Краткая характеристика творчества П.И.Чайковского.
Симфонии (обзор).
· Чайковский – первый образец русского композитора-профессионала.
· Сумел органично соединить в своем творчестве опору на музыкальный фольклор с западно-европейской традицией.
· Основное выразительное средство музыки Чайковского – это мелодия. Сам Чайковский считал мелодию «душой музыки». Её источники:
1) Русская городская песня, русский бытовой романс, народная музыка.
2) Русская композиторская музыка первой половины 19 века (особенно –Глинка).
3) Музыка западноевропейских композиторов-романтиков (особенно - Шуберт, Шуман).
4) Влияние музыки эпохи Классицизма (особенно – Моцарт, самый любимый композитор Чайковского).
· Основные достижения Чайковского в музыке:
- создал первый русский концерт для фортепиано;
- создал жанр русской лирико-психологической оперы и симфонии;
- стал основоположником русского классического балета.
· Основная тема творчества Чайковского – человек и его внутренний мир (как и у западноевропейских композиторов-романтиков 19 века). Основным импульсом к созданию музыки были его личные переживания.
Симфонии Чайковского (обзор)
· Всего 6 симфонии + большое количество симфонических произведений (например, «Манфред», «Буря», «Ромео и Джульетта», «1812 год», «Франческа да Римини»).
· Чайковский – самый крупный симфонист своего времени (не только в России, но и в мире).
· Содержание симфоний тесно связано с личной жизнью Чайковского, в какой-то степени «автобиографично». Все 6 симфоний – это своеобразный «музыкальный дневник» композитора.
· Каждая новая симфония является как бы образным продолжением предыдущей.
|
· Общая линия развития симфоний Ч. такова:
Первая симфония – лирико-психологическая;
Четвертая симфония – лирико-драматическая;
Шестая симфония – лирико-трагедийная.
· В центре симфоний Чайковского – одинокий человек (герой), который переживает из-за несовместимости своей собственной судьбы с окружающим миром.
· Основные темы в его симфониях показаны сквозь призму чувств главного героя:
- стремление к счастью, которому противостоят некий враждебные силы (злой рок, фатум);
- противопоставление мира грёз и реальной действительности;
- поэтичные образы русской природы глазами героя;
- картины народной жизни, окружающей героя.
Симфонии Чайковского, подобно симфониям Людвига ван Бетховена (немецкого композитора, 1770-1827 г.г.) – драматичные, конфликтные, с напряженным развитием. Но у Бетховена человек борется и побеждает судьбу. У Чайковского герой не борется, он пассивен.
Например, свою Четвертую симфонию (1878 год) Чайковский писал, опираясь на замысел Пятой симфонии Бетховена (борьба и победа человека над судьбой).
П.И.Чайковский: 4-я симфония «в сущности есть подражание Пятой бетховенской: то есть я подражал не музыкальным его мыслям, но основной идее».
Как и у Бетховена, Симфония №4 начинается со Вступления, в котором звучит «тема судьбы, рока» у медных духовых инструментов.
П.И.Чайковский: «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели».
Далее звучит тема главной партии – это образ страдающего, мятущегося человека.
|
П.И.Чайковский: «остаётся смириться и бесплодно тосковать»
Как и у Бетховена общий тональный план Четвёртой симфонии – от минора к мажору (у Бетховена – до-минор – До-мажор, от «мрака к свету»).
У Чайковского фа-минор – Фа-мажор. Но Чайковский выбрал совсем другой финал.
Финал в Четвёртой симфонии – это не победа над судьбой, а побег от нее в толпу, в «народ». В качестве одной из тем финала использована тема мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла».
Как сам Чайковский описывает финал:
«Если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. Ступай в народ… Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись, не взглянули на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно.»
А в Шестой симфонии (1893 год) финал (4-я часть) – это конец, уход из жизни, медленное угасание и пустота. Первое исполнение этого произведения состоялось в Санкт-Петербурге 16 октября (за 9 дней до смерти), дирижировал сам Чайковский.
М.Балакирев: «Что должен перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь».
П.И.Чайковский: «Я положительно считаю её наилучшей и в особенности наиискреннейшей из всех моих вещей. Я её люблю, как никогда не любил ни одно из других моих чад».
Поводом для создания симфонии стала встреча с Фанни Дюрбах (любимой гувернанткой, воспитывавшей его в детстве). Для Чайковского эта встреча стала символичной – словно встреча с детством. Его поразил резкий контраст между счастливыми воспоминаниями детства и реальной действительностью.
|
Шестая симфония стала своего рода «лебединой песней» Чайковского.
1 часть симфонии начинается с медленного вступления - одного из самых мрачных у Чайковского.
Б.Асафьев: «Человек силится вспомнить какую-то мысль и долго не в состоянии этого сделать».
Главная партия логически вытекает из вступления (строится на его интонациях). Она создаёт образ волнения, беспокойства, смятения.
Побочная партия в 1 части этой симфонии – одна из самых вдохновенных, прекрасных, благородных тем Чайковского. Это образ мечты, счастья. По форме – 3-х частна (АВА).
· начинается тема ПП с «вершины источника» (с верхнего звука);
· имеет песенно-романсовую мелодику;
· в мелодии нет интонации малой секунды (т.е., лишена всякой обостренности).
Разработка в этой части начинается как взрыв, с удара (тутти, фортиссимо) – это создаёт ощущение ужаса (сильный психологический приём). Это крушение мечты и надежды.
4 часть Шестой симфонии - Adagio lamentozo (медленно, жалобно).
Такое завершение симфонии не имеет аналогов в симфонической музыке. Это самая трагическая часть. Это уже не борьба жизни со смертью, это – реквием, похоронный плач.
В основной теме слышны интонации рыдания, взрывы отчаяния, крик боли. Основная тема – это хорал струнных, преобладает нисходящее движение, интонации малой секунды – всё это создаёт образ безмерной скорби.
В конце тема словно распадается на отдельные фрагменты-интонации и исчезает – «уход в небытие, смерть».
ВОПРОСНИК:
1) Почему Чайковского можно назвать композитором-профессионалом?
2) Каково основное средство музыкальной выразительности в музыке Чайковского? Какую роль он ему отводил?
3) Перечислите основные достижения Чайковского в русской музыке.
4) Сколько симфоний создал Чайковский? Какие еще симфонические произведения у него есть?
5) Какова образная эволюция симфонического творчества Чайковского (1,4,6 симфонии)?
6) Кто является героем симфоний композитора? Каковы основные темы в его симфониях?
7) Что общего между Четвертой симфонией Чайковского и Пятой симфонией Бетховена? Что их отличает?
8) Какова роль Шестой симфонии в творчестве Чайковского? В каком году она создана?
9) В чем необычность 4-й части (финала) Шестой симфонии?