ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ДГТУ)
Факультет «Инновационный бизнес и менеджмент»
Кафедра «Экономика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
и программа проведения
производственно й практики
для студентов направления 100700
«Торговое дело» (коммерция)
Ростов - на - Дону
Составители: ст. преподаватель Волкова И.Г.
Методические указания и программа проведения производственной практики студентов направления 100700 Торговое дело (коммерция) / Издательский центр ДГТУ, Ростов н/Д, 2012. с.
Предназначены для студентов дневной формы обучения направления 100700 Торговое дело (коммерция)
Введение
Для совершенствования профессиональной подготовки студентов направления 100700 Торговое дело (коммерция) учебный план предусматривает производственной практики.
Данный вид практики отражают важную составляющую образовательной программы – обеспечение целостности и неразрывности теоретического обучения и профессиональной практической подготовки бакалавров.
Практика является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится в коммерческих организациях различных отраслей экономики и государственного управления независимо от форм собственности.
В результате прохождения практики студенты должны:
• закрепить знания, полученные в процессе обучения в университете;
• приобрести и закрепить профессиональные навыки в области коммерции;
• сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной деятельности;
|
• показать свои профессиональные качества, для последующего трудоустройства
Цель и основными задачами производственной практики являются:
Целями производственной практики по направлению подготовки 100700.62 Торговое
дело, профилю Коммерция являются закрепление и углубление теоретической подготовки
студента, приобретение им практических навыков и компетенций, а также опыта
самостоятельной профессиональной деятельности в области коммерческой деятельности
организаций по отраслям и сферам применения и, конечно, возможность последующего трудоустройства выпускников.
Задачами производственной практики студентов по направлению подготовки 100700.62 Торговое дело в соответствии с видами профессиональной деятельности бакалавра являются:
торгово-технологическая деятельность:
· организация и эффективное осуществление контроля качества товаров и услуг;
· организация и осуществление приемки товаров по количеству и качеству, ее учета;
· управление товародвижением, его учет и оптимизация, минимизация потерь товаров, затрат материальных и трудовых ресурсов;
· участие в работе по организации и осуществлению торгово-технологических процессов на предприятии;
· участие в проведении инвентаризации, определении и списании потерь
организационно-управленческая деятельность:
· сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления коммерческой деятельностью;
· изучение и прогнозирование спроса с учетом требований потребителей на определенных сегментах рынка;
|
· составление документации в области коммерческой деятельности и проверка
правильности ее оформления;
· соблюдение действующего законодательства и нормативных документов, а также
требований, установленных техническими регламентами, стандартами, положениями
договоров;
· выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых
переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль за выполнением договоров;
· управление ассортиментом и качеством товаров и услуг;
· выбор и реализация стратегии ценообразования;
· организация и планирование материально-технического обеспечения предприятия,
закупки и продажи (сбыт) товаров;
· повышение качества торгового обслуживания потребителей;
· управление товарными запасами и их оптимизация;
· управление персоналом коммерческой службы;
· анализ и оценка коммерческой деятельности для разработки стратегии организации;
организация и осуществление коммерческой деятельности
научно-исследовательская деятельность:
· организация, проведение исследований коммерческой деятельности и оценка их
эффективности;
· проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;
· участие в разработке инновационных методов, средств и технологий осуществления коммерческой деятельности.
Содержание производственной практики
Вначале студенты должны получить базовые знания о предприятии.
Они включают следующие вопросы:
- история развития предприятия;
|
- изучение (ознакомление) Устава предприятия и других учредительных документов, их соответствие требованиям закона;
- организационная структура управления с указанием отделов, должностей и местонахождения руководящего персонала; это важно для определения статуса того или иного служащего, понимания взаимоотношений между служащими и клиентами;
- информация об ассоциированных членах или финансируемых компаниях (если предприятие входит в состав какой-либо группы), о действующих соглашениях с другими фирмами, если такие существуют (агентские или взаимные торговые отношения и т.д.);
- цели, задачи и оценка коммерческой деятельности предприятия, роль персонала в достижении поставленных целей;
- управление финансами: капитал фирмы и его источники; прогнозирование объема продаж, товарных запасов и денежных ресурсов; экономия денежных средств в процессе коммерческой деятельности;
- использование маркетинга в связи с рыночной ориентацией коммерческой деятельности;
- ассортимент товаров и услуг предприятия, формирование ассортимента и источники товароснабжения;
- рынки, на которых действует фирма, приоритетность различных сегментов рынка, характеристика клиентов и конкурентов;
- политика предприятия в области цен: размеры надбавок, установление цен, предоставление кредитов, применение скидок и других льгот при поставках;
- вопросы организации делопроизводства: тип и объем документации (договоры, заказы, счета, заявления, расписки, чеки, претензии), подготовка специальных и текущих докладов;
- вопросы безопасности, касающиеся защиты жизни работающих, служебной информации, продукции и торгово-технологических процессов, прибыли, объемов реализации, а также сохранности товаров и имущества, доступа к компьютерам и перспективным планам фирмы, соблюдения санитарных правил.
Учитывая важность базовой информации, она должна быть представлена в виде беседы специалистов соответствующих функциональных подразделений со студентами, которые будут иметь с ними рабочие отношения в процессе прохождения практики.
Далее руководитель практики от предприятия определяет студенту виды деятельности, связанные с выполнением основных коммерческих операций (закупка, продажа) и операций, обеспечивающих товародвижение (доставка, приемка, хранение, отгрузка).
Студент выполняет следующие задания:
1) изучает и анализирует основные этапы договорной работы;
2) изучает содержание работ по закупке товаров: выявление и анализ источников закупки товаров, определение спроса покупателей, формирование и предоставление заказов поставщикам или заключение с ними договоров, контроль за поставками и ведением претензионной работы, стимулированием сбыта;
3) знакомится с управлением товарными запасами: информацией о состоянии товарных запасов, использование ее для правильного определения объема закупок;
4) принимает участие в организации доставки товаров от поставщика (или отгрузки товаропроизводителю) и знакомится с транспортно-экспедиционными операциями на этапах отправления и приемки товаров, при доставке их автомобильным и железнодорожным транспортом;
5) знакомится с организационной структурой склада и функциями его работников, комплексом операций, связанных с подготовкой к приемке и приемкой товаров, размещением их на хранение, организацией хранения и подготовкой к отпуску товарополучателям, изучает организационно-экономические принципы хранения;
6) выполняет в качестве дублера следующие операции: приемку товара на склад (в магазин), проверку товаров по количеству и качеству, оформление приемо-сдаточных документов, регистрацию принятых товаров;
7) изучает принципы хранения товаров: планирование складской площади, размещение товаров, обеспечение их безопасности, организация учета и отпуска товаров со склада, применение подъемно-транспортного оборудования;
8) изучает организацию работ по продаже товаров методами, существующими в предприятии и способствующими увеличению товарооборота и прибыли; изучает экономические, технологические и социальные показатели, характеризующие продажу, работу по ее стимулированию; знакомится с оформлением документов и учетом товаров в процессе продажи.
В зависимости от субъекта коммерческих операций руководитель практики от университета может дать студенту индивидуальное задание на период прохождения практики. (Приложение 2)
Виды, формы и место проведения практик
Студенты направления 100700 «Коммерция (торговое дело)» в четвертом (4) семестре проходят производственную практику продолжительностью две (2) недели.
Для проведения производственной практики студентов отделом практики университета совместно с выпускающей кафедрой «Экономикой» определяется список предприятий, учреждений и организаций в качестве баз практики.
Студенты могут проходить практику на коммерческих предприятиях с которыми заключены договора университета, кафедры «Экономика», а также студентам предоставляется право самостоятельного выбора места прохождения практики с обязательным заключением договоров с предприятием, что является подтверждение о готовности предприятия принять практиканта.