В этом разделе необходимо описать внешнюю и внутреннюю среду предприятия, отразить его организацию коммерческой и маркетинговой деятельности по следующим направлениям:
- классификация, специализация и типизация предприятия;
- материально-техническая база предприятия:
(основные производственные фонды (пассивная часть – здания – объекты, обеспечивающие условия производственного или торгового процесса, подготовки и реализации товаров, оказания услуг; склады; сооружения; активная часть – торгово-технологическое оборудование; подъемно-транспортные устройства, средства малой механизации, автомобильный транспорт и др.);технология производственных процессов; техническое переоснащение)
Оценка потенциала предприятия:
- территория торгового района или района обслуживания;
- емкость рынка: кто является основным покупателем или потребителем услуги;
Анализ сбыта продукции (товаров, услуг), стимулирование продаж. Изучение основных покупателей. Анализ работы с покупателями: изучение и прогнозирование сбыта, сервисное обслуживание
В данном разделе необходимо отразить:
Формирование ассортимента товаров (услуг):
- наличие ассортиментного перечня и ассортиментного минимума;
- ассортимент товаров, услуг, работ;
- наличие ассортиментного перечня (минимума) товаров;
- контроль и анализ показателей ассортимента, его полноты, стабильности (устойчивости), новизны;
- обеспечение соответствия ассортимента потребностям потребителей;
- использование технических и автоматизированных средств для контроля за ассортиментом товаров;
- решения, принимаемые предприятием в рамках ассортиментной политики;
|
Управление товарными запасами:
- нормирование товарных запасов (установление их необходимых размеров);
- оперативный учет и контроль состояния товарных запасов;
- регулирование товарных запасов (поддержание их на необходимом уровне);
Рекламно-информационная деятельность:
- виды рекламных средств и их применение предприятием;
- методы привлечения внимания покупателей (потребителей) к товарам (услугам);
- методы привлечения внимания покупателей (потребителей) к предприятию;
- способы увеличения известности, создания имиджа предприятия;
- методы стимулирования продаж;
Организация и технология продажи товаров:
- методы продажи товаров;
- торговое оборудование, используемое в предприятии, и его размещение;
- организация сервисного обслуживания покупателей (потребителей).
В этом разделе необходимо отразить наличие или отсутствие специализированной службы, указать на какого специалиста возложены коммерческие функции, какой отдел и каким образом выполняет коммерческие функции на предприятии.
6. Ознакомление с планированием снабжения. Изучение критериев выбора поставщиков продукции (товаров, услуг) и анализ работы с поставщиками; договорная работа с поставщиками; анализ выполнения договоров поставщиками
В отчете необходимо отразить:
О рганизацию коммерческих связей:
- подходы к выбору поставщиков;
- установление хозяйственных и партнерских связей с ними;
- порядок заключения, изменения и расторжения договоров поставки товаров, договоров купли-продажи;
- ответственность сторон за нарушение условий договоров; контроль исполнения договорных обязательств;
|
- организация закупок товаров.
Финансово- экономической анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности предприятия
В этом разделе необходимо провести оценку финансово-экономического состояния предприятия и определить эффективность коммерческой деятельности:
- анализ платежеспособности и финансовой устойчивости;
- анализ кредитоспособности и ликвидности баланса предприятия;
- анализ эффективности использования оборотных активов;
- анализ финансовых результатов предприятия;
- оценка потенциального банкротства предприятия;
Эффективность использования рабочей силы
- товарооборот на одного работника;
- прибыль на одного работника;
- валовая, или чистая, прибыль, полученная в расчете на 1 тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды;
Обобщающий показатель эффективности коммерческой деятельности.
В этом разделе необходимо провести расчеты и сделать вывод об эффективности коммерческой деятельности предприятия.
Изучение и анализ конкурентов предприятия. Использование маркетинга при осуществлении коммерческой деятельности. Рекламно-информационная работа на предприятии и ее эффективность
В этом разделе необходимо отразить:
Организацию маркетинговой деятельности на предприятии:
- наличие специализированной службы либо выделенных специалистов;
- распределение маркетинговых функций и ответственности за их выполнение;
- обеспечение маркетинговой информации;
- сегментацию рынка и позиционирование предприятия на рынке;
|
Комплекс маркетинг-микс:
- реализация товарной политики (основные товары предприятия, потребности, удовлетворяемые данными товарами, обеспечение конкурентоспособности товаров, сервисное обслуживание и т.д.);
- ценовая политика (соответствие цены товаров и потребительской ценности, методы адаптации цены к условиям рынка, реакция на изменения т.д.);
- сбытовая политика (используемые каналы сбыта, условия работы с поставщиками, построение вертикальных маркетинговых систем);
- коммуникационная политика (используемые стратегии продвижения товаров и услуг, инструменты продвижения, наличие программ продвижения, распределение коммуникационного бюджета и т.д.);
- ключевые факторы маркетинговой стратегии, обеспечивающие конкурентоспособное положение на рынке;
- провести анализ основных конкурентов;
- составить матрицу SWOT
С целью оценки конкурентоспособности предприятия, организации его взаимодействия с поставщиками и потребителями необходимо провести качественные исследования, обработать полученные результаты.
По результатам качественных исследований и оценке эффективности организации коммерческой деятельности сделать выводы, внести свои предложения об оптимизации по рассмотренным вопросам.