Архитектурные особенности. Строительство




Средняя Арсенальная башня

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Средняя Арсенальная башня
Средняя Арсенальная башня, 2012
Местоположение Москва
Кремль Московский Кремль
Год постройки 1493—1495
Форма основания башни прямоугольная
Количество граней  
Высота башни 38,9 м
Средняя Арсенальная башня на Викискладе

 

Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 771510302110246 (ЕГРОКН) объект № 7710353021 (БД Викигида)
   
Объект всемирного наследия
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии i, ii, iv, vi
Регион  
Включение 1990 (14-я сессия)

Сре́дняя Арсена́льная ба́шня (ранее — Гранёная, Гротская [1]) — глухая башня, расположенная на северо-западной стороне Московского Кремля, протянувшейся вдоль Александровского сада. Была построена в 1493—1495 годах на месте угловой башни времён Дмитрия Донского[2][3]. В 1680-х годах постройка получила завершение — открытый четверик с четырёхгранным шатром, оканчивающимся сквозной смотровой вышкой с шатриком. Современное название башня получила по зданию Арсенала, построенного на территории Кремля в начале XVIII столетия[2][4][5].

С 1990 года Средняя Арсенальная башня находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО как часть архитектурного ансамбля Московского Кремля[6][7].

 

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Строительство
    • 1.2 XV—XVI века
    • 1.3 Модернизация
    • 1.4 XVIII век
      • 1.4.1 Арсенал
    • 1.5 XIX век
      • 1.5.1 Александровский сад
      • 1.5.2 Грот
    • 1.6 XX век
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Карта Москвы «Кремленаград» на латыни из атласа 1663 года

Схема развития Кремля к 1913 году из Военной энциклопедии Сытина, 1914 год

Строительство

Портрет царя Ивана III из «Царского титулярника» XVII века

В XIV—XV веках на месте современной Средней Арсенальной располагалась башня белокаменного Кремля Дмитрия Донского[8][3]. По предположению историка Сергея Бартенева, эта стрельница была угловой, круглой и стояла чуть дальше от берега реки Неглинной[9]. В конце XV по приказу Ивана III кремлёвские стены стали перестраивать в кирпич[10]. Изначально возведение северо-западной оборонительной стены было поручено миланскому архитектору Пьетро Солари, руководившему также постройкой многих кремлёвских башен. После его смерти в 1493 году работы были временно приостановлены, а царю пришлось искать новых «стенных и палатных мастеров». Вероятнее всего, строительством новой башни в 1493—1495 годах руководил другой итальянский архитектор Алевиз Фрязин (Старый), завершавший постройки своего предшественника[11][12][13]. Летописная запись 1495 года гласит, что Иван III «заложи стену градную… возле Неглинны, не по старой, города прибавиша» [14]. Из-за того, что северо-западная сторона кремлёвских укреплений находилась недалеко от реки, возникла опасность обрушения почв[14]. Перед началом строительства Фрязин провёл серьёзные гидротехнические работы по укреплению грунтов берегов Неглинной так, чтобы они не оползали под давлением крепостных сооружений[15].

XV—XVI века

Гранёная башня располагалась между современными Троицкой и Арсенальной Угловой (Собакиной) башнями, и своё название получила по декору в виде двух плоских вертикальные ниш с внешней стороны[16][17]. Будучи прямоугольной в плане, невысокой и глухой, сооружение лишь немного выдавалось за пределы кремлёвской стены. Башня представляла собой самостоятельное фортификационное сооружение, способное держать оборону, даже если другие части крепостных стен заняты противником. Для этого она была оборудована боевыми ярусами и бойницами для ведения фронтального и фланкирующего огня[18][19]. Завершением башни служила площадка с зубцами и деревянной скатной крышей[20][21]. В XVII веке к ней добавили боевые машикули (сначала устроенные лишь на угловых башнях), которые уже к концу столетия заложили кирпичом за ненадобностью. При повторной реставрации в XIX веке их форма была опять изменена[22][23]. В современной Средней Арсенальной башне бойницы навесного боя можно увидеть снаружи в нижнем четверике[21].

Стены башни были выполнены из обожжённого кирпича, часть кладки которого с редкими вкраплениями белого камня сохранилась до наших дней[9]. Внутри прясел Московского Кремля существовал сквозной проход, соединявший промежуточные крепостные башни. Подобный проход проложили внутри Гранёной башни между Троицкой и Арсенальной Угловой. Всход с земли на крепостную стену у неё отсутствовал[24].

Некоторые исследователи отмечают сходство башен Кремля с итальянскими. Так, Средняя Арсенальная (Гранёная) напоминает миланскую «башню Филарете», спроектированную архитектором Антонио Аверулино. Он был современником другого итальянского мастера XV века — Аристотеля Фиораванти, автора Успенского собора, которому, по одной из версий, принадлежала общая идеи расположения оборонительных укреплений Кремля[25][26].

В 1493 году в Кремле случился пожар, на время остановивший возведение башен и стен. По приказу Ивана III все деревянные строения вокруг крепости были снесены. Для предотвращения последующих пожаров на Неглинной были устроены плотины и пруды. В 1516 году у Гранёной башни, на месте будущего Александровского сада, сделали запруду[4].

Историк Бартенев предположил, что, судя по одинаковому устройству окон, Средняя Арсенальная башня могла относится к Троицкому набату, и в старину здесь мог висеть его колокол[9].

Модернизация

Верхняя часть башни, надстроенная в XVII веке, фотография 2007 года

Гранёная башня обладала прочностью и до середины следующего столетия сохранилась практически без изменений. В описи 1646 года указывалось, что «в глухой башне всход на башню осыпался, да в той же башне в двух печурах насорено, да в верхнем бою меж зубцов осыпалось в кирпич и в два»[22]. Спустя два десятилетия опись свидетельствовала, что башня «вся цела», и обвалились только перила прилегающих прясел[27][28].

К 1680-м годам крепостные укрепления Кремля перестали выполнять оборонительные функции, многие башни обветшали и нуждались в ремонте. В 1676—1686 годах Гранёная башня была модернизирована: прежнюю деревянную крышу заменили на каменный шатёр с дозорной вышкой и позолоченным флюгером[2][29]. С дозорной вышки можно было заметить и предупредить пожары, часто возникавшие в деревянной Москве. В начале XVII века с внутренней стороны Кремля находились боярские дворы, в том числе — бояр Годуновых. Между Троицкими и Никольскими воротами находилось место сбора стрельцов[30].

XVIII век

В 1701 году были составлены реестр и подробный отчёт крепостных сооружений[31][32]. На основе изображений начала XVIII века известно, что черепицы кремлёвских башен к тому времени были уже выкрашены в зелёный цвет. Этот факт также подтверждается данными о государственных закупках свинца, который даёт глазури изумрудный оттенок[33].

В разгар Северной войны, опасаясь нападения шведских войск на Москву, Пётр I приказал укрепить и подготовить кремлёвские башни к обороне. В 1707-м началась подготовка: со стороны Неглинной насыпали земляные валы и построили пять болверков. Гранёная башня была укреплена, а для её защиты сооружён Никитский болверк, получивший название от одноимённой улицы[34][35][36].

В 1713 году столицу перенесли в Санкт-Петербург, и Московский Кремль потерял былое значение. Угроза нападения войск Карла XII на Москву миновала, прежние земляные укрепления оказались заброшенными[37]. В конце XVIII века, в период правления Павла I, петровские бастионы попытались восстановить, что способствовало превращению реки Неглинной в болото[38].

Участок кремлёвской стены с северо-западной стороны на протяжении долгого времени оставался без ремонта. По данным на 1765 год серьезных осыпей по башне не было, однако прясла находились в плохом состоянии[28].

Арсенал

Основная статья: Арсенал Московского Кремля

Арсенал Московского Кремля, фотография 2013 года

После сильного московского пожара 1701 года, по приказу Петра I в Кремле началось строительство Арсенала (Цейхгауза), который дал современное название Средней и Угловой Арсенальным башням. С возведением Цейхгауза территория между Никольской и Троицкой башнями лишилась старых домов и остатков каменных строений[39].

Строительные работы велись до 1736 года, через год после чего здание сильно пострадало во время Троицкого пожара. Восстановление Цейхгауза продолжалось до 1754 года под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского[40]. Арсенал строился в непосредственной близости от кремлёвской стены и башен, в результате чего для освещения оконных проёмов нового здания верхнюю часть прясел от Угловой Арсенальной до Троицкой башен пришлось разобрать[41]. На укороченной стене сделали уступ и украсили новыми зубцами[42].

XIX век

Наполеон покидает горящую Москву, картина Виктора Мазуровского, XIX век

Перед коронацией Александра I в 1801 году начальник Дворцового Ведомства Пётр Валуев инициировал благоустройство кремлёвских территорий. В ходе ремонтных работ крепостные укрепления были приведены в порядок, ветхие постройки снесены, полуразрушенные башни отреставрированы. В Средней Арсенальной башне обветшавшие части заменили на новые, площадку и парапеты покрыли свежей лещадью, на шатёр положили новую глазурованную черепицу[43]. Помимо этого, к башне были подведены водосточные трубы, а прилегавшие к ней отсыревшие части стены отремонтировали[44].

Во время оккупации Москвы французскими войсками в 1812 году многие кремлёвские постройки пострадали. Покидая столицу, Наполеон отдал приказ заминировать Кремль, в результате чего была взорвана северо-восточная часть Арсенала, уничтожена Водовзводная и частично разрушены Никольская, 1-я Безымянная и Петровская башни. Подведённые под Среднюю Арсенальную башню мины не взорвались, потому строение пострадало незначительно[45][46]. После окончания Отечественной войны началось восстановление разрушенных кремлёвских башен и стен. В феврале 1813 года инженер-полковник Сазонов осмотрел крепостные постройки на случай «оставленных мин для разряда оных». После проверки архитектором Иваном Еготовым Средняя Арсенальная была найдена в удовлетворительном состоянии[47].

Опись кремлёвских имуществ 1821 года указывает на внешнее обветшание башни: «черепица местами обвалилась, лещадь на парапете истрескалась, карнизы ветхи, на башне растет трава»[22]. В ходе восстановительных работ, проведённых архитектором Осипом Бове, башни и стены Московского Кремля заново побелили известью, башенные шатры покрасили зелёной краской, а флюгера обновили[48].

В 1817—1819 годах река Неглинная была помещена в подземный коллектор. Наряду с ремонтом Средней Арсенальной башни были проведены работы по благоустройству прилегающей к ней территории[5].

Александровский сад

Основная статья: Александровский сад (Москва)

В 1817—1823 годах земляные бастионы Петра I снесли, а вдоль западной кремлёвской стены были разбиты Кремлёвские (впоследствии — Александровские) сады. Они стали первым публичным городским парком столицы, созданным в честь победы в Отечественной войне[49]. Первый (Верхний) сад, расположенный между Угловой Арсенальной и Троицкой башнями, открылся для посетителей в 1821-м[50].

Грот

Основная статья: Итальянский грот

Вид башни с гротом, фотография 2005 года

В 1821 году у подножия Средней Арсенальной башни по проекту Осипа Бове был построен Итальянский грот (или грот «Руины»), после чего за башней закрепилось ещё одно название — Гротская. Грот «Руины», символизирующий возрождение Москвы после опустошительного пожара 1812 года, представляет собой искусственную пещеру, образованную каменным сводом и четырьмя дорическими колоннами. Над памятником помещены фигуры львов[2][51].

Во время торжественных мероприятий Среднюю Арсенальную башню и Итальянский грот празднично декорировали. Так, к коронации Александра III постройка была освещена бенгальскими огнями и иллюминацией, рядом установлен фонтан. Кремлёвские стены были украшены разноцветными гирляндами[52].

XX век

В 1904 году был проведён первый капитальный ремонт Средней Арсенальной башни. Однако уже через семь лет архитектор Александр Иванов и член Императорской археологической комиссии Пётр Покрышкин выявили новые повреждения и нарушения.[22] В цокольной части башни откололись кирпичные углы, облицовка нижнего четверика была повреждена. Кирпичная коробка над сходом со стены оказалась полуразрушенной, а внутри башни солдаты устроили отхожее место[53]. Кроме того, в ходе реставрации была изменена форма древних бойниц и верхнего шатра. Из-за этих изменений вода с флюгера стала проникать под черепицу и портить кровлю[22].

Во время штурма Кремля в октябре-ноябре 1917 года большевики устроили стрельбу по защищавшим его юнкерам. При артобстреле пострадали многие исторические памятники: храмы, стены и некоторые башни. Троицкие ворота и Средняя Арсенальная башня попали под орудийный обстрел, в результате чего у башни был пробит шатёр и повреждён карниз верхнего яруса[54].

В 1934 году археолог Игнатий Стеллецкий нашёл и исследовал один из внутристенных ходов Средней Арсенальной башни[55]. Впоследствии оказалось, что при строительстве Арсенала, вплотную примыкающего к кремлевской стене, этот ход был скрыт несущими конструкциями здания[56]. Спустя 40 лет при реставрации кремлёвской стены были обнаружены ещё один ход и входная арка[57].

В 1967-м в Александровском саду между Средней Угловой Арсенальными башнями был устроен памятник «Могила Неизвестного солдата» в память о воинах, погибших во время Великой Отечественной войны. 8 мая того же года над мемориалом зажгли Вечный огонь, символизирующий непреходящую память о трагических событиях[58].

Фрагмент украшений башни, фотография 2007 года

Архитектурные особенности

Современный вид Средней Арсенальной башни сохранил архитектурные формы конца XVII века[58]. Основу сооружения составляет вытянутый вверх четырёхугольный объём, в 1680-х получивший завершение в виде четырёхгранного шатра со смотровой вышкой и восьмигранным шатриком. В верхней части устроены машикули и парапет с ширинками. Венчает башню позолоченный флюгер[59].

После модернизации высота башни достигла 38,9 метров. Внешний фасад расчленён двумя вертикальными нишами, давшими ей первое название — Гранёная. Формы и надстройка Средней Арсенальной схожи с Оружейной и Комендантской башнями Кремля[23][13]. Внутренний объём сооружения разделён на три яруса, перекрытых цилиндрическими сводами и соединённые между собой лестницами[13].

В книге 1912 года историк Бартенев приводит данные обмера башни: высота — 18 ½ саженей, периметр основы — 13, высота нижней части — 10, высота верхней части — 8 ½

Троицкая башня

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Троицкая башня
Троицкая башня, 2011
Местоположение Москва
Кремль Московский Кремль
Год постройки 1495—1499
Форма основания башни квадратная
Количество граней низ — 4, верх — 8
Периметр башни 74,5 м
Высота башни 80,1 м
Троицкая башня на Викискладе

 

Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 771510302110156 (ЕГРОКН) объект № 7736703035 (БД Викигида)
   
Объект всемирного наследия
Ссылка № 545 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии i, ii, iv, vi
Регион  
Включение 1990 (14-я сессия)

Тро́ицкая ба́шня (ранее — Богоявле́нская, Ризополо́женская, Зна́менская, Куре́тная) — центральная проездная башня северо-западной стены Московского Кремля, выходит к Александровскому саду. Построена в период с 1495 по 1499 год по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина Старого. Входила в единое звено обороны с Кутафьей башней и Троицким мостом. В Средние века служила как «семейный царский и патриарший выезд»[1][2][3][4].

До конца XVII века башня имела четырёхгранную форму и плоскую кровлю. В 1685 году на нижний массив был надстроен шатровый верх и добавлен белокаменный декор. С 1585 по 1812 год на башне находились часы-куранты[5][6]. В период с 1868 по 1870 год здание полностью разобрали и перестроили заново, внутри разместили архив московского отдела Императорского двора[7].

В XXI веке Троицкая является единственной жилой и отапливаемой из всех Кремлёвских башен: в ней находятся репетиционная база, студия звукозаписи и офисные помещения Президентского оркестра России. До реставрации в 2015 году в ней также размещался пульт управления электросетями Кремля. Кутафья башня и Троицкие ворота также используются для входа туристов и экскурсантов[8][9].

 

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 XV—XVII века
    • 1.2 XVII век
    • 1.3 XVIII век
    • 1.4 XIX век
    • 1.5 XX—XXI века
  • 2 Президентский оркестр
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

Троицкая и Кутафья башни на картине Фёдора Алексеева, 1800-е годы

Троицкая и Кутафья башни, 1883 год

XV—XVII века

Значительная часть сохранившихся Кремлёвских башен существовала уже в 1339—1340 годах в деревянной крепости князя Ивана Калиты. Существует мнение, что на месте современных Троицких ворот стояла глухая башня. Когда при Дмитрии Донском шла перестройка Кремля в белокаменный, на её месте заложили Ризоположенские проездные ворота[10][11][6].

Носившее название Второй Ризоположенской, башня, предположительно, была построена в 1495—1499 годах под руководством итальянского архитектора Алевиза Фрязина, когда по приказу Ивана III крепость перестраивали из белокаменной в кирпичную. Тогда как на возведение многих башен того периода, например Боровицкой и Водовзводной, хватало одного года, работы над Троицкими воротами затянулись из-за двух разрушительных пожаров 1493 года: мастера и техника были заняты на ремонте сгоревших зданий[12].

В конце XV — начале XVI века Кремль был в первую очередь фортификационным комплексом и являлся основной мишенью для возможного нападения противника. Чтобы усилить его оборонительную мощность, под руководством Алевиза Фрязина сформировали «кремлёвский треугольник»: стены крепости переложили в кирпич, спрямили и уровняли по высоте. Вершиной западной части треугольника стали Троицкие ворота, по прямой линии от них находилась Спасская башня[7]. Два этих здания были построены в едином стиле и получили схожую внутреннюю планировку: четыре внутренних этажа с высокими сводами окружались пятью ярусами меньших размеров, где находились лестницы и переходы[6].

Троицкая башня представляла собой типичный образец военной архитектуры того времени: арки ворот располагались на прямой оси, перпендикулярно крепостной стене, и возвышались над уровнем земли на шесть метров. В основании находились слухи и вылазы для подошвенного боя, верхний периметр башни окружали зубцы и навесные бойницы-машикули. С земли на стены башни шёл специальный всход, от которого дальше можно было пройти насквозь к Средней и Угловой Арсенальным башням. В отличие от Спасских, Троицкие ворота получили сразу две отводные стрельницы. Первая примыкала к башне вплотную, а вторая — Кутафья — соединялась с ней Троицким мостом. Если бы противник штурмовал Кремль со стороны Смоленского тракта, нападающим пришлось бы совершать много поворотов в зоне обстрела и преодолевать значительные фортификационные препятствия. Через Неглинную от Кутафьи башни к Троицким воротам шёл невысокий деревянный мост на сваях и с подъёмной серединой, в 1516 году его заменили на каменный[13][4][6].

В основании башни в XVI—XVII веках размещалась тюрьма: при раскопках XIX века под проездом ворот был обнаружен двухъярусный подвал. От верхней части шли ходы к Кремлю и Кремлёвскому саду. Ниже находились два «каменных мешка», попасть в которые можно было только через отверстие в потолке. От стоявшего в непосредственной близости здания Судного приказа к этим подвалам шла лестница. Согласно летописям, у Ризоположенских ворот периодически проходили казни[14][15].

В 1585 году на башне установили часы-куранты с циферблатами «по аршину в длину и ширину» и тремя колоколами. Устройство часов отличалось от современного: вращающийся диск был разделён на дневное и ночное время, а стрелка оставалась неподвижной[16]. В рабочем состоянии механизм поддерживали мастера-часовщики Спасской башни, хотя к Троицкой был приставлен собственный штат работников[17]. Сохранилась информация, что их жалованье составляло четыре рубля и шесть алтынов в год:

По своему положению они были ниже часовщиков Спасской башни. Их часто забывали с выдачей жалованья, а когда бывала серьезная работа по устройству часов Троицкой башни, то её исполняли Спасские часовщики и награда за дело ускользала из рук Троицких часовщиков. В виду этого место часовщика Спасской башни являлось предметом вожделения и домогательства для Троицких часовщиков, которые, в свою очередь, подвергались интригам со стороны ещё более захудалых часовщиков Тайницких ворот[6].

XVII век

До XVII века в литературе и речи москвичей башня называлась по-разному: Ризоположенская, Богоявленская, Знаменская — по надвратной иконе и Куретная — в честь одноимённых ворот царского дворца[18]. К середине столетия, как и многие другие здания Кремля, башня постепенно пришла в упадок. Опись ветхостей 1646 года указывала:

Под Знаменские ворота сход к слуху засорен <…> углы по обе стороны обиты в кирпич и в два и в три кирпича вдоль кругом и вверх по сажени и башня разселась в двух местах. У той же башни <…> 5 всходов лестничных осыпались, да в башне же у застенка свод разселся[19].

Опись ветхостей 1667 года указывала ещё более серьёзные разрушения:

В башне <…> верхние своды сыплются и досками подперты и многое кирпичье висит. Середнего своду обвалилось вдоль сажени на две, а поперек на сажень. Да кругом башни у перил своды худы и во многих местах обвалились[19].

Обновление Кремлёвского ансамбля прошло в периоды правления царя Фёдора Алексеевича и царевны Софьи. Тогда были возведены новые корпуса приказов и Чудова монастыря, отремонтированы стены и башни, к большинству из которых добавили шатровые навершия и белокаменный декор[17]. По приказу царя Алексея Михайловича Ризоположенская башня с 1658 года стала официально именоваться Троицкой, в честь близлежащего подворья Троице-Сергиева монастыря. Проездную арку ворот украсили иконой храмовых святых[6][20].

8 апреля 1681 года часовщик Спасской башни Андреянко Данилов получил приказ изготовить новые часы для Троицкой башни. На работу ему потребовалось два года, смета составила 130 рублей. В 1683-м Троицкая башня получила новые часы, более крупные, с циферблатами по обе стороны. Диаметр каждого из них составлял 1 ¾ аршина. К трём прежним колоколам добавили ещё шесть, от четырёх до половины пуда весом. Старые часы разобрали и перевезли в село Преображенское, где их установили на дворцовых воротах. За свою работу Данилов получил 15 рублей золотом[21].

В 1685 году многие здания Кремля получили новое оформление — к тому моменту крепость утратила оборонное значение и превратилась в представительную царскую резиденцию. Чтобы сделать облик башен более парадным, к ним были пристроены шатровые навершия и добавлен разнообразный декор фасадов. Пять башен, в том числе и Троицкая, получили скульптурные флюгеры в виде двуглавых орлов. Надстройка Троицкой башни была выдержана в едином стиле со Спасской, поскольку они находились на одной линии и визуально составляли общую композицию[5][6].

В 1686 году мастер Карп Золотарёв должен был «покрыть росписью башню и вызолотить на ней орла». Сделанные два года назад часы «показались слишком незначительными» на фоне высокой шатровой вершины, поэтому уже в 1686-м Андреянко Данилов получил заказ на новые: «длиною в 2 ¼ аршин, шириною 1 ½ аршин, вышиною — как размер укажет; а перечасье в восемь колоколов, девятый боевой». Прежний механизм разобрали и перевезли в Данилов монастырь. Главный колокол для новых часов отлил мастер Фёдор Моторин[19].

XVIII век

Новая эпоха в истории Кремля началась при правлении Петра I. По его приказу в 1702 году на выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями началось строительство здания Арсенала. Два года спустя император заказал в Амстердаме новые часы для Спасской и Троицкой башен, уже в 1705-м оба механизма были установлены. Под руководством мастера Кузьмы Иванова пять работников с Житного двора подняли на башню 34 колокола для курантов[16][22][23].

С началом Северной войны возникла угроза вторжения в Москву войск Карла XII, в связи с чем Пётр I распорядился возвести вдоль кремлёвских стен болверки, а осушенные в XVII веке рвы наполнить водой. В 1707 году бойницы башни расширили под тяжёлые пушки, у основания ворот по обе стороны от моста был насыпан Троицкий бастион. После серии поражений шведской армии и решающей Полтавской битвы угроза нападения на Москву отпала, но построенные рвы и насыпи сохранялись ещё долгое время[24].

Установленные по приказу Петра куранты сломались уже в 1731 году. В конце февраля 1734-го для их ремонта был приглашён из Санкт-Петербурга мастер Иоганн Христофор Ферстер. После осмотра башни он предоставил Сенату следующий доклад:

Оная Троицкая башня находится в тесном месте, в стенах и в глуши, и музыка с той башни будет не слышна, а надлежит оной колокольной музыке быть на Спасской башне, понеже она стала на всей красоте и вельми та колокольная музыка и играние во дворце и в Москве будет слышна[23].

Тем не менее в августе 1734 года Сенат постановил куранты на Троицкой башне починить. Недостающие восемь колоколов для них взяли со двора Пушечного приказа: во время Шведской войны туда были перевезены более 600 колоколов «для перелития в пушки». Сведений о том, успешен ли был ремонт Ферстера, не сохранилось. Во время Троицкого пожара в 1737 году башня сильно пострадала: выгорел весь механизм часов, колокола рухнули, а главный из них пробил свод здания[23][25].

Дальнейшие сведения о состоянии башни обрывочны: известно, что в 1754 году Гофинтендантская контора направила плотника Эриха исправить и привести в действие часовой механизм, при этом перед визитом Елизаветы Петровны в 1775-м часам опять требовался ремонт. Опись 1776 года указывала наличие «ветхостей и трещин» в стенах башни[23]. Однако на похоронах московского градоначальника Григория Чернышёва в 1784 году «колокольный музыкант разыгрывал руками и ногами даже „Святый Боже“»[26].

XIX век

Троицкая башня на открытке, Артюс Бертран, 1852 год

Троицкие ворота пострадали в Отечественной войне 1812 года, когда при отступлении французской армии был заминирован Кремль. От взрывов и последовавшего пожара в башне снова рухнул главный часовой колокол, пробив четыре свода. В разрушенном состоянии башня находилась более десяти лет: только в 1823-м внутренние перекрытия починили, но часовой механизм восстанавливать не стали. В 1848 году главный колокол перенесли на Боровицкую башню[27][28].

В период с 1868 по 1870 год башню полностью перестроили: в ней решили разместить московский отдел Архива Императорского двора. Для этого здание разобрали до самого фундамента и переложили заново, но в процессе были утрачены многие оригинальные детали оформления, заложены бойницы. Руководили проектом архитекторы А. Пороховщиков и Н. Азанчевский, по другим сведениям — Алексей Мартынов. В этот период было изменено расположение внутренних сводов и перекрытий, заложены щели для опускных решёток и вход на бывшую колокольню. Смета составила 31,003 рубля, ещё 4,589 стоил новый флюгер-двуглавый орёл. В прилегающей отводной стрельнице с 1870-го заседала канцелярия архива, а в хранилище Троицкой башни находились около 107 тысяч дел[17][29][30].

В конце XIX века очередную реставрацию башни проводили по проекту председателя Московского архитектурного общества Николая Шохина[31].

XX—XXI века

Вид со стороны Кремля, 1968 год

Часы на месте надвратной иконы Знамения Божией Матери, 2009 год

В 1901 году отремонтировали Троицкий мост, но в процессе были снесены пандусы и лестницы постройки 1821-го. Годом позже историк Пётр Бартенев опубликовал крупное исследование всех зданий Кремлёвского ансамбля, где приводил следующее описание образо́в Троицкой башни:

Над проездом помещены иконы: со стороны Кремля образ св. Троицы — Авраам и три странника, а со стороны Неглинной — образ Знамения Пресвятой Богородицы, окружённый ангельскими ликами и четырьмя символами евангелистов по углам. Обе иконы в рамах под стеклом и защищены сверху металлическими зонтами с привешенными на блоках лампадами. Особенно красив зонтик со стороны Неглинной — резная арка готической формы с короной и крестом на ней[29].

В том же издании указаны точные замеры башни: 32,5 сажени (69,3 метра) в высоту, из них 14,5 (30,9 метра) приходились на нижний массив, 18 (38,4 метра) — на шатровую надстройку. Периметр основы составлял 35 саженей (74,6 метра), внутри башня насчитывала девять этажей[32].

При штурме Кремля большевиками в 1917 году икона Знамения Божией Матери была пробита пулей. В послереволюционные годы следы иконы затерялись и дальнейшая её судьба неизвестна. С 1930-х остаётся пустым киот со внутренней стороны башни, где прежде размещалась икона Троицы[15][33][34].

В 1935 году шпили на Кремлёвских башнях было решено оформить в подобающем советской идеологии виде — орлов как символы царизма приказали снять, а на их место установить пролетарские звёзды. Орёл Троицкой башни был не монолитным, а сборным, с креплениями на болтах, поэтому его разбирали по частям прямо на месте. В 1937-м самоцветную звезду заменили на современную рубиновую массой в 1300 кг и диаметром в пять метров[35][36].

Во второй половине XX века, с 1973 по 1981 год, проходила самая масштабная реставрация Московского Кремля. Проект возглавили архитекторы Алексей Васильевич Воробьёв и Алексей Иванович Хамцов. Под их руководством в 1975-м была отремонтирована Троицкая башня: трещины в кладке стен укрепили с помощью инъекций закрепителя и специальных стальных стяжек, фасад колеровали и покрыли водооталкивающим составом. Вместо черепичной кровли была изготовлена медная, отдельно по фрагментам восстановили белокаменный декор[37].

В 2015 году прошла последняя реставрация башни, работы длились девять месяцев. На этот период Президентский оркестр, репетирующий в башне, был переведён в другое здание, но проход через ворота не прекращали. Особое внимание было уделено реставрации звезды на шпиле: у неё полностью заменили поворотный механизм и крепления, очистили каркас, а трёхслойное стекло разобрали на отдельные сегменты и вручную промыли. Лампу на 5000 ватт заменили на энергосберегающую металло-галогенную[8][38][39].

Президентский оркестр

Основная статья: Президентский оркестр России

С 1918 года, когда советское правительство во главе с Владимиром Лениным переехало в Кремль, для его охраны была сформирована отдельная боевая часть. Она включала специальную команду из 20 человек — в их обязанности входило музыкальное сопровождение строевых занятий и торжественной смены караула. С 1922-го в Кремль стали приезжать делегации и представительства иностранных государств, для проведения официальных приёмов из кремлёвских музыкантов сформировали постоянную группу. 11 сентября 1938 года она получила официальное звание оркестра Управления коменданта Московского Кремля. Предположительно, в это же время его главной репетиционной площадкой стала Троицкая башня[40][41]. 11 января 1993 года по распоряжению президента России Бориса Ельцина оркестр получил современное название — Президентский оркестр комендатуры Московского Кремля Главного управления охраны Российской Федерации [4

Кутафья башня

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску

Кутафья башня
Кутафья башня, 2014
Местоположение Москва
Кремль Московский Кремль
Год постройки  
Форма основания башни прямоугольная
Высота башни 13,5 метров
Кутафья башня на Викискладе

 

Объект культурного наследия, объект № 7734563019

Кута́фья ба́шня (также Предмо́стная, Отводна́я, Борисогле́бская) — единственная сохранившаяся отводная башня-стрельница Московского Кремля, составляла единый оборонительный комплекс с Троицкой башней и Троицким мостом. Датируется периодом между 1495—1516 годами, автором проекта считают итальянского архитектора Алевиза Фрязина[1][2][3][4].

Башню неоднократно перестраивали и реставрировал<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: