Для выполнения заданий на это содержание важно помнить специфику понятий «индивид» (подчеркивает и обозначает типичные признаки человека как представителя человеческого рода, обладающего биологическими родовыми признаками), «индивидуальность» (обозначает специфические характеристики, как природные, биологические, психические, так и общественные, не повторяющиеся ни в ком другом) и «личность» (понимается как устойчивая система исключительно социально значимых характеристик человека — члена общества).
44. Единичный представитель человеческого рода называется
1) индивидом
2) индивидуальностью
3) личностью
4) творцом
ЧЕЛОВЕК
45. Какой термин используется для того, чтобы обозначить непо
вторимое своеобразие, специфические черты, присущие кон
кретному человеку?
1) индивид
2) деятель
3) творец
4) индивидуальность
46. Совокупность черт, отличающих данного человека от всех дру
гих, присуща
1) личности
2) индивидуальности
3) индивиду
4) гражданину
47. Что из нижеперечисленного характеризует человека как лич
ность?
1) особенности внешности
2) принадлежность к виду homo sapiens
3) прямая походка
4) социальный статус
48. Человека как личность характеризует (-ют)
1) особенности строения тела
2) общественная активность
3) свойства темперамента
4) психическое и физическое здоровье
49. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Социализация — процесс, обеспечивающий включение в ту или иную социальную группу.
Б. Социализация преимущественно направлена на формирование типично-групповых свойств и проявлений человека.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
50. Индивидуальность — это
1) специфические черты, присущие человеку как биологическому организму
2) темперамент человека, его характер
3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке
4) совокупность человеческих потребностей и способностей
51. В процессе жизни человек формируется как
1) биологическая особь
2) индивид
3) личность
4) особый генотип
52. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во
взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
1) индивида
2) индивидуальность
3) организм
4) личность
53. Социализация личности — это
1) общение с окружающими
2) изменение социального статуса
3) усвоение социального опыта, накопленного человечеством
4) переход из одной социальной группы в другую
54. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Сущностные черты личности обнаруживаются при изучении биологического строения человека.
Б. Сущностные черты личности обнаруживаются через изучение взглядов человека на природу, общество, других людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
ЧЕЛОВЕК
55. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Самопознание
Выполняя задания на данное содержание, важно помнить, что сведения о себе, своих возможностях, качествах и интересах человек получает в результате сопоставления с проявлениями окружающих и своим прошлым опытом, как с помощью самонаблюдения и самооценки, так и внешних источников, включая мнение окружающих.
56. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность
своего «я»?
1) самообразование
2) самопознание
3) самовыражение
4) самолюбие
57. Самопознание направлено на
1) выявление сущности своего «я»
2) отражение объективной действительности
3) формирование знаний об окружающем мире
4) анализ поведения других людей
58. Результатом самопознания, в частности, является
1) накопление знаний о человеке и природе
2) познание ценностей общества
3) изучение социальных норм
4) представление о своих способностях
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
59. Процесс самопознания характеризуется накоплением знаний
об особенностях
1) собственной внешности
2) различных типов темперамента
3) моральных и правовых норм
4) взаимодействия человека и природы
60. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Изучение себя может осуществляться в процессе общения, игры, труда.
Б. Самопознание в отдельных ситуациях требует специальных усилий и знаний.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
61. Верны ли следующие суждения?
А. Для постижения своего «я» обязательно следует проводить психологические эксперименты.
Б. Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свои состояния.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
62. Верны ли следующие суждения о самопознании?
А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с
другими людьми. Б. Человек может определить, каков он, прислушиваясь
к мнению других людей о себе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответы к разделу «Человек»
Человек | |
Способности | ||
Потребности | ||
ББАА | ||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе могут быть в любом порядке названы: 1)задатки; 2)способности; 3) одаренность; 4)талант; 3) гениальность. | ||
Правильно названы три уровня при отсутствии неверных позиций | ||
Правильно названы два уровня | ||
Назван один уровень ИЛИ ответ неверный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Ответ должен содержать по одному примеру подлинной и мнимой потребности и имеющий основание вывод о последствиях их удовлетворения. Например: подлинные потребности — в еде, в трудовой деятельности, в познании и др,; мнимые потребности — в курении, алкоголе и др. Удовлетворение мнимых потребностей ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу; удовлетворение подлинных потребностей побуждает человека к активной жизни, способствует его самосовершенствованию без нанесения ущерба природе и другим людям |
ОТВЕТЫ
Приведено по одному примеру подлинной и мнимой потребности и сделаны выводы, имеющие основание | ||
Приведены примеры и указано последствие удовлетворения потребностей одной из групп ИЛИ приведен(-ы) пример(-ы) подлинной и мнимой потребности, но вывод сделан только по одной группе потребностей | ||
Приведены только примеры ИЛИ только сформу-лировано(-ы) последствие(-я) реализации потребностей одной или обеих групп | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | ||
ГБАВ | ||
Трудовая(труд) | ||
Результат | ||
Цель | ||
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе может быть указано на создание орудий, машин, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин |
Правильно указаны три примера | ||
Правильно указаны один-два примера | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста такие черты человеческой деятельности, как целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности | ||
Указаны и проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста две черты | ||
Указана и проиллюстрирована с помощью отдельных фрагментов описания одна черта | ||
Черты человеческой деятельности названы, но не проиллюстрированы с помощью отдельных фрагментов текста, ИЛИ ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 2 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
Дан утвердительный ответ. Приведен аргумент (автором описано появление результатов нового, более совершенного качества в результате труда человека). Дано определение творческой деятельности как деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее | ||
Дан утвердительный ответ; приведен аргумент (автором описано появление результатов нового, более совершенного качества); определение творческой деятельности не дано, |
ОТВЕТЫ
дан утвердительный ответ; дано определение творческой деятельности как деятельности, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее | ||
Дан утвердительный ответ без аргументации и определения творческой деятельности ИЛИответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы | |
В ответе должно быть 1) отражено и обосновано мнение автора (вся пре образовательная деятельность человека направ лена на служение людям; в обосновании могут использоваться слова «все это для того и созда валось, чтобы служить людям» или «пользуясь ею (машиной), постепенно о ней забываешь»; 2) высказано и обосновано собственное мнение (например, может быть указано, что деятель ность направлена на удовлетворение потребно стей; в частности, познавательная деятель ность удовлетворяет потребность в знаниях). Отражено и обосновано мнение автора; высказано и обосновано собственное мнение | ||
Отражено и обосновано мнение автора ИЛИ высказано и обосновано собственное мнение | ||
Отражено мнение автора и (или) собственное мнение без обоснования | ||
Ответ неправильный | ||
Максимальный балл | 3 | |
2 х | ||
* | ||
3 |
60 61 | |