Внешность оратора должна быть привлекательной, но в пределах нормы. Излишняя привлекательность выступающего отвлекает от содержания его выступления и снижает доверие к излагаемому. Мужчине лучше выступать в костюме, который должен быть умеренно модным. Женщина тоже должна быть одета умеренно модно; очень модно одетые женщины оцениваются аудиторией отрицательно. Костюм или платье не должны плотно облегать фигуру. Женщине лучше выступать без украшений, мужчине — убрать все из карманов (записи, торчащие карандаши и ручки, газеты). Одежда оратора должна соответствовать его возрасту, вся кие несоответствия в ту и другую сторону раздражают аудиторию. Снижают доверие к оратору: одежда ярких, насыщенных цветов; слишком модная одежда; многочисленные украшения; кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики и др.). Повышают доверие очки в темной оправе.
Общая манера выступления имеет большое значение — она хорошо запоминается и может существенно повысить или понизить доверие аудитории к вам. Манера оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует его уверенность. Укажем на то, что ни в коем случае не должно ощущаться в ходе выступления оратора: • оратор не должен выглядеть уставшим, спешащим, недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т.д.), избыточно возбужденным, аффектированным (слушатели чувствуют неловкость за излишне возбужденного оратора); • оратор не должен демонстрировать беспомощность, нерешительность; • оратор ни в коем случае не должен извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас, Потерпите, я скоро закончу и т.д.). Оптимальная манера выступления предполагает: Энергичность изложения. Все выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации. «Будьте энергичны, — советовал Д. Карнеги. — Энергия обладает магнетическими свойствами. Люди скапливаются вокруг энергичного оратора, как дикие гуси вокруг поля озимой пшеницы». «Ничем не умеряйте вашу энергию», — советовал он. О. Эрнст отмечал, что на протяжении всего выступления оратор должен ощущать «усиленное целевое напряжение», которое и создает необходимый оратору динамический настрой. Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории. Уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и она начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием. «Имейте уверенный внешний вид — он действует на слушателей положительно», — призы вал ораторов П.Сопер. Уверенный вид при выступлении принять не так трудно — прежде всего необходимо выше держать подбородок и говорить как бы немного вверх (оптимальную высоту подъема подбородка можно выбрать, руководствуясь таким правилом: «Смотрите на пересечение задней стены аудитории с потолком», этого будет вполне достаточно для демонстрации уверенности); стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям. Д. Кар неги советует:-«Смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги... Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Дружеский, интимный тон. Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере. Необходимо всячески подчеркивать аудитории, что вы «свой». Установлено, что чем более «своим» ощущает оратора аудитория, тем более она доверяет тому, что он говорит. Надо всячески подчеркивать общность ваших интересов, проблем, трудностей и интересов, проблем, трудностей вашей ауди тории. Не следует убегать из аудитории сразу после выступления, не обходимо дать возможность подойти к вам, перекинуться репликами, задать вопрос, высказать свое отношение к изложенному вами — это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».
|
|
Движение Важным средством повышения эффективности речевого воз действия оратора на аудиторию является его движение по ауди тории. Неподвижным ораторам аудитория не очень доверяет, считает их консервативно мыслящими. Движение оратора по аудитории повышает доверие к нему, усиливает симпатии аудитории. 123 Следует приближаться к слушателям. Спускайтесь в зал, ходите по аудитории (медленно, и не очень злоупотребляя этим приемом), наклоняйтесь к слушателям. Если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю. Из-за трибуны время от времени выходите и становитесь рядом с ней либо вообще стойте рядом с трибуной, а не за нею. Ходить лучше не перед аудиторией, а в глубину зала, при этом не следует очень углубляться и доходить до последних рядов слушателей — в таком случае неуютно Ощущают себя те, кто сидит впереди, они вынуждены оборачиваться вслед за оратором. Лучше всего углубляться не более чем на треть длины зала; при этом, возвращаясь обратно, не следует поворачиваться спиной к залу, надо двигаться обратно «задним ходом». Походка оратора должна быть ровной, размеренной, без ускорений, несколько медленнее, чем обычная походка человека: толь ко в таком случае походка разнообразит восприятие выступления, а не отвлечет от него. Руки при ходьбе не должны быть статичными, оратору необходимо умеренно жестикулировать. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, что создает впечатление уверенности в себе. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах: это воспринимается аудиторией как свидетельство скрытности оратора, а в некоторых случаях — его неуверенности. При ходьбе ни в коем случае нельзя раскачиваться — это очень отвлекает слушателей. Расхаживая по аудитории, оратору не следует фиксировать взгляд на чем-либо одном, поскольку это заставляет аудиторию перенести свое внимание на то, что разглядывает оратор. Нельзя вертеть в процессе выступления в руках мелкие пред меты, ручки, ключи и т.д. — лучше взять в руки указку или мел. Взгляд оратора имеет для аудитории очень большое значение. Слушатели полагают, что если оратор на них смотрит, то их мнение и оценка для него важны, что заставляет их слушать более активно и внимательно. Кроме того, если собеседник смотрит на нас мало, мы считаем, что он к нам плохо относится (даже не взглянул!), пренебрегает нами. Если на нас много смотрят, то это рассматривается либо как некоторый вызов (что бывает тогда, когда мы чувствуем себя в оппозиции к' собеседнику), либо как демонстрация хорошего к нам отношения или, по крайней мере, интереса. В аудитории обычно имеет место второй вариант, что должен учитывать вы ступающий. 124 Можно дать следующие рекомендации по использованию взгляда в ходе выступления. 1. Оратор должен смотреть на всех слушателей попеременно, не выделяя никого из них персонально. Иначе может получиться, как у одного лектора, к которому подошли после лекции слушатели, поблагодарили и сказали: «Но почему вы читали лекцию только для нашей Кати?». 2. В большой аудитории следует разбить зал (и слушателей) на секторы и переводить взгляд в процессе выступления с одного сектора на другой, не оставляя без внимания ни одного из сек торов. 3. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго — при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями. 4. Не выступать, глядя в пространство, это вызывает недоверие и раздражение слушателей. 5. Не смотреть в процессе выступления на пол, ноги, в окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы. Это ведет к утрате контакта с аудиторией. 6. Переводя взгляд по аудитории, делать это медленно. 7. Осуществлять зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. 8. Смотреть на слушателей дружелюбно, взглядом, которым вы встречаете друзей. Делайте вид, что рады взглянуть на каждого, это вам приятно. 9. Глядя на отдельного слушателя достаточно продолжительное время, смотрите ему в лицо, а не в глаза. Помните: взгляд в глаза слушателю всегда рассматривается как выражение интереса, симпатии, но при одном условии: он должен быть кратковременным, непродолжительным. Длительный, интенсивный, серьезный взгляд, направленный в глаза слушателя, вызовет у него чувство беспокойства, ощущение оказываемого давления. Позы и жесты Если оратор стоит, ноги должны быть слегка расставлены, носки раздвинуты. Упор на обе ноги не должен быть одинаковым. В наиболее вы разительных местах упор должен переноситься больше на носок, чем на пятку. Если вы стоите, выставив вперед одну ногу, обратите внимание, какую ногу вы выставили. Если человек выставил вперед левую ногу, он демонстрирует агрессивность (как бы готовится нанести правой рукой удар собеседнику), если же он выставил вперед правую, «благоприятную» ногу, то он открыт к диалогу, 125 сотрудничеству, ищет контакта. Слушатели нередко подсознательно воспринимают эту информацию, что должен учитывать и оратор. Подбородок ни в коем случае не должен быть опущен, он дол жен быть слегка приподнят. Грудь должна быть немного выставлена, живот подтянут. Локти держите не ближе трех сантиметров от корпуса; если будете прижимать их к туловищу, это будет свидетельствовать о вашей неуверенности. Лучше стоять, чем сидеть. Чем выше человек над аудиторией, тем сильнее его коммуникативная позиция (правило «вертикального доминирования»), тем он убедительнее. Не следует опираться руками о невысокий стол, слегка склоняясь над ним. Это поза доминирования, которая отрицательно оценивается аудиторией. Используйте в процессе речи жесты. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Демонстрируйте открытые позы и жесты, демонстрирующие стремление к контакту, доброжелательность, стремление убедить. Руки должны быть слегка разведены, подвижны. Используйте движения рук в сторону слушателей, когда ладони раскрыты к слушателям (ладони оратора должны быть им видны). Используйте риторические жесты: руки должны слегка сходиться и расходиться, подниматься и опускаться в такт убеждению. Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям. 1. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам человека к жестам. 2. Жестикуляция должна быть умеренной, жесты не должны быть непрерывными. 3. Жесты необходимо разнообразить, нельзя повторять одни и те же (или один и тот же). Это раздражает аудиторию. 4. Жестикулируйте обеими руками. 5. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т.д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности. Такие жесты называются навязчивыми: они очень отвлекают слушателей, а речь оратора делают монотонной и невыразительной. 6. Не делайте резких, порывистых движений локтями. 7. Не прерывайте начатые жесты, доводите их до конца. 8. Не шевелите открыто пальцами. 9. Делайте жесты только выше пояса; жесты ниже пояса воспринимаются слушателями как выражение неуверенности, растерянности. 126 Громкость, темп и интонация В голосе выступающего должны быть напор, усилие, некоторый призыв следовать за мыслью. Какова оптимальная громкость для публичного выступления? Разумеется, она связана с размером аудитории. Но важно выбрать именно ту громкость, которая в данных условиях явится оптимальной. Необходимо иметь в виду, что, если оратор говорит слишком тихо, аудитория делает вывод о его неуверенности, если слишком громко — о его агрессивности. И того и другого надо постараться избежать. П. Сопер давал такой совет: «Говорите громче, чем это, по вашему мнению, нужно». Можно сказать и так: говорите с такой громкостью, чтобы вы ощутили, что говорите гром че обычного; в подавляющем большинстве случаев этой громкости будет достаточно. К интонации публичного выступления предъявляются следующие требования: 1) она не должна быть монотонной, ее надо изменять на протяжении всего выступления. «Изменяйте силу голоса, остальное оставьте как есть», — рекомендует Ф. Снелл; 2) интонация должна быть естественной и соответствовать со держанию того, о чем вы говорите. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказаться энергично — и ваша интонация будет естественна. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей и вызывает недоверие к словам, иногда даже создает комический эффект. Используйте средний темп речи, обычно это оптимальный темп. Следует избегать больших пауз — они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Перед важным местом, мыслью следует несколько понизить голос. Небольшие паузы следует делать до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» призывает напрячься и обдумать, стимулирует мыслительную деятельность.
|