Сэрба-ри — тибетское название хребта, проходившего по восточной стороне Куку-нора. Хребет известен под названием Амуни-сарцин. См.: Успенский В. Страна Кукэ-нор или Цин хай..., с. 65.
9 Гонбо — свирепый буддийский дух, хранитель религии.
10 Далай-лама V Агван-Лобсан-чжамцо (1617—1682). О нем см.: Цыбиков Г. Ц. Избранные труды. Т. 1. Буддист-паломник у святынь Тибета. Новосибирск, 1981, с. 143—145.
11 Название сочинения, посвященного бодисаттве Авалокитешваре. Авалокитешвара, или Чжан-рай-сиг, — один из «восьми бодисаттв — сыновей Будды». См.: Барадийн Б. Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране. Л., 1924 (Сер. «Библиотека буддики», XXII), с. 46.
12 В 1652 г. далай-лама V по приглашению Цинского императора Шуньчжи приехал в Пекин. Путь далай-ламы проходил по Амдо, и в «Дэбтэр-чжамцо» довольно подробно описывается маршрут его следования от одного монастыря к другому.
13 В данном случае имеются в виду туметские князья, приближенные Алтан-хана (1507—1583).
14 Существует ряд биографий далай-ламы III Содном-Чжамцо (1543—1588). См.: Дугаров Р. Н. Список тибетской исторической литературы из «Дэбтэр-чжамцо».— В кн.: Материалы по истории и филологии Центральной Азии, вып. IV. Улан-Удэ, 1969, с. 205.
15 Мачен (Мачхэн) — название духа-хранителя горы Мачхэн-Помра, расположенной в излучине Желтой реки.
16 Солчит Мачхэна — молитвенное обращение к духу-хранителю горы Мачхэна.
17 Абчи-дугтанг, Лха-лун Юмдо и Дзо-док-са — названия местностей Верхнего Амдо, связанные с «пребыванием» там Гэсэ-
[78]
pa. Как известно, «популярное имя Гэсэр связывали в разные исторические эпохи с той или иной личностью, авторитет которой хотели повысить в определенной общественной среде». — См.: Хомонов М. П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». Улан-Удэ, 1976, с. 16.
18 Чжаринг, или Цхэгэн-нор, и Алак-нор, или Оринг-нор, –– названия озер у истока Желтой реки.
19 Озера Бэудук-цо, Тонгри-цхонак, Тосу-нор и другие небольшие озерки расположены в области Куку-нор.
20 Тисрон-Дэбцзан (755—796) — цэнпо Тибетской империи (VII—IX вв.). В период его правления был предпринят ряд успешных войн с китайцами, уйгурами и др. В состав империи был включен ряд областей Центральной Азии и западных окраин Танского Китая.
21 По-видимому, здесь сообщается о приглашении из Индии (Удияна) известного проповедника буддизма Падма Самбхавы. По этому вопросу И. Попов писал, что «царь Тисронг-Детсан... решил призвать в Лхасу из Сахора «Камба-бодисаттву», за которым был послан «Саба гэгэн-тодорхой». Когда он возвратился в Тибет с «Камбо-бодисаттвой», царь вышел навстречу и с большим почетом провел его во дворец на горе Хасбури, где вел с ним продолжительную беседу о построении кумирни...» (Попов И. Ламаизм в Тибете... Казань, 1898, с. 155).
22 Верхняя Нгария — тибетское название трех округов Западного Тибета. См.: Васильев В. География Тибета. Спб., 1895.
23 Нижнее Амдо — обширная область Северо-Восточного Тибета, сейчас составляет большую часть провинции Цинхай и западную часть провинции Сычуань КНР. См.: Журавлев Ю. И. Этнический состав Тибетского района КНР.— В кн.: Восточно-азиатский этнографический сборник. М., 1961.
24 Чхунбо Мутиг Цзанпо, или Садна Лэгцзинен, — имя тибетского цэнпо Мутиг-цэнпо (798—804).
25 Намдэ Одсрун — сын Дармы (т. е. Лан-Дармы), его законный наследник, против него выступила группировка Юмдана — приемного сына Дармы. В междоусобной войне, начавшейся между двумя группировками, верх одержал Юмдан, который утвердился в центральных провинциях, а Одсрун бежал в Западный Тибет, где положил начало западнотибетской династии См.: Кузнецов Б. И. Тибетская летопись «Светлое зерцало царских родословных». Л., 1961, с. 20.
26 Балкхор-цзан (Джэбалкхорцан) — сын Намдэ Одсруна. Он был правителем Ладода, Цандода, Цзонки, Амдо, Ярлуна. Стал царем Яцэ и Нарига. Сын младшей жены Таши-цэгба. См. Кузнецов Б. И. Тибетская летопись..., с. 58, 63.
27 Пон (Чжи-пон),— по-видимому, так называли наследников тибетского цэнпо в районах Амдо.
28 Пан и Барий — название районов, расположенных к северу от Лхасы. См.: Васильев В. География Тибета. Спб., 1895. с. 53.
29 Белые хоры — амдоские оседлые монголы. Царевич Годан, второй сын Угедея, занял со своей ордой земли тангутов, аши и отчасти Северо-Восточного Тибета. Его ставка была расположена вблизи г. Ланьчжоу. В городе были каменные обелиски, на которых вырезались тексты в честь важных событий.
[79]
Умер Годан в 1251 г. Его подданными были роды широнголов, называемые по-тибетски чжиу-чжа, личжа, луучжа, янчжа и др.
30 Аши (Аша, или Ажа) — название древнего Куку-нора, образовалось от названия этнокультурной группы сэ-аша.
31 Лангарпа — проповедник буддизма (IX в.).
32 Алтан-хан Чахарский, или Туметский (1507—1583), — правитель Ордоса и Куку-нора, один из знатных и известных в то время ханов-монголов.
33 Цзодгэ А-сэнг — имя или прозвище ламы, посредника между Алтан-ханом и далай-ламой III Содном-чжамцо (1543—1588). Цзодгэ — название тибетской родо-племенной группы Амдо.