План:
1. Новые технологии для исследования развивающегося мозга
2. Тайны развития мозга: старые и новые воспросы
3. Пренатальное развитие: эпигенез, анатомия развивающегося мозга, миграция нейронов, пересмотр роли врожденного и приобретенного, пренатальный слуховой опыт.
4. Развивающийся мозг: изменения длиною в жизнь: начало и завершение постнатального развития мозга, региональные особенности развития мозга.
5. Развитие мозга и сознания: первый год жизни – взрывной рост и развитие; детство и подростковый возраст: динамичное и поэтапное развитие.
6. Ранние повреждения мозга и пластичность развития.
| ПФЗ | Психофизиология развития | Группа: ФИО: |
| Назовите методы исследования, использующиеся в исследованиях на новорожденных и маленьких детях: | ЭЭГ, ССП (ВП), фМРТ | |
| Существуют ли отличия клинической картины повреждения когнитивных функций у взрослых пациентов и детей? | ДА | |
| До какого возраста отмечены отличия клинической картины у детей: | До 10 лет. | |
| Какие процессы позволяют проследить современные методы исследования в развивающемся мозге? | Развитие серого вещества, формирование проводящих путей между и внутри полушарий мозга | |
| Дайте определение ЭПИГЕНЕЗА: | Разворачивание генетической информации в зависимости от специфического окружения. | |
| Дайте определение «Предопределенного эпигенеза»: | Однонаправленный путь от генов к анатомии мозга и изменения в строении мозга и его когнитивных функций. | |
| Приведите пример «Предопределенного эпигенеза»: | Синтез нейрохимического соединения в результате экспрессии гена. | |
| Дайте определение «Вероятностного эпигенеза»: | Наличие двусторонних взаимодействий между генами, структурными изменениями в мозге и функциями. | |
| Приведите пример «Вероятностного эпигенеза»: | Сенсорная информация может влиять на паттерны экспрессии генов. | |
| Из какой части зародыша формируется нервная система и кожа? | Эктодерма. | |
| Как называется первичный процесс формирования нервной системы у зародыша? | Нейруляция. | |
| Назовите стадии формирования нервной системы у зародыша: | Нервная пластинка, желобок, трубка, протоформы отделов головного мозга (5 мозговых пузырей) | |
| Пролиферация нейронов – это: | Рождение нервных клеток | |
| Миграция нейронов – это: | Перемещение нервных клеток . | |
| Дифференциация нейронов – это: | Функциональная специфичность нервных клеток | |
| Назовите клетки – предшественники нейронов: | Нейробласты | |
| Назовите клетки – предшественники нейроглии: | Спонгиобласты | |
| Как называется процесс формирования корковых слоев: | Ламинация. | |
| Назовите функцию радиальных глиальных клеток: | Формирование корковых слоев (ламинация). | |
| Что такое тератоген? | Агент окружающей среды, который вызывает нарушение в пренатальном периоде. | |
| Назовите примеры тератогенов: | Лекарства, алкоголь, кофеин, никотин, наркотики. | |
| Как называются долгосрочные эффекты на когнитивную деятельность (и речь) и социальное развитие при злоупотреблении матерью алкоголем во время беременности? | ПАС – плодный алкогольный синдром. | |
| Назовите морфологические признаки ПАС: | Уменьшение плотности серого вещества в лобных и теменных областях с увеличением – в височных и нижней части теменных долей. | |
| Какие когнитивные дефекты вызывает курение табака беременными женщинами: | Снижение общего интеллекта с нарушением слуховых процессов и вербальной рабочей памяти с раннего детства (3 года) до подросткового возраста (16 лет). | |
| Какие когнитивные дефекты вызывает курение марихуаны беременными женщинами: | Снижение внимания и рабочей памяти, снижение зрительной обработки (зрительная интеграция), анализа и объяснения. | |
| На какой неделе созревания плод слышит простые звуки и реагирует на них? | На 30 – ой. | |
| На какой неделе созревания плод различает типы речевых звуков (гласные, согласные)? | 37 – 42. | |
| На какие параметры опирались исследователи при изучении реакций плода на голос матери и чужого человека? | На сердцебиение плода. | |
| Доказан ли факт пренатального влияния музыки на когнитивное развитие? | Нет. | |
| Во сколько раз увеличивается объем мозгового вещества от рождения до взрослого состояния? | В 4 раза. | |
| Какие структуры нейрона изменяют свои параметры при взрослении (созревании) мозга? | Дендритическое дерево и синапсы. | |
| Что такое МИЕЛИНИЗАЦИЯ? | Увеличение жировой оболочки и увеличение эффективности (скорости) электрической передачи импульсов. | |
| К какому возрасту созревают основные проводящие пути (тракты)? | К 3 –м годам. | |
| Какие два вида событий происходят при развитии головного мозга? | Дополняющие и регрессирующие. | |
| Назовите количественный нейроанатомический показатель регрессивных событий в мозге: | Плотность синапсов. | |
| В каком возрасте отмечен взрывной рост и развитие мозга? | Первый год жизни. | |
| Фонология – это: | Классы и категории речевых звуков (фонем) | |
| Семантика – это: | Смысловая основа. | |
| Синтаксис – это: | Грамматическая основа речи. | |
| Какая область коры мозга имеет важное значение в приобретении новой информации и навыков? | Префронтальная (ДЛ – ПФК). | |
| Какие области мозга имеют значение для развития социального мозга? | ВВБ – верхняя височная борозда; ВОЛ –веретенообразная область лиц; ОФК - орбитофронтальная кора. | |
| Назовите психофизиологические параметры изучения речевого мозга: | Негативность рассогласования – НР; N400 – негативная волна; Левая передняя негативность Р/ЛПН; Р600 – позитивная волна. | |
| Как называется негативный компонент, возникающий через 100- 250 мс после начала стимула, отражающий способность мозга различать акустические/фонетические признаки стимула: | Негативность рассогласования – НР; | |
| Как называется негативная волна, возникающая через 400 мс в центрально – теменных областях и отражающая лексико-семантические процессы при восприятии слов и предложений: | N400 – негативная волна; | |
| Как называется негативная волна, возникающая через 150 - 350 мс и отражающая текущие синтаксические процессы: | Левая передняя негативность Р/ЛПН; | |
| Как называется позитивная волна, возникающая через 600 мс в центрально – теменных областях и отражающая процессы, вовлеченные в синтаксическую проверку и повторный анализ: | Р600 – позитивная волна. | |
| Какова функция произвольного мозга? | Получение когнитивного контроля. | |
| Как классифицируются ранние повреждения мозга: | Ранние, локальные, унилатеральные | |
| Какой процесс в мозге детей позволяет преодолевать проблемы ранних повреждений? | Нейропластичность. | |
| ОЦЕНКА 49: |