И О ХРИСТИАНСКОМ СОВЕРШЕНСТВЕ




СЛОВО О СПАСЕНИИ

 

Многие говорят о спасении, многие желают спас­тись; но если спросить их, в чем заключается спасение, то ответ для них делается очень затруднительным. Не беда, если б дело оканчивалось одною затруднительно­стью в ответе! Нет: вредное последствие, истекающее отсюда, очень значительно. Незнание, в чем состоит спасение, сообщает действиям нашим на поприще доб­родетели неопределенность, неправильность. По-видимому, мы делаем много добрых дел; но в сущности дела­ем очень мало дел для спасения. Отчего это? Ответ очень прост: оттого, что не знаем, в чем состоит спасе­ние наше.

Чтоб знать, в чем состоит спасение наше, надо знать наперед, в чем состоит наша погибель, потому что спасение нужно только для погибших. Ищущий спа­сения, этим самым по необходимости признает себя погибшим: иначе для чего бы ему искать спасения?

Погибель наша совершилась чрез уничтожение об­щения нашего с Богом и чрез вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше зак­лючается в расторжении общения с сатаною и в вос­становлении общения с Богом (Требник. Последование святого Крещения).

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Весь род человеческий находится в погибели, в па­дении. Мы лишились общения с Богом в самом корне и источнике нашем: в наших праотцах, при посредстве их произвольного согрешения. Они были сотворены непо­рочными, непричастными греху и тлению; с самого сотворения своего соделались причастниками Святаго Духа; получив бытие естественное по человечеству, вме­сте получили и бытие сверхъестественное от соедине­ния с Божеским Естеством. Произвольно отвергнув под­чинение Богу, произвольно вступив в подчинение диа­волу, они утратили общение с Богом, свою свободу и достоинство, предали себя в подчинение и рабство пад­шему духу. Они произвольно отвергли жизнь, призвали в себя смерть; они произвольно нарушили целость да­рованного им при сотворении добра, отравили себя грехом (Послание св. Григория Паламы к монахине Ксении). Как начала рода человеческого, они сообщи­ли и не престают сообщать свою заразу, свою погибель, свою смерть всему человечеству. Адам, сотворенный по всесвятому Образу и Подобию Божиим, долженствовав­ший произвести соответствующее потомство, осквер­нил Образ, уничтожил Подобие, произвел потомство, соответствующее оскверненному образу, уничтоженно­му подобию. Священное Писание, засвидетельствовав­шее, что человек сотворен по Образу Божию (Быт.1:27), уже ли­шает этого свидетельства чад Адамовых. Писание гово­рит о них, что они родились по образу Адама (Быт.5:3), то есть такими, каким соделался Адам по падении. По причине утраты подобия образ соделался непотребным [139]. От лица каждого человека, вступающего в бытие падения, Писание произносит горестную исповедь: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс.50:7). Человеки соде­лались врагами Бога, Творца своего (Рим.5:10).

Бог, по неизреченной милости Своей, призвал сно­ва род человеческий в общение с Собою. Это совершил он при посредстве самого чудного, непостижимого способа. Единым из трех Лиц Своих, Всесвятым Сло­вом, Он принял человечество, зачавшись в утробе Пре­святой Девы действием Всесвятаго Духа, устранив от Себя обыкновенное человеческое зачатие от семени мужеского, зачатие, сообщавшее всем человекам заразу греховную. Таким образом явился в роде человеческом непорочный Человек, каким создан праотец. Этот непо­рочный Человек был причастником Божественного Ес­тества, подобно первозданному, но несравненно в боль­шей степени: первозданный был святым по благодати человеком, а вочеловечившийся Бог соделался Богоче­ловеком. Все грехи человеческие Он принял на Себя. Он мог сделать это, потому что, будучи человеком, был и всемогущим, всесовершенным Богом. Приняв все че­ловеческие грехи на Себя, Он принес Себя в искупи­тельную жертву правосудию Божию за согрешившее человечество: Он совершил искупление, ибо мог сде­лать это. Неограниченно и бесконечно Святый искупил Своими страданиями и смертью многочисленные, но ограниченные согрешения человеческие, — и Свя­щенное Писание со всею справедливостью свидетель­ствует о Нем: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Бо­гочеловек заменяет Собою пред Богом и весь мир, и каждого человека. Добродетели, и общественные и ча­стные, истекающие из падшего человеческого есте­ства, утратили по вочеловечивании Бога значение: они заменены великим делом Божиим — верую в Того, Его же посла Бог (Ин.6:29). В этом великом деле Божием заклю­чается и спасение, как засвидетельствовал Сам Спаси­тель: Се же есть живот вечный (спасение), да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Хрис­та (Ин.17:3). Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего. Как падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего — это отличи­тельный признак падения отверженных ангелов, — а в смешении нашего естественного добра с неестествен­ным для нас злом, то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совер­шают их язычники, магометане и все, чуждые Христа.

Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесью зла, недостойны Бога, препятствуют обще­нию с Ним, противодействуют спасению нашему. От­вергнем это мнимое добро, или, правильнее сказать, это величайшее зло! Отвергнем деятельность падшего естества! Предадимся деятельности, заповедуемой нам Верою во Христа! Престанем проводить жительство до указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! Начнем проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасемся.

Те, которые дают добрым делам падшего естества незаслуживаемую ими высокую цену, впадают в вели­чайшую душевную погрешность. Они впадают, не по­нимая того, в уничижение и отвержение Христа. Час­то слышится от них вопрос: «Отчего не спастись языч­никам, магометанам, лютеранам и всем подобным, яв­ным и прикрытым врагам христианства? Между ними много самых добродетельных людей». Очевидно, что вопрос и возражения являются от совершенного не­знания, в чем заключаются погибель и спасение чело­веческие. Очевидно, что таким вопросом и возражени­ем уничижается Христос, выражается мысль, что Ис­купление и Искупитель не были необходимостью для человеков, что человеки могут удовлетворить своему спасению собственными средствами. Короче: этим вопросом и возражением отвергается христианство. Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в со­стояние, способное принять Спасителя. Свет прииде в мир, сказал Богочеловек о Своем пришествии к человекам, и возлюбиша человецы паче тму, неже Свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая, ненавидит Света и не приходит к Свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть: творяй же истину, грядет к Свету, да явятся дела его, яко о Бозе суть соделана (Ин.3:19-21). Свойственно возлюбившим грех отвергать Христа, потому что Христос повелевает ос­тавление возлюбленного грешникам греха. Свойствен­но любителям добродетели притекать и прилепляться ко Христу, потому что исполнение (полнота) возлюб­ленного им добра — Христос.

Не на лица зрит Бог, но во всяком языце бояйся Его и делаяй правду, приятен Ему есть (Деян.10:34,35). Эти слова произнес святой апостол Петр по поводу призванного Богом к Вере язычника, сотника Корнилия. Стремление к ис­тинной добродетели предуготовило и соделало Корни­лия способным к принятию спасения. Так должно разуметь слово приятен, по объяснению великого учителя Церкви, святого Иоанна Златоустого (Беседа 23 на Деяния апостольские); так объясняет­ся это слово и самым повествованием, изложенным в Деяниях апостольских святым евангелистом Лукою. Корнилий хотя был язычником, но, оставя идолов, мо­лился прилежно единому истинному Богу и подавал обильную милостыню. Однажды во время молитвы предстал ему Ангел Божий и сказал: Корнилие! Молит­вы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога. И ныне посли во Иоппию мужей, и призови Симона, нарица­емаго Петра (апостола): той речет тебе глаголы, в них же спасешися ты и весь дом твой (Деян.10:3-6). Молитвы и милостыни Корнилия были так сильны, что милосердый Господь призрел на них; но они, сами собою, не доставили спа­сения Корнилию. Они соделали его способным уверовать во Христа, а вера во Христа доставила ему спасе­ние. Вот точная оценка добру падшего естества! Тогда имеет цену это добро, когда оно приводит ко Христу. Когда же оно, удовлетворяясь собою, отлучает от Хрис­та, тогда оно делается величайшим злом, отнимает у нас спасение, даруемое Христом, спасение, которого оно, само собою, никак подать не может.

Подобно действию естественного добра действие Ветхого Завета. Уклонение от него до пришествия Хри­стова было отступлением от Бога; желание остаться при Нем, по пришествии Христа, соделалось отступлением от Бога (Гал.5:4). Ветхий Завет был служителем спасения, при­уготовляя человеков к вере во Христа, которою дарует­ся спасение; но для иудеев, захотевших остаться навсег­да в Ветхом Завете, он соделался ходатаем, орудием по­гибели. Душепагубная погрешность иудеев заключается в том, что они, по действию гордости и самомнения, дали Богом данному им завету иное значение, нежели какое дано ему Богом, и ради Ветхого Завета, который был живописною тенью Истины — Нового Завета, от­вергли Новый Завет; ради тени они отвергли то, что предъизображала тень; ради временного руководства ко спасению они отвергли самое спасение, отвергли Ис­купление и Искупителя.

Столько же душепагубна погрешность тех, которые, ослепляясь гордостью и самомнением, дают своим доб­рым делам, делам падшего естества, несвойственную им цену. «Разбойник и хищник тот, — говорит преподобный Макарий Великий, — кто не входит дверьми, но прелазит инуде (Ин.10:1): таков и тот, который без оправдывающего Хри­ста, оправдывает сам себя (Беседа 31, гл. 4). Все святые, оставляя свою правду, искали правды Божией, и в ней обрели (святую) любовь, сокровенную от естества» (Беседа 37, гл. 2), растленного паде­нием. Естество, будучи растлено падением, имеет и правду растленную. Заблудихом, говорит пророк, и быхом яко нечисти вси мы, яко же порт нечистыя вся правда наша (Ис.64:6). От ног до главы, несть в нем, в падшем человеке, целости (Ис.1:6). Зло, поразившее нас, по объяснению отца-ми слов пророка, не частное, но во всем теле, объяло всю душу, овладело всеми силами ее [140]. Не осталось в естестве нашем никакой частицы неповрежденной, не­зараженной грехом: никакое действие наше не может обойтись без примеси зла. Когда вода смешана с вином или уксусом, тогда каждая капля ее содержит в себе под­месь; так и естество наше, будучи заражено злом, содер­жит примесь зла в каждом проявлении деятельности своей. Все достояние и достоинство наше в Искупите­ле [141]. Оправдится человек токмо верою Иисус Христовою (Гал.2:16). Чтоб усвоиться Искупителю живою верою, требуется всецелое отвержение души своей (Лк.14:26). Подтверждают это требование все евангелисты), то есть не только греховности, но и праведности падшего естества. Стремление к удержанию за собой оскверненной грехом правды падшего естества есть деятельное отвержение Искупителя. Упразднистеся от Христа (вы отчуждились от Христа) иже законом Моисеевым или естественным оправ­даетеся: отпадаете от благодати (Гал.5:4), говорит апостол. Аще бо законом правда, убо Христос туне умре (Гал.2:21). Это значит: в образе мыслей (мудровании), допускающем достоин­ство собственной правды человеческой пред Богом по явлении христианства, непременно существует бого­хульное понятие, окрашивающее весь этот образ мыс­лей, понятие о ненеобходимости Христа для спасения, понятие, равновесное отвержению Христа. Господь ска­зал фарисеям, усиливавшимся удержать за собою свою правду: глаголете, яко видим: грех убо ваш пребывает (Ин.9:41). Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф.9:13). Это значит: не признающие своих грехов грехами, а своей правды непотребным рубищем, оскверненным и истерзанным посредством общения с грехом и сата­ною, отчуждаются от Искупителя, — исповедуя Его, может быть, устами, деятельностью и в духе отверга­ют Его. Святой апостол Павел, бывший непорочным и праведным по законам Моисееву и естественному, вме­нил свою праведность в тщету за превосходящее разуме­ние Христа Иисуса, Господа. Он отрекся своей праведно­сти, вменив ее за уметы (за сор), да Христа приобрящу, говорит великий Павел, не имый моея правды, яже от закона, но яже верою Христовою, сущую от Бога правду в вере (Флп.3:4-9). Ища же оправдатися о Христе, обретохомся и сами грешницы (Гал.2:17), потому что нет возможности приступить к Христу и усвоиться Ему, не признав себя от искренно­сти сердца грешником, грешником погибшим, не име­ющим никакого собственного оправдания, никакого собственного достоинства. От дел закона не оправдится всяка плоть пред Богом. Ныне же кроме закона правда Бо­жия явися, свидетельствуема от закона и пророк. Правда же Божия верою Иисус Христовою во всех и на всех верующих: несть бо разнствия. Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия: оправдаеми туне благодатию Его, избавлением, еже о Христе Иисусе (Рим.3:20-24).

По непреложному закону подвижничества, обиль­ное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественною благодатию, предшествует всем прочим благодатным дарам. Оно предуготовляет душу к приня­тию этих даров. Душа неспособна принять их, если предварительно не придет в состояние блаженной ни­щеты духа. «Когда ум увидит согрешения свои, количе­ством подобные песку морскому, то это служит призна­ком начавшегося просвещения души, признаком ее здравия» [142]. Пришедши в это состояние, святитель Ти­хон Воронежский сказал: «Познаем грехи наши: се бо есть начало покаяния (Келейные письма, т. 15, письмо 73, 70 и 11). Покаемся, признаем себя дос­тойными ничего. Чем недостойнейшими признают себя они (угодники Божии), тем Бог, яко благ и мило­серд, более их удостаивает (там же). Что наше собственное? Немощь, растление, тьма, злость, грехи» (там же). Остере­жемся смертоносного заблуждения! Убоимся сопря­женного с заблуждением отречения от Христа! Убоим­ся верной утраты спасения за усвоение мысли ложной, враждебной Вере! Тем нужнее осторожность в наше время, что ныне с особенным усилием распространяет­ся проповедь о высоте добродетелей и успехов падшего человечества с открытою целью привлечь всех на по­прище этих добродетелей и этого преуспеяния. Осмеи­вая всесвятое добро христианства, проповедь эта стара­ется внушить к нему презрение и ненависть.

Дела спасения суть дела веры, дела Нового Завета. Этими делами исполняется не человеческое разуме­ние, не человеческая воля, но воля Всесвятого Бога, открытая нам в заповедях Евангелия. Христианин, же­лающий наследовать спасение, должен совершить сле­дующие дела:

1) Уверовать в Бога так, как Бог повелевает веро­вать в Него, то есть принять учение о Боге, открывае­мое Богом, принять христианство, хранящееся во всей чистоте и полноте в недре Православной Церкви, на­сажденной Богочеловеком на Востоке, распространив­шейся с Востока по вселенной, доселе пребывающей в целости только на Востоке и содержащей богопредан­ное христианское учение неизвращенным, без изменения и без примеси к нему учений человеческих и бесов­ских (Требник. Последование исповеди). Веровати подобает, говорит апостол, приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятелъ бывает (Евр.11:7). Учение христианское возвещено вселенной пропове­дью, а принято верою. Будучи учением Божественным, учением богооткровенным, превысшим человеческого разума, оно иначе не может быть принято, как сочув­ствием сердечным, верою. Вера, по естественному свойству своему, способна принять и усвоить уму и сер­дцу то, что непостижимо для ума и не может быть при­нято обыкновенным путем суждения. Иже веру имет и крестится, сказал Господь, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет (Мк.16:16).

2) Уверовавший должен принести покаяние в пре­жней своей произвольно греховной жизни, и твердо решиться проводить жизнь богоугодную. По звавшему вы святому, завещавает святой апостол Петр христианам, и сами святи во всем житии будите, яко чада послушания, не преобразующеся первыми неведения вашего похотении (1Пет.1:15,14). Не­возможно ни усвоиться Богу, ни пребывать в усвоении Богу, оставаясь и пребывая произвольно в греховной жизни. Новый Завет всем, приступающим к Богу, возве­щает покаяние в первое условие доступа к Богу. Пропо­ведник, начавший проповедь Нового Завета, великий Иоанн, Предтеча Господень, начал проповедь свою с приглашения к покаянию. Покайтеся, говорил он отвер­женным человекам, вновь призываемым в общение с Богом; приближися бо Царствие небесное (Мф.3:2). С этих слов начал проповедь Свою Сам Богочеловек: оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство небесное (Мф.4:17). С этих слов заповедало Божие Слово Своим святым апостолам начинать их проповедь, по­слав их первоначально к овцам погибшим дому Исраилева, косневшим в погибели, не смотря на дарованное им предъизображение общения с Богом. Ходяще, повелело апостолам Слово Божие, проповедуйте, глаголюще: покай­теся, яко приближися Царствие небесное (Мф.10:7). Призвание к вере и покаянию — Божественны. Послушание к этому призванию необходимо для спасения: оно есть испол­нение всесвятой Божией воли.

3) Уверовавшие в Бога, отвергшие греховную жизнь для вступления в общение с Богом вступают в это обще­ние посредством начального христианского таинства — святого крещения: крещение есть рождение в Боже­ственную жизнь. Невозможно вступить в естественное существование, не родившись по закону естества; невоз­можно вступить в общение с Богом, в чем заключается истинная наша жизнь, или наше спасение, не вступив в христианство посредством святого крещения. Таково Божественное установление. Крещением вступаем в па­кибытие (Тит.3:5), то есть в то святое бытие, которое даровано было Адаму при его сотворении, потеряно им при его падении, возвращено нам Господом нашим Иисусом Христом. Аще кто не родится свыше, сказал Господь, не может видети Царствия Божия. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин.3:3,5). Рождаясь по плоти, мы составляем потомство нашего праотца по плоти, Адама, доставляющего нам бытие вместе с веч­ною смертью; посредством святого крещения мы пе­реходим в духовное потомство Богочеловека, Кото­рый, по свидетельству пророка, есть Бог крепкий, Влас­телин, Князь мира, Отец будущаго века (Ис.9:6), Который, рож­дая нас духовно, уничтожает в нас начало смерти, на­сажденное рождением по плоти, и дарует нам вечную жизнь, спасение, блаженство в Боге. Святой Иоанн Богослов возвещает об уверовавших в Бога и возрожден­ных святым крещением: Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, иже не от крове, ни от похоти плотския, но от Бога родишася (Ин.1:12,13). Святое крещение, соделав нас чадами Божиими, восста­новляет нашу свободу, данную нам при сотворении, ут­раченную нами при падении, восстановляет силу воли, предоставляет нашей власти или пребывать чадами Бо­жиими, или отвергнуть усыновление (Прп. авва Дорофей. Поучение 1). Так в раю пре­доставлено было самовластью праотцев или пребывать вечно в блаженстве, или потерять его. Сего ради подоба­ет нам лишше внимати, то есть с особенною тщательнос­тью наблюдать за собой, да не когда отпадем (Евр.1:11). Святое крещение запечатлевается другим, непосредственно последующим за ним таинством, святым Миропомаза­нием. Справедливо это таинство названо печатью, так как святое крещение со справедливостью может быть названо условием, заветом между Богом и человеком. Печать, которою запечатлевается это условие, — святое Миропомазание.

4) Пребывание в усыновлении Богу, доставляемом чрез святое крещение, поддерживается жизнью по евангельским заповедям; теряется пребывание в усы­новлении отступлением от жительства по Евангель­ским заповедям. То и другое засвидетельствовал Сам Господь: Аще заповеди Моя соблюдете, сказал Он, пребудете в любви Моей. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю, и во огнь влагают и сгарает (Ин.15:1,6). Дляспасения необходимо, чтоб крещеный во Христа жительствовал по законодательству Христа.

5) Богочеловек, родив нас во спасение святым крещением, вводит нас в теснейшее общение с Собою другим великим, непостижимым таинством, таинством Евхаристии, при посредстве которого мы соединяем и смешиваем [143] наши тело и кровь с телом и кровью Бо­гочеловека. Ядый Мою Плоть, сказал Господь, и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный. Аще не снесте Плоти Сына человеческаго, ни пиете Крове Его, живота не имате в себе (Ин.6:56,54,53). Богочеловек посредством этого таинства совершенно отторгнул нас от сродства с ветхим Адамом и ввел в тес­нейшее сродство, в единение с Собою. Как не спастись тем, которые с Богочеловеком составляют едино? Иде же тело, тамо соберутся, и орли (Лк.17:37), питающиеся этим те­лом, свидетельствует святое Евангелие. Достойным и учащенным вкушением духовной пищи, сшедшей с неба и дающей жизнь миру, соделаемся духовными орлами, подымемся с низин плотского состояния на высоты со­стояния духовного, возлетим туда, куда вознес челове­ческое естество и тело Свое Богочеловек, искони быв­ший в Боге Отце по Божеству Своему, воссевший одес­ную Отца человеческим естеством по совершении ис­купления человеков.

6) Для поддержания немощи нашей, для враче­вания язв греховных, получаемых нами после креще­ния, для поддержания святыни, которою запечатле­ны мы святым крещением, в целости, Бог даровал нам таинство исповеди. Этим таинством возобновляется и восстановляется состояние, доставляемое святым Кре­щением (Требник. Последование исповеди). К таинству исповеди должно прибегать по возможности часто: душа того человека, который име­ет обычай часто исповедовать свои согрешения, удерживается от согрешений воспоминанием о предстоя­щей исповеди; напротив того, неисповедуемые согре­шения удобно повторяются, как бы совершенные в по­темках или ночью (Лествица. Слово 4, гл. 53).

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Евангелие упоминает о двух блаженных состояниях: о состоянии спасения и о состоянии христианского со­вершенства. Некоторый богатый и знатный юноша иудейский припал к ногам Богочеловека и просил ска­зать ему, как он должен поступать, чтоб наследовать живот вечный, спасение? Иудею, то есть правильно ве­рующему в Бога, Господь отвечал: Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф.19:17). На вопрос юноши, какие бы то были заповеди, Господь указал на одни заповеди, оп­ределяющие богоугодные отношения каждого правовер­ного к ближнему, не упомянув о заповедях, определяю­щих отношение человека к Богу, как об известных иудею и с точностью сохраняемых им, по крайней мере по наружности. Нравственный и религиозный недуг иуде­ев ко времени пришествия на землю вочеловечившего­ся Бога изменился.

Недуг изменился в своей видимой форме, оставаясь в сущности тем же, чем был и прежде — стремлением к богоотступничеству. Иудеи не выражали той непреодо­лимой наклонности к идолопоклонству, которая навето­вала, разрушала и духовное и гражданское благосостоя­ние их в течение целого тысячелетия, от исшествия их из Египта до переселения в Вавилон. Сатана не влек их к отступлению от Бога и к поклонению себе при посред­стве поклонения идолам: другую кознь, более действи­тельную, другую погибельную пропасть, несравненно более глубокую и мрачную, он придумал и приготовил для них. Сатана оставил иудеев служителями истинного Бога по наружности. Мало этого: он увлек их к усилен­ному, неправильному уважению обрядовых постановлений и старческих преданий, в то же время выкрал ува­жение к заповедям Божиим; он увлек их в подробней­шее и утонченное изучение Закона Божия по букве, в то же время выкрал изучение Закона Божия жизнью; зна­ние Закона Божия по букве он употребил в средство вовлечения в ужаснейшую гордость, в ужаснейшее са­момнение, при которых они, именуя себя и представля­ясь другим чадами Божиими, на самом деле были вра­гами Бога и чадами диавола (Ин.8:44). Под предлогом сохране­ния верности к Богу они отвергли Бога; под предлогом сохранения общения с Богом, они отвергли общение с Богом, заразились сатанинскою ненавистью к Богу, за­печатлели эту ненависть богоубийством [144]. Все это со­вершилось от оставления жизни богоугодной! Все это совершилось от оставления заповеданных Богом отно­шений к ближнему, причем сохраненные по наружнос­ти отношения к Богу соделываются мертвыми. По этой причине Спаситель возводит иудея, вопросившего о том, как ему спастись, в отношения к ближним, запове­данные Богом. Так и всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни вни­мательной, если захочет заняться своим спасением, дол­жен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним. В этих отношениях он должен исправить то, что подлежит исправлению, принести искреннее покаяние пред Богом в том, что уже не подлежит ис­правлению, и предначертать себе деятельность, благоугодную Богу. Се пол имения моего, сказал Господу мытарь Закхей при обращении своем, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею. Он услышал радостнейшее определение всеблагого и всемогущего Господа, пребы­вающего и ныне столько же благим и столько же все­сильным: Днесь спасение дому сему бысть, зане и сей сын Ав­раамль есть, прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго (Лк.19:10). Потомок Авраама по плоти признан Богом за потомка в то время, как решился на жизнь богоугод­ную: из этого следует, что до того времени он не был признаваем, несмотря на право по плоти. И христиа­нин, доколе проводит произвольную греховную жизнь, противную евангельским заповедям, не признается хри­стианином, хотя имеет право на это наименование, присовокупившись к святому христианскому племени крещением. Что пользы в исповедании словами при от­вержении делами? Исповем им, небрегущим об исполне­нии евангельских заповедей, обетовал Господь, яко нико­лиже знах вас. Отъидите от Меня, делающие беззаконие! (Мф.7:23) Для спасения необходимо исполнение всех постановле­ний Евангелия, хранимых в должной целости единою Святою Православною Церковию.

Упомянутый выше юноша, услышав ответ от Госпо­да, что для спасения нужно жительство по заповедям Божиим, сказал: Вся сия сохраних от юности моея: что есмь еще не докончал? Рече ему Иисус: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вслед Мене, взем крест (Мф.19:20,21; Мк.10:21). Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира; для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необхо­димо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим. Образец христианского совершенства мы видим в святых апостолах, как засвидетельствовал о себе и о них святой апостол Павел, сказав: Елицы убо со­вершеннии, сие да мудрствуем (Флп.3:15), что совершенство христианское, будучи жительством в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, как бесконечен Бог (Флп.3:20,12). «Это совершенное, несовершающееся совершенство совершен­ных, как поведал мне некто вкусивший его, — говорит святой Иоанн Лествичник, — столько освещает ум и от­вергает его от всего вещественного, что, по вступлении в сие небесное пристанище, по большей части из жиз­ни по плоти возносит, приведши в состояние исступле­ния, на небо к видению (и там содержит). Об этом гово­рит негде познавший, может быть, из опыта, яко Божии державнии земли зело вознесошася» (Пс.46:10. Лествица. Слово 29, гл. 5). Об этом сказал вос­хищенный до третьего неба и оставшийся жить там сер­дечными чувствованиями и помышлениями: наше житие на небесех есть (Флп.3:20). Совершенство состоит в явном причас­тии Святаго Духа, Который, вселившись в христиани­на, переносит все желания его и все размышление в вечность. Такое состояние души своей исповедал святой Давид, засвидетельствовавший о себе: Дух Господень гла­гола во мне, и слова Его на языце моем (2Цар.23:2). От действия Свя­таго Духа мог сказать Давид: Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скоичавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Боге живе (Пс.83:2,3). Имже образом желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому: когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:2,3). Увы мне, яко пришельствие мое продолжися! (Пс.119:5) Неестественно человеку в обыкновенном его состоянии такое пламен­ное желание преселения в вечность: оно свойственно лишь мужу Духоносному, как и Духоносный Павел ска­зал о себе: Мне еже жити, Христос; и еже умрети, приобре­тение есть. Желание имый разрешитися и со Христом быти (Флп.1:21,23). «Купец, — говорит святой Исаак Сирский, — когда исполнится предприятие его и получится следую­щая ему часть корысти, спешит возвратиться в дом свой. И монах, доколе не совершено поприще делания его, не хочет разлучиться с телом. Когда же ощутит в душе сво­ей, что поприще им совершено, и он получил залог, тог­да начинает желать будущаго века... Ум, обретший пре­мудрость Духа, подобен человеку, нашедшему корабль на море. Когда он поместится в этот корабль, то немед­ленно уплывает в нем из моря мира преходящего и приплывает в остров, принадлежащий будущему веку. Ощущение будущаго века в сем мире подобно малому острову на море: приставший к этому острову уже не будет более трудиться в волнах мечтаний сего века» (Слово 85). Преподобный Макарий Великий живописует христи­анское совершенство следующими чертами: «Надобно человеку, так сказать, пройти двенадцать ступеней и потом достигнуть совершенства. Если кто достиг сей степени, то и пришел в совершенство. Опять, когда благодать начнет действовать слабее, он сходит с од­ной ступени и стоит на одиннадцатой. Иной, богатый и обилующий благодатию, всегда, день и ночь, стоит на степени совершенства, будучи свободен и чист от всего, всегда увлеченным и восхищенным в горняя. Если б это сверхъестественное состояние, явленное ныне человеку, изведанное им на самом опыте, всегда ему сопребывало, то он не мог бы ни принять на себя служения Слову, ни понести каких-либо трудов, ни слышать что, ни в нужных случаях позаботиться о себе или о наступающем дне, а сидел бы в одном углу восхи­щенным и как бы упоенным. По этой причине полная мера совершенства не дана человеку, чтоб он мог иметь попечение о братии и упражняться в служении Слова. Но стена уже разрушена и смерть побеждена. Это должно понимать так: как в каком-либо месте, при возжженной и светящей в нем свече, может находить­ся и некоторая мрачная сила, и густой воздух потем­нять его; так и при духовном свете находится некото­рое покрывало. По сей причине находящийся в этом свете человек исповедует себя еще не совсем совер­шенным и свободным от греха. Разрушилась, так ска­зать, и разорилась отделявшая стена, но только отчас­ти, а не совсем и навсегда, потому что благодать иног­да сильнее наставляет и укрепляет человека, а иногда как бы слабеет и уменьшается, сообразуясь с пользою человека. Кто достиг в сей жизни совершенной степе­ни и самым опытом узнал будущий век? Я еще не видел ни одного человека, который бы вполне достиг хрис­тианского совершенства, вполне был свободен от вся­кого порока. Хотя и упокоевается кто в благодати, по­стигает тайны и откровения, вкушает неизреченную сладость благодати; однако, при всем том, и грех в нем обитает... Я еще не видел никого совершенно свобод­ным; ибо и я отчасти восходил некогда до той степени, и узнал, что нет ни одного человека (вполне) совершен­ного» (Беседа 8, гл. 4,5). По сей-то причине, как мы видели, святой Иоанн Лествичник, а подобно ему, и многие святые отцы назвали человеческое совершенство в христиан­стве несовершенным совершенством, как и святой апостол Павел сказал: Не уже достигох или уже совершихся: гоню же, аще и постигну, о нем же и постижен бых от Христа Иисуса. Братие! аз себе не у помышляю достигши: едино же, задняя забывая, в передняя же простираяся, со усердием гоню к почести вышняго звания Божия — христианского совер­шенства — о Христе Иисусе (Флп.3:12,13).

Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига; подвигом доказы­вается только действительность и искренность желания получить дар; подвигом, который обуздывает и укроща­ет страсти, естество человеческое соделывается способ­ным и предуготовляется к принятию дара. От человека зависит очистить и украсить, и то с помощью Божиею, обитель в себе для Бога; пришествие Бога в эту обитель зависит единственно от Божия благоволения (Ин.14:32). Нестяжание и отречение от мира есть необходимое условие к достижению совершенства. Ум и сердце дол­жны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены; всяк от вас, сказал Господь, иже не отречется всего своего име­ния, не может быть Мой ученик (Лк.14:33). Упование на тленное имущество должно быть заменено упованием на Бога, а самое имущество — обетованием Бога, Который сказал: не пецытися глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся? Всех бо сих языцы ищут: весть бо Отец ваш небес­ный, яко требуете сих всех. Ищите же прежде Царствия Бо­жия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:31-33). Посреди всех лишений, посреди трудного положения, в которое по-видимому приводит себя христианин, отказавшийся от имения и от всех преимуществ, доставляемых миром, он, содействующею ему Божиею благодатию, поставля­ется в самое удовлетворительное положение, какого мир никогда не может дать своим служителям. Это по­ложение изображено святым апостолом Павлом так: Во всем представляюще себе якоже Божия слуги, в терпении мно­зе, в скорбех, в бедах, в теснотах, в ранах, в темницах, в нестроениих, в трудех, во бдениих, в пощениих, во очищении, в разуме, в долготерпении, в благости, в Дусе Святе, в любви нелицемерне, в словеси истины, в силе Божией, оружии прав­ды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благо-хвалением: яко лестцы, и истинни: яко незнаеми. и познавае­ми: яко умирающе, и се, живы есмы: яко наказуеми, а не умер­щвляеми: яко скорбяще, присно же радующеся: яко нищи, а многи богатяще: яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2Кор.6:4-10). В таком положении были все святые апостолы, все ос­тавившие и шедшие вслед Господа Мф.19:27. Они не имели ве­щественного имущества, но всему миру, утопавшему в погибели, доставили неоцененное духовное богатство — богопознание и спасение. Они не имели вещественного имущества, но вселенная им принадлежала: во всякий город, во всякое селение, куда они ни приходили, приготовлены им были промыслом Божиим и помещение и содержание, и елицы из уверовавших во Христа господие селом или домовом бяху, продающе приношаху цены продаемых и полагаху при ногах апостол (Деян.4:34). В таком поло­жении были все святые мученики. Пред вступлением в подвиг обыкновенно они давали свободу рабам, а иму­щество раздавали нищим [145]. Разорвав все связи с миром, они совлекали с себя самую одежду — тело — в без­закониях зачатую, облекались в одежду Святаго Духа, в Самого Господа нашего Иисуса Христа, претворяли свою одежду — тело — из плотской в духовную, из тлен­ной в нетленную, из греховной в святую, из земной в небесную. Страдания святых мучеников имели особен­ный характер: они страдали не как чада ветхого Ада­ма, — как члены Христа. Святая мученица Фелицитата была беременною в то время, как ее, за твердое испове­дание веры, заключили в мрачную и душную темницу. В темнице она разрешилась. Во время родов, которые были трудны, Фелицитата не могла удерживаться от воплей. По этому поводу один из тюремных стражей сказал ей: «Ты так кричишь теперь; что ж с тобою бу­дет, когда тебя предадут зверям на снедение?» Она отве­чала: «Теперь страдаю я; но тогда Другой во мне будет страда



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: