Экстренные действия при травмах




При ушибах рекомендуется делать плавные движения левой рукой в направлении оттока лимфы, при этом стараясь ощутить легкий холодок в месте ушиба. Представляйте себе, как в этом месте тело становится здоровым, кожа приобретает нормальный цвет, припухлость уменьшается.

Многие спортсмены рассказывали мне, что им достаточно было 5–6 минут поработать в ИСС с ушибом непосредственно после выступления или сразу после получения травмы и в результате не только проходила боль, даже синяк не появлялся на следующий день.

При переломах следует представлять, как костная ткань восстанавливается, срастается и сломанная часть тела выглядит совершенно здоровой, как до перелома. Наиболее частые движения: поочередно водить кончиками пальцев обеих рук над местом перелома, имитируя срастание кости.

При ожоге необходимо как можно быстрее войти в измененное состояние, чем глубже, тем лучше, и использовать такой настрой:

– Ожог проходит, кожа полностью восстанавливается.

Естественно, при этом нужно принять все необходимые меры, которые предписывает в таких случаях медицина или народная мудрость. Можно нанести специальный спрей или мазь от ожога, после этого войти в состояние сверхобучаемости, использовать соответствующий настрой и представлять (как можно ярче, до галлюцинаций!), что кожа в этом месте не повреждена.

Чем быстрее человек принимает экстренные меры по самооздоровлению, тем лучше результат. Естественно, что большое значение при этом имеют и сила вхождения в измененное состояние, и вера в успех, и яркость визуализации.

При небольших порезах или других травмах, вызывающих кровопотерю, можно полностью предотвратить кровотечение, если мгновенно войти в ИСС и использовать настрой на восстановление целостности тканей, представляя кожные покровы в этом месте абсолютно здоровыми.

Если порез на конечности, то ее следует поднять как можно выше, дабы уменьшить приток крови. Картинку здоровой кожи держать в воображении 20–30 секунд, не меньше.


Технология 10. Сон по заказу

Одна из проблем нашего стремительного времени – бессонница. Люди принимают огромное количество снотворных средств, причем с каждым годом все больше и больше.

Проблема сна в современном обществе, возможно, уже через 50–60 лет выйдет на первое место, потеснив самые страшные заболевания. Пока что ученые далеко не все знают о бессознательных процессах в ночное время и просто не могут найти все существующие связи между сбоями в психофизиологии и сном.

Интересно, что почти у всех, кто учится на моем курсе сверхобучаемости, прежде всего нормализуется сон.

Быстрое засыпание

Для хорошего засыпания в ИСС можно применять следующие настрои:

– я начинаю дремать и через 10 минут засыпаю;

– я расслабляюсь, успокаиваюсь, мое дыхание спокойное и ровное, я погружаюсь в сон.

Можно в настрой включать любой подходящий внешний фактор:

– я расслабляюсь и под стук колес погружаюсь в сон.

Хорошо подходит для этой цели знание некоторых особенностей применения гипноза или самогипноза, когда человеку внушается (либо он внушает себе это сам), что такие-то факторы (звук, свет, ощущения и т. п.) погружают его в сон. Такие настрои я называю гипногенными:

– я расслабляюсь, успокаиваюсь, и гудение холодильника усыпляет меня;

– я расслабляюсь, и шум дождя погружает меня в сон;

– я расслабляюсь, успокаиваюсь, ощущаю теплое одеяло, и мое спокойное дыхание погружает меня в сон.

Характерно, что навык быстрого засыпания со временем переходит на бессознательный уровень, то есть применяя несколько вечеров подряд настрой на засыпание, человек потом быстро и спокойно засыпает, уже не проговаривая никаких слов.

Настрои для пробуждения в определенное время

Как выяснилось, наиболее распространенными являются настрои типа «будильник».

Большинство людей использует именно их для заказа точного времени пробуждения:

– Я расслабляюсь, засыпаю и просыпаюсь в 6 часов утра.

В настроях типа «таймер» первая половина настроя на засыпание может быть такой же, а вторая будет немного другой:

– Я начинаю дремать, засыпаю и просыпаюсь через 7 часов.

В случае если после настроя, полностью выстроенного в настоящем времени, вы просыпаетесь не только в 6 утра, а всю ночь с различными интервалами, вам лучше взять вторую половину настроя в будущем времени:

– Я расслабляюсь, успокаиваюсь и проснусь в 6 часов утра.

Можно добавить фразу на крепкий сон:

– Я засыпаю крепким сном и проснусь через 7 часов.

Очень многим взрослым знакома ситуация, когда дети простывают и приходится вставать ночью по 2–3 раза, чтобы согреть молоко или укрыть ребенка теплым одеялом. Обычно после такой ночи чувствуешь себя совершенно разбитым.

Некоторые ученые считают, что если человек просыпается в оптимальной фазе сна (при разделении на «быстрый» и «медленный» сон), то чувствует себя выспавшимся, а если в другой фазе – то состояние не самое лучшее.

Применяя состояние сверхобучаемости, можно сознательно заказывать и качество сна, и качество пробуждения. Вот несколько настроев для этого:

– если ночью я буду вставать, то смогу затем мгновенно засыпать и проснусь в 6 утра полностью выспавшимся и отдохнувшим;

– при любых отвлекающих факторах я проснусь через 7 часов полностью выспавшимся и отдохнувшим;

– все дежурство я начеку, слышу и чувствую все, что происходит на территории, проснусь в 6 утра отдохнувшим, полным сил и энергии (это, конечно, шутка).

Иногда на занятиях мне задают вопросы по поводу отвлекающих факторов при засыпании. Например, как заснуть, если за окном ночью работает бригада по устранению аварии на подземных коммуникациях, причем во всеоружии – с компрессором и экскаватором. Можно, конечно, выпить снотворное и отключиться до утра, но в таком случае на следующий день вам грозит некоторая заторможенность мышления и снижение эффективности работы памяти. А это не всегда удобно.

Достаточно войти в состояние сверхобучаемости и использовать подходящий настрой. Например:

– шум за окном стихает, и я засыпаю;

– шум за окном погружает меня в сон;

– я успокаиваюсь и спокойно засыпаю.

Иногда мы не можем уснуть не из-за шума, а от раздражения. В этом случае нужно просто осознать это, понять себя и успокоиться.

Что касается короткого сна, когда за 3–4 часа необходимо полноценно выспаться, то здесь аналогичный алгоритм – нужно, войдя в ИСС, точно сформулировать, что вам требуется:

– я засыпаю и проснусь через 3 часа полностью отдохнувшим, бодрым и энергичным;

– я проснусь в 6 утра свежим, как огурчик!

И конечно, нельзя забывать об элементарной технике безопасности. Если в прошлую ночь вы, воспользовавшись состоянием сверхобучаемости, выспались за 3 часа, то в эту ночь лучше спать свои нормальные 7 или 8 часов – это закон для нашего здоровья.

1. Немаловажную роль в настроях играют слова. Ваши слова. Привычные слова. Те слова, которыми именно вы привыкли пользоваться. Именно их лучше всего использовать в настроях.

2. Немаловажный момент при заказе краткого, но полноценного сна – тип настроя. «Будильник» или «таймер» – лучше пользоваться тем, который подходит именно вам. Хотя у многих хорошо работают оба варианта.

3. Вам действительно нужно сократить время сна? Дело в том, что если веской причины нет, а вы просто решили проверить, как работает это состояние, то подсознание может со спокойной совестью «аннулировать» ваш настрой, позволив вам проспать семь часов вместо трех.

Но так уж получается, что иногда мы не успеваем сделать все необходимые дела в отведенные 12–16 часов бодрствования, причем несколько дней подряд. Как быть, если в течение недели вам удается спать максимум по 3–4 часа в сутки?

Когда это случается со мной, я обычно наверстываю дефицит сна отдыхом в глубоком состоянии (более сильном состоянии сверхобучаемости) в течение 30–40 минут в общей сложности в течение дня. Тогда, даже если в таком режиме работать подряд 10–15 дней, психика и организм нормально справляются с нагрузками. Никакого нервного истощения. Но это при условии, что я засыпаю, погружаясь в нейтральное состояние, и использую настрой на полное восстановление за 3 часа. Повторюсь, я не просто в отдыхаю в состоянии сверхобучаемости, а по возможности вхожу в него как можно глубже.

Уже несколько лет подряд, примерно раз в году, у меня возникают подобные пиковые нагрузки, и описанный выше алгоритм безотказно помогает мне справляться с ситуацией и оставаться при хорошем здоровье и самочувствии. Естественно, после таких нагрузок просто необходимо дать себе хоть немного расслабиться.

Но однажды даже у меня, человека, полностью владеющего этими уникальными навыками, здоровье дало сбой. Я опишу это поподробнее, дабы другие не повторяли моих ошибок.

2003 год для меня был до предела насыщен событиями. Причем добрая (и не очень) половина моих знакомых и коллег находилась в полном неведении относительно почти всего, происходящего со мной. Я получил приглашение на проведение недельных тренингов в бизнес-школу. Занятия планировалось проводить под Москвой, в пансионате Управления делами президента «Лесные дали», уровень заявленных тренингов также был весьма и весьма высоким, и, что, конечно же, немаловажно, все это мероприятие почти полностью оплачивалось организаторами.

В рамках данного издания нет смысла описывать все занятия и тренинги – к теме освоения технологии сверхобучаемости это не имеет прямого отношения. Скажу только, что все дни у меня были расписаны: в 6 утра – бассейн, затем тренажерный зал, завтрак, первая лента занятий, обед, вторая лента занятий, ужин, мероприятия, тренинги, живое общение, конкурсы и капустники, и заканчивалось все под утро. На сон оставалось 2–3 часа, а иногда и меньше.

Естественно, спал я, исключительно погружаясь в глубокое состояние, а отдыхать днем времени уже не хватало. Это меня и подвело.

При обычной городской жизни в условиях дефицита времени я постоянно использую для отдыха время во время поездок в городском транспорте. Задаю настрой на восстановление сил и «отключаюсь». Чтобы не проспать, в настрое указываю, когда мне нужно проснуться и где выйти. Как оказалось, это очень немаловажная деталь. Если я просто использовал настрой:

– Я отдыхаю и проснусь на остановке «Площадь Ленина», то я просыпался на нужной остановке, но двери транспорта при этом через мгновение уже захлопывались. Пришлось использовать настрой немного по-другому:

– Я восстанавливаюсь, просыпаюсь у «Дома туриста» и выхожу на остановке «Площадь Ленина».

Но вернемся в Подмосковье. Корпуса, в которых жили приехавшие со всех концов нашей необъятной страны и из-за рубежа сначала чужие, а впоследствии ставшие такими знакомыми мне люди, стояли в осеннем лесу. Когда мы переходили из корпуса в корпус, все вокруг было наполнено торжественным благоуханием опадающей листвы резных кленов, запахом хвои и еще чего-то неуловимого, от чего на душе наступало необыкновенное умиротворение. В городской толчее такое испытать почти невозможно, и я чувствовал, что моя душа буквально растворялась в этой природе. Все мысли о том, что надо ограничить живое общение и отдохнуть подольше в своем номере, я гнал прочь.

И вот ночным поездом с воскресенья на понедельник я отправился с Ярославского вокзала, а на следующее утро у меня поднялась температура до 38,5 °C. Все попытки быстро выздороветь с применением навыков сверхобучаемости не привели к успеху. Со мной в одном вагоне возвращались домой еще трое участников этой школы. У них температура поднялась еще в Москве накануне вечером. Я теряюсь в догадках: что это? Отравление? Простуда? Инфекция?

Нужно срочно выздоравливать! Уже понедельник, а в среду в 18:00 у меня в расписании стоит тренинг. На вторые сутки пути я решаю отказаться от пищи и перехожу исключительно на воду. Благо, что в поезде можно позволить себе не только питаться так, как хочешь, но и периодически работать на оздоровление, используя состояние глубокого погружения. Плюс настрой на оздоровление во сне.

Пожалуй, единственным минусом во всей этой ситуации было то, что я, представляя много раз, как приеду домой, думая, как куплю цветы самому дорогому для меня человеку, как расцелую ее и детей, как расскажу об этом удивительном путешествии, в реальности добрался до дома совершенно без сил. Я даже не смог поднять все коробки на свой пятый этаж, а когда зашел в квартиру, то просто плюхнулся без сил в кресло, не в силах ничего ни рассказывать, ни проявлять мало-мальские эмоции для своих любимых.

Тем не менее в среду вечером я уже вел занятия, практически полностью приведя себя в порядок.

Спустя несколько дней, созвонившись с тюменскими друзьями, я узнал, что они проболели целую неделю после приезда из Москвы. Я понял, что причиной моего недомогания было даже не переутомление, а самонадеянность. Нужно было больше отдыхать. Хотя бы по 30 минут в состоянии ИСС в течение дня…

Ученые проводили интересные опыты по восстановлению работоспособности операторов после 24 часов работы. Экспериментальную группу погружали в глубокий гипнотический транс всего на 8 минут и внушали, что они полностью восстанавливают силы за время отдыха. А контрольной группе предлагали отдыхать как хотят. После этого им предстояло еще сутки работать на своих рабочих местах.

Результаты эксперимента впечатлили – внушение в состоянии глубокого гипнотического транса помогло экспериментальной группе почти полностью восстановиться, чего никак нельзя было сказать о контрольной группе.

Состояние сверхобучаемости, конечно, нельзя приравнивать по силе активизации внутреннего разума к глубокому гипнотическому трансу, но возможности влиять на физиологические процессы организма в нем в несколько раз выше по сравнению с обычным состоянием не только бодрствования, но и релаксации. А при дополнительной практике более глубоких погружений в это состояние во время специальных тренингов можно добиться намного большей эффективности в практике управления процессами мышления и физиологии.

Хочу закончить этот раздел самыми банальными советами, которые многие почему-то игнорируют:

• ужинайте не позднее чем за час-полтора до сна;

• перед сном воздерживайтесь от просмотра боевиков, фильмов ужасов и новостей (что порой почти одно и то же);

• проветривайте помещение, в котором спите;

• откажитесь от прослушивания динамичной музыки в стереонаушниках;

• настройтесь на сон;

• лежа в постели, попытайтесь вспомнить, чем закончилось сновидение прошлой ночи;

• отложите решение всех проблем до утра (перестаньте о них думать);

• никакого кофе и крепкого чая на ночь!

Далее можно написать полстраницы об устройстве постели, еще полстраницы об одежде для сна, потом можно добавить пару страниц примеров, но это ни к чему, так как со сном после овладения состоянием ИСС проблем практически ни у кого уже не остается. Люди приучаются спать, даже стоя в автобусе.


Технология 11. «У нас секса нет!» Или все-таки есть?

Все помнят нашумевшую историю с телемостом. Но поскольку спустя всего лишь несколько лет выяснилось, что секс в России все-таки есть, время от времени мне стали задавать вопросы и на эту тему. Причем обычно после тренингов. И только мужчины. Женщины, возможно, считают верхом неприличия говорить об этом с психологом мужского пола. А может быть, они согласны с той самой соотечественницей, дескать, что говорить о том, чего нет. Тренинги-то чисто практические! Тем более что почти все, о чем говорится на занятиях, тренер предлагает опробовать тут же!

Не стану отвлекаться на пространные размышления о том, что разные люди вкладывают в это понятие, скорее всего, разное содержание. Вникая в эту непростую ситуацию, я понял, что проблема на самом деле волнует значительно большее количество людей, просто далеко не все об этом решаются спросить или рассказать о позитивных примерах из своей жизни. И следовательно, есть необходимость, отправив погулять на 10 минут школьников, непосредственно на занятиях давать под запись основные принципы применения сверхобучаемости в практике интимных супружеских отношений. Естественно, без непосредственного применения на занятиях.

Но прежде, чем мы перейдем к подробному описанию темы этого раздела, – информация к размышлению.

Как известно, секс является важной составляющей жизни не только для сознания, но и для бессознательной части разума. При исследовании бессознательных предпочтений выяснилось, что наиболее полезными для бессознательного разума являются сексуальные отношения с любимым человеком и только после весьма продолжительного знакомства. Речь идет не о нескольких днях, неделях или месяцах, а о более длительном периоде. В противном случае возможны губительные последствия для подсознания. А значит, совершенно непонятным для сознания образом все это может отразиться и на других сторонах жизни человека.

Как тут не вспомнить один древний китайский обычай, согласно которому молодые могли вступать в брак не ранее чем после трех лет знакомства.

Если использовать настрой в интимных отношениях, то все получается намного лучше. Естественно, ведь телесный разум прекрасно знает, что нужно вашему партнеру или партнерше. Переложив часть своего общения на подсознание, человек может и в этой ситуации достичь больших высот.

Для мужчин и для женщин здесь предлагаются разные алгоритмы. Еще раз напоминаю, что все настрои проговариваются своими словами. Кто-то называет это «романтическим вечером», кто-то просто «сексом», кто-то по-другому. А кое-кто так, как в приличном обществе не принято говорить вслух…

Для мужчин

– Я настраиваю супругу на романтический вечер.

Этот настрой используется с утра. Как замечают специалисты в этой области, на интимные отношения женщину надо настраивать не за 5 минут «до того как», а с самого утра. С навыком сверхобучаемости это очень просто. Человек проговаривает настрой, а остальное делается почти само собой. Днем используется еще один такой же настрой. И вечером, если мужчина не уверен в своих способностях в этом плане, он может проговорить настрой, который считает оптимальным. Это могут быть настрои типа «образ», «действие» или «образ плюс действие». В настрой можно добавлять цель.

На ночь перед сном можно использовать настрой на осмысление своего опыта такого типа отношений, добавив, что с каждым разом подсознание помогает действовать лучше и лучше.

Для женщин

В силу различий в действии процессов торможения и возбуждения в психофизиологии мужчин и женщин женский вариант алгоритма может выглядеть следующим образом:

– Я настраиваюсь на романтический вечер.

Настрой исполняется за несколько часов. Аналогичный настрой проговаривается за несколько минут до близости.

И наконец, в основной настрой можно включить образ страстной львицы, или Клеопатры, или кого-то еще, добавив фразу про повышение чувственности или возбудимости. Можно использовать фразу про достижение желаемого уровня состояния удовлетворения.

В общем, можно смоделировать самые разные варианты. Но надо помнить, что гарантированно это работает только при отношениях с близким человеком, то есть с мужем или женой, так как именно этого человека ваше подсознание знает лучше всего, и именно с ним (или с ней) оно может лучше всего выстраивать подобное общение. И именно с близким человеком вы сможете выходить на столь высокий уровень общения, полностью доверяя друг другу.


Технология 12. Блиц-включение сверхобучаемости

Люди так устроены, что им хочется чуда. Причем одни ждут чуда, чтобы им восхититься, а другие – чтобы доказать, что и это не чудо вовсе. Самое парадоксальное в этом то, что и те и другие, преследуя абсолютно противоположные цели, порой достигают их при виде одного и того же явления. Более того, и те и другие при этом испытывают удовлетворение.

Таким чудом для меня всегда было третье занятие по сверхобучаемости. Почему чудом? За одно занятие люди несколько раз испытывают изумление. В самом начале – от неожиданного эффекта торможения, когда большинство, находясь в здравом уме и в доброй памяти и безо всякого гипноза со стороны, вдруг не могут выполнить простого арифметического действия. Через 10 минут они начинают считать свободнее и увереннее, отчетливо понимая, как их же слова (настрои) влияют на скорость и на другие характеристики счета. А в конце занятия половина участников удивляются наличию у себя неожиданно открывшихся способностей к портретному рисованию.

Как и обещал, я открываю еще один секрет столь быстрого включения навыка сверхобучаемости. Причем эта техника применима не только к портретному рисованию, но и к другим видам деятельности.

Итак, все начинается с предварительного настроя, 3–4 минуты, на овладение навыком сверхобучаемости. Затем дается простое задание из этого вида деятельности. Например, нарисовать ластик, проговорив соответствующий настрой в состоянии сверхобучаемости.

После этого обязательно используется настрой на осмысление опыта данной деятельности и на оживление предыдущих жизненных опытов аналогичной деятельности. Можно вспомнить уличных художников или уроки рисования.

Далее выполняется еще один пробный рисунок, но посложнее. После этого в состоянии сверхобучаемости снова происходит осмысление этого упражнения и других воспоминаний о рисовании, после чего следует прямое обращение к подсознанию с просьбой помочь нарисовать похожий портретный рисунок, на что уходит еще 5–10 минут. И только после этого группа начинает рисовать портрет с натуры.

В конце занятия люди с изумлением рассматривают свои рисунки и говорят, что до сих пор вообще не рисовали. Часть присутствующих не испытывают энтузиазма, так как они не нарисовали ничего, даже близко напоминающего портрет. Это не значит, что они не обучаемы технике рисования, просто исходный уровень художественных навыков у них оказался несколько ниже.

Аналогичным образом можно обращаться к развитию и других навыков. К примеру, наклеиванию обоев или улучшению почерка, оттачиванию техники плавания или поиску новых идей в креативной рекламе. Если результат нужен, что называется, немедленно, можно попробовать такое экспресс-обучение. Правда, эффективность его намного ниже по сравнению со стандартным алгоритмом выработки нужного типа мышления (навыков), но в «пожарном порядке» применение данного алгоритма может дать весьма ощутимый результат, а в ком-то, возможно, откроется неожиданная одаренность, граничащая с талантливостью, как это неоднократно было на моих тренингах.

Леонид пришел на занятия вместе с мамой. Со стороны это смотрелось очень интересно: здоровенный парень, что называется, косая сажень в плечах, и стройная женщина, про которую трудно было сказать, что рядом с ней ее взрослый сын.

Когда группа начала рисовать портретные рисунки, мама тихонько подзывает меня и заговорщицким шепотом сообщает:

– Вы знаете, Леня никогда раньше ничего не рисовал. Даже рисунки в школу я рисовала за него сама.

И взглядом показывает на молодого человека – дескать, посмотрите, с каким увлечением он рисует. Леонид действительно уверенно штриховал тени на бумаге, небрежно удерживая карандаш по касательной к плоскости листа. Портрет у него получился на удивление похожим, но самое интересное было потом. На следующее занятие он пришел с тремя портретами жены – один другого лучше. Под каждым портретом стояла его подпись и даты – 21-е, 22-е, 23-е.

– Возьмите на память, будете показывать на вводных лекциях, каких успехов добиваются на ваших занятиях!

– А не жалко отдавать такие хорошие портреты?

– Какие проблемы! Будет нужно – нарисую еще лучше!

У меня скопилась уже довольно объемная стопка альбомных листов с рисунками слушателей моих курсов. Эти четыре мне особенно дороги. И хотя большинство рисунков не представляют практически никакой ценности, все их я даже не решаюсь демонстрировать, чтобы не напугать слушателей (самые лучшие рисунки обычно уносят их авторы или забирают фотомодели, позирующие на занятиях), выбрасывать мне их почему-то жаль. Ведь каждый такой портрет – это попытка самовыражения. Многие мне откровенно говорили, что сами они и пробовать бы не стали рисовать.

Однако после одного из занятий у меня не осталось ни одного портрета. Все началось с того, что я не учел некоторых тонкостей в организации занятия с портретным рисованием и в результате ни один участник ничего путного не нарисовал. Я очень переживал, так как все ждали чуда, а не свершилось… В глазах слушателей читалось откровенное разочарование и недоверие к моему методу.

Самое интересное, что многие уже вполне успешно применяли полученные на первых двух занятиях навыки – кто дома, кто на работе, кто в учебе. А портреты у нас не вышли. Срочно требовалось что-то предпринять. Я предложил всем, кто все-таки хочет нарисовать хороший портрет, прийти на следующее занятие на час раньше.

Оно начиналось в будний день в 18:00. Прийти на час раньше – значит к 17:00. Для тех, кто работает до 17:00, задача трудновыполнимая. Поэтому, думая, что, скорее всего, никто не придет, я не стал приглашать модель во второй раз. А пришли почти все…

За первым столом сидели молодые мужчина и женщина с девочкой лет десяти. Видимо, ребенка не с кем было оставить и они взяли ее с собой на занятие. Как оказалось, весьма кстати. Я спросил юную особу:

– Ты смотришь передачу «Ты – супермодель»? Хочешь попробовать себя в таком качестве?

Поняв, что девочка не прочь поработать супермоделью, пусть даже несколько минут, и увидев положительный ответ в сияющих глазах женщины и мужчины, с которыми она пришла, я предложил ей занять место модели для позирования.

Я не мог себе позволить проколоться с рисунками второй раз и применил технику контактного обучения. Брал каждого за руку на несколько секунд, ускоряя умственные процессы, направленные на выработку художественного мышления. После такого простого на первый взгляд упражнения люди начинали рисовать портреты.

Через 30 минут я испытал второй шок с этой группой. Все нарисовали очень похожие портреты!

У меня не осталось ни одного рисунка, все участники унесли с собой. И я им всем очень благодарен за тот непростой урок.

Это вполне естественно, что тренер учится с каждой новой группой. И каждый раз старается работать лучше и лучше.

Работая с группой в городке нефтяников, я заметил, что одна женщина начала рисовать очень нехотя, словно скрепя сердце. Но особого внимания на это не обратил, тем более что ничего выдающегося она не нарисовала. Но это было лишь на первый взгляд.

На следующее занятие Наталья Сергеевна принесла сразу 7 рисунков. Все рисунки были пронумерованы. И с возрастанием номеров четко прослеживалось улучшение качества рисования. Последний портретный рисунок был не хуже, чем у уличных художников.

Естественно, я поздравил ее с таким хорошим результатом в быстром развитии навыков. Здесь следует сделать маленькое отступление. Надо признать, что несмотря на то, что я всем даю задание после третьего занятия рисовать в этом состоянии в день минимум по одному портрету, что очень полезно не только для выработки навыка рисования, но и для многих других сфер жизни людей, большинство все-таки ничего не рисуют.

– Главное не в том, что я хорошо нарисовала, а в том, что я вообще стала рисовать!

Оказалось, что очень давно, когда она принесла из детского садика один из первых своих рисунков, близкий ей человек что-то неосторожно сказал ей по поводу качества ее работы. Девочку это очень сильно задело, и с тех пор она больше ни разу ничего не рисовала. Ни в школе, ни в вузе.

А на занятии она вошла в это состояние, использовала настрой, что она великий художник, и последствия давней психологической травмы исчезли сами собой.

Прошло несколько лет. С Натальей Сергеевной нас связывают как дружеские, так и деловые отношения.

В общественной организации «Город талантов» она заведует сектором математических способностей, ведет большую общественную работу. И иногда с юмором вспоминает о том рисунке, сделанном только ради того, чтобы от нее отвязались.

Обычно если все занятия курса проходят в одной и той же аудитории, то выработка требуемых навыков идет легче, чем при перемене кабинетов.

Группа второй половины декабря 2009 года оказалась именно в такой, не самой удобной для меня ситуации. Третье занятие, когда нужно было рисовать портреты с натуры, увы, проходило тремя этажами ниже. Первая попытка нарисовать что-то похожее выявила всего двух потенциальных художников. Тогда, чтобы компенсировать минусы перемены обстановки, я предложил для второго рисунка взять принципиально другой настрой:

– Я голодный уличный художник, рисую портрет за ужин.

Результат превзошел мои ожидания. Многие настолько вжились в образ, что не спешили прекращать рисование, когда отмеренные 15 минут истекли: никто не хотел остаться без ужина. Я же для себя вынес из этой ситуации следующий урок: предлагая попробовать как позитивное, так и негативное стимулирование в ситуации учебной деятельности, можно помочь занимающимся определить, как себя лучше мотивировать и в реальной жизни.

Давайте подытожим структуру только что описанной схемы.

Весь алгоритм состоит из нескольких типовых блоков, в каждом из которых одни и те же составляющие: сначала предварительный настрой (1–5 минут), затем основной (продолжительность его в зависимости от вида деятельности может быть и несколько минут, и несколько часов), потом осмысление (1–5 минут). Естественно, все эти составляющие выполняются в состоянии сверхобучаемости.

Первый блок

Группа берет предварительный настрой:

– Я настраиваюсь на оживление навыков рисования.

(АКТИВНЫЙ РАЗУМ, я настраиваюсь на оживление навыков рисования. ТОЧКА).

Пару минут люди просто сидят в тишине, вспоминая все, что имеет отношение к рисованию: виденных ими в парке уличных художников, школьные уроки рисования и т. п.

Затем берется основной настрой:

– Я великий художник, рисую ластик.

Для начала предлагается попробовать какое-то достаточно простое действие в этом состоянии. В нашем случае это рисование ластика. Если человек, к примеру, вырабатывает в ускоренном режиме навык выступления перед аудиторией, то он может посадить перед собой своего друга и, взяв настрой, что он выдающийся оратор, поговорить в этом состоянии минут пять как с трибуны.

После этого берется настрой на осмысление:

– У меня идет осмысление навыков рисования, и с каждым рисунком я рисую все лучше и лучше.

Соответственно если рассматривать ораторское мастерство, то настрой будет звучать примерно так:

– У меня идет осмысление навыков выступления перед людьми, и с каждым выступлением я выступаю все лучше и лучше (увереннее и увереннее; зажигательнее и ярче и т. п.).

В этом настрое люди также просто сидят с закрытыми глазами, ничего больше про себя не проговаривая. При этом полезно вспоминать зрительные образы, то, что люди видели в своей жизни, относящееся к тому, осмысление чего происходит. Если происходит осмысление рисования – вспоминать рисунки или сам процесс рисования, в том числе этот только что нарисованный, пусть даже неказистый. Если происходит осмысление вступлений – вспоминать успешные выступления других людей и свою, только что произнесенную речь.

Второй блок

Предварительный настрой можно взять такой же либо немного изменить:

– Я настраиваюсь на рисование стаканчика и включение навыков рисования.

Основной настрой обязательно проговаривается другими словами. Если в первый раз был образ великого художника, то в следующий раз можно взять гениального или одаренного художника. И добавить наречие «вдохновенно», которое может качественно изменить ваше состояние в процессе рисования:

– Я талантливый художник, вдохновенно рисую стаканчик (матрешку, мобильник, колпачок и т. п.).

Соответственно уровень сложности с каждым блоком также необходимо повышать: если первый раз рисовали ластик, то во второй раз можно взять стаканчик. А в третий мы обычно уже рисуем портрет с натуры.

Затем снова настрой на осмысление. Можно аналогичный тому, что брали в первом блоке, либо несколько иной.

И так далее. Аналогичным образом берется третий блок, четвертый. Если есть необходимость, то и пятый, шестой и т. п.


«Все мы немножко лошади»

Однажды на тренинге я предложил слушателю проговорить настрой в образе животного (слона) и заметил, как изменились выражение его лица, походка и некоторые другие специфические показатели его состояния. Он погрузился в состояние сверхобучаемости и прошел несколько метров. У него была походка грузного и массивного существа. Сам студент ощутил тяжесть в ногах, потом и во всем теле. Ноги ощущал словно две толстые тумбы (кто-то представляет большие плоские уши, кто-то хобот).

Я стал предлагать на последних занятиях в каждой группе примерять образы разных животных, поскольку это очень хорошо позволяло участникам прочувствовать сильное включение этого состояния на уровне физиологии и не только.

В образах хищников в глазах у многих появлялось дикое выражение. А люди говорили, что в груди вырастает что-то такое необычное, хищное.

Постепенно удалось выработать оптимальный алгоритм применения образов животных в тренинговом процессе.

Я предлагаю людям брать образы тяжелых, затем легких животных или даже птиц, хищников и грациозных представителей фауны. В результате у каждого идет мощнейшее включение этого состояния на уровне физиологии, прорабатывается множество моментов, обогащающих и одновременно гармонизирующих внутренний мир участников.

Ну а если выражаться, так сказать, более приземленно, то образы животных можно применять для следующих целей.


Повышение силовых показателей

Вы примеряете образ сильного животного, и физически тяжелый труд выполняется намного легче.

Вы несете в руках две большие сумки или мешок картошки на плече – самое время войти в это состояние и взять настрой:

– Я медведь.

Или:

– я ломовая лошадь;

– я слон;

– я вьючный осел:-);

– я буйвол, свободно тащу мешок картошки.


Повышение выносливости

Удобно брать образы выносливых животных в зависимости от того, в какой ситуации находится человек. Если это бег на длинную дистанцию, хорошо подойдут образы волка, собаки, джейрана, лося, лани и т. д.

Если вы поднимаетесь на 12-й этаж без лифта, вам подойдут такие настрои:

– я снежный барс;

– я горный козел:-).

Или вполне человеческие образы:

– я альпинист;

– я горец.


Управление процессами терморегуляции

В жару:

– я верблюд, мне прохладно;

– я слон;

– я варан;

– я лев.

Человеческие образы:

– я южанин (африканец, житель Сахары, туарег).

В холод:

– я верблюд, мне прохладно;

– я пингвин (тюлень, морж, белый медведь, северянин, сибиряк, чукча:-)).


Улучшение зрения

Несколько лет назад на последнем занятии мужчина рассказал мне интересный опыт применения этого состояния для работы в ночное время. Василий работает водителем, и иногда во время ночных смен сонливость наваливается так, что «в глаза хоть спички вставляй».

Тогда он стал в этом состоянии применять настрой, что он видит как сова. В результате водитель



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: