ПРОЕКТИРОВАНИЕ АКЦИДЕНТНОГО ШРИФТА




Постмодернистская парадигма меняет отношение к шрифту. Стало нормой использование непрофес­сионального шрифтового творчества в профессио­нальной типографике. Шрифты хлынули в повседневность, заполняя всю визуальную среду, превращая ее в сплош­ную «шрифтовую среду». На арену вышла бытовая каллиграфия. Постмодернизм дает полное право любому непрофессиона­лу принять участие в пополнении шрифтового ассор­тимента. Проектирование шрифта в век модернизма было уделом элиты высококвалифицирован­ных специалистов, в постмодернистское время - становит­ся весьма массовым занятием. Шрифты "гранж" и деконструктивные, поя­вившись сперва в журналах и плакатах, со временем появились и в фирменных портфолио. Материалом для шрифтового творчества служат различные гарнитуры, которые подвергаются «переработке». В резуль­тате такой сознательной «порчи» известных шрифто­вых гарнитур возникают характерные «битые», поражающие зрителя самыми раз­нообразными, порой непредсказуемыми эффектами.

Собственные поиски постмодернизма в области шрифта идут сразу во всех направлениях. Разрабатываются шрифты, осно­ванные па почерках рок-звезд, великих людей. Шрифты пишут: кистью, пером, пальцем, применяют «Colapen», «Brushpen», рейсфедер и другие инструменты. Буквы соединяются с живописью, рисунком, фотографией, различными предметами. Их вырезают, трафаретят, рисуют, шьют, пилят, выпекают, насыпают, наливают, склеивают, выдавливают, печатают, моделируют и так далее. Постмодернизм связан с такими понятиями как: «игривость», остроумие, неординарность, «острота», «свежесть», «парадоксаль­ность», «крутизна», способными «зацепить» чувства и создать выразительный образ. Информационные тексты приобретают эмоциональную образность и выразительность картинки. Сегодня не занимается шрифтовым творчеством только ленивый.

Все шрифты фактически можно классифицировать по двум основным группам:

- шрифты текстовые или удобочитаемые предназначенные для набора объемных текстов (в книгах, газетах, журналах, проспектах) это шрифты с засечками (антиква) или без засечек (гротески или рубленные)

- вторая группа шрифтов – акцидентные (свободного стиля или медленно читаемые) предназначенные для набора в акцидентной продукции (акциденции), заголовков и других шрифтовых выделений (в плакатах, обложках, упаковках, календарях дипломах и т.д.). Если классическая типографика использовала в основном антикву, модернизм гротеск, то при постмодернизме расцветают акцидентные шрифты (Display Faces).

Случилось нечто ранее совершенно невероятное – молодежь решила, что шрифты – это круто и хлынула в это ранее «скучное» и сугубо профессиональное направление.

Личный интерес, художественная свобода, креативность и экспериментальный подход помогут вам создать самобытный и оригинальный шрифт.

Каким может быть шрифт? – любым! Вот некоторый не полный список возможных направлений в шрифтовом творчестве:


· Орнаментально-декоративный

· Фантастический

· Фигурный

· Имитационный

· Исторический

· Трехмерный

· Модульный

· Деконструктивный

· Технологический

· Рукописный

· Живописный

· Графический

· Фотографический

· Винтажный

· Сконструированный

· Редуцированный и т.д.


 

Что нужно учесть при проектировании шрифта. Текстовой шрифт очень сдержан по графике с заметными в основном только профессионалам различиями и традиционной логикой пропорций и пластики, меняющихся в достаточно узких пределах. Простые по восприятию, ясные, а главное удобочитаемые. Средние по насыщенности, пропорциям, пластике форм и элементов, привычные и «стандартные» на первый взгляд. Незаметные и инертные, их задача передавать информацию не отвлекая на себя внимание. Проектирование текстового шрифта дело серьезное и ответственное, требует знания «кучи» тонкостей и условностей (известных только профессионалам) опыта, точно поставленного глаза и утонченного вкуса, поэтому текстовой шрифт мы не проектируем.

Эстетика акцидентного шрифта – активная выразительность, сложность и чувственность, что проявляется в характере линий и контуров, пропорций, насыщенности, степени контрастов, оригинальной форме глифа (отдельного знака) и его элементов. В море современной информации, чтобы сообщение заметили оно должно выделяться, привлекать к себе внимание, становиться более рекламным, похожим на шоу, аттракцион, фейервер­к. Сообщение должно выглядеть как аппетитный кусочек, мимо которого трудно пройти. Для этого и служат акцидентные шрифты – привлекать внимание, выделять, передавать настроение, создавать образ и наполнять эмоциями.

Шрифт заголовка и основного текста должны резко отличаться. К серебру набора вряд ли подойдет нормальное начертание в заголовке, такой заголовок потеряется на фоне основного текста, не будет активно выделяться, и привлекать внимание читателя при выборочном чтении. Светлое начертание шрифта берут для заголовка гораздо реже, когда необходимы легкость и изящность (обусловленные темой текста), кроме того его линии должны быть четкими оригинальными по форме и убедительными. От него должны исходить стиль и мода, иначе он не будет выполнять своей функции, кроме того он должен быть крупным и соседствовать с приличным количеством воздуха, поэтому, как правило, для заголовков в журналах и газетах или «ударных» слов в плакатах выбирают шрифты насыщенного начертания весомые, крепкие, а значит и более привлекательные и заметные для зрителя.

И так, проектируемый шрифт, скорее всего, будет насыщенного начертания. Важно вовремя остановиться и не переборщить со сложностью формы и количеством деталей (количество не обязательно переходит в качество). Помните, что в основе конструкции любой буквы лежит графема, как только вы забудете об этом, это будет означать, что вы закончили рисовать буквы и уже просто рисуете все что угодно, но только не алфавит. В этом случае вы рискуете нарисовать ребус или кроссворд, требующий расшифровки или отгадывания. Очень тонка грань между шрифтом, сообщающим информацию и мешающем ее воспринимать, в любом случае шрифт должен быть хотя и медленно, но читаемым.

Шрифт можно выполнить в прописном (маюскульном, заглавном) начертании или в строчном (минускулы) на оба начертания необходимо большее время. Учесть, что прописные в целом более статичны и уравновешены, строчные более динамичны, а их пропорции как правило, более широкие. В конце алфавита необходимо дать пример нескольких знаков препинания (точка, запятая, тире, восклицательный и вопросительный знаки). Цифры по желанию автора, кроме алфавита, нужно показать пример области его возможного применения в виде обложки, журнального разворота, плаката или надписи на футболке, сумке и т.д., чтобы оценить его возможности по соседству с наборным шрифтом, подходящей по стилю графикой, фотоизображением в виде заголовка, буквицы, слова или может быть в креативном единстве с другой гарнитурой.

Для получения живого, выразительного алфавита необходимо наполнить его противоположностями (жизнь это единство и борьба противоположностей). Противоположности не просто борются, но и взаимоусиливают друг друга, способствуя росту напряженности и активности внутри композиции, а значит выразительности каждого глифа и алфавита в целом. Шрифт, выполненный одинаковыми по ширине линиями, поставленными на одинаковом расстоянии, вряд ли будет эмоциональным, живым и выразительным, скорее станет однообразным, монотонным и, в итоге, скучным. Необходимо дополнять крупные формы мелкими деталями, узкое – широким, прямое – округлым, ровное – рваным, плотное – разряженным, интенсивное – спокойным, и так далее и тому подобное.

Проектирование проходит в три этапа. На первом проводится исследовательская работа. Изучаются аналоги и прототипы в интернете, литературе, примеры оригинальных надписей в рекламной продукции и студенческий опыт проектирования. После того как вы «вошли» в тему, поняли и почувствовали ее изнутри приступаете ко второму этапу – поиску вариантов и выполнению поисковых набросков. На этом этапе не стоит пытаться сразу выполнить все литеры алфавита, не останавливать только начавшийся процесс поиска. Выполнив 3-4 глифа переходить к другому варианту уже с совершенно другим решением, не стоит опять продолжать предыдущее, чуть изменив его. Топтание на одном месте украдет у вас время, перегорите и устанете, и дальше будет тяжело «изобретать», что-то не менее, а может и более креативное и выразительное. Постарайтесь избегать формализма в своей работе, например, тупого, механического выкладывания букв пуговицами или ватой, «оригинальность» материала должна быть дополнена работой над формой, рисунком букв, важна именно творческая часть работы с использованием вкуса и интеллекта. После того как вы набросали достаточное количество и почувствовали что фантазия притупилась, внимательно, желательно совместно с преподавателем, проанализируйте получившиеся варианты и отдайте предпочтение тому, который вы считаете наиболее интересным и подходящим над которым вы будете работать с интересом и желанием получить результат. Результат, который не стыдно показать или поместить в портфолио, как личное достижение.

Наступает наиболее важный третий этап – проектирование акцидентного шрифта. Шрифт сложно организованная система из многих повторяющихся в том или ином виде частей и элементов и достаточно логичная, где нет места случайностям все взаимосвязано. Как же решать, какие элементы или детали являются ошибочными, а какие отклонения допустимы, на какие необходимо опираться как на основу сходных принципов построения при проектировании последующих знаков. Как не запутаться и проектировать не методом проб и ошибок, а выстроить четкую логическую структуру будущего шрифта. Проектировать знаки четко, понимая, что и как нужно делать.

Шрифт это графически упорядоченное изображение знаков определенной системы письма. У родственников в семье много общего, они похожи внешне, имеют общий кров и часто общие предпочтения в еде, вместе празднуют и отдыхают, имеют общие предметы быта, и подчиняются определенным принятым в семье правилам взаимоотношений и обязанностей. В тоже время каждый член семьи является отдельным индивидуумом с личным только ему принадлежащим набором вещей, одежды и комнатой или углом в общем пространстве. Также и в шрифте каждая буква имеет свою собственную конструкцию графемы, но в тоже время является частью алфавита и связана родственными узами и общими чертами с остальными буквами. Член семьи, грубо нарушающий общие семейные правила и не желающий иметь с членами семьи ничего общего, может быть изгнан из нее, если не исправится, как и буква с маргинальным характером из алфавита. Жители страны также имеют общий язык, территорию, менталитет и т.д., но связи менее тесные чем в семье, поэтому имеются писаные правила – законы, по которым должен жить каждый член этого общества. Имеется законотворческий орган – дума (парламент), которая формирует свод законов исправляет не актуальные или пишет новые. Благодаря законам в стране сохраняется порядок, мир и целостность общества. Есть исполнительная власть (правительство, полиция, прокуратура), которая следит, чтобы все члены общества соблюдали законы, а нарушающих их исправляют путем наказания.

При проектировании шрифта автор формируемого «общества букв» выступает в двух лицах, с одной стороны формирует свод правил, по которым строится единство шрифта, а с другой следит за тем, чтобы все буквы им подчинялись, не подчиняющиеся общим правилам знаки подвергаются исправлению.

Многое зависит от качества законов, правильной постановки вопроса, формулировки, важности затрагиваемых ими вопросов, величины и значимости корректируемых областей, а также их глубины и детальности воздействия.

Для начала нужно внимательно рассмотреть выбранный шрифт и попробовать понять, чем же он нравится. Проанализировать, что же делает его привлекательным (пропорции шрифтовых знаков, особенности формы и контрформы, характер линий, соотношение штрихов, детали в рисунке контура, характер концевых элементов, овалы и наплывы, какие и как четко выявляются противоположности, степень открытости, количество воздуха внутри знака, положение средней линии шрифта, соотношение верхней и нижней частей в знаке, постановка знака относительно главной линии шрифта и т. д.)

Можно написать (или держать в голове) список законов (правил или условий) по которым будет формироваться шрифт. Список в процессе работы вы можете корректировать, сокращать или дополнять новыми условиями.

Список может выглядеть примерно так:

· Шрифт эмитирует слегка небрежную из-за скорости написания свободную ручную каллиграфию остроконечного пера с явными попытками делать это более или менее аккуратно.

· Основные штрихи тонкие с наклоном примерно 70 градусов и оканчиваются, как правило, акцентными ударами в начале и конце. Линии имеют индивидуальный характер, незначительно меняются по ширине и относительно прямые.

· Соединительные и дополнительные линии широкие в сильном контрасте с основными линиями шрифта. Как бы перо перевернули, прижали к бумаге, и получилась очень широкая линия ровная с одной стороны и рваная с другой стороны. Рваные места умеренны по активности и расположены с тенденцией к локальности размещения.

· Горизонтальные линии проходят примерно под углом в 15 градусов. Чуть сужаясь или расширяясь

· Буквы слегка вытянуты по вертикали и достаточно стройные.

· Средняя линия шрифта вблизи зрительной середины.

· Штрихи не стыкуются, а пересекают друг друга с небольшим выходом за контур.

· Шрифт имеет общий угловатый характер, что проявляется и в форме овалов.

· Шрифт динамичный, что достигается акцентированием на диагональных направлениях.

· Небрежный характер шрифта подчеркивается редким введением пятен похожих на небольшие кляксы и так далее.

 

Вы можете написать любой закон. Например, все буквы должны быть разной высоты или с разными наклонами, что узкие должны чередоваться с широкими и так далее. Вы можете написать закон, что все буквы должны быть абсолютно разными. Тогда необходимо будет проследить за этим. Правда, если вы хотите хоть какой-то доли гармоничности и целостности (вы производите семью знаков, родственников) нужно подумать какие характеристики будут сходными и свяжут этот набор в единый шрифт.

Желательно чтобы в процессе определения списка сложился целостный образ шрифта, например, насколько знаки игривые или строгие, легкие или тяжелые, степень стройности, плотности, сколько воздуха вбирают в себя. Охарактеризуйте насколько пластичная, ровная или рваная, правильная или случайная в целом линия и форма на уровне ощущений и т. д.

Каждой фонеме (звуку) как правило, соответствует несколько вариантов графем прописных или строчных букв, подумайте какая из графем более всего подходит к рисунку и характеру вашего шрифта.

Необходимо вспомнить закономерности зрительного восприятия, приводящие к искаженному восприятию формы (зрительные иллюзии) и методы компенсации оптического обмана.

Единый стиль и единые выразительные средства достигаются сходными принципами построения или сходными свойствами и использованием в том или ином виде повторяющихся элементов. Если в одном знаке появился срез угла, значит, он появится и в другом знаке, может быть в другом углу, других пропорций и под другим углом среза, но он должен появиться. Повторяться должны те черты, которые особенно важны для восприятия формы и образа буквы, а также имеют большой композиционный вес. Решать какие элементы повторяются, а какие являются элементами «случайности» и степень сходства и различия отдельных деталей в различных знаках только автору.

В процессе проектирования необходимо все время держать образ шрифта в голове и постоянно возвращаться к уже спроектированным знакам, проверяя и уточняя найденные решения. Только такой подход, помимо опыта, сложившегося вкуса и чувства формы дизайнера, может дать некоторую гарантию качества всего шрифта. Профессиональное дизайн-решение получится только в случае обеспечения единства визуального языка, где разница будет выступать лишь как часть общей логики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: