П.И.Чайковский, Симфония №1, «Зимние грёзы», соль-минор, (1866 год)




 

Эта симфония хоть и Первая в творчестве П.И.Чайковского, но уже абсолютно зрелая и продуманная по замыслу (концепции) и его воплощению.

Написана после окончания учебы в консерватории, уже после переезда в Москву. Сочинялась в марте – июне 1866 года.

Её называют «первой исповедью души» Чайковского.

Эта симфония – первый образец русской лирической симфонии (лирико-психологической).

 

*** Лирическими называют произведения, выражающие чувства и переживания автора.

В симфонии 4 части. Чайковский дал название самой симфонии и первым 2-м частям:

1. «Грёзы зимнею дорогой», Allegro

2. «Угрюмый край, туманный край», Andante

3. Скерцо.
4. Финал.

Первая симфония передает всю силу любви композитора к родной природе. В ней Чайковский создает образы природы средствами песенной мелодики.

Музыка не изображает картины природы. Здесь - чувства и эмоции, который испытывает человек, глядя на бескрайние снежные просторы.

Характер Первой части симфонии («Грезы зимнею дорогой») задаётся ее главной партией. Это образ зимней дороги и связанных с ней раздумий, воспоминаний, мечтаний, которые рождаются и пролетают в сознании путника. Лиричная музыка сочетает в себе грусть с какой-то затаённой тоской и тревогой.

 

Сама мелодия – простая, песенная, в духе унылого народного напева (словно «песня ямщика»).

 

Симфония начинается еле слышным фоновым шелестом у скрипок. Возникающая на этом фоне мелодия поручена флейте и фаготу. Их звучание создаёт реальное представление о широте просторов, поскольку оба инструмента играют в унисон, но на расстоянии двух октав.

 

 

 

Главная партия (ГП) имеет 3-х частную форму и состоит из двух тем:

1-я тема - «песенная»

2-я тема - «танцевальная»: основана на нисходящем движении по хроматическим звукам со штрихом «стаккато». Создаётся ощущение мелкого колкого снега…

 

Уже в пределах ГП обе темы активно развиваются и достигают первой мощной кульминации (тутти и фортиссимо).

 

Побочная партия (ПП): зимняя дорога отошла в сознании путника на задний план, полностью исчезла из восприятия, душой овладели какие-то приятные, тёплые воспоминания (может быть летние?).

Звучит мелодия у кларнета, в духе русских народных протяжных песен, (пасторальный колорит):

 

Заключительная партия экспозиции имеет народно-плясовой характер и звучит у медных духовых инструментов. Ее аккордовая тема непосредственно переходит в разработку.

 

Разработка начинается со смены мажора на минор.

Здесь ведущее значение получает первая тема (ГП), которая активно развивается (множественное секвентное проведение её отдельных фраз и мотивов). В разработке постепенно нарастают тревожные чувства вплоть до драматичной кульминации с обрывом («тихий такт» - на паузе).

 

Реприза сокращена. Главная партия (первая тема) теперь взволнованно и ярко звучит у струнных; а после побочной и заключительной партий (соль мажор) начинается развернутая драматичная Кода.

Но к концу коды напряженность музыки ослабевает, и первая часть заканчивается возвращением первой темы главной партии в ее первоначальном изложении – круг замкнулся.

Вторая часть симфонии называется «Угрюмый край, туманный край». Она создавалась под впечатлением поездки по Ладожскому озеру на остров Валаам.

Медленно, сосредоточенно вступление струнных. Гобой запел основную тему - раздольную мелодию, напоминающую протяжные крестьянские песни:

Третья часть симфонии не имеет подзаголовка, но содержание ее очевидно и без этого. Открывается скерцо легкими трелями у кларнетов и флейт. И сразу зашелестели в прихотливом ритме скрипки, словно снежные хлопья, подхваченные метелью. Причудливую, но народную по характеру мелодию подхватили деревянные духовые, и скоро все закружилось в метельном хороводе. Вспоминается А.С.Пушкин:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин! —

кажется, именно так можно расшифровать программу этого раздела. Но мелькнул огонек вдали. Другой, третий, и усталый путник въезжает в своей занесенной снегом кибитке в гостеприимную усадьбу.

Ярко освещены окна, звучит обаятельный, нежный вальс. Это — средний раздел скерцо. Мелодия вальса изящная, чуть меланхоличная, но слышатся в ней и мужественные нотки. Сквозь его мелодию постепенно начинает проби­ваться завывание метели. Все громче, громче оно, и вот уже не слышно вальса, только ветер метет и бьет в лицо колючим снегом. Что же это было? Видение? Греза? Впереди бесконечный зимний путь...

 

Финал симфонии стоит особняком от остальных частей. Это – яркая картина массового народного праздника. Начинается с медленного сумрачного вступления в соль-миноре, в котором постепенно прорисовываются интонации русской народной песни «Я посею ли, млада». Позднее эта песня станет основой темы Побочной партии.

Основные темы (ГП и ПП) звучат уже в Соль-мажоре – это картины веселящегося, ликующего народа.

***

Первая симфония Чайковского пленяет своей лирической непосредственностью и поэтичностью музыки. В ней уже можно проследить черты поздних симфоний композитора:

· активное развитие уже в пределах основных тем;

· много кульминационных моментов (резких подъёмов и спадов - крещендо и диминуэндо);

· в самые напряженные моменты – «паузы» (сильный психологический приём, который потом будет встречаться в поздних симфониях);

· каждая группа инструментов имеет «свою роль»:

- струнные смычковые – эмоциональность («внутренний мир»)

- деревянные духовые – пасторальность («внешний мир»)

- медные духовые – фанфарность (в будущем ассоциируются с темой «рока», «фатума»).

 

ВОПРОСНИК:

1) В какой период жизни Чайковского написана Первая симфония?

2) Как можно определить жанр Первой симфонии?

3) Какие произведения (в музыке, литературе) называют «лирическими»?

4) Почему Первая симфония является программной?

5) Каковы музыкальные особенности Главной партии 1 части симфонии (мелодия, оркестровка, лад, строение)?

6) Каково строение 3 части симфонии? Какова жанровая основа среднего раздела?

7) Каковы особенности Финала симфонии (тональный план, образная трансформация, опора на русский фольклор)?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: