Словарь основных терминов
Акмеология | (от греч. акmе — вершина, острие) — наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его духовной и социально-профессиональной зрелости при достижении наиболее высокого уровня развития. |
Алекситимия | психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности: затруднение в определении и описании (вербализации) собственных эмоций и эмоций других людей. |
Арт-терапия | направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. |
Аффект | (от лат. affectuctus — “душевное волнение”) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. |
Биографические методы | способы исследования жизненного пути человека. Помимо ретроспективного описания прошедших этапов жизни включают анализ предполагаемых в будущем событий. |
Дезориентация | это невозможность для отдельно взятого человека самостоятельно идентифицировать свою личность, время, в котором она находится, место физического пребывания или социальную принадлежность. |
Деперсонализация | расстройство самовосприятия, при котором собственные действия воспринимаются как бы со стороны и сопровождаются ощущением невозможности управлять ими |
Депривация | лишение возможности удовлетворения или недостаточное удовлетворение какой-либо психической потребности в течение достаточно длительного времени. Наиболее опасны для полноценного развития сенсорная, эмоциональная и коммуникативная формы депривации. |
Деформация личности профессиональная | изменение психической структуры, качеств личности под влиянием выполнения профессиональной деятельности |
Идентичность | условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных ситуациях. |
Имидж | эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо, чего-либо, например, политического лидера, профессии, товара. |
Индивидуальный стиль деятельности | устойчивая личностно окрашенная система относительно однородных приемов, способов, методов, навыков выполнения той или иной |
Интериоризация | формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности[стиль], присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. |
Карьера | успешное продвижение работника в сферах общественной, служебной, профессиональной, научной деятельности и др. |
Каузометрия | метод исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности, направлен на описание прошедших и предполагаемых этапов профессиональной биографии. |
Когорта | группировка индивидов по признаку переживания одних и тех же событий в одни и те же периоды времени. Люди, входящие в когорту, характеризуются общими социально-психологическими качествами. Понятие «когорта» используется при выявлении индикаторов профессиональных изменений разных возрастных групп. |
Консультация психологическая | одна из форм оказания психологической помощи людям, испытывающим потребность в оптимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психических состояний и психических затруднений, чувства безысходности, в организации самовоспитания и др. |
Копинг | использование энергии эмоциональных переживаний для организации конструктивного целенаправленного поведения называется совладающим поведением или копингом |
Креативность | от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления. |
Мотивация | это побуждение к действию. Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. |
Прогрессивная (последовательная) мышечная релаксация | это особый вид упражнений на расслабление, в ходе которых чередуется состояние расслабления и напряжения отдельных групп мышц. |
Профессиограмма | характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья. Профессиограмма позволяет определить профессиональную пригодность человека. |
Профессиология | научная дисциплина, находящаяся на стыке философии, социологии и психологии, изучающая закономерности и тенденции профессионализации личности. |
Профессиональная идентичность | профессиональный «Я-образ», включающий профессиональные стереотипы и уникальность собственного «Я»; осознание своей тождественности с профессиональным образом «Я». |
Профессиональная миграция | смена вида профессиональной деятельности, места работы, специальности и профессии |
Профессиональная мобильность | готовность и способность работника к смене выполняемых производственных заданий, освоению новых специальностей или изменений в них, возникающих под влиянием технических и технологических преобразований. |
Профессиональная ориентация | система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей |
Профессиональная пригодность | соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной |
Профессиональная социализация | присвоение специалистом групповых норм, ценностей, правил профессионального поведения; идентификация себя с профессией |
Профессиональное самоопределение | активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения — осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий; самоанализ и самооценка. |
Профессиональный профиль | совокупность критериев оценки личности специалиста. Включает виды деятельности, профессионально важные качества, ключевые квалификации, социально-профессиональные роли и способы поведения. |
Психобиография | метод психологического анализа конкретных лиц. Первоначально использовался для анализа становления политических деятелей, в дальнейшем психобиография стала применяться для изучения деятелей науки и культуры, а также исследования индивидуальных профессиональных биографий людей. |
Психограмма | часть профессиограммы, отражающая требования к личности специалиста, а также психофизиологические свойства, психологические качества и способности, обеспечивающие успешное овладение данной профессией. |
Психометрия | исследование количественных сторон, соотношений, характеристик психических процессов и явлений. |
Психосоматическое расстройство | нарушения функций внутренних органов и систем, возникновение и развитие которых в наибольшей степени связано с нервно-психическими факторами, переживанием острой или хронической психологической травмы, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. |
Психосоматическое расстройство | это сборная группа болезненных состояний, возникающих при взаимодействии соматических и психических патогенных факторов. |
Регуляция эмоций | осознание своих эмоциональных переживаний и их биологически и социально целесообразное использование для достижения цели и удовлетворения потребности |
Редукция профессиональных достижений | возникновение у работников негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки. |
Реориентация | смена профессионального учебного заведения или профессии в связи с острой неудовлетворенностью выбором профессиональной деятельности или обнаружившейся профессиональной непригодностью |
Руминации | это навязчивые размышления о прошлых ситуациях, последствиях этих ситуаций с фиксацией на негативных оценках |
Самоопределение личности | сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. |
Синдром эмоционального выгорания | специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. |
Стресс | (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия. |
Супервизия | (в дословном переводе «взгляд сверху»), реализация процесса, за которым существует более знающий, более авторитетный наблюдатель, который понимает все, что происходит, видящий весь процесс коммуникации объемно, масштабно и стремящийся помочь. |
Таксономия | классификация и систематизация предметов и явлений |
Удовлетворенность трудом | эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. |
Эмоциональная гибкость | способность менять подход к собственным эмоциям и эмоциям других. |
Эмоциональное истощение | чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. |
Эмпатия | осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. |