Тема: Экономика приусадебного (дачного) участка
Цели: познакомить учащихся с вариантами использования приусадебного участка; влиянием доходов с приусадебного участка на семейный бюджет; учить рассчитывать количество садово-огородных культур, необходимых семье в соответствии с нормами потребления и урожайностью; воспитывать интерес к работе на приусадебном участке.
Оборудование: рабочая тетрадь, учебник, таблица «Урожайность основных пищевых культур»
Словарь: приусадебный участок, овощные и плодовые культуры, себестоимость продукции, минеральные соли, микроэлементы.
Ход урока
- Организация урока.
· Приветствие.
· Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы урока.
Многие сейчас спорят: нужен ли семье приусадебный (дачный) участок или не нужен. Есть яростные защитники как одного, так и другого варианта ответа. И доводы у них часто представляют противоположные мнения. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться, какую роль в экономике, да и вообще в жизни семьи играет приусадебный участок.
- Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
· Какие способы сбережения денежных средств вы знаете?
· Какой способ сбережения средств вам кажется наиболее предпочтительным?
· Почему хранить сбережения дома не рационально?
· Люди тратят довольно большие средства на создание уюта в квартире. Есть ли в этом экономический смысл? Чем окупаются эти затраты?
· Правда ли, что в многодетной семье затраты на одежду одного ребенка оказываются ниже, чем в семье, имеющей одного ребенка?
- Изучение нового материала.
- Вступительное слово учителя.
Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем…
В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, т.е. хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе.
Итак, садоводство, огородничество, цветоводство – древние занятия людей. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был.
Время, проведенное на приусадебном или дачном участке всей семьей не проходит даром. Совместная работа на садово-огородном участке сближает членов семьи, объединяет общей целью.
Приусадебный участок помогает его владельцам:
· Экономить денежные средства семьи на приобретении овощей и фруктов;
· Разнообразить семейный рацион, пополнять его полноценным набором витаминов, минеральных солей и микроэлементов;
· Наилучшим образом размещать свободные денежные средства семьи, вкладывая их в покупку земельного участка или строительство дома;
· Пополнять семейный бюджет за счет развития предпринимательства на земельном участке;
· Налаживать и укреплять отношения между членами семьи.
- Объяснение учителя с элементами беседы.
· Экспериментальная работа на участке.
Экспериментировать можно с любой культурой.
· Экономика приусадебного (дачного) участка.
У приусадебного участка есть еще одно предназначение: экономить денежные средства семьи на приобретение овощей и фруктов.
· Использование приусадебного участка для предпринимательской деятельности.
- Как вы думаете, какие виды предпринимательской деятельности можно развивать на приусадебном участке? (ответы учащихся).
Очень интересные проекты вы предложили:
- выращивание овощей или фруктов с целью их реализации;
- выращивание цветов для продажи;
- развитие кролиководства, птицеводства;
- выращивание рассады для реализации на рынке.
- А как можно будет рассчитать прибыль, полученную от предпринимательской деятельности? (ответы учащихся).
Правильно, для расчета прибыли необходимо знать себестоимость продукции и доход, полученный от продажи на рынке. Разность этих чисел и покажет прибыль.
- А как вы думаете, как можно вычислить себестоимость выращенной продукции? (ответы учащихся).
Правильно, необходимо вести учет всех денежных средств, затраченных на производство.
- Скажите, а какие затраты должны быть сделаны, чтобы вырастить, например, рассаду? (ответы учащихся)
Правильно, необходимо купить семена, минеральные удобрения, навоз, емкости для выращивания рассады, различные химикаты. Кроме того, в себестоимость продукции должна войти и плата за садово-огородный участок, и оплата проезда на участок.
- Практическая работа.
Задание: выполнить практическую работу – вырастить на приусадебном участке самостоятельно какую-либо культуру и обосновать свой выбор.
- Подведение итогов урока.
Вопросы:
· Расскажите о своем приусадебном участке.
· Для чего ваша семья имеет садово-огородный участок: для отдыха, для выращивания овощей и фруктов для семьи, для предпринимательской деятельности?
· Чем бы вы хотели заниматься на приусадебном участке?
· Как вы считаете, нужно ли иметь приусадебный участок семье?
- Домашнее задание: дать описание своего приусадебного участка и его влияние на семейный бюджет. Задание должно быть выполнено до 13.05.2020г.
Таблица 7. Норма потребления и средний урожай
основных овощных культур
Культура | Годовая норма потребления на 1 чел., кг | Средний урожай, кг/м |
Картофель | 3,0 | |
Капуста (всех видов) | 5,0 | |
Морковь | 4,0 | |
Свёкла столовая | 4,0 | |
Лук | 4,0 | |
Чеснок | 3,0 | |
Огурцы | 4,5 | |
Помидоры | 4,0 | |
Перец | 5,0 | |
Кабачки | 3,0 | |
Горох, фасоль | 6,0 | |
Зелень (укроп, петрушка, салат и др.) | 1,5 2,0 |
Таблица 8. Расчет стоимости продукции садового участка
Культура | Кол-во растений, шт. | Урожайность с 1 дерева, куста, кг | Цена 1 кг, руб. | Стоимость продукции, руб. |
Яблоня | 90-120 | |||
Груша | 80-100 | |||
Вишня | 20-25 | |||
Слива | 30-40 | |||
Смородина черная | 5-7 | |||
Смородина красная | 5-6 | |||
Крыжовник | 5,0 | |||
Малина | 1,0-1,5 | |||
Земляника | 0,7-1,0 | |||
Итого |