Сундучок сказок использование сказок для воспитания толерантности




В литературе для детей множество произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности.

О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов, не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

В другой известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

Многие ошибочно отождествляют понятие толерантности и терпения. Да, это родственные определения, но если рассмотреть понятие толерантности на практике, то различия станут очевидны.

Если рассмотреть, например, тему толерантности в литературе, то в глаза сразу бросится это различие.

Терпение слишком широкое понятие, а толерантность может быть его разновидностью, но своеобразной, отличной от других проявлений терпеливого отношения.

Например, в сказке Андерсена «Русалочка», одна из дочерей морского владыки, тоже терпит, терпит боль, более того боль нечеловеческую, терпит её ради любви к земному принцу. Несмотря, на то, что каждый шаг причиняет ей боль, девушка отказывается от рыбьего хвоста и «меняет» его на возможность быть рядом с любимым, возможностью этой и является приобретение человеческих ног вместо русалочьего хвоста.

Но терпение в данном случае является личностным качеством, не распространяющимся на окружающих. Конфликта с ними так же нет, и быть не может, так как русалка онемела, сразу, как её хвост превратился в ноги. Конфликт возникает не из-за непонимания, а из-за безответной любви. Более того, с позиции взрослого человека, становится понятно, что не так-то она была и безответна. Просто принц, испытывая благодарность по отношению к принцессе, якобы спасшей ему жизнь, считал своим долгом отплатить ей тем же, и на благодарности возникает чувство. Сумей русалочка рассказать принцу свою историю, что именно она спасла его тонущего, принц естественно женился бы скорее на ней, чем на принцессе, но русалочка онемела из-за зелья колдуньи, превратившего её в земную девушку. Тем более нелогично его поведение, когда он привел девушку в замок, окружил русалочку заботой, теплом.

Не любя, он никогда не поступил бы так и не привел незнакомую девушку в замок.

О терпении, как о явлении физическом, в этой сказке идет речь. Русалочка терпит боль и немоту, страдания оттого, что принц женился на другой. Терпение русалочки здесь не является терпением толерантным, так как толерантность обязательно направлена на кого-то извне.

Более того, нельзя рассматривать толерантность и просто как терпение к кому-то, на «последней точке кипения». Человек может терпеть, просто не показывая вида, что не согласен, а внутри горя от возмущения. Толерантность подразумевает помимо спокойного, уважительного отношения к мнению другого человека, еще и поиск возможного компромисса во взглядах.

Многие знают, что сказка «Морозко» имела народные корни, то есть первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей.

Имена главных героинь варьировались, но именно вариант, предложенный А.Роу, где неблагодарную дочь звали Марфута, а благодарную Настя прижился. Хотя в первоначальном варианте именно ту дочь, которая вытерпела испытания Морозко звали Марфа. Да и конец у русской народной сказки был намного более пессимистичный – неблагодарная (у А.Роу Марфуточка) дочь погибает от холода, а вовсе не приезжает домой с ледяными украшениями.

Но, если все же говорить об этой сказке, в аспекте толерантности, то очевидно станет, что дочь – падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.

Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.

В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу:

«Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит и поит,

И ответ держать велит».

Вместо того, чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.

В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерьми было очень сложно.

Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос.

Настенька – младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению. Настенька хотя и хочет вернуться домой к сестрам и отцу, но вслух говорит об этом, лишь, когда тоска её достигает такой точки, что терпеть разлуку с близкими уже невозможно: «Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров, лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных…».

Она уважает невидимого гостеприимного хозяина за его ум, доброту, почтительное отношение к своей гостье: «С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день — во зеленом саду на гуляньях, во темных лесах на катаньях и во всех палатах высоких…». Девушка проявляет терпеливое отношение, потому что понимает одиночество и грусть этого человека: «И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет…»

В сказке братьев Гримм «Король Дроздобород» молодой король учит свою жену уважению к себе, исправляя её своенравный характер, приучив свою нареченную упрямую королевну к труду, в том числе и судомойки. Таким образом она общается с людьми не только своего круга, но и с низшими по её представлениям слоями общества. Она лишь окунувшись в атмосферу рабочей среды прислуги начинает понимать и уважать мнение не только знати, но и людей более низкого класса. Более того, король Дроздобород женится на этой девушке, представившись ей и её отцу бедным бродячим музыкантом без гроша в кармане. Ранее упрямая нерадивая принцесса, которая презирала всех, кто бы к ней не просватался, становится покладистой и хозяйственной женой, с уважением относящийся теперь и к высокопоставленным особам и к нищим.

В мудрой сказке «Кот в сапогах» кот видя огорчение своего хозяина по-поводу того, что ему от умершего отца не досталось в наследство ничего из того, что он бы хотел – никаких ценностей, только он, решает помочь своему хозяину обрести счастье и положение в обществе. Кот охотно прислушивается к мнению своего хозяина, терпеливо сносит его упреки в начале повествования, помогая ему стать маркизом к концу сказки, всячески ублажая его и проявляя огромную верность и преданность. В свою очередь хозяин кота пытается угодить королю, в чью дочь он влюблен, делает всё, что говорит ему кот, чтобы понравится отцу своей будущей нареченной.

В красивой детской сказке «Белоснежка и семь гномов» главная героиня помогает маленьким гномам, сходным своими характерами с детьми, работает для них: стирает, убирает, развлекает их, то есть учит всему тому светлому и доброму, что носит в своей душе. Здесь наглядно можно проследить умение идти на компромиссы и искусство уживаться. Ведь гномы сначала настороженно отнеслись к своей гостье, затем, видя старательность Белоснежки, её хозяйственность, внимание к маленьким хозяевам лесного жилища, принимают её как родную сестру и сильно привязываются и привыкают к ней.

Астрид Линдгрен также в своей широко известной сказке «Карлсон, который живет на крыше» не раз обращается к теме поиска компромисса между родителями и детьми, к теме настоящей дружбы и преданности.

Малыш – самый обычный семилетний мальчик из обычной шведской семьи: «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят — Боссе, Бетан и Малыша…»

У Малыша практически нет настоящих друзей, и он мечтает о собаке, которая сгладила бы его одиночество. Родители категорически против домашних животных в доме. Уже отчаявшись найти настоящих друзей, не получив уже который раз в подарок на день рожденья щенка, Малыш встречает удивительное создание с пропеллером за спиной:

«…мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живет на крыше. Но ведь в то время Малыш еще не знал его…»

Подружившись с Карлсоном, Малышу приходится мириться и с его обидчивостью, и с шалостями, и с любовью покушать. Все помнят фразу Карлсона из известного мультфильма: «А нельзя так, чтобы восемь тортов и одна свечка?», брошенную им при взгляде на торт с восемью свечками. А к тому же выясняется, что Карлсон раним и ревнив, когда Малышу все же дарят симпатичного маленького щенка на восьмилетие.

В любимой сказке очень многих детей Алана Александра Милна «Винни Пух и все, все, все…» сосуществуют вместе, даже отличаются завидной дружелюбностью друг к другу несколько абсолютно не похожих друг на друга персонажей: добрый, толстый и глуповатый медвежонок Винни Пух, грустный задумчивый ослик Иа, хозяйственный и серьезный Кролик, маленький пугливый поросенок Пятачок, умная, умудренная опытом Сова, игривый и подвижный Тигра и т.д.

Герои отлично ладят друг с другом, контактируют, общаются, несмотря на разность интересов. Эта сказочная история как нельзя лучше иллюстрирует тему толерантности в детской литературе.

Взять хотя бы ситуацию с походом Винни Пуха и Пятачка в гости к Кролику, когда Пух съедает там почти все запасы гостеприимного хозяина. Вместо того, чтобы возмутиться или засыпать Винни упреками, Кролик лишь тогда говорит: «Просто кто-то слишком много ест…», когда Пух упрекает его в том, что в доме Кролика слишком узкие двери, и застревает на выходе.

Среди героинь детских сказок, безусловно, можно привести в качестве терпеливой личности, умеющей идти на компромиссы Дюймовочку.

Прожив у мыши в норке всю зиму, крошечная девочка терпела сварливость хозяйки, помогала и выручала мышку в беде. Не повстречай девушка ласточку, кто знает, может, судьба Дюймовочки сложилась бы трагично, и ей пришлось прожить несчастную жизнь с жадным слепым кротом.

Сказку Андерсена «Гадкий утенок» многие психологи используют как материал для проведения занятий по национальной терпимости, например, С.В. Бобинова предлагает задать ряд вопросов детям по данной сказке:

1. объясните причины того, что никто не любил гадкого утенка, и он оказался предметом нападок со стороны других;

2. кажутся ли вам эти причины справедливыми и обоснованными?

3. считаете ли вы, что разные во всех отношениях люди могут уживаться вместе? Если могут, то какую извлекают из этого пользу, чему учатся?

Задача взрослого на данном материале научить ребенка толерантному отношению к людям другой национальности, к людям, придерживающимся других взглядов, к тем, кто чем-то отличается от представителей основной группы.

То, что человек другой, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения. Издевкам могут подвергаться часто самые достойные дети, просто иногда не нашедшие свое место в коллективе.

Гадкий утенок даже сам себе казался гадким, лишь тогда он осознал, что просто не общался с себе подобными, когда встретил лебедей и понял, что он один из них, ведь они приняли его в свое сообщество, отнесясь с уважением и почтением к молодому лебедю, которого долго считали среди уток и кур некрасивым переростком.

Рассматривая сказку Киплинга «Маугли» можно сказать, что образцами толерантного поведения здесь служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, пусть и не понимающую человеческий язык, но, несомненно, сильную и непреклонную. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных.

Кровожадный тигр Шерхан служит здесь собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен.

В условиях современной цивилизации можно выделить фантастическую литературу, которой увлекается читающая молодежь. Среди них особо выделяется волшебные сказки для всех возрастов, как «Хроники Нарнии. Лев колдунья и волшебный шкаф» и истории о Гарри Поттере. Эти книги можно даже назвать волшебными сагами, которые читают, как маленькие дети, так и взрослые с удовольствием.

В сказочной истории о Гарри Поттере один из преподавателей магии говорит о существовании таких заклинаний, как заклинание, насылающее страх, смерть и т.п. Применять их следует, по его объяснению, только в крайних случаях, когда остальная магия бессильна.

Да, и друзья Гарри абсолютно разные люди, но всегда готовы выручить друг друга в беде, протянуть руку помощи в критической ситуации, крепко дружат, несмотря на различие в характерах.

В книге для детей и взрослых «Хроники Нарнии. Лев, колдунья и волшебный шкаф» Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси уважают профессора, несмотря на то, что он им сначала кажется чудным, они толерантны по отношению к человеку старшего поколения.

Попадая в страну по ту сторону шкафа – загадочную Нарнию, они учатся ладить с её обитателями, относятся к ним почтительно и уважительно, за исключением конечно колдуньи-королевы и её приспешников.

Таким образом, во многих художественных произведениях для детей и молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии. Задача взрослых – помочь детям увидеть эту тему, понять и принять её.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: