Навык – автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности.
Существуют три основных классификации навыков:
· По тренируемому аспекту – фонетические, лексические, грамматические, а также техники чтения и техники письма;
· По условиям функционирования – языковые и речевые;
· По характеру операций – экспрессивные и рецептивные навыки.
Языковой навык – это автоматизированное оперирование изолированным языковым материалом вне условий общения.
Речевой навык – это автоматизированное коммуникативно-мотивированное использование материала в речи в ситуации общения.
Экспрессивные навыки – это навыки, использующиеся в экспрессивных видах речевой деятельности (при говорении и письме).
Рецептивные навыки подразумевают автоматизированное распознавание и понимание языкового и речевого материала.
1. Фонетические навыки
Фонетический навык – автоматизированные операции идентификации и воспроизведения звуковых единиц в соответствии с языковой установкой на данном языке.
Роль слухо-произносительных навыков:
· обеспечивает реализацию функции фонетических средств в коммуникации
· нарушение фонетических норм языка препятствует взаимопониманию
· уровень владения фонетикой определяет качество орфографического навыка и умений в письменной речи
· несформированные фонет. навыки замедляют развитие беглости чтения, что является причиной неточного понимания текста
· Фонет. навыки входят во все ВРД и обеспечивают функционирование всех речевых умений
Выделяют следующие подвиды фонетических навыков:
Слухо-произносительные навыки - это навыки правильного произнесения всех звуков в потоке речи, а также узнавание, различение и понимание всех звуков при восприятии речи других людей.
Ритмико-интонационные навыки - это навыки интонационно и ритмически правильного оформления собственной речи и понимания речи других людей.
Этапы обучения фонетике:
· Ориентировочно-подготовительный. Ознакомление с новым фонетическим явлением, выполнение первичных языковых операций по образцу. Ориентировка может быть двух видов Практическая ориентировка основана на имитационных упражнениях, когда ученик овладевает новым языковым явлением через практику и без объяснения правил функционирования этого языкового явления. Осознанно-теоретическая ориентировка означает первоначальное ознакомление с правилами функционирования изучаемого языкового явления.
· Стереотипизирующе-ситуативный. Цель: формирование динамического стереотипа. Результат: формирование следующих качеств навыка: автоматизированность осознанность
· Варьирующе-ситуативный. Цель: применения формируемого навыка как компонента умения. Результат: формирование гибкости и устойчивости навыка.
Фонетические навыки отрабатываются и закрепляются в специальных фонетических упражнениях различного характера в процессе учебно-речевых и игровых действий. Обращение к игровой форме упражнений определяется универсальностью игровой деятельности, обеспечивающей овладение языком в системе взаимосвязанного обучения ВРД. Игры «фонетические» используются для развития у учащихся слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости.
2. Лексические навыки
В методической литературе лексический навык рассматривают как компонент речевого навыка самостоятельный элементарный навык одновременно.
Лингвопсихологичекая характеристика лексических навыков. Формируются следующие навыки:
· Экспрессивные (соотношение с активным словарем – навыки интуитивно правильного словоупотребления и словообразования в устной и письменной речи)
· Рецептивные (навыки узнавания и понимания лекс. единиц при восприятии на слух или при чтении, с пониманием его значения и сферы употребления)
Психофизиологической основой лексических речевых экспрессивных и рецептивных навыков являются лексические автоматизированные динамические связи как единство семантических, слухоречемоторных и графемоно-фонемных образов слов и словосочетаний. Речевые лексические навыки существенно отличаются от грамматических, характеризуясь большей логико-семантической осознанностью. Это проявляется в выборе слов, их правильном семантическом сочетании в зависимости от целей и условий коммуникации, содержания высказывания.
Лексическая правильность иноязычной речи зависит от уровня сформулированности лексических навыков, то есть от упрощенности связей иностранных языков с понятиями и связей между словами иностранного языка.
Методика формирования лексических навыков
· Ориентировочно-подготовительный этап Первичное введение лексической единицы на основе семантизации и её закрепление. Семантизация – система действий направленных на установление взаимосвязи между формой слова и ее значением.
Беспереводной: • Через наглядность • Через антонимы/синонимы • Контекст • Толкования на иностранном языке
Переводной: • Полноценный перевод • Перевод толкования
Упражнения: языковые
· Стереотипизирующе-вариативный Упражнения: языковые, условно-речевые
· Варьирующе-ситуативный Упражнения: речевые, условно-речевые
3. Грамматические навыки
· Языковые грамм. навыки – автоматизированное оперирование грамматическими явлениями изолированно, вне условий общения.
· Рецептивные/перцептивные грамм. навыки (чтение, аудирование)
· Морфологический грамм. навык – навык интуитивно правильного распознавания и употребления морфем.
· Речевые грамм. навыки – автономное использование грамматического материала во всех ВРД (соотнесение с комм. задачей и ситуацией общения)
· Экспрессивные/продуктивные/репродуктивные грамм. навыки (письмо, говорение)
· Синтаксический грамм. навык – навык интуитивно правильного распознавания и употребления синтаксических конструкций.
Этапы формирования грамм. навыка
1. Ориентировочно-подготовительный (15-20 мин) Цель: показать, как новый материал функционирует в речи и обеспечить первичное закрепление. Учитель предъявляет материал в коммуникативной форме, активизируя мышление учащихся проблемными вопросами, а затем контролирует понимание учащимися полученной информации. Далее обычно следует имитативное упражнение для освоения звуковой формы явления, упражнение рецептивного характера в восприятии и понимании материала. Далее следует упражнение на воспроизведение материала с опорой на образец.
2. Стереотипизирующе-ситуативный Цель: формирование таких качеств навыка, как автоматизированнность, устойчивость и прочность. На данном этапе предусматривается серия упражнений на автоматизацию отдельных операций, построенная с учетом принципа доступности – от простого к сложному. Занимает несколько уроков. Используются условно-речевые упражнения.
3. Варьирующе-ситуативный Цель: формирование гибкости навыка и включение в речевую деятельность (аудирование, чтение, говорение, письмо). Предполагает объединение ранее изученного и нового материалов, их систематизацию.