О Таинстве Елеосвящения (соборовании)
Помилуй нас, Боже!
Помилуй нас, Владыко!
Помилуй нас, Святый!
Услыши нас, Боже!
Услыши нас, Владыко!
Услыши нас, Святый!
Исцели нас, Боже!
Исцели нас, Владыко!
Исцели нас, Святый!
(Из чина Елеосвящения)
В церкви существует множество таинств. Из них выделяют семь Великих Таинств – «Крещение», «Миропомазание», «Венчание», «Евхаристия» (Причащение), «Елеосвящение» (соборование), «Исповедь», «Таинство священства» (Таинство, при котором рукополагают священников, дьяконов, епископов).
Эти семь Таинств установлены Богом, и о них в той или иной форме сообщается нам в Евангелии. Например, в главе Евангелия, где повествуется о браке в Кане Галилейской, когда Господь своим присутствием благословил союз, но кроме того еще и совершил свое первое чудо. Потому христиане молятся, чтобы Господь ниспослал Свое Благословение на тех, кто хочет жить в узах брака.
Елеосвящение тоже является одним из Таинств, о котором упоминается в Евангелии и также называется Соборованием. В древности это Таинство совершалось несколькими священниками, а собрание священнослужителей образно именовалось собором, то есть собранием.
Когда человек серьезно болеет – безусловно, он претерпевает страдания. В древние времена священнослужители считали своим долгом прийти к больному и помолиться, чтобы Бог исцелил страждущего, стараясь тем самым исполнить заповедь Евангелия, в которой Господь говорит – «Там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди». Вот почему считалось, что для того, чтобы сам Господь пришел исцелить и присутствовал в Таинстве, нужно чтобы служили несколько священников: два, три или четыре. Апостолы об этом писали так: «Болеет ли кто из вас, мы мажем маслом, люди исцеляются».
|
При советской власти участие в церковных таинствах было запрещено. После ее крушения многие стали стремиться собороваться. В принципе это понятно: сегодня у молодого ли старого ли человека можно найти целый букет разнообразных заболеваний, стоит ему только пройти медицинское обследование. Невольно задумаешься о необходимости собороваться каждый день... Но важно понять суть этого Таинства. А она отнюдь не сводится к освящению масла и помазанию им с последующим моментальным выздоровлением человека. Если внимательно слушать, о чем читаются молитвы во время этого Таинства – можно услышать, что, оказывается, причиной всех физических недугов, являются грехи человеческие. Поэтому, приступая к Таинству соборования, нужно проанализировать себя и совершенные грехи, поразмыслить над своей жизнью.
Вы, наверное, знаете, что грехи бывают разные – смертные и так называемые бессмертные. Бессмертные в том смысле, что человек грешит до самого гроба. Отсюда получается, что пока на земле есть люди – здесь же, на земле грех бессмертен. Но что же тогда такое смертный грех?
В основном все грехи ведут к смерти души человеческой, но смертные грехи – это особые грехи. Все в жизни имеет свои градации и степени. Так и грехи бывают малыми, средними, великими, а бывают и смертными. Но нельзя успокаивать себя тем, что смертных и великих грехов уж точно не совершал: никого не убил, не зарезал, не изнасиловал и т.д. Здесь хочется привести небольшую историю из книги высказываний и поучений святых отцов «Добротолюбия»:
|
«Пришел один молодой инок к опытному старцу и говорит: «Отче, я каждый раз иду на исповедь и думаю: «Особых больших грехов не совершал, все больше по мелочи – то там разгневаешься, то там неприязнь какая-то появится…». Старец немного помолчал, потом, протянув иноку мешок, сказал: «Пойди сейчас в пустыню и наполни этот мешок камнями, но только большие не бери – ты их не дотащишь, выбирай средние и мелкие камни». Инок пошел, как ему сказал старец, и к вечеру собрал целый мешок. Придя обратно, говорит:
- Отче, я собрал полный мешок!
- Тогда неси его сюда, - ответил ему старец.
- Но я не могу, он неподъемный! - возразил инок.
- Так там же только мелкие камни! – удивился старец.
- Да, но все вместе их поднять невозможно – они слишком тяжелые!..
Так вот оказывается, что мешок полный мелких камней – гораздо тяжелее отдельного большого камня, или большого греха: из-за этих «мелких» грехов душа коснеет и погибает. Поэтому правы ли мы, когда не замечаем наших «мелких» камней, когда воспринимаем их как пустяк и предаемся самооправданию?.. Поэтому-то в этом Таинстве Елеосвящения очень большое внимание уделяется исцелению души, от которого зависит исцеление тела. Эта истина открыта самим Христом в Евангелии: когда Он исцелял человека, то говорил: «Иди и больше не греши!» Тем самым Он показывал причину болезни. Конечно, ситуации тоже бывают разные. И у Господа о каждом человека свой промысел. Болезнь может появиться внезапно. Хотя некоторые могу возмутиться: «Чем мог нагрешить, например, ребенок?». В Евангелии написано о том, что наш грех, точнее его последствия, сказываются на нескольких поколениях (до 3-4 колен). Допустим, отец пил всю жизнь, а его ребенок наоборот ни капли в рот не берет. Но спустя два поколения все будут удивляться, откуда в непьющей семье родился правнук – пьяница. И точно такое же большое значение играют добродетели. Например, был в роду святой человек, то в его поколении Господь милует до семи колен! Вот почему надо помнить, что мы несем ответственность за будущее поколение, ведя тот или иной образ жизни. Наши слова, поступки, все, что формирует нас – непременным образом скажется на потомстве! Отсюда следует, что, молясь и очищая себя через исповедь и покаяние, мы лечим и всех своих близких.
|
Вы можете задать вопрос: «Каким образом во время свершения этого Таинства происходит исцеление души и тела?» А это происходит через Благодать Господню, дары Святого Духа (ведь священники освящают масло, которым помазывают болящего).
Нередко прихожане спрашивают: «Можно ли собороваться не только за себя, но еще и за кого-то из близких?» На это можно ответить только одно: разве можно пообедать заочно? Конечно же, нет. Также и ни одно церковное Таинство так не совершается. Существует, правда, одно чинопоследование, совершаемое как исключение – это заочное отпевание. Если, например, человек утонул, его растерзали звери или он числится как без вести пропавший – мы все равно возносим молитвы ко Господу и просим Его упокоить душу усопшего. Для всех остальных таинств требуется личное присутствие. В случае плохого самочувствия человека и отсутствия сил, возможности прийти – священник вызывается домой.
Согласно церковному преданию, во время Таинства Елеосвящения прощаются все забытые грехи. Но следует подчеркнуть, что прощаются именно забытые грехи, то есть те, которые человек по-настоящему забыл, а не утаил по своему лукавству или поленился исповедовать.
Обычно Таинство Причастия следует за Таинством Елеосвящения, к которому также следует готовиться. Перед соборованием необязательно исповедоваться. К тому же следует помнить, что исповедь – это состояние души, а не простое перечисление своих грехов. Нельзя подходить к ней формально, а потом с чувством гордости и собственного достоинства нести себя к Чаше, расталкивая других. Нужно беречь себя от таких состояний, а если они все-таки наблюдаются – то прийти и покаяться. Кстати, в состоянии нечувствия находится девяносто, а то и девяносто девять процентов мира! Но знаете, что самое страшное? Такая болезнь души опасна тем, что человек не видит себя истинного, не видит своей окаменелости. И как велика милость Божия, если человека, хотя бы немножко наблюдающего за собой, хотя бы иногда посещает покаянное чувство! Раскаяние и покаяние – это великий дар Божий. И когда приходит оно – благодарите Бога! А за человека, который находится в окаменелом состоянии, мы обязаны молиться.
Итак, соборование – это Таинство, в котором желательно участвовать один раз в год. В случае, если человек действительно болеет физическими недугами – то чаще. Участвовать в этом Таинстве нужно всегда с рассуждением, руководствуясь церковными правилами. Бог нам всем в помощь!
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Когда я вижу толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то задумываюсь: а все ли они исповедуются, причащаются? Некоторые из них воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет... Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет! В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния.
Я думаю, отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда такие люди боятся этого таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в таинстве Покаяния.
Прежде соборования необходимо исповедоваться.К исповеди нужно готовиться - 3 дня строгого поста со чтением дома покаянных канонов. После исповеди - причащение.И только после причастия - само соборование. На соборование возьмите небольшую баночку под масло.
Зависит еще от того, когда Вы в последний раз исповедовались. Если очень давно и есть тяжелые грехи, то лучше сначала на исповедь, а потом на Соборование. Если не так давно, и тяжелых грехов нет, то исповедоваться перед соборованием не обязательно. Можно исповедоваться и причаститься на следующий день. Это не важно, когда Вы, в какой день все это совершите, выбирайте так, как Вам удобно. Если захотите все совместит в один день, то правильней всего- сначала исповедь, потом Причастие, а послеСоборование. Перед Причастием нужно подготовиться. Читайте: Канон покаянный, ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю и последование ко Св.Причащению, все это есть в молитвослове. Если не сможете все осилить, не переживайте, сократите до того, сколько сами сможете. Потом выпишите свои грехи, сходите на исповедь, причаститесь и соборуйтесь. На Соборование ничего брать не нужно, нужна будет свеча, ее купите в храме. Можно взять бутылек с растительным маслом, чтобы после соборования налить туда освященное масло. Потом этим маслом будете себя лечить, когда заболеете.?